Метки текста:

Архитектура Деревянное зодчество Коллекция музея-заповедника «Кижи» Музеефикация Экспозиция Этнография

Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
К истории формирования экспозиции традиционных интерьеров крестьянских домов в музее-заповеднике «Кижи» (1988-2005 гг.) VkontakteFacebook

В состав основной экспозиции музея «Кижи» входят три заонежских крестьянских дома конца XIX – начала XX вв.: дом Ошевнева из д.Ошевнево (перевезен в Кижи в 1951 году), дом Елизарова из д.Середка (в 1961), дом Щепина из д. Волкостров (в 1975); три пудожских: дом Бутина из д.Пялозеро (в 1973), дом Беляева из д. Кубовская (в 1980), дом Поташева из д.Пяльма (в1978) и один дом из Южной Карелии – дом Яковлева из д. Клещейла (в 1966).

Экспозиции интерьеров крестьянских домов создавались поэтапно по мере перевозки памятников гражданской архитектуры в музей: дом Ошевнева – 1961 г., дом Елизарова – 1963, дом Яковлева – 1971, дом Щепина – 1975, дом Бутина – 1982.

Создателями первых экспозиций крестьянских домов были научные сотрудники, стоявшие у истоков создания музея: Беляев А.Т., Воробьев Н.В., Прасолов М.И., Кожарина Н.М., Гущина В.А., Гущин Б.А.

Экспозиции заонежских домов создавались по результатам обследования сохранившихся традиционных интерьеров в окрестностях Кижей, а также в соответствии с описанием интерьеров северных крестьянских домов у ведущих исследователей деревянного зодчества: Р.Габе, А.Ополовникова, И.Маковецкого. Экспозиция карельского дома – на основании материалов экспедиционного обследования крестьянских домов Южной Карелии (Олонецкого и Пряжинского районов). Интерьер пудожского дома Бутина старший научный сотрудник Б.А.Гущин создавал на основе материалов экспедиционных выездов в Пудожский район, а также сведений, сообщенных племянницей бывшего владельца дома жительницей д.Колодозеро Богдановой И.К. Большую помощь автору оказала статья исследователя М.А.Ильина [1] .

Первоначальные экспозиции просуществовали до 1987 года, претерпев ряд переэкспозиций и изменений [2] . Причем исторически сложилось так, что северная изба на втором этаже дома Ошевнева изначально приняла на себя функции выставочного помещения. С 1958 по 2006 год в ней состоялось 14 временных и стационарных выставок, созданных сотрудниками музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Авторы первых музейных интерьеров шли по пути создания собирательного, обобщенного образа заонежской крестьянской избы, отразившей в своем убранстве главную особенность традиционной крестьянской культуры Русского Севера – ее значительность и монументальность.

В 1980-х годах в музее «Кижи» при создании интерьеров начинает использоваться метод этнографической реконструкции.

В 1983 гг. ст.научный сотрудник музея Гущина В.А. переоборудовала горницу дома Ошевнева в «Горницу невесты» [3] . В этом же 1983 году ст. научный сотрудник Витухновская М.А. выполнила реконструкцию интерьера дома Щепина, воссоздав избу бондаря с установкой рабочего верстака и экспонированием набора необходимых бондарных инструментов.

В 1987 году в музее началась работа по уточнению отдельных деталей уже существующей экспозиции. Летом 1987 года состоялась экспедиция по Заонежью (деревни Шунгского, Толвуйского, Сенногубского, Великогубского сельсоветов) [4] , в процессе которой был выявлен целый ряд бытовых деталей, связанных с местонахождением и хранением предметов в крестьянской избе. На основании собранных материалов ст.н.сотрудником Л.В.Трифоновой была написана научная справка по традиционному интерьеру крестьянского жилища Заонежья [5] . В 1988 Трифоновой Л.В. была проведена реэкспозиция интерьеров домов Елизарова и Щепина, в 1993 – дома Ошевнева. Принцип реэкспозиции состоял в закреплении связи каждого отдельного предмета с его традиционным местонахождением в избе. Если в первых экспозициях была зафиксирована традиционная связь каждого предмета обстановки с определенной частью избы, то в реэкспозициях 1980–х годов речь шла о детализации, о воссоздании связей между микро– и макромиром вещей в крестьянском жилище.

В 1991 году состоялась экспедиция в район Ведлозера Пряжинского района КАССР [6] . Целью экспедиции было изучение особенностей интерьера карельских крестьянских домов начала XX века, расположенных в непосредственной близости к деревне Савиново, из окрестностей которой в 1966 году был перевезен в музей «Кижи» дом крестьянина Яковлева.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1993 году была выполнена переэкспозиция интерьеров избы и горницы I этажа дома Яковлева (автор – с.н.с. Трифонова Л.В.) в соответствии с особенностями устройства интерьера ведлозерской избы.

В 1999 году интерьер нижней избы дома Ошевнева был дополнен выставкой «Дары и приданое заонежской невесты» (автор – ст.н.сотрудник Калашникова Р.Б.). Тематика выставки позволила показать в контексте заонежской свадьбы приданое: постельные принадлежности, полотенца, бытовые вещи (сарафан, головной убор «корону», прялки, посуду, самовар) и подарки: станушки, постельники, шкатулку из карельской березы, ботинки, бусы, шелковые платки. Выставка создана на основе полевых материалов автора. Сопровождалась демонстрацией ремесел. Просуществовала до 2006 года.

В 1999 году на сарае дома Елизарова была открыта экспозиция «Строительство лодки кижанки» (авторы – научные сотрудники Наумов Ю.М. и Набокова И.И.). Авторы попытались воссоздать атмосферу мастерской мастера лодочника. Экспозиция позволила посетителю познакомиться с традиционным промыслом заонежан – шитьем лодок кижанок и была выполнена авторами на основе материалов, собранных в окрестностях Кижей: в д.Еглово, в деревнях Волкострова [7] .

В 2003 году был создан последний по времени интерьер «Горница на сарае дома Елизарова» (автор – ст.н.сотрудник Трифонова Л.В.). По свидетельству дочерей строителя дома Елизаровой К.К. (1925 г.р.) и Елизаровой А.К. (1918–2001) вторая изба в доме появилась на рубеже XIX начале XX вв. и была предназначена для проживания семьи брата владельца дома Константина Елизарова – Григория. Учитывая достаточное количество традиционно обставленных изб, предлагаемых для осмотра посетителям музея, автор экспозиции предложил реконструировать в помещении на сарае обстановку горницы конца XIX – начала XX столетия. Тем более, что изба на сарае по свидетельству А.К.Елизаровой изначально называлась в семье «сарайной горницей». Концепция оформления горницы была построена на гипотетической ситуации, типичной для Заонежья конца XIX – начала XX вв., когда горница в летнее время часто использовалась для проживания семьи родственников, приезжавших из Петербурга. Жизненность ситуации подтверждалась конкретными фактами из истории семьи Елизаровых: Григорий Елизаров, брат владельца дома, действительно проживал в Петербурге и бывал в Заонежье наездами. Поэтому горница обставлена с учетом петербургских вкусов владельцев и в то же время с учетом традиционности уклада жизни крестьянской семьи, сказавшейся в однотипном наборе предметов мебели и традиционной схеме их расстановки. В горнице вниманию посетителей в исполнении фольклорного театра музея периодически предлагается выставка духовной культуры: «Жестокие романсы. Городская песенная культура Заонежья начала XX века».

Подводя итог всему вышесказанному, следует подчеркнуть, что основой для создания музейных интерьеров крестьянских домов с начала существования музея являлись материалы, собранные авторами выставки в период, предшествовавший созданию экспозиции. Это сведения, почерпнутые из архивных источников, из специальной литературы, полевые материалы: зарисовки, беседы с информантами, свидетельства очевидцев, зафиксированные в полевых дневниках и отчетах, фото– и аудио документы. Созданию каждого интерьера, каждой переэкспозиции предшествовал экспедиционный выезд, написание научной справки или статьи. Авторы первых экспозиций шли по пути создания обобщенного образа крестьянской избы, стремясь передать главную особенность северной крестьянской культуры – ее значительность и монументальность. С 1980-х годов сочетание научных и полевых изысканий с методом этнографической реконструкции позволило соединить в одном музейном пространстве оригинальные этнографические предметы с реконструированными деталями крестьянского быта, которые, дополнив облик избы, помогли воссоздать атмосферу крестьянского жилища XIX века и ощутить образ ушедшей эпохи. Подобный подход к формированию экспозиции оказался наиболее актуальным и перспективным, он позволил активизировать интерес посетителей, оказывая воздействие не только на интеллектуальном, но и на эмоциональном уровне, и потому в последнее время явился основным в экспозиционной работе музея–заповедника «Кижи».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Актуальные проблемы развития музеев-заповедников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 221 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф