Метки текста:

Музеефикация Обрядовый фольклор Фольклор

Чусова Н.А. (г.Петрозаводск)
Из опыта демонстрации нематериального наследия в музее-заповеднике «Кижи» VkontakteFacebook

Наиболее полной формой сохранения исторической среды в настоящее время признаются музеи под открытым небом архитектурно–этнографического профиля. Экспозиция таких музеев объединяет памятники как материальной, так и духовной культуры народа, которые включают материальные экспонаты и сам процесс их создания [1] .

В последнее время расширяется представление о культурном наследии, хранимом в музее. Сегодня исследователи ставят вопрос о включении в музейное собрание не только движимых предметов, но и нематериальных объектов культуры, что «способствует более глубокому и широкоаспектному пониманию процессов культурного развития общества, а также более активному взаимодействию с ним музея» [2] .

Стремление сохранить в музее ремесла, художественные навыки, традиции впервые было реализовано в конце XIX века в музее Скансен на окраине Стокгольма. В течение XX века музеи–скансены получили широкое распространение во всем мире. Россия к началу XXI века имела около 20 музеев под открытым небом, главным образом деревянного зодчества. «Только 4–5 музеев в России строятся на основе наиболее прогрессивных, базирующихся на последних достижениях науки скансенологии (наука о музеях под открытым небом), принципах архитектурно–этнографического формирования. Такой профиль музея позволяет наиболее полно моделировать не только материально–историческую среду прошлого, но и на ее основе сохранять и возрождать народные промыслы, праздники, т.е. духовную культуру народов» [3] .

Почти в каждом музее подобного типа проводится работа по сохранению и демонстрации традиционных ремесленных технологий и трудовых процессов. Сложилось несколько возможных форм демонстрации нематериального наследия в музеях под открытым небом:

Не смотря на свои отличия все формы демонстрации нематериального наследия являются искусственно созданным образованием и лишь в разной степени приближенности к оригиналу воссоздают элементы традиционного быта. «Экспозиционный природно–архитектурный комплекс отличается от его обитаемого прототипа тем, что он является либо сценой, либо зрительным залом, построенным с учетом оптического и звукового восприятия происходящего действия» [7] .

С 1994 года музей–заповедник «Кижи» проводит работу по изучению, сохранению и демонстрации нематериальной культуры различных народов Олонецкой губернии. Исчезновение из повседневной жизни деревни многих народных ремесел и трудовых навыков стало основной причиной создания в начальником отдела истории и этнографии Воробьевой С.В. музейной программы «Ожившая экспозиция».

Основные задачи введения в обиход предложенной программы сводились к следующему:

  1. Представить посетителям особенности сезонных занятий крестьян,
  2. Посредством показа отдельных занятий раскрыть особенности бытового, семейного уклада Олонецких крестьян конца XIX – начала XX вв.,
  3. Показать некоторые виды домашних ремесленных занятий крестьян,
  4. Познакомить посетителей с основными техническими приемами отдельных ремесел,
  5. Продемонстрировать принцип действия отдельных этнографических предметов, входящих в экспозицию крестьянских домов.

Реализацию основных задач сводилась к показу женских и мужских ремесленных занятий, проводимых в основном, в осенне–зимний период, т.е. по завершении основных сельскохозяйственных работ [8] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, в музее–заповеднике «Кижи» сложилась своя форма демонстрации нематериального наследия, основанная на опыте других музеев под открытым небом и с учетом особенностей экспозиции музея «Кижи». Главным фактором стало то, что экспозиция музея–заповедника «Кижи» открыта для посетителей только в период летнего сезона, что не позволяет создать наиболее приближенную к традиционной жизни атмосферу и демонстрировать ремесленные технологии в обычное для них время (осень–зима). Свою роль сыграли условия хранения недвижимых памятников в экспозиции музея. Дома находятся в законсервированном виде, где искусственно воссозданы традиционные интерьеры, вследствие чего отпадает возможность демонстрации многих бытовых процессов, связанных с топкой печи и т.п. Форма демонстрации нематериального наследия, в которой представлены как бы обитаемые дома и усадьбы оказалась несовместимой с условиями существования экспозиции музея «Кижи».

Тем не менее, введение только показа некоторых ремесел и действия рабочих инструментов сотрудниками–статистами так же не устраивала создателей программы. Главной мыслью авторов стало создание программы, основная идея которой заключается в показе народных ремесел в их естественной среде – крестьянском доме, усадьбе, в попытке воссоздания живой картины крестьянской жизни, образа ушедшего времени. Форма показа традиционных ремесленных технологий, где воссоздаются «естественные», бытовые, этнографические сцены стала наиболее удобной и для движения экскурсионного потока. Более того, работа мастеров заключается не в простом показе ремесленного процесса и работы инструмента. Каждый мастер изготавливает необходимую в жизни музея традиционную вещь. Таким образом, каждая работа мастеров «Ожившей экспозиции» наполняется смыслом и имеет целью готовую вещь, так же как и работа мастеров прошедших веков.

Обязанностью каждого мастера является рассказ о своем ремесле экскурсионным группам и одиночным туристам. Рассказ мастера о своем ремесле дополняет демонстрацию процесса и позволяет посетителям музея более подробно узнать об этой стороне крестьянской жизни. В связи с эти возникает проблема поиска мастеров с высокой профессиональной подготовкой, понимающих специфику работы, направленную именно на восстановление традиционных техник, без использования современных наработок.

Долгое время в работе «Ожившей экспозиции» остро стоял вопрос реализации первых двух принципов программы: восстановление и изучение традиционных технологий. С 2005 года на основе программы «Ожившая экспозиция» был создан сектор традиционных ремесел. В данное время сотрудники сектора – профессиональные мастера – получили возможность более глубоко изучать историю и особенности того или иного ремесла. В работе над темами сочетаются теоретические исследования и практическое освоение новых ремесленных технологий. Практическим выходом этой работы является усовершенствование показа в экспозиции музея, демонстрация новых ремесел, создание необходимых для экспозиции музея копий и макетов.

Расширение работы программы в зимний период позволило создать новое направление, заключающееся в демонстрации нематериального наследия вне основной экспозиции музея на острове. На базе Лекционно–выставочного комплекса музея «Кижи» с 2005 года производится показ традиционных ремесленных технологий в г.Петрозаводске по теме «Городская культура и традиционные крестьянские ремесла».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, основные принципы работы «Ожившей экспозиции» основаны на опыте европейских и российских музеев под открытым небом и с учетом особенностей экспозиции музея «Кижи». В музее – заповеднике «Кижи» существует богатая основа для подобной работы. В фондах музея хранятся уникальные вещи, изготовленные самими крестьянами по традиционным технологиям. Сохранение и восстановление этих технологий позволяет точно повторить старые, поврежденные временем вещи, тем самым, сохранив их форму, древний рисунок узора, особенности изготовления. Владение традиционным ремеслом предполагает работу с помощью старинных инструментов. Таким образом, сохраняется и продолжает жить целый пласт традиционной крестьянской культуры различных этнических групп, населявших Карелию.

// Актуальные проблемы развития музеев-заповедников
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 221 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф