Борисова В. А.
Обзор фотографий традиционного рыболовства жителей Карелии в годы Второй мировой войны по материалам сайта sotasampo.fi

// Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. VkontakteFacebook

Метки текста:

Война Карелия Крестьяне Финляндия Фотографии

Рыболовство один из основных традиционных промыслов населения, на протяжении столетий проживавшего на территории современной Карелии.

Задача данной обзорной статьи представление процессов рыбной ловли и орудий рыболовства, зафиксированных финскими фотографами.

Министерство обороны Финляндии опубликовало в интернете свои фотографии, отснятые во время Зимней и Второй мировой войн.

Съемки охватывают период с осени 1939 до лета 1945 года. Финский генштаб основал девять информационных агентств, в подчинении которых находилось около 150 фотографов, работающих на фронте. Некоторые снимки публиковали в прессе, но большинство из них оставались в закрытых архивах. Теперь это наследие находится на сайте https://www.sotasampo.fi/ и доступно для широкой общественности. В архиве более 160 тысяч цветных и чёрно-белых фотоснимков.

На фотографиях запечатлены военная техника, конструктивные детали и декоративные элементы культовых и гражданских построек, интерьеры, солдатский быт, разрушения после бомбёжек, а также жизнь в тылу местных жителей, их хозяйственные занятия, сбор урожая, спортивные мероприятия.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В данной статье будет рассмотрены те фотографии, на которых запечатлены процессы рыбной ловли жителей Карелии, в частности, проживавших на территории Заонежья.

Рыболовство – один из древнейших промыслов. Это подтверждают различные источники. Первые из них – находки археологов.

На территории Карелии, в частности, Заонежья, археологи выявили несколько поселений, находки в которых позволяют рассуждать об использовании рыбы в качестве пищи. Это, прежде всего, Оленеостровский могильник (начало VI тысячелетия до н. э.), в котором обнаружены фрагменты рыболовных крючков. В Кижских шхерах в окрестностях залива Вожмариха, также обнаружены фрагменты приспособлений для рыбной ловли. На стоянках VII – сер. V тысячелетий до н. э. помимо крючков, найдены также грузила для сетей, что, по мнению археологов, говорит о древности ловли рыб сетями. [1]

В ХV-ХVI веках начинается документально зафиксированная история рыболовных промыслов. До наших дней сохранилось мало источников этого периода. Главным образом, это писцовые книги, в которых приведена перепись населения, земельные наделы, рыболовные угодья. В писцовой книге 1582/83 г. перечислены виды рыб, снасти, рыболовные угодья в Заонежье. [2]

Более детальное исследование и описание рыболовства началось в ХVIII-XIX веках. В это время территорию современной Карелии посещает множество путешественников, этнографов, ученых. [3] Для исследователей и путешественников тех времен было характерно всестороннее описание неизведанного края, рельефа местности, флоры и фауны, быта, нравов и психологии жителей, описания снастей, способов ловли и видов рыб в зависимости от времени года и местности. В этнографических дневниках и записях фольклористов содержится информация, полученная от местных жителей, приводятся конкретные имена рыбаков. [4] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Все эти записки путешественников, книги, публикации носят описательный характер, в ряде случаев подкрепленный рисунками и крайне редко фотографиями. Фотографии финского сайта позволяют нам увидеть собственными глазами, как и чем ловили рыбу наши прадеды.

Из огромного количества фотографий финского военного архива выбраны наиболее интересные снимки, запечатлевшие различные рыболовные орудия, самих рыбаков и их уловы. Также в сети интернет была найдена краткая информация об авторах этих фотографий - финских солдатах, сделавших эти снимки.

Автор первых фотографий Рейно Пелтола. Он родился 04.05.1916 г. в Сиппола. Семейное положение: не женат, детей нет. До войны занимался сельским хозяйством (был фермером). Убит в бою 16.10.1941г. в Пюханиеми в чине капрала. Фотографии Рейно Пелтола сделал в Заонежье.

Фото 1

На первой фотографии запечатлен мужчина. В левой руке он держит «козу». «Коза» - особое металлическое устройство, крепившееся на носу лодки. На «козу» укладывали горящие поленья и ездили лучить рыбу. Отсюда и второе название «луч». Деревянная часть «козы» выполнена из саморослой части дерева в виде двурогих вил. В нижней части вилки видны веревки, для крепления «козы» к носу лодки. В правой руке мужчина держит острогу. Длина рукояти больше двух метров. На остроге 8 зубцов. Бытовали остроги редкие и частые, с разным количеством зубьев от 3 до 12. На зубьях остроги делаются зазубрины – по одному на каждом зубе, загнутые в сторону рукояти, чтобы пойманная рыба не могла сорваться. Подробно этот вид ловли описан М. Д. Георгиевским в Олонецких губернских ведомостях [5] . Автор считает лучение наиболее интересным способом добычи рыбы. Из описания приводимого М. Д. Георгиевским можно сделать вывод, что представленная на снимке острога предназначена для крупной рыбы.

На заднем плане расположена баня. Сама постройка представляет из себя клеть с перерубом. На конструкции кровли отсутствуют традиционные для XIX века элементы: шелом, потоки, курицы, причелины. Соответственно, крепление досок кровли сделано иным способом. Можно предположить, что кровля фиксирована гвоздями. На берегу стоит традиционная лодка. Отчетливо видны ее основные особенности: двухкокорность и широкие доски набоев.

Фото 2

На этой фотографии мы видим вешала- конструкцию из жердей для просушки неводов и сетей. Конструкция опоры представляет собой жерди, связанных между собой веревкой. От одной опоры к другой клали длинную жердь, на которую вешали сети. Расположение горизонтальных жердей в своем основании имееет прямоугольную форму. Крепили жерди в воде, возле берега, чтобы было удобно подъезжать на лодке и вывешивать мокрые снасти для просушки. На земле лежат две мерды. Мерда - ловушка для рыбы. Представляла из себя каркас из прутьев, обтянутый сетью. У этой мерды есть особенность конструкции. В отличие от мерд, представленных в музее «Кижи», у которых верхняя часть прутьев связана в одной точке между собой веревкой, здесь у мерды верхняя часть конуса загнута по дуге.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Фото 3

На фотографии изображен мужчина на мостках. Конструкция мостков традиционна. Основанием служили козлы в виде бревна с четырьмя опорами, как правило, скрепленные с помощью «ласточкиного хвоста». Настил мостков сделан из широкой доски, на конце доски лежит камень для утяжеления, чтобы не унесло мостки волной. Мужчина держит в руках снасть, которая называется сак. По описанию М. Д. Георгиевского сак представлял собой конусообразную мелкоячеистую сетку, насаженную на деревянный либо металлический обруч, прикрепленный к длинному шесту. Подержав снасть на дне несколько минут, вытаскивали, забирали добычу (мелких окуней, корюшку, ершей) и опускали снова. Иногда в сак сыпали приманку – творог, червей, хлеб [6] . Окружность такого рыболовного орудия могла доходить до 6 метров.

По поводу этой ловушки находим замечание у В. Н. Майнова. Он пишет,что подобными орудиями крестьяне вылавливают всю рыбную молодь, не давая возможности вырасти до нормальных размеров. Крестьяне сознавали губительность этой ловушки, но она была проста в изготовлении и давала хороший улов. [7]

Кроме этого на фотографии справа от мужчины видим лодку. Это традиционная двухкокорная лодка-кижанка, состоящаяиз 5 набоев широких досок. Сшита гвоздями. В лодке два ряда весел.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Следующий фотограф Аксели Каарло Нейттамо. Родился 19.08.1893 в г. Турку. Работал в финском журнале и особенно стал известен как фотограф на спортивных мероприятиях.

Нейттамо начал свою карьеру в качестве фотографа в 1924 году. Его фотографии были опубликованы в Суомен Кувалехти в 1920-х годах и в Хельсингин Саномат в 1930-х и 1940-х годах .

Нейттамо стал соучредителем Финской ассоциации фотографов журналов в 1947 году , и он был почетным членом ассоциации с 1963 года. Он также был председателем финских торговцев фототоварами в 1938–1951 годах и почетным председателем в 1951 году. Умер 9 августа 1967 года в Хельсинки [8] .

На фотографиях отснят процесс зимнего лова неводом. Фото сделано в Рюмятюля – муниципалитет в юго-западной Финляндии 13 марта 1942 г. Несмотря на то, что это не Карелия, фотографии ценны тем, что на них запечетлен процесс постановки невода подо льдом.

Фото 4

На фотографии мужчины привезли невод и готовят его к постановке под лед. Для зимнего лова было необходимо большое количество людей от 10 до 14 человек.

Здесь мы видим как двое мужчин привязывают к крыльям невода веревки. За них невод будут вытаскивать из воды. В XIX веке в качестве веревок служили пенька, мочала, а кое где и береста, все зависело от достатка рыбаков. На фотографии мы видим добротные, хорошие крепкие канаты. На заднем плане стоит лошадь, заботливо укрытая от мороза попоной.

Фото 5

На этой фотографии две девушки держат в руках веревки, готовясь начать подъем невода из воды. Рядом стоит лошадь. Лошадь значительно облегчала лов неводом зимой. Благодаря ей, можно было без труда из подо- льда вытащить за веревки невод. На лошади после рыбалки увозили улов и замерзшие тяжелые оледеневшие снасти. Что мы и наблюдаем на фото.

Фото 6

На фотографии несколько мужчин тянут невод. Поверх основной одежды они одеты в промысловые фартуки для защиты от ледяной воды. По их лицам видно насколько тяжелым трудом они заняты. На заднем плане люди складывают уже вытащенный из воды невод, чтобы он не запутался. Работать необходимо было быстро и слажено, невод на морозе быстро леденеет. Если замешкаться, невод застынет и его будет очень трудно сложить.

В работах Кесслера К. Ф. и Майнова В. Н. находим, что невода для зимнего лова отличаются размерами от летних и требуют большого количества участников. Летом для удачной рыбалки необходимо 4-5 человек, зимой в два раза больше от 10 до 14 человек. [9] Поэтому зимняя рыбная ловля – это всегда артельный труд.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Фото 7

Заключительный этап рыбной ловли. Рыбаки держат кнею невода с уловом. Отличительной чертой людей на фотографии является наличие специальной одежды для рыболовного промысла. Это говорит о том, что лов велся рыболовецкой бригадой. В невод попалось много рыбы. По свидетельствам исследователей Онежского озера неводом можно было поимать от 16 до 80 кг. рыбы. [10]

Тапио Пиха. Сведения об авторе отсутствуют.

Фотографии сделаны 14 июня 1943 г. На этих снимках запечатлены рыбаки г. Петрозаводска. Они ловят лососей под руководством финских солдат. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Фото 8

На фото видим как два рыбака поднимают мережу в лодку. Это рыболовная снасть, состоящая из нескольких деревянных обручей, обтянутых сетью. Здесь на этом фото мы можем оценить размер колец снасти. Эта мережа очень большого размера. Предназначена для ловли крупной рыбы.

Эта снасть появилась на Онежском озере в XIX веке. Н. Н. Пушкарев, ссылаясь на исследования экспедиции Данилевского, пишет о широком распространении мереж около 1870 г. благодаря крестьянину Ивану Васильеву Костину, увидевшего лов мережами на р. Суне, куда они попали от рыбаков Ладожского озера. [11]

Фото 9

Рыбаки вернулись домой с хорошим уловом. Каждый из них держит в руках по большому лососю. На дне лодки видно сложенную мережу. Очевидно, ловушку возьмут домой для просушки. Рыболовные снаряды периодически вынимали из воды, просушивали и ставили снова. Делали это для того чтобы сетное полотно меньше гнило и в случае повреждений можно было выполнить ремонт. При хорошем уходе снасти служили дольше.

Наличие большого количества фотографий мереж, позволяет судить о том, что мережи часто использовали для лова. Подтверждение этому находим у Пушкарева. На страницах его книги «Рыболовство на Онежском озере» дается объяснение, почему предпочитали лов именно мережами: «…Тем не менее, все симпатии большинства онежан принадлежат мережам. Лов этими дорогими снарядами, по мнению рыбаков, вообще гораздо покойнее, чем дешевыми сетями. Мережи стоят всегда близ берега и в большинстве случаев недалеко от дому, на их осмотр можно ездить не чаще 2 раз в неделю, и притом почти во всякую погоду; и рыбе там свободно. Для лова ими вполне достаточно даже двух человек на лодку...» [12]

Энсио Линдхольм. Сведения об авторе отсутствуют. Фотография сделана на Олонецком перешейке. Дата неизвестна, точное место не указано (Aunuksen kannas).

Фото 10

На фотографии видим лов рыбы бродником. Бродник- небольшой невод, который вяжется в две нитки и длина его от 6 до 16 метров. Ячея вязалась мелкая около 5 мм., чтобы не упустить даже совсем малую рыбешку. Это интересный способ лова рыбы на мелких местах по берегам без использования лодки. Один человек стоял возле берега с веревкой, второй пускал бродник по дуге и вытаскивал его на берег. Таким способом, в основном, рыбачили женщины. На фотографии мы видим двух женщин, они стоят по колено в воде и тянут бродник. Ловили такой снастью окуней, плотву, подлещиков, малька. Подобный способ ловли рыбы описан в книге В. Н. Майнова, с пояснением, что лов бродником характерен для небольших семей, или с достатком не позволяющим купить более дорогие снасти [13] .

Эркки Дж. Виитасало. Сведения об авторе отсутствуют. Фотографии сделаны 1 июня 1942 г. в д. Паданы, Медвежьегорского района.

Фото 11

На фотографии мужчины снимают снасти с вешал (жерди, на которых сушили снасти) и укладывают их в лодку. На лодке хорошо видно ворот. Ворот - это небольшой вал, который устанавливается на бортах лодки. На него наматывали веревки, с помощью которых вытаскивали снасти из воды. Ворот значительно облегчал труд рыбаков.

Фото 12

На фотографии запечатлен интересный процесс «поездования». Для данного вида лова рыбы необходимо использование двух лодок. В каждой из которых располагались по два человека. Функция первого - управление лодкой, а второго - работа со снастями. Сам процес выглядел следующим образом. На двух лодках, идущих паралельно друг другу, с кормы опускалась сеть в воду. Во время движения лодки расходились в стороны по мере опускания сети. Далее, двигаясь в общем направлении, рыбаки удерживали сеть до тех пор, пока руками не почувствуют шевеление рыбы. После чего лодки сближались, одновременно собирая сеть вместе с уловом.

Фото 13

На этом фото следующий этап «поездования». Лодки сошлись вместе, рыбаки тянут сеть. Два человека держат в руках шесты и бьют ими по воде. Этими шестами пугают рыбу, чтобы она запуталась в сети и не ушла под лодку. После сеть вынимали с уловом на борт.

Р. Сиерла. Сведения об авторе отсутствуют. Фотография сделана 16 октября 1941 г.

Фото 14

Аннотация к фотографии: «В деревне Миноа начался нерест сига. Нетронутые промыслы, запрещенные русскими, вновь становятся хорошей добычей для освобожденного населения Восточной Карелии».

На фотографии женщина из деревни Мины ( Miinoa) Гатчинского района, Ленинградской области похожает сеть. На женщине одет промысловый фартук, который защищает одежду от намокания. В одной руке она держит сеть, а другой вынимает запутавшуюся рыбу. Улов складывает тут же в носу лодки.

На фото видна конструкция лодки. Тонкие шпангоуты и опруги говорят о том, что лодка использовалась на малых водоемах. Форма и размер весел также подтверждает использование лодки на небольших водоемах (длинные и узкие лопасти весел нужны для гребли на больших озерах. Короткие и широкие лопасти использовались на малых водоемах)

Ким Борг. Родился 7 августа 1919 г. в Хельсинки. Был певцом (бас), учителем и композитором. Умер 28 апреля 2000 г., Фреденсборг, Дания.

Фото 15

На фотографии видим большое помещение для починки рыболовных снастей. На переднем плане женщина сидит на деревянном ящике и чинит невод. На нижнюю тетиву невода насажены грузы. Можно разглядеть тип грузов (плетеные из бересты в виде квадратных конвертов). В глубине сарая видно еще двоих участников починки рыболовных снастей. Под потолком висят сети. На полу стоит большая мережа. Фото сделано 27 августа 1942 г. Фото сделано в Сямозеро, Пряжинский район.

Здесь мы можем наблюдать интересный факт, что починкой снастей занимаются женщины. Конечно, учитывая то, что фото сделано во времена войны, становится понятно, что многие мужские работы легли на плечи женщин. Но и в мирное время женщины могли заниматься такой работой. В XIX веке многие исследователи отмечают, что часто починкой занимались женщины старики и дети. [14]

Фото 16

Фотография сделана в Нурмойле 30 апреля 1942 г. На фотографии мужчина сидит на бревнышке и готовит мерду для установки в закол. По внешнему виду ловушки видно, что она похожа на мерды, имеющиеся в музее Кижи. Это говорит о том, что технология изготовления снастей в различных районах Карелии была схожа между собой. Здесь видим особенности конструкции: обручи имеют форму полукруга. Данная геометрия служит для более плотного прилегания снастей ко дну.

Фото 17

На фотографии запечатлен мужчина из д. Курмойла, Пряжинского района. Он занят подготовкой продольников. Продольники делали из веревки от 80 до 2000 метров в длину. На расстоянии двух метров друг от друга к веревке крепили крючки с наживкой. Наживкой служила мелкая рыбешка. Ловили продольниками палию, лосося, судака. Фотография сделана 14 июня 1942 г.

Такую снасть описал К. Ф. Кесслер о второй половине XIX века: «…рыболовная снасть, состоящая из пеньковой веревки, длиною от 50 до 1000 сажень, в которой при помощи тонких аршинных бичевок, привязываются железные крючки, в разстоянии от одной до четырех сажень друг от друга.» [15] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В трудах других исследователей Онежского озера также упоминаются продольники, но приведены другие размеры: Пушкарев Н. Н. упоминает о 800 метрах. [16] Майнов В. Н. пишет, что продольники были до 400 метров длиной. [17] Чем объясняются разные данные сказать сложно. На размеры снастей влияло множество факторов, к примеру, такие как: особенности водоема, финансовые возможности рыбаков, погодные условия.

Фото 18

На фотографии мужчина стоит на заколе. Закол - это ряды кольев, вбитых в дно. Здесь закол сделан из жердей и досок. Такими заколами перегораживали реку, оставляли небольшие проходы, напротив которых устанавливали ловушки. Рыба натыкалась на стенку из кольев, шла вдоль нее, проплывала в проход и попадала в ловушку. Здесь на переднем плане видны ловушки-мерды. Фотография сделана 30 апреля 1942 г. в д. Нурмойла.

Фото 19

На фотографии мужчина устанавливает в закол небольшую сосенку. Такую хитрость с хвойными ветками при нересте рыбы описал И. С. Поляков: «таков обычай при нересте плотвы натыкать между камышами колья сосны вместе с окружающими их ветвями. Между этими кольями ставятся мерды; а известно, что всякая рыба при нересте ищет такое место, где бы было возможно, для удобного спускания икры, тереться.» [18] При нересте рыба искала места, где можно тереться и отметать икру. Хвойные породы лучше всего подходили для этой цели. Человек, зная эту особенность, устанавливал ветки сосны или ели возле ловушек.

Курт Дж. Норлунд. Сведения об авторе отсутствуют. Фотография сделана 12 мая 1942 г. в д. Мяндусельга, Медвежьегорского района (озеро Семчозеро).

Фото 20

На фотографии запечатлен процесс похожания небольшой мережи с малым двором. На фотографии мы видим трех мужчин в лодке. Один на носу уперся шестом в дно, чтобы лодка стояла неподвижно, два других собирают мережу. Делалось это следующим образом: из воды поднимали переднюю узкую часть, собирали несколько колец вместе (обычно три кольца), развязывали веревку, стягивающую горло мережи, вынимали рыбу, расправляли кольца и опускали переднюю часть мережи обратно в воду.

По свидетельствам информантов (А. Е. Назарьев, д. Кургеницы, М. Е. Арчакова, д. Совдозеро) ставили мережи в болотистые берега. Лов начинали весной, как оттаивают берега, когда урчали лягушки, ловили до появления на березе листа с копейку.

Лаури Санту. Лейтенант Финской армии. Фотографии сделаны 10 июля 1942 г.

Необычайно важны для музея фотографии на которых зафиксирована рыбная ловля неводом местных жителей прямо напротив кижского погоста.

Фото 21

На этой фотографии мужчина и женщина тянут за веревки невод из воды. На переднем плане видна лодка-кижанка. Это двухкокорная большая лодка с высоким носом и двумя рядами весел. Именно с помощью лодки устанавливается невод. Рыбаки выезжали в озеро и двигались по дуге, направляя невод, от берега к берегу, возвращались и вытягивали снасть. В зависимости от размеров невода извлечение из воды выполняли с помощью ворота, либо вручную. В данном случае невод небольшой, т. к. тянут невод без ворота.

Фото 22

На фото тот же процесс извлечения невода из воды, но уже отчетливо просматриваются поплавки и грузила. Форма поплавков довольно простая, в виде деревянных округлых дощечек, подобные имеются в коллекции музея Кижи и широко использовались именно для установки на невод. Грузила тоже имеют традиционную конструкцию. На этом неводе грузила в виде камня оплетенного берестой, обрамленного кольцом из черемуховой вицы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Фото 23

Рыбаки вытянули невод и сложили улов в щепную корзину. На заднем плане виден кижский ансамбль. На данном фото мы можем определить географическок расположение рыбаков. Это западный берег о. Кижи, возле погоста, в настоящее время на территории основной экспозиции музея. Ценность этой фотографии в том что она показывает нам конкретное место лова. Данный факт можно использовать в создании методического материала, поскольку данное место расположенно непосредственно на основном маршруте туристического потока.

Вывод

Обзор отобранных фотографий позволил сделать некоторые выводы относительно традиционности рыболовного промысла на протяжении столетий. Ряд фотографий можно сравнить с источниками другого рода: печатными публикациями. В писцовых книгах XVI века и в публикациях путешественников и этнографов перечислены те же орудия рыболовства, которые наблюдаем и на фотографиях. Рисунки в книгах исследователей нашего края также совпадают с изображениями на фотографиях. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Фотофиксация процесса лова рыбы, рыболовных снастей, выполненная финнами в 1941-1943 гг., типична для крестьянского быта ХIХ – первой половины ХХ века.

Благодаря проделанной работе финских фотографов мы сегодня можем увидеть, как на территории Карелии ловили рыбу в 40-е годы ХХ века.

На фотографиях запечатлены ловля рыбы и орудия рыболовства Советской Карелии: в Петрозаводской губе, Пряжинском районе, Заонежье, Кижах, д. Паданы, д. Мяндусельга, на территории Ленинградской области (Гатчине) и в юго-западной Финляндии в разные периоды года: весной (№16, 18, 19, 20) летом (№8-13,15, 17, 21-23), осенью (№ 1-3, 14), зимой (№ 4-7).

Фотографы зафиксировали разнообразные рыболовные снасти: сак, невода, сети, мерды, мережи, продольники.

Засняли способы ловли: спуск и похожание сетей, мереж, неводов; вытягивание неводов людьми в весенне-осенний период и при помощи лошади зимой.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На снимках отражен уход за рыболовными снарядами после ловли рыбы: просушка снастей, их ремонт и изготовление.

На фотографиях можно рассмотреть какую рыбу ловили местные жители в водоемах (№7, 9, 14).

Фотографии позволяют увидеть инвентарь для складывания и переноса выловленной рыбы: корзины, в основном щепные (№3,16, 23).

Не менее ценная информация представлена малыми архитектурными формами: баней, мостками (№1, 3), вешалами (№2), а также лодками (№1, 3, 9, 14, 20, 21). В некоторых лодках интересной деталью является наличие ворота (№ 11), а в гатчинской лодке (№14) – коротких весел.

Выявленные фотографии по интересующей нас теме в огромной коллекции фотоматериалов финского архива содержат достоверную изобразительную информацию типичную для рыбной ловли крестьянской семьи и небольшого промыслового хозяйства. Их ценность в отражении рабочих моментов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Фотографии финских солдат - это дополнительный источник информации по теме и важное подспорье для изучения процесса эволюции рыбной ловли на озерах и реках Карелии. Таким образом, они являются ценным источником по истории рыболовства на территории Карелии и будут способствовать раскрытию важной для этнографического музея темы рыбного промысла.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф