Психологическое сопровождение программы VkontakteFacebook

Развивающееся инновационное образование нуждается в самопознании, в психолого-педагогическом самоосмыслении.

Психологическое сопровождение образовательных программ как особый способ изучения образовательных процессов и явлений служит средством такой рефлексии.

Программа «Дом» была разработана в 1994–1996 гг. на межведомственной междисциплинарной основе музейными сотрудниками Детского музейного центра музея-заповедника «Кижи» и педагогами дошкольного образования ДОУ № 108. Научный руководитель – Л. В Шилова. В 1997 г. программа «Дом» заняла 1-е место и стала лауреатом Всероссийского конкура авторских программ дополнительного образования Министерства общего профессионального образования Российской Федерации и опубликована в сборнике авторских образовательных программ лауреатов III всероссийского конкурса (М., 1999). Программа реализуется в специально спроектированном музейно-образовательном пространстве «Крестьянская изба», оснащённом вещным рядом, имеющим специальное научноме-тодическое обеспечение. Программа отличается от других подобных содержанием, методикой, своей музейно-образовательной спецификой.

Музейно-образовательная программа «Дом» потребовала психологического сопровождения, а следовательно –изучения и обобщения такого опыта. Изучив деятельность Н. Л. Кульчинской, Н. Б. Шумаковой, И. В. Шаповаленко, Л. М. Шипицыной, работающих с дошкольниками и младшими школьниками, мы сформировали программу психологического исследования, цель которого состояла в том, чтобы выяснить, насколько достигнуты основные задачи цикла.

Первое системное исследование проходило два года – в 1996–1997 гг. Для него мы использовали методики:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Также проводилось анкетирование родителей детей, посещающих занятия по музейно-образовательной программе. В исследовании приняли участие экспериментальные группы детей – подготовительная группа МДОУ № 108 и контрольная группа – дети того же возраста детского сада, в котором программа «Дом» не преподавалась.

После окончания всего цикла занятий по программе «Дом» с помощью краткого теста творческого мышления (КТТМ) были по-лучены данные, относящиеся к измерению эффективности программы обучения. Наша гипотеза состояла в том, что музейные занятия, ориентированные на ознакомление детей с миром предметов, их разнообразными функциями (предметы как произведения умелых рук; как изделия, функционально приспособленные и удобные в пользовании; как вещи, хранящие в себе собственную историю и историческое прошлое, а также процессы их изготовления, материалы, структура в сравнении с аналогичными современными предметами) может пробудить воображение, дать стимул фантазии, привести к увеличению одной из сторон креативности (творчества) – способности увидеть целое в незавершённом. Для изобразительного творчества детей 6–7 лет характерно преобладание ситуативнокон-кретных изображений. Мы предполагали, что дети, с которыми занимаются, развивая их воображение и фантазию, дадут большее количество сюжетных рисунков, чем предметных, т. к. сюжетные рисунки и использование цвета также свидетельствуют о развитии творческого мышления, для которого характерно свободное оперирование образами. В экспериментальной группе количество детей, нарисовавших сюжетные рисунки, – 30 %, в контрольной – 15 %. Такой итог подтверждает нашу гипотезу.

Анализ полученных результатов показал, что за период обучения в экспериментальных группах, в отличие от контрольных, достоверно вырос общий показатель уровня творческого мышления. Наиболее значимые различия по показателям творческого мышления были отмечены у детей, занимающихся по программе «Дом»: по оригинальности на 8,9 % и разработанности (сложности) на 46,6 % (психологи И. В. Шаповаленко, Н. Л. Кульчинская, проводившие аналогичные исследования, также отмечают различия в величине показателей творческого мышления).

На втором этапе нашей работы детям предлагался вопросник, рассчитанный на установление результатов, связанных с познавательным развитием, – увеличением степени информированности детей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Методы, используемые для реализации программ, оптимизируют развитие познавательных функций: восприятия, мышления, памяти, внимания, а также развитие образных представлений. На вопросы по программе «Дом» отвечали 6–7-летние дети экспериментальной группы и дети того же возраста, не посещавшие занятия контрольной группы.

Приведём некоторые вопросы детям и ответы на них:

Анализируя результаты ответов, мы увидели, что информированность детей экспериментальной группы выше, чем контрольной, – это говорит о хорошем усвоении программы.

Третий этап нашего исследования состоял в том, чтобы определить влияние занятий на ценностные установки детей, их интересы и желание продолжать заниматься.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Мы предложили детям два задания и анкету для родителей. Как и на первых двух этапах, аналогичные задания были предложены контрольной группе, проведено сравнение результатов. В первом задании ребёнку предлагалось представить ситуацию, когда он может «оживить» любые вещи и предметы так, что они «поделятся» с ним своими «историями». В задании была просьба указать три таких предмета. Дети экспериментальных групп назвали больше предметов, сделанных руками человека, старинных предметов, а дети контрольных групп – больше природных. Во втором задании ребёнку предлагалось ответить на вопрос: «Если бы ты нашёл старинную вещь, как бы ты поступил?» Дети, занимающиеся по программе «Дом», ответили: «отнёс в музей» – 15 %, «взял домой» – 75 %; другие ответы, связанные с сохранением вещей, – 10 %, «выкинул» –0 %; дети контрольной группы: «взял домой» –47,5 %; «оставил на месте» –26 %; «выкинул» –25 %.

Таким образом, можно объективно утверждать, что занятия по музейнооб-разовательной программе «Дом» оказали определённое влияние на интересы детей, повлекли особую заинтересованность предметным миром. Прослеживается корреляция между результатами КТТМ (в образной форме) и вербальных методик. Это указывает на повышение специфической чувствительности детей к миру предметов через стимулирование познавательной активности.

Сопровождение программы не сводится только к оценочной функции, связанной с экспертизой образовательной программы, а предполагает анализ инновационнопрак-тической и научно-методической деятельности в рамках реализуемой программы.

Так, в ходе психологического исследования был опробован ряд методик, чувствительных к разным сторонам музейной работы с детьми дошкольного возраста. Это крайне значимо в период апробации инновационной программы и становления дошкольной музейной педагогики как новой области деятельности дошкольного учреждения и новой музейной образовательной технологии. Систематическая комплексная рефлексия позволяет выявить различные тенденции развития, инновации и определить возможный спектр ресурсов реализации экспериментального замысла для создания развивающей ситуации образовательной деятельности в рамках программы, а также способствует изучению психологического феномена – процесса погружения ребёнка-дошкольника в историко-культурную среду.

Музейным педагогом и педагогомпсихо-логом детского сада проводится систематическая диагностика эффективности работы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В неё входят контрольные срезы усвоения новых знаний и понятий по музейнообра-зовательной программе «Дом», методика «История вещей» И. В. Шаповаленко, анкетирование родителей воспитанников и новый метод, появившийся в ходе реализации музейно-образовательных программ и в обычных программах ранее не использовавшийся, –сочинение музейных сказок.

Этот метод – сказкотворчество – позволяет выявить наличие творческой мотивации (стремления к новому, потребности в творчестве) и способа креативного поведения, самовыражения и моделирования творческих действий в среде, доступной для ребёнка дошкольного возраста.

Критериями оценки результатов его применения были выбраны:

Аналитика применения метода сочинения музейных сказок (срезы 2002–2007 гг.) показала результаты, подтверждающие эффективность программы «Дом» и используемых музейно-педагогических методик, их влияние на творческое развитие детей:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Образы – пережитые, прочувствованные и выраженные в речевой форме – становятся тем инструментом, который помогает ребёнку в творческом самовыражении. В ходе реализации программ у детей повысился уровень развития воссоздающего воображения и проявилась способность создавать новые оригинальные образы, которые стали более обобщёнными, насытились эмоциональным содержанием.

Ежегодно педагогами и родителями выпускаются сборники детских сказок: «Избушкины сказки», «Кузины подсказки», «Сказки острова Кижи», «Сказки дома Ошевневых» и др.

Анализ данных исследований выявил большую положительную разницу в результатах 2005 г. (в плане усвоения новых знаний) по сравнению с данными 1997 г. Это, вероятно, объясняется тем, что за последнее время значительно возрос интерес общественности к историко-культурным традициям, повысилась профессиональная компетентность музейных педагогов дошкольного учреждения.

Систематическое анкетирование родителей по поводу проведения музейнооб-разовательной работы с детьми показало, что все родители положительно к ней относятся, треть считают нужной такую музейную деятельность и рады предоставленной возможности. В анкете родители отмечают, что более 80 % детей (выборка родителей) рассказывают о занятиях, о старинных предметах, костюмах, играх, 40 % заинтересовали родителей, и они отмечают, что много узнали от детей, 30 % задают вопросы родителям по поводу старинных предметов, ищут их в деревне у бабушки, интересуются историей своей семьи. В анкетах отмечается, что большинство родителей узнают о содержании занятий от детей. Родители поддерживают этот интерес, посещая вместе с ними музеи, выставки, показывая памятники Карелии и других регионов, читая им сказки, былины, рассказывая о жизни предков. Анкетирование показало, что все родители довольны праздниками, проводимыми в детском саду в рамках программ «Рождество», «Масленица», «Пасха».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Они отмечают, что это добрая традиция детского сада.

Положительным компонентом усвоения новых знаний о предметном мире культуры явилась пропедевтическая музейнообра-зовательная программа для детей среднего возраста «Введение в предметный мир», разработанная в 1999–000 гг. на межведомственной основе временным творческим коллективом (музейные педагоги детского сада, воспитатели групп; научный руководитель Л. В. Шилова). Детей с четырёх лет знакомят с доступными для них музейными предметами, сравнивая их с современными (утюг, самовар и др.), подготавливая к посещению и усвоению программы «Дом» в «Крестьянской избе». Диагностический срез среди детей 4– лет, занимающихся по программе, также показывает хорошее усвоение материала всеми группами детей, в т. ч. 50–0 % детей с заболеваниями нервной системы (ДЦП) запоминают названия предметов, их назначение, отмечают значимость, полезность музейных предметов.

На вопрос «Если бы ты нашёл старинную вещь, как бы ты поступил?» они отвечают: «отнёс в музей» –22 %, «отдал взрослому» –22 %, «поиграл» –15 %, «посмотрел», «поносил», «не ломал» –по 5 %.

Результаты применения методики «История вещей»показали, что занятия по музейно-образовательным программам «Дом» и «Введение в предметный мир» оказали определённое влияние на интересы детей и акцентировали их внимание на предметах, сделанных руками человека.

На первом этапе (до начала занятий) дети назвали в среднем 2,9 предмета, причём большинство из них (63 %) были природными. На втором этапе (заключительный срез) дети назвали по 3,3 предмета, и количество природных объектов среди них уменьшилось до 32 %, а процент музейных предметов вырос от 0 % до 15 % (на первом этапе они не упоминались).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Психолого-педагогические исследования межведомственных, междисциплинарных музейно-образовательных программ «Дом» и «Введение в предметный мир», которые уже 20 лет успешно реализуются в дошкольном учреждении № 108 г. Петрозаводска, продолжаются. Творческое совершенствование программ и методик интерпретации предметного мира народной культуры, актуальность и эффективность их для детей, родителей и педагогов, сохраняемая до сих пор новизна и неповторимость предопределяют и в дальнейшем творческий характер таких исследований, гибкость в выборе средств их изучения, тесное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

// Дом: Музейно–образовательная программа
Под общ.ред. Л.В.Шиловой; творч.колл.: Л.В.Шилова, Н.В.Воронина, Т.В.Годунова, И.Т.Кислякова, В.В.Лущенко, Н.В.Пух, Л.А.Афанасьева, Е.А.Шилова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2016.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф