Приложение №1 Сценарии ряда занятий к Разделу 2 («Семья и бытовой уклад») VkontakteFacebook

Тематический блок состоит из трёх занятий:

1. Кто живёт в нашем доме.

2. Помогаем взрослым.

3. Гости в нашем доме.

Задачи занятий блока:

1. Дать представление о традиционной семье как хозяйственной и нравственной основе правильного образа жизни.

2. Познакомить детей с ведением домашнего хозяйства, обычаями и укладом семьи, учитывая половозрастной принцип воспитания.

3. Познакомить детей со старинными бытовыми предметами крестьянской избы, в т. ч. выполненными членами семьи.

4. Показать роль семьи в хранении и передаче традиций, роль традиций в жизни человека.

5. Отметить роль природы в жизни традиционной семьи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

6. Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к старшим в семье, к обычаям и традициям своей семьи.

Занятия проводятся в интерьере «Крестьянской избы».

Продолжительность каждого занятия 30 мин.

Порядок проведения занятия. Предварительная работа в группе и закрепление материала: см. раздел 2.

Вещный ряд: см. раздел 2.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Научно-методические и копийные материалы: см. раздел 2.

Интеграция видов образовательной деятельности:

1. Игровая.

2. Коммуникативная.

3. Познавательно-исследовательская.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

4. Восприятие художественной литературы и фольклора.

5. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

6. Конструирование.

7. Изобразительная.

8. Музыкальная.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Библиография: см. список литературы к разделу 2.

Занятие № 1. Кто живёт в нашем доме

Основные понятия, новые слова: семья, член семьи, хозяин, хозяйка, глава семьи, дом, рыбак, красный угол, половик, кузнец, пастух

Ход, содержание занятияМетодические рекомендации

Педагог:

– Ребята, у каждого из нас есть семья. Что такое семья?

(Это родные и близкие люди, которые живут вместе и ведут совместное хозяйство)

В ходе занятий используются:

~Вопросно-ответный метод

~Вопросно-поисковый метод

~Метод театрализации «ролевое погружение» (практическая работа с куклами; куклы надеваются на руки членов семьи)

~Подвижные игры[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

~Игра-фантазия

~Игра-поиск

~Беседа

– А кто же живёт в семье? (Мама, папа, бабушка, дедушка, дети) – В вашей семье есть самый главный человек? Кто? Почему?

– Можно сказать, что папа – хозяин?

– А хозяйка есть в вашей семье?

Подвести детей к тому, что в каждой семье есть глава (хозяин)

– А что делают бабушка и дедушка?

– Мы говорим о современной семье, в которой живёт каждый из нас. А как же было в старину, давным-давно, когда дедушкин дедушка был молодой? Хотите узнать?

– В каких домах жили в то время люди? (Бревенчатые дома)

Обратить внимание детей на материал, из которого построен дом

– Вы любите играть в игру «Как будто»?

Давайте представим, что мы с вами как будто в таком доме, но много-много лет назад

– Кого мы поселим в нашем доме?

– Хозяин нужен семье?

Выслушать ответы детей и представить Хозяина (куклу)

– Есть у нас хозяин и зовут его Гаврила Иванович

– Гаврила Иванович в семье самый главный, он – хозяин. Давайте придумаем занятие нашему хозяину. Посмотрите внимательно, во что одет Гаврила Иванович? Он рыбак, обеспечивает семью рыбой, а значит – едой

Обратить внимание на рыболовную сеть на плече у куклы и подвести к выводу о том, что одно из основных занятий хозяина – рыболовство

– А если рыба не ловится, может он поохотиться в лесу?

– А землю пахать и сеять?

– А лошадь у него есть? Да, и не одна. Гаврила Иванович сам за ним ухаживает

– Всё может делать Гаврила Иванович.

В семье его уважают? А за что? (Он заботится о семье, о доме, обеспечивает семью едой). Поэтому, когда семья садится за стол, самое почётное место за столом – хозяину и главе дома

– Где у нас почётное место за столом? Поближе к красному углу

Опора на знания, полученные на занятиях в 1-м блоке

– Кто хочет быть сегодня «хозяином»? Есть у Гаврила Ивановича мать – Варвара Никитична. Вот она за прялкой сидит, работает. Дети зовут её бабушкой

Роль «хозяина» предложить мальчику. Усадить на соответствующее место. Дать в руки куклу – Хозяина

– А песни? Бабушка Варвара знает много сказок и песен разных, Гаврила Иванович любит свою мать. За мудрость и доброту, часто просит посоветовать, как то или иное дело делать, спрашивает, как отец и дед делали. Кто будет Варварой Никитичной?

Роль «бабушки» предложить девочке. Усадить напротив Хозяина

– А Варвара Никитична старенькая? Не может она за всем хозяйством присмотреть

– Кто же это делает? (Хозяйка)

– Есть в нашем доме хозяйка – это жена Гаврилы Ивановича, а зовут её Дарья Петровна

Знакомство с куклой Хозяйкой

– Как вы думаете, какую работу выполняет Дарья Петровна в семье? (Еду готовит, пол моет)

Дети перечисляют занятия Хозяйки

– Очень рано встаёт Дарья Петровна – до восхода солнца: печь надо растопить, завтрак приготовить, семью накормить. Корову надо успеть подоить, телёнка покормить, поросёнка, кур

– Много дел у Дарьи Петровны, хозяйки нашей?

– А ещё она успевает ткать, шить, вышивать

Обратить внимание, рассмотреть домашние вещи

– Половики, которые на полу лежат, – это работа Дарьи Петровны, сама выткала!

Половики

– Вам нравятся половики, ребята?

– А какое полотенце в красном углу висит? Это тоже её работа. Нравится? Чем оно вам нравится?

Полотенце

– Всем, кто приходит в дом, тоже нравится. Люди думают: «Вот какая мастерица Дарья Петровна!»

– А вы, ребята, как думаете, хорошая хозяйка Дарья Петровна? Всё успевает делать, всем домашним хозяйством управляет

Выслушать детей и подвести к выводу о том, что весь дом держится на трудолюбии хозяйки

– Кто будет у нас хозяйкой? Куда её посадим?

Роль хозяйки предложить девочке. Подвести детей к выводу о том, что самое удобное место за столом для хозяйки – со стороны печи

– Есть у Дарьи Петровны помощница, дочь её Настенька – красавица да мастерица. И шить, и вышивать умеет Настенька, всё у неё красиво получается

Знакомство с куклой (Настенька). Рассматривают костюм Настеньки, «сшитый её руками»

– Как вы думаете, эти занавески, что на окнах висят, кто сшил? Правильно, Настенька

Обратить внимание на занавески, полюбоваться аккуратной работой

– Кто же будет у нас Настенькой?

Роль Настеньки предложить девочке

– У Настеньки есть старший брат. Зовут его Нестор. За столом Нестор сидит с отцом – это главный помощник отца. Все уважают Нестора не только в семье, но и в деревне, потому что Нестор – кузнец.

– Вы знаете, кто такой кузнец? Да, кузнец куёт железо и делает из него разные вещи.

– А теперь внимательно посмотрите вокруг и найдите предметы, которые сделал Нестор

Знакомство с куклой (Нестор). Осматривают костюм кузнеца (передник кожаный)

Загадки для подсказки:

1. «Чёрный конь скачет в огонь»

2. «Не бык, а бодает, не ест, а хватает. Людям отдаёт, сам на отдых идёт»

Рассмотреть внимательно кочергу, ухват. Дать детям в руки, разрешить трогать предметы, взаимодействовать с ними

– Ребята, в какой части нашего дома находятся эти предметы? (Женской). Они стоят у печи.

– Для чего они нужны?

– Кому из членов нашей семьи они чаще всего нужны? Правильно, Дарье Петровне. А у вас дома есть такие предметы – ухват и кочерга? А печь сеть?

Выслушать и обобщить ответы детей

– А ещё у Нестора с Настенькой есть брат Саввушка. Он – пастух

Знакомство с куклой Пастушком. Рассматривание пастушьих принадлежностей: из чего сделано и т. д.

– Кого он пасёт? Да, все в деревне доверяют ему своих коров. У него есть дудка, батог. Зачем, как вы думаете?

Выслушать ответы детей. Обратить внимание на важность роли пастуха

Вариант

– А сейчас он пасёт? (Нет). А почему? (Трава не выросла, снег лежит). Да, сейчас ещё снег лежит, а вот зазеленеет травка, и начнётся работа для Саввушки. А сейчас пока дома отцу помогает. Чем он может помочь?

Обратить внимание детей на сезонность работы пастуха

– Дров может нарубить? Лошадь может напоить? Всё это он делает. А в свободное время кошель смастерил. Из чего? Зачем?

Показать берестяной кошель, рассмотреть

– Кто станет Саввушкой?

Ребята, а все остальные будут в нашей семье

детьми

Роль пастуха предложить мальчику

– Садитесь тоже за стол. Вот вся семья и собралась

Усадить остальных детей за стол

– Большая у нас семья? (Большая). А зачем нашему хозяину большая семья? (У каждого в семье дело, чтобы помогали). Правильно, у каждого в семье была своя работа, даже по-словицу такую сложили: «Всякому умению – свое уважение». Что это значит?

Выслушать ответы детей и сделать обобщение о необходимости большой семьей в прошлом

– Ребята, а вы знаете пословицы о доме и о семье?

Дать возможность каждому ребёнку назвать пословицу

– Эти пословицы народ сложил очень давно, в старину, и как будто в такой старинной семье мы с вами сегодня побывали. Вам понравилась наша семья?

– Ребята, в старину не только умели хорошо трудиться, но и отдыхать. Умели песни петь, хороводы водить, играть. Хотите поиграть в старинную игру?

Игра «Гуси-лебеди»

Задание детям:

нарисовать того, кто больше всех понравился из членов семьи; или выполнить рисунок на тему «Семья в крестьянском доме». Работы принести в «дом» – в комплекс «Крестьянская изба»

Занятие №2. Помогаем взрослым[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Основные понятия, новые слова: колыбельная, голик (веник из прутьев без листьев), ухват; закрепление понятий (семья, хозяин, хозяйка, глава семьи)

Ход, содержание занятияМетодические рекомендации

Педагог:

– Здравствуйте, ребята! О чем мы с вами говорили на прошлом занятии?

Правильно, мы говорили о семье, ещё о том, как жили люди в старину.

Хотите снова поиграть в старину?

Давайте вспомним, кого мы поселили в нашем доме?[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Используются:

~ вопросно-ответный метод

~ поисковый метод

~ сюжетно-ролевая игра

~ практическая работа[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

~ подвижные игры

~ беседа

~ исполнение песен

~ работа со словарём

Хозяин – Гаврила Иванович, хозяйка – Дарья

Петровна, бабушка – Варвара Никитична,

старший сын – Нестор, младший сын –

Саввушка, дочь – Настенька

Дети должны знать имена всех обитателей «дома».

Попутно распределяются роли между

детьми

Педагог:

– Кто же у нас самый главный в семье? (Гаврила Иванович, хозяин).

Хозяин даёт с утра каждому члену семьи задание.

– Тебе, Нестор, надо дров напилить да наколоть, у печи сложить. Возьми ребятишек с собой, пусть помогают. А мы с Саввой на рыбалку отправимся, погода сегодня ясная, ветра нет.

– Дарья Петровна, а ты смотри за хозяйством.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Мы же только вечером вернёмся

Педагог совместно с детьми участвует в

ролевой игре. Необходимо помочь каждому ребёнку исполнить свою роль

Хозяйка:

– Не беспокойся, присмотрю. Удачи вам.

Дети должны сами назвать занятия хозяйки

дома

Педагог:

– Ребята, у Дарьи Петровны много дел в доме? Надо ей помочь? Чтобы всё успеть, нужно работу разделить. Кто ей помогает в доме? Правильно, бабушка и Настенька.

Бабушка, что может делать? (Прядёт).

А покачать маленьких детей может? Песенку колыбельную спеть может? (Да). А кто из вас знает колыбельную песенку? Поможете бабушке Варваре деток качать?

Двух девочек назначить помощницами

бабушки

– А кто будет помогать Дарье Петровне обед готовить, избу убирать?

Две девочеки остаются помогать хозяйке

– А мальчикам какое было задание? (Дрова

колоть)

Несколько мальчиков уходят с Нестором

колоть дрова. Дети сами выбирают инструмент для работы. (Копии пилы, топоров,

несколько поленьев)

Хозяйка – Настеньке:

– Пойди в лес по грибы. Кто с Настенькой отправится? И вот есть задание на сегодняшний

день у каждого. Теперь – за работу

Остальные дети отправляются за грибами

(муляжи)

Начинается сюжетно-ролевая игра «По-гружение»:

1. Мальчики под руководством Нестора и воспитателя «колют» дрова во «дворе», приносят и складывают их у печи.

2. Девочки поют колыбельные песни и пестуют «младенцев», ещё две девочки помогают хозяйке: убирают в избе, подметают пол и готовят обед.

3. Несколько детей «ищут грибы в лесу».

Постепенно все снова собираются в доме.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Каждый рассказывает, что успел сделать.

Заострить внимание на моменте приноса дров, похвалить работников.

Рассмотреть грибы, похвалить детей

Педагог:

– Молодцы, ребята, хорошие помощники

растут. Хорошо поработали, теперь можно и

отдохнуть. Садитесь, а бабушка Варвара вам

сказку расскажет[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Педагог голосом бабушки Варвары Никитичны рассказывает сказку «Лень и олень».

Обсудить с детьми сюжет и совместно

сделать вывод о важности труда

Хозяин:

– Хозяйка, посмотри в печь, кажется, обед уже

готов, пора на стол подавать. А вы, помощницы, стелите скатерть на стол, обедать будем

Две девочки застилают скатертью стол.

Хозяйка с помощницей достают ухватом чугунок с картошкой из печи и подают на стол. К картошке – масло и соль. После еды все говорят «спасибо»

Педагог:

– А вот теперь можно и поиграть! Знаете такую игру – «Волк и овцы»?

Подвижная игра завершает занятие

Задания воспитателю:

1. Повторить с детьми игры:

«Волк и овцы», «Олень», «Гуси-лебеди».

2. Повторить с детьми песни: «Прялка», «На горе-то калина».

Выучить с детьми пословицы, загадки о доме, о семье.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Задание детям: нарисовать один из трудовых процессов семьи по выбору; или выполнить рисунок на тему «Дети – помощники взрослых»

Занятие №3. Гости в нашем доме

Основные понятия, новые слова: гостеприимство; закрепление понятий (красный угол)

Ход, содержание занятияМетодические рекомендации

Педагог:

– Ребята, вы ходите в гости? А гостей у себя дома принимаете? Часто? Как у вас принимают гостей? Расскажите. Как вы думаете, в давние времена, в старину, любили гостей принимать? Народ у нас гостеприимный (любят гостей принимать). Давайте снова играть в «Как будто...» Как будто семья в нашем доме принимает гостей. Разделимся на «хозяев» и «гостей». Наши гости приехали из другой деревни. Подумайте, гости, как нужно войти в дом. Как будете вести себя?

Используются:

~ вопросно-ответный метод

~ беседа

~ сюжетно-ролевая игра «Погружение»

~ игра-реконструкция «Чаепитие»[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

~ подвижные игры

~ изобразительная деятельность

~ исполнение песен

~ работа со словарём

В ходе беседы обратить внимание на гостеприимство как одно из древних и примечательных явлений русского быта[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

– А мы, хозяева дома, будем встречать вас так, как встречали гостей в старину: с хлебом-солью на полотенце

1. Педагог помогает распределить роли между «членами семьи» – дети надевают куклы на руку и начинают играть свои роли.

2. Дети уходят на минутку с воспитателем, договариваются о правилах поведения.

3. Приход «гостей». «Гости» кланяются красному углу, Хозяину с Хозяйкой, приветствуют всех в доме.

Хозяева встречают «гостей» с хлебом-солью на полотенце, приветствуют их

Хозяева:

– Здравствуйте, гости дорогие! Входите в наш дом.

Педагог:

– Хозяева, куда мы посадим наших гостей? (На самое почётное место, поближе к красному углу)

Хозяйка:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

– Как вам нравится наш дом?

Дети рассаживаются. Появляется кукла Настя (на руке педагога)

Педагог:

– А вот наша Настенька – мастерица загадки загадывать.

Настенька:

– Здравствуйте, гости дорогие! Отгадайте мою загадку: «Поля стеклянные, а межи деревянные».

Педагог:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

– Кто из вас знает загадки потруднее?

Педагог голосом Настеньки загадывает загадки. Выслушать всех детей. Разгадывают загадки совместно и «гости», и «хозяева». Выслушать детей и похвалить их

Настенька:

– А пословицы в вашей деревне знают? Вот в нашей деревне говорят так: «Не печь кормит, а руки». А вы какие пословицы знаете? А какие песни поют в вашей деревне? «Прялицу» знаете? Давайте вместе споём.

Настенька:

– А хоровод у вас водят? (Да)

Педагог:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

– Погода сегодня хорошая. Давайте во двор

выйдем да поиграем, хоровод поводим

Все уходят «во двор». Остаются в доме Хозяйка с двумя помощницами, под руководством воспитателя накрывают стол для чаепития. Остальные дети веселятся и играют с педагогом:

1. Хоровод «На горе-то калина».

2. Игры «Олень», «Волк и овцы», «Гуси-лебеди».

После этого Хозяйка приглашает к столу «гостей». Все садятся за стол. Обращаем внимание на правила поведения за столом

Хозяйка:

– Теперь просим отведать нашего угощения

После чаепития все благодарят Хозяйку

Задание детям: рассказать дома о занятии; рисование на тему «К нам гости пришли»

Загадки, пословицы к занятиям

Связан, скручен, по избе пляшет • Пляшет, скачет крошка, а всего одна ножка. Как устанет, в угол встанет • Маленький шарик всё обшарит, обежит теремок и опять в уголок (Веник) • Что выше крыши, ловчее мыши? • Без рук, без ног к небу ползёт (Дым) • Стоит столб, горит свет, а углей нет (Свеча) • Синее море, стеклянные берега, плавает утка, горит голова (Керосиновая лампа) • Что из дома в угол не переставишь? • Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча • Наша толстая Федора наедается не скоро, а зато, когда сыта, от Федоры теплота (Печь) • Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песни поёт (Косяки, порог и притолока, ручка, дверь, петли) • В старину в ней дети спали, мамы, сёстры их качали. Что же это за кроватка, спать в которой сладко-сладко? (Люлька) • Полна коробушка золотых воробушков (Угли в печи) • Что за зверь: зимой ест, а летом спит. Тело тёплое, а крови нет, сесть на него – сядешь, а с места не свезёт (Печь) • На стене висит, болтается, за него всяк хватается (Полотенце) • Без рук, без ног, во все стороны кланяется (Колыбель) • Ни хвоста, ни головы, а четыре ноги • Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (Стол) • Есть спина, а не лежит, четыре ноги, а не ходит, но всегда стоит и всем сидеть велит (Стул) • Рогат, да не бык, хватает, да не ест – людям отдаёт, а сам на отдых идёт (Ухват) • Чёрный конь скачет в огонь • Кривая собачка в печку глядит (Кочерга) • Под подом, посерёдке сидит бабка с бородкой (Помело).

* * *

Изба детьми весела • Вся семья вместе, так и душа на месте • Хозяйство водить – не разиня рот ходить • При солнышке тепло, при матери добро • Семья в куче, не страшна и туча • Семья сильна, когда над ней крыша одна • Без хозяйки изба плачет, без хозяина двор • Всякий дом хозяином держится • Дом вести – не головой трясти, всё надо припасти • Не бравшись за топор, избы не срубить • Не топор тешет, а плотник • Добрая то речь, что в избе есть печь • Без хозяина дом – сирота • Не красна изба углами, красна пирогами • Поскорей подрастай, да к работе поспевай • Работай до поту, поешь в охоту • Делу – время, потехе – час • Кончил дело, гуляй смело • Желанный гость зову не ждёт • Доброму гостю хозяин рад • Набралось гостей со всех волостей • Изба красна углами, обед – пирогами • В гостях хорошо, а дома лучше.

// Дом: Музейно–образовательная программа
Под общ.ред. Л.В.Шиловой; творч.колл.: Л.В.Шилова, Н.В.Воронина, Т.В.Годунова, И.Т.Кислякова, В.В.Лущенко, Н.В.Пух, Л.А.Афанасьева, Е.А.Шилова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2016.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф