Метки текста:

Заонежье Кижский вестник Крестьяне Этнография

Агапитов В.А. (г.Петрозаводск)
Сушка и обмолот зерновых в Южном Заонежье в конце 19 - начале 20 вв. (этнографические материалы) Vkontakte@kizhi

Настоящая статья, в основном, написана на основе материалов, собранных автором в ходе поездок по Заонежью в 1986-1987 годах. (Экспедиционные отчеты находятся в библиотеке музея “Кижи” (№ 997, 998, 1080, 1081).

Ежегодный цикл сельскохозяйственных работ делился на несколько этапов. Каждый был одинаково важен и сложен. Завершался год сушкой и обмолотом зерновых культур. Жатву («жнитва» — местное название) начинали с середины августа ближе к Успенью (15.08 — ст. стиль) [1] . Сначала убирали озимые, потом яровые. Первой вызревала рожь, следом за ней овес и ячмень (жито). Созревшее зерно определяли так: если при растирании колоса зерно легко отделяется от ости («ось») и при сгибании звонко лопается — значит оно созрело.

Жали только женщины. Некоторые зажиточные крестьяне использовали в своих интересах старинный русский обычай «помочь». В «помочь» шли в основном самые бедные крестьяне деревни, нередко выполняя чужую работу в ущерб своему хозяйству. При жатве серпами на правую руку одевали широкую точивную повязку («нарукавник»), чтобы защитить руку от острой травы и соломы. Срезанную первую вязку (пучок) ржи обвязывали вокруг туловища — «чтоб спина не болела». Эту первую вязку ржи в первый же день клали за домашнюю икону. Жатва обычно продолжалась неделю или чуть больше. Рожь к этому времени была уже сжата, а уборка других культур шла полным ходом.

Сжатый хлеб убирался тут же на поле в снопы, затем из снопов сооружали так называемые «бабки» (в России — «суслоны»). В одну бабку входило 10-11 снопов ржи — один сноп ставился в центре, вокруг 8-9 снопов, колосьями вверх, сверху все закрывалось одним снопом комлем наружу.

В сырую погоду иногда ставили из жердей «вешала» — примитивные конструкции для сушки снопов. Если погода была хорошая, то бабки старались убрать в стоги. Стог или скирда — круглая в основании кладь хлеба, при которой снопы укладываются колосьями к центру. В центре стога ставилась высокая жердь, а с боков он подпирался кольями. В один стог входило от 40 до 60 бабок ржи. Когда ставили последнюю бабку, то все участники хором кричали «Ура!» и говорили особое приветствие:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

«У нашего хозяина:стоги высоки,засеки глубоки,мякушки гладки,налитушки сладки!»

По окончании жатвы оставляли на поле несжатыми несколько колосков («последняя горсть») ржи. После этого нужно было согнуть колосья, встать на колени, три раза перекреститься и прокукарекать. Явно языческий по своему происхождению обряд имеет много общего с обрядами Западной Карелии и Восточной Финляндии.

Овес и ячмень убирали в так называемые «бараны» (10 снопов), которые затем разбирались и снопы складывали в «няртеги». Няртега — это бытующий в Заонежье способ укладки снопов, заимствованный русскими у местного прибалтийско-финского населения (ср. фин. narte — «продолговатая кладь хлеба»). Няртеге нет соответствий в российских областях. Отдалено её напоминают вологодские «кучки».

Обычно в няртеге снопы укладываются трапецией: первый ряд (нижний) из пяти снопов, второй из четырех, третий из трех, четвертый из двух, пятый из одного. С другой стороны укладывается точно такая же трапеция, причем обе они соединяются вершинами снопов, комлями наружу. Такие няртеги сооружались в Кижах, в других местах Заонежья. В няртегу входило порой от двух до 10 баранов овса или ячменя. Но хорошее лето в Карелии — большая редкость и снопы обычно увозили в остожье.

Остожье — это небольшое огороженное пространство на краю поля. Изгороди в остожье были в основном трех видов — прямые, косые («косяки»), а также каменные («заборья»). С двух сторон имелись две столбовые воротницы (для более удобного проезда). В центре остожья находился зарод.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Зарод обычно представлял собой 2-х секционную раму («в два пресла»), хотя бывали зароды и трех, и четырех секционные. Рама состояла из 3-5 столбов в боковые отверстия которых вставлялись еловые жерди. Зароды использовались для сушки овса, жита, а также пшеницы. Заполнялся зарод следующим образом: один человек находился на пряслах и принимал снопы от подавальщика, который подавал их специальной палкой с крюком («подавалом», «подавалкой»). Укладку снопов начинали с верхних рядов. Снопы вставлялись между рядами прясел, при этом комли снопов упирались в выше находящуюся жердь, а колосья свисали свободно вниз (при дожде такой способ обеспечивал более быстрый сток воды). Обычно в зароде сушилось 50-70 баранов овса и жита. Просушенные в течение одной-двух недель в зароде снопы, осторожно снимались с прясел и складывались в няртеги и кучья (стоги).

Кучья имели округлую форму — снопы клались вершинами к центру. Начинали складывать стог, снимая снопы с нижних жердей. Затем один человек поднимался на прясла и сбрасывал снопы с верхних рядов другому, находившемуся внизу — на сооружаемом стоге. В одном таком стоге умещались 50-70 баранов хлеба. Вершину кучьев и няртег закрывали болотной осокой (Corux acuta), которая предохраняла снопы от дождя и сырого снега («рянды»). Кучья и няртеги всегда ставили на решетку из веток или молодых деревьев.

По окончанию уборки хлебов на поле становилось очень весело, повсюду слышались песни, прибаутки и смех. В домах пекли пироги. Отжин — праздник, отмечавшийся в конце сентября, завершал жатву.

Сушку и обмолот в риге иногда начинали сразу с уборкой первых хлебов, то есть в начале августа. Так поступали чаще всего бедные крестьяне, у которых не оставалось хлеба от прежнего урожая. Они также сеяли озимые «новью» (то есть новым зерном).

В Заонежье строили риги («ригачи») трех типов: преобладали однокамерные (собственно рига), бытовали также двухкамерные (рига и гумно), редко встречались трехкамерные (рига, гумно, рига).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Однокамерная рига представляет собой квадратный или прямоугольный в плане сруб, который, в большинстве случаев, имеет значительную высоту. В риге с гумном, последнее составляло по площади две трети всего помещения. Крыша была двускатной безгвоздевой, опиралась на курицы и длинные выпуски бревен (придававшие особую художественную целостность всей постройке), имела тесовое или драночное покрытие. Риги не украшались резными досками типа причелин или полотенец (как, например, жилые постройки или амбары), но в прошлом на некоторых ригах от конька свисала резная доска, которая первоначально служила оберегом.

В риге всегда делалась невысокая дверь. Иногда она состояла из двух частей — верхней, значительно меньшей по размеру, и нижней. Во время топки открывалась только верхняя часть, которая служила для выхода дыма. Над дверью, на противоположной стене или одной из боковых стен также для выхода дыма прорубалось небольшое волоковое окно. Пол, делавшийся из толстых досок-тесин, во избежание сырости был высоко поднят над землей.

В углу, напротив двери, прямо на земле ставилась печь-каменка, сооружавшаяся, например, в Кижах из сланца (камня-плитняка), который в отличие от песчаника не рассыпался при длительном нагреве. Примерно на высоте человеческого роста в стену врубались два бревна-матицы, на которых размещались подвижные «колосники» — еловые жерди толщиной 7-10 см.

Осенью, перед первым снегом, в риги на санях-дровнях (изредка на телегах) начинали свозить снопы. Дровни оборудовались «припонами» — чтобы не растерять зерно по дороге. Сначала на дровни клали «постельник» («саргу») — решетку из березовых, черемуховых или рябиновых виц, на которую сверху устанавливали деревянную раму («пяло»). Все это застилалось специальным покрывалом («припоном») из 4-5 холстов, около 4 метров длиной каждый. Холсты изготовлялись из низкокачественного льна. Снопы укладывались на дровни колосьями к центру.

Привезенный с поля хлеб заносили в ригу и укладывали на колосники [2] . Один из крестьян сидел на колосниках и нанизывал снопы колосьями вверх. Снопы старались ставить достаточно плотно, одновременно стремились к тому, чтобы они не слишком теснили друг друга — каждый колос должен быть свободен, чтобы при сушке все зерно сохло равномерно и добротно. Одновременно в риге могло сушиться до 150 снопов ржи или до 400 снопов яровых и пшеницы, которые сушились в два ряда. Приготовленная для сушки партия хлеба называлась овин.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Печь-каменку затапливали рано утром. «Теплили» (то есть топили) ригу до позднего вечера. Следили за огнем старшие в доме — детям подобная работа не доверялась. При топке ходили в ригу очень часто — «поминутно». Топили березовыми или ольховыми дровами метровой длины очень осторожно — иначе у семян от перегрева исчезнет всхожесть. Дым и медленно распространявшееся тепло проникали до каждого зерна. Едкий дым и сухой жар, который достигал 90 градусов (C) уничтожали, в конце концов, всех паразитов и надежно консервировали поверхность зерен.

После завершения топки плотно закрывали дверь и окно. В некоторых ригах на окнах были двойные створки — внутренняя и наружная. Если в Заонежье на жилых домах редко встречались замки, то риги всегда закрывались на замок, порой даже не на один. Ночью хозяин часто ходил в ригу — хлеб очень берегли.

Высохшую рожь определяли по состоянию колосьев: если колоски расщепились — значит зерно хорошо просохло. Семенное зерно иногда сушили отдельно, печь при этом топили меньше — боялись, что зерно пересохнет и потеряет всхожесть.

За ночь хлеб в риге просыхал. С утра начинался его обмолот. Молотили тут же в риге или на гумне (если оно имелось). В молотьбе участвовали от трех до семи человек. Из них 2-4 человека молотили, остальные поправляли снопы, относили солому и пр.

Одевали в ригу поношенную («нежалимую») одежду, мужчины — домотканые шерстяные кафтаны, женщины — точивные полосатые юбки (подол подшивался красным или черным) и ватные кофты (типа фуфайки), которые в Заонежье назывались «сак» (верх — точиво, подложка — мягкая, внутри — вата).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Молотили цепами («пригузами»). Пригузы изготавливались из дерева, ручка из сосны, рабочая часть («било») из березы. Ручка и било соединялись ремнями из сыромятной кожи. Снопы укладывались на полу в два ряда — по 20 снопов с каждой стороны, колосьями друг к другу. После того как обмолотят одну сторону, снопы переворачивали и молотили другую сторону. Затем снопы развязывали, ворошили острой палкой и обмолачивали их середину. Во время молотьбы появлялся характерный звуковой ритм («как музыка» — вспоминают информаторы).

Обмолоченные «кубачья» — вновь связанные после обмолота снопы (они были больше по размерам) выносили из риги и складывали в высокие («пока руки хватают») скирды. Зимой солома использовалась на корм скоту.

Мякину и солому собирали в специальные корзины — «колосовые бураки», «колосники». Корзины делались из лучины, ручки из березовой вицы. Они отличались большими размерами — до двух метров в длину. Мякину от овса относили в сарай в особый закуток — так называемый «мякинник» или «пелушня».

Обмолоченное зерно веником («голиком») собиралось в кучу. Наступала очередь веять зерно. Веяли чаще всего на улице, на расстеленных для этого случая половиках. Рабочий бросал хлебной лопаткой зерно против ветра. Мякину относило порывом ветра, а лучшие зерна ложились дальше от вороха.

Если погода была дождливой, то работали прямо в риге. Для очистки зерна применяли хлебные лопатки и совки. Ими зерно бросали веером. Хлебная шелуха отделялась от зерна. Лучшее зерно, (которое шло на семена), ложилось у стены [3] . Ближе к веяльщику — ость и мякина. Отсортированное зерно засыпали в «ступы» — больших размеров мешки, изготовленные из плотно вытканного льняного полотна среднего или высшего качества. При этом пользовались специальными мерками — «маленками». Маленка вмещала от 16 до 20 кг зерна, но размеры её в прошлом были и другими — встречались маленки и на 30 кг зерна.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Обмолоченное и вывеянное зерно в мешках-ступах отвозили на мельницу. К мешкам привязывались бирки с фамилией владельца или фамильным знаком, а то и просто примитивной монограммой в виде крестика или т.п.

Зерно хранили в амбарных ларях, в которых имелись специальные отсеки («засеки») — засек зерна для еды, засек зерна для посева.

Завершая статью отметим, что с ригой было связано много поверий, примет, обычаев. Так, считалось, что в риге живет ригачник или ригачница, которых следует почитать. Информаторы рассказывают об «осенних праздниках», когда в риге, по окончании работ (особенно в ненастную погоду) собиралась молодежь деревни. По воскресным дням молодые люди собирались на «пабедно» — гулянье, которое проводилось в риге или на гумне. Звучала музыка (гармонь, балалайка), молодежь танцевала кадрили. Для деревенской молодежи рига была своеобразным клубом — центром встреч и веселья.

// Кижский Вестник №5
Отв. ред. Мельников И.В.
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2000.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф