Набокова И.И.
Итоги реставрации иконостаса и тябловых конструкций «неба», предметов внутреннего убранства церкви Преображения Господня в 2009-2017 гг.

// Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018. VkontakteFacebook

по материалам доклада на консультативной миссии ИКОМОС на ОВН «Кижский погост» 17 марта 2018 г.

Одной из основных задач реставрации церкви Преображения Господня Кижского погоста является восстановление исторически достоверного интерьера северного храма на основе сохранившихся подлинных предметов интерьера. Движимое имущество церквей Кижского погоста, предметы храмового убранства, богослужения и церковного обихода, включены в состав Музейного фонда РФ, хранятся в собрании музея-заповедника «Кижи».

Наиболее важной частью интерьера церкви является иконостас, в состав которого входят иконы, преимущественно, датируемые первой половиной ХVIII в., резная золочёная иконостасная рама с царскими вратами и алтарной напрестольной сенью, которая датируется последней третью ХVIII в.. Кроме того, сохранились фрагменты первоначального тяблового расписного иконостаса начала ХVIII в., в т. ч. 16 радиальных расписных тябл, замковое кольцо и фризы, составляющие каркас для икон «неба», также шесть фрагментов расписных тябл, служивших ранее опорой для икон иконостаса.

Иконостас повторяет сложную конфигурацию восточных стен восьмигранного сруба церкви, и состоит из семи вертикальных плоскостей, расположенных под различными углами по отношению друг к другу. Лицевая поверхность украшена накладными плоскими и объемными резными элементами, покрытыми позолотой. Центральная часть включает двустворчатые царские врата с навершием. В алтаре сохранилась подвесная напрестольная сень. Высота иконостасной рамы в прирубах -6,70 м., на боковых гранях - 6,90 м., на восточной стене - 7,09 м., длина -23,7 м.

Каркасы ставов, конструктивных элементов иконостаса, выполнены из хвойных пород древесины; резные детали из сосны, ольхи, осины, липы. Первоначально конструктивное соединение деталей иконостаса было клеевое, дополненное деревянными нагелями. Но встречаются металлические гвозди разной формы, которые отражают разные периоды поновлений (народной реставрации).

В 1979–1980 гг. при подготовке Преображенской церкви к инженерному укреплению все элементы интерьера были демонтированы и через некоторое время поступили в основной фонд музея-заповедника «Кижи». В настоящее время иконостас хранится в запасниках музея-заповедника «Кижи» в виде 67 крупных конструктивных элементов (цокольные панели, ставы-киоты, Царские врата, напрестольная сень), 150 накладных декоративных деталей (консоли, базы, колонки, капители), 105 икон и 26 сохранившихся элементов первоначального тяблового иконостаса и потолочного перекрытия – «неба». [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С момента поступления в фонды музея в 1980-х г. на иконостасной раме начало отмечаться прогрессирующее ухудшение состояния сохранности золочёного покрытия. Неоднородная структура и повышенная гигроскопичность грунта, участки с толстым неравномерным слоем подложки из жесткого глютинового клея и олифы, применение разных типов золочения – всё вместе взятое привело к возникновению сильного поверхностного и внутреннего натяжения и, как следствие, к растрескиванию позолоты и грунта с отставанием частиц от основы. В 1980 – 1981 годах, в связи с ухудшением состояния сохранности красочного слоя, силами МНРХУ (Межобластного научно-реставрационного художественного управления. Москва) была выполнена консервация позолоты синтетическими клеями. Не смотря на это с 1984 года на всех деталях иконостаса наблюдается отслаивание грунта и позолоты, позже появился кракелюр с закручивающимися краями. В 1991 году состояние золоченого покрытия иконостаса было признано аварийным. В 1992-1997 гг. музей осуществил комплекс мероприятий, направленных на экстренную стабилизацию сохранности позолоты (профилактические заклейки, улучшение условий хранения, обследования и пр.). В обследовании золотного покрытия принимали участие, специалисты Карелии, Санкт-Петербурга, Москвы и зарубежья: Финляндии, Германии. Проблемы сохранения золочёного покрытия обсуждались на заседании ИКОМОС (1993г.). Физико-химические и технико-технологические исследования показали, что золоченое покрытие иконостаса имеет ярко выраженный индивидуальный характер, поэтому было рекомендовано обратиться к поискам особых методов консервации. В результате совместной работы специалистов-реставраторов музея и реставрационных организаций были разработаны методические рекомендации, определяющие специфику консервационных работ. В 2006 г. методика была согласована с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурног о наследия при МКч РФ (письмо № 4/11801 от 07.12.2006 г.).

В 2009 году началась поэтапная реставрация золочёной резной рамы иконостаса, которая предусматривала консервацию золочёного покрытия, реставрацию декоративной резьбы и столярной основы. Технологически невозможно вести одновременно и консервацию красочного слоя, и реставрацию деревянной основы резьбы и столярных конструкций. Работы должны производиться в строгой последовательности – консервация золочёного и полихромного покрытия, реставрация резьбы и столярных конструкций, тонировки восполненных утрат.

В 2009 – 2010 гг. был выполнен первый этап реставрации - укрепление красочного слоя панелей цокольного яруса: прошли реставрацию 10 крупных конструктивных элементов и 10 декоративных деталей иконостаса. Исполнитель работ – МНРХУ (Межобластное научнореставрационное художественное управление) Москва.

В 2010- 2012 гг. проведена реставрация пророческого и деисусного рядов иконостаса. Выполнена консервация золочёного покрытия и реставрация декоративной резьбы и столярной основы рам. Отреставрированы 24 крупных конструктивных элемента и 58 накладных декоративных деталей. Исполнитель работ МНРХУ (Межобластное научно-реставрационное художественное управление) (субподрядная организация ООО «Готланд», СПб).

В 2014 году выполнена частичная реставрация (укрепление красочного слоя) 26 деталей потолочного перекрытия – «неба» и элементов первоначального тяблового иконостаса. Исполнитель работ – МНРХУ, Москва. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 2017 году была завершена реставрация царских врат и подвесной напрестольной сени. В 2013 г. специалистами Межобластного научно-реставрационного художественного управления (Москва) была проведена консервация золочёного покрытия царских врат. В 2017 г. сотрудники санкт-петербургской реставрационной мастерской «Готланд» занимались восстановлением резьбы и столярной основы: вернули на место все «оброны» и восполнили некоторые утраченные детали. Последним этапом стало золочение и тонирование новых деталей и тех элементов, где слой позолоты был поврежден или утрачен.

В 2018 году выполнялась реставрация резьбы и столярной основы цокольных панелей – 37 деталей. Велась консервация красочного слоя и позолоты и реставрация резьбы и столярной основы праздничного яруса – 20 деталей. Не менее масштабные работы выполнялись на местном ярусе, включающем 73 предмета: консервация красочного слоя и позолоты, реставрация резьбы и столярной основы.

Помимо реставрации иконостасной рамы музеем ведется реставрация икон из иконостаса Преображенской церкви- 105 образов. Цель реставрационных работ – консервация живописного слоя и подготовка икон к возвращению в интерьер храма. Основная часть икон, датируемых XVII – XVIII веками, обладает сходными технико-технологическими характеристиками: основа – доски хвойной породы, врезные сквозные шпонки, тканевая паволока, левкас, темпера, золочение сусальным золотом-двойником (золото с подложкой из серебра или меди). Характер разрушений также общий для всех икон. Это кракелюр с приподнятыми краями, мелкие вздутия левкаса и красочного слоя, отставания реставрационных вставок по краям, шелушение красочного слоя. Частичная реставрация икон была проведена в 1950-е годы. Полная реставрация была проведена в 1985-1986 гг. бригадой реставраторов МНРХУ. Было выполнено укрепление грунта и красочного слоя, удалены поздние записи и потемневшая олифа, подведен реставрационный левкас, утраты тонированы акварельными красками, живопись покрыта лаком АКО-15, растворенным в смеси уайт-спирита с метилэтилкетоном (1:1). Оборот икон завощён.

Произведения древнерусской живописи требуют постоянного реставрационного наблюдения и профилактических мероприятий, в том числе повторной консервации красочного слоя. Кроме того, на протяжении 30 лет большая часть икон из иконостаса Преображенской церкви активно использовалась в выставочной деятельности музея. В настоящее время музей завершает работы по подготовке икон к возвращению в иконостас Преображенской церкви. В 2017 г. была проведены консервационные работы на 28 иконах праздничного ряда иконостаса. После обследования икон местного, пророческого и деисусного рядов иконостаса, началась реставрация оставшихся 77 икон. Исполнителями выступают специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления (Москва). Работы завершаются в 2018 г.

Реставрация Кижского архитектурного ансамбля, осуществлённая в 1950-е гг. (1949–1957 гг.), была нацелена на восстановление первоначального облика памятников, включая их интерьеры. Однако, согласно проекту восстановления, в интерьерах храмов сохранялись только иконостасы. Осветительные приборы, церковная утварь, элементы храмового облачения, одежды священнослужителей хранились в подсобных помещениях за пределами погоста на о. Кижи. В 1980-х годах предметы храмового убранства были признаны важными историческими свидетельствами, прошли необходимые консервационные работы. В основной фонд музея-заповедника «Кижи» было принято более 60 предметов. В совокупности они документируют традиционную культуру православной обрядности, сложившуюся в обиходной жизни северного крестьянского погоста. В настоящее время, когда реставрация памятника приближается к завершающему этапу, музей решает проблемы восстановления интерьера церкви, а также ищет новые возможности увеличения степени доступности культурных ценностей для посетителей музея, российского и мирового сообщества. Однако предметы церковной утвари, в связи с неудовлетворительным состоянием их сохранности, без выполнения реставрационно-консервационных работ могут быть утрачены. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В концепции интерьерной экспозиции церкви Преображения Господня на о. Кижи предусмотрено экспонирование образцов церковной утвари, книг, одежд священнослужителей и других подлинных предметов из церквей Кижского погоста в рамках тематических выставок. Время экспонирования подлинных предметов в интерьере деревянного памятника, не имеющего стабильных климатических параметров, ограничено. В связи с этим необходимо предусмотреть возможность их периодической (профилактической) замены. Предполагается подготовить к экспонированию в Преображенской церкви весь комплекс предметов из фондового собрания музея, происходящих из храмов Кижского погоста.

К настоящему времени отреставрировано 23 предмета, в том числе на 11 предметов из коллекции «Металл» и 12 предметов из коллекции «Текстиль». Для начала реставрационных работ на оставшихся 41 предмете в 2018 г. ведущими реставраторами страны были проведены обследования. Обследование прошли предметы из коллекции «Ткани»: облачения священнослужителей, из коллекции «Металл»: осветительные храмовые приборы (подсвечники, лампады, оклады икон) из коллекции «Письменные источники»: богослужебные книги и документы Кижского прихода 19 века. В силу аварийного состояния предметов, их сложных и многочисленных повреждений, реставрация потребует серьёзных восстановительных работ в течение ближайших лет.

Проблемы реставрации иконостаса.

Музей несет ответственность за создание надлежащих условий для хранения и экспонирования подлинных предметов в стенах Преображенской церкви. В 2019 г. в рамках подготовки к мониторингу состояния сохранности иконостаса и предметов церковного обихода до начала монтажных работ предполагается проведение цифровой фотофиксации отреставрированных иконостасных рам, тябл и храмовых икон. Это позволит в дальнейшем следить за состоянием предметов и оперативно реагировать на любые изменения.

Хранение и экспонирование предметов декора и храмового убранства Преображенской церкви на о. Кижи производится в памятнике народного деревянного зодчества с нерегулируемыми температурно-влажностными условиями. Традиционные конструкции деревянных строений требуют естественной вентиляции срубов и не защищают музейные предметы от проникновения ветра, пыли, атмосферной влаги. Частично защищены от негативных атмосферных воздействий только памятники, используемые в качестве хранилищ. Нестабильность температурно - влажностного режима, резкие сезонные и высокие суточные колебания являются основной причиной старения, болезни и гибели музейных коллекций. В первую очередь, от сложных климатических условий страдают произведения древнерусской живописи, золочёная и полихромная резьба, предметы из тканей и органических материалов. [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В этих условиях первостепенное значение приобретает постоянный реставрационный мониторинг. Однако на острове Кижи нет условий для ведения реставрационно-консервационных работ. В настоящее время в одном из памятников-хранилищ выделены два кабинета, общей площадью около 40 кв. м, для работ на произведениях темперной живописи и предметах из ткани. Кабинеты не имеют климатической защиты, системы водоснабжения, канализационных коммуникаций, специального оборудования.

Еще одна из острейших проблем хранилищ острова Кижи заключается в перегруженности, которая создается большим количеством крупногабаритных предметов; к ним относятся водный и сухопутный транспорт, архитектурные детали, крестьянская мебель, деревянные механизмы и пр. Необходимо решать вопрос о создании безопасных условий их хранения. Создание на острове Кижи реставрационно-хранительского комплекса, предусмотренное Концепцией развития музея в 2017 – 2027 гг., должно способствовать решению острейших проблем хранения и экспонирования музейных ценностей и позволит решить следующие задачи:

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф