Метки текста:

Музеефикация

А.В.Ополовников Vkontakte@kizhi

А.В.Ополовников. 1950-е гг.А.В.Ополовников и К.П.Клинов. 1960-е гг.Участники Всесоюзной конференции «Народная культура Заонежья» в Кижах. 1964 г. Первый слева – А.В.Ополовников.

Процесс становления и развития такого сложного организма, каким является музей–заповедник «Кижи» связан с деятельностью многих людей – архитекторов, реставраторов, научных работников, управленцев, сотрудников инженерно–технического персонала. Однако, в процессе формирования музея–заповедника «Кижи», ни кто не может быть сопоставлен по масштабу и значению своей деятельности с деятельностью московского архитектора Александра Викторовича Ополовникова (1911–1994 гг.). Работы, проведенные на острове Кижи А.В. Ополовниковым столь велики, что его по праву считают создателем музея–заповедника «Кижи».

А.В.Ополовников начал работать в Карелии в 1946 году по приглашению Управления по делам архитектуры при Совмине К–ФССР. Уже в 1948 году по его проекту была проведена крупная реставрация выдающегося памятника деревянного зодчества – церкви Успения Богородицы (1774 г.) в Кондопоге. Среди других реставрационных работ А.В.Ополовникова в Карелии – Успенский собор (1714 г.) в Кеми, Варваринская церковь (1650 г.) и колокольня (XVIII в.) в с.Яндомозеро, Вознесенская церковь (XIX в.) в с.Типиницы, Петропавловская церковь (1620 г.) в с.Лычный остров, Петропавловская церковь (XVIII в.) в с.Вирма и ряд других не менее крупных объектов. Однако поистине выдающимися по масштабу стали работы А.В.Ополовникова в Кижах.

В 1949–1959 гг. по проекту и под непосредственным руководством А.В.Ополовникова была проведена реставрация Кижского архитектурного ансамбля. Памятникам был возвращен первоначальный облик. В последующие годы А.В.Ополовников стал автором проектов перевозки и реставрации 24 памятников составивших архитектурно–этнографическую экспозицию музея–заповедника «Кижи». Среди них: дом Ошевнева, дом Елизарова, дом Сергина, дом Пертякова, дом Пономарева, дом Вичурина, церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря, часовня Трех Святителей из дер.Кавгора, часовня Архангела Михаила из дер.Леликозеро, часовня Успения Богородицы в дер.Васильево, часовни «Кижского ожерелья», большое количество хозяйственных построек.

Таким образом, почти все основные объекты главной экспозиции музея–заповедника «Кижи», с которыми в настоящее время, прежде всего, знакомятся приезжающие в музей посетители, являются результатом реставрационной деятельности А.В.Ополовникова. Именно благодаря его работам была сформирована основа архитектурно–этнографической экспозиции музея–заповедника «Кижи». Он же стал и автором первого проекта ее планировки. В дальнейшем, исследовательская деятельность доктора архитектуры А.В.Ополовникова, его книги по деревянному зодчеству Русского Севера, в которых красной нитью всегда проходили кижские памятники, сделали музей–заповедник «Кижи» всемирно известным, своеобразным символом деревянного зодчества России.

// Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет
Издательство «Скандинавия». Петрозаводск. 2006.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф