Метки текста:

Музеефикация Приходы

Из истории Кижского прихода Vkontakte@kizhi

Кижский ансамбль. 1900-е гг.Михаил Александрович Русанов (1874-1943). Фото 1914 г.

В своей деятельности музей–заповедник «Кижи» неразрывно связан с православным приходом Спасо–Кижского патриаршего подворья, история которого насчитывает не одно столетие.

Первые исторические сведения по Кижскому приходу содержатся в писцовых книгах Обонежской пятины. Согласно источникам, в XVI–XVIII веках границы церковного прихода и кижского погоста как административной единицы совпадали и намного превышали границы прихода XIX века. В этот период в состав прихода кроме главных храмов – Преображения Господня и Покрова Пресвятой Богородицы в Кижах входили еще десять церквей, часть которых располагалась на территории нынешнего Кондопожского района Карелии, часть на территории Заонежья. В XVIII веке к Кижскому приходу относились также пять часовен в деревнях Кургеницы, Волкостров, Телятниково, Корба, Лукинщина (Васильево).

После губернской реформы XVIII в. границы кижского прихода значительно уменьшились и к концу XVIII века сократились до размеров Кижской волости Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. На протяжении XIX столетия к Кижскому приходу относились две церкви–Преображения Господня и Покрова Богородицы в Кижах, в 1865 году к ним присоедилась третья церковь — Введения во храм Пресвятой Богородицы в д.Сибово.

С конца XVIII века по 1827 год Кижский приход находился в ведении Новгородской и Архангельской епархий, с 1827 года – вошел в состав вновь созданной Олонецкой епархии. Количество прихожан в приходе по данным 1880 года достигало 2555 человек, проживавших в 47 окрестных деревнях. Число часовен в приходе на протяжении XIX века увеличилось с семи (1847 год) до одиннадцати (1887 год). Часовни находились в деревнях Волкостров, Липовицы, Телятниково, Корба, Васильево, Ольхинская (Ямка) на о.Кижи, Косельга, Кургеницы, Воев–Наволок, Подъельники, Воробьи.

В конце XIX в. за кижскими церквами значилась земельная собственность в размере 20 десятин пахотной и 11 десятин сенокосной земли, а также недвижимость в количестве двух домов для причта. Сенокосные земли сдавались в аренду. Кроме того, по данным 1894 года церковь владела капиталом, заключавшимся в свидетельствах государственной ренты, что приносило ей доход.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Содержание кижского церковного причта до 40–х годов XIX века заключалось в доброхотном подаянии прихожан. С середины XIX века положение изменилось: причт начал получать казенное жалование в размере 420 рублей в год (двум священникам полагалось соответственно по 180 и 120 рублей, двум псаломщикам – по 60 рублей).

Уровень образования священников, служивших в кижских церквах на протяжении XIX века, был различным. Из восьми священников двое — Семен Соколин (служил с конца XVIII века до 1815) и Иоанн Федулов(1815–1866) не имели специального образования, четверо - Михаил Завадовский (1852 – нач. XX в.), Иоанн Павинский (1877 – нач.XX в.), Андрей Русанов (1856–1876) и Михаил Русанов (1894–1927) получили образование в Олонецкой духовной семинарии. Священник Михаил Крылов (1834–1852) обучался в Свирском приходском училище. Последний кижский священник Алексей Петухов (1933–1937) получил образование в Архангельской духовной семинарии.

Велика была роль церкви в образовании крестьянских детей и формировании духовного облика своей паствы. В 1876 году при кижских церквах было открыто приходское училище, в котором обучалось около 70 учеников и преподавало три наставника. В начале XX века в приходе открылось четыре школы: волкостровская, кижская, липовецкая и сибовская. Многие из кижских священников получили благословение Святейшего синода на обучение поселянских детей и были награждены за усердную службу по духовному ведомству.

Кижские прихожане принимали деятельное участие в жизни прихода, активно жертвовали на храмы. Так в 1829 году они собрали на покупку железа для обивки глав Преображенской церкви 2255 рублей. В 1829 году крестьянин д.Окуловская Евсей Плавунов пожертвовал в храм Преображения икону «Архистратиг Михаил». В 1834 году крестьянин д.Ошевнево Антон Ошевнев подарил в кижскую церковь плащаницу. В 1865 крестьянин д.Телятниково Матвей Вавилин заказал для Преображенской церкви икону «Успение». В этом же году крестьянка с о.Кижи Стефанида Морозова принесла в дар той же церкви 1000 рублей.

Раз в три года крестьянский мир избирал из своей среды церковного старосту для хранения церковной казны и двух представителей для ежемесячного свидетельства при пересчете церковных денег. При вступлении в должность староста приносил под присягою клятвенное обещание. Избирались на эти должности самые достойные члены крестьянского мира. Так в 1896 году представителем к кижской церкви был избран крестьянин д. Середка внук знаменитого сказителя Т.Г.Рябинина Кирик Гаврилович Рябинин.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Интереснейшим документом, ярко характеризующим жизнь церкви и ее прихожан в XIX веке, являются брачные обыски (свидетельства) церкви Преображения Господня в Кижах за 1860 – 1863 гг., в которых церковь выступает подлинной хранительницей нравственных традиций крестьянского мира. Наличие родительского или родственного благословения, троекратное оглашение в церкви с целью выяснить нет ли препятствий для заключения данного брака, предоставление письменного свидетельства священника, характеризующего жениха или невесту из другого прихода как достойного прихожанина или прихожанку, письменное подтверждение достоверности сведений, излагаемых в брачном обыске поручителями со стороны жениха и невесты, говорят о серьезности нравственных требований, предъявлявшихся церковью к своим прихожанам и формировавших здоровую модель поведения и образа жизни прихожан.

Служба в Кижских храмах продолжалась и после Великой Октябрьской революции, однако священникам перестали выплачивать жалование. Как и в старину, их содержание перешло на попечение прихожан.

С 1920 г. Кижский погост находится на государственной охране как памятник архитектуры. В 1929 году Преображенская церковь была передана верующим для молитвенный целей в бесплатное пользование. Службы могли проводиться со дня Пасхи и до праздника Покрова Богородицы (14 октября).

В конце 1935 г. местный сельский совет организовал в семнадцати колхозах района голосование о закрытии действующих церквей. За закрытие проголосовало 80 человек, вместе с тем около 1000 человек высказались «за оставление церквей в прежнем виде». Тем не менее, постановлением Комиссии по культуре при президиуме ЦИК КАССР от 13.02.37 года службы в Преображенской церкви прекращаются. Для отправления религиозных обрядов верующим была оставлена Покровская церковь. Кижане не соглашаются с таким решением и в апреле 1937 г. пишут жалобу о закрытии Преображенской церкви, которую направляют в Москву, в Кремль, но несмотря на протесты прихожан постановление не было отменено. Осенью 1937 года в Преображенской церкви была совершена последняя Литургия.

Последними настоятелями кижского прихода были Михаил Александрович Русанов и Алексей Степанович Петухов. М.А.Русанов родился в Кижах 21 ноября 1874 г. Закончив Олонецкую духовную семинарию, сразу же был назначен священником в Кижи. Его отец и дед в свое время также служили священниками в Кижских церквях. Михаил Александрович был отстранен от службы в 1927 г., выселен из своего дома в Кижах и отправлен на лесозаготовки. В последствии жил в Петрозаводске, в семье старшей дочери. Умер в г.Емцы Архангельской области в 1943 г., в эвакуации. На кладбище Спасско–Кижского погоста, рядом с крыльцом колокольни стоит памятный крест. Надпись на нем гласит: «Крест установлен в память потомственных священнослужителей о.Кижи Русановых 27 сентября 2001 г.».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1933 г. в Кижский приход был назначен Алексей Степанович Петухов. Уроженец Архангельской области (родился 4 октября 1875 г.), он, также как и М.А.Русанов, был потомственным священником, закончил Духовную семинарию и Епархиальное училище в Архангельске. В результате неоднократных письменных обращений верующих, в середине 30–х годов он был назначен хранителем кижских церквей, он же и служил в храмах до самого ареста. В октябре 1937 г. был арестован органами НКВД и через месяц расстрелян. С тех пор и до начала 90–х гг. богослужение в храмах не проводилось.

Возрождение приходской жизни в Кижах произошло только в 90–е гг. ХХ века. 16 августа 1993 г. на о.Кижи, по инициативе музея и при поддержке жителей о.Кижи, состоялось учредительное собрание, в котором приняли участие 30 человек под председательством секретаря Олонецкого епархиального управления игумена Тихона. Это собрание и принятый им юридический документ явились основанием для возобновления деятельности прихода на о.Кижи. Вместе с тем, настоятель храма назначен не был, и богослужения в церкви не проводились. Тем не менее, в связи с юридическим оформлением православного прихода, местные жители приглашали для совершения таинства крещения и венчания в Покровской церкви протоиерея Георгия Варга, благочинного Заонежья. Молитва постепенно возвращалась на Кижский погост.

20 августа 1994 г. состоялось знаменательное событие: впервые после 57–летнего перерыва, в Покровской церкви вновь отслужили Божественную Литургию. Ее вел архиерей, Его Преосвященство Мануил, епископ Петрозаводский Олонецкий, в присутствии большого количества паломников, а также местных жителей и сотрудников музея. Это событие совпало с днями празднования Преображения Господня, главным летним праздником прихода, и напомнило о той доброй дореволюционной традиции, когда архиерей с большой свитой посещал этот древний заонежский погост с архипастырским визитом.

15 августа 1997 г., спустя четыре года после юридического оформления прихода, из Петрозаводска на о.Кижи прибыл с назначением настоятель прихода, священник Николай Озолин. С этого момента жизнь прихода переживает новый этап своего развития, возобновляется литургическая жизнь храма.

После совершения в 1997 году первого летнего богослужебного календаря, стало очевидно, что в храме необходимо воссоздание церковного убранства. Благодаря взаимопониманию музея и прихода эти весьма большие работы были воплощены в жизнь. Венцом этих трудов стал архипастырский визит Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который состоялся 4 июня 2000 года.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Впервые за всю историю православия в Заонежье на древнем Кижском погосте, в намоленной и переполненной паломниками Покровской церкви звучало Патриаршее богослужение. По окончании божественной литургии предстоятель русской церкви наградил ряд сотрудников музея за их поддержку в деле возрождения молодого прихода. Во время этого визита произошла очень трогательная встреча между Святейшим Владыкой и Галиной Алексеевной Петуховой, дочерью предыдущего настоятеля Кижского прихода, священника Алексея Петухова.

В том же 2000–м году была произведена перерегистрация всех приходов Русской Православной церкви, в результате чего было определено каноническое название: Приход Спасо–Преображенского храма острова Кижи.

9 июня 2003 г. издан Указ Патриарха Московского всея Руси Алексия II, который гласит: «В связи с возрождением полноценной духовной жизни на о.Кижи, привлекающим своим неповторимым ансамблем множество паломников со всей территории России, считаем целесообразным образовать при Спасо–Преображенском храме на о.Кижи Патриаршее подворье, находящееся, с согласия архиепископа Петрозаводского и Карельского Мануила, в Нашем непосредственном подчинении…». Настоятелем Патриаршего подворья был назначен священник Николай Озолин.

// Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет
Издательство «Скандинавия». Петрозаводск. 2006.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф