Метки текста:

Коллекция музея-заповедника «Кижи» Музейные коллекции Реставрация

Реставрация фондовых коллекций VkontakteFacebook

Художники-реставраторы музея-заповедника «Кижи»  И.М.Гурвич, Г.Н.Попова. 1970-е гг.Остров Кижи. 1962 г. Реставраторы вывозят иконы из Преображенской церкви.Художник-реставратор В.Г.Светличная (Брюсова)Художник-реставратор К.Шейкман. 1970-е гг.Художник-реставратор Г.В.Жаренков. 1970-е гг.

Прежде всего, предметы, поступающие в музейные фонды, должны пройти санитарную обработку, вылечены от возможных болезней, и их состояние должно быть стабилизировано; в ряде случаев необходимо убрать поздние наслоения, исказившие облик предмета, то есть консервация и реставрация памятника. Следующая задача – создание таких условий хранения предмета, которые бы позволили продлить его жизнь на максимально длительное время.

История реставрации музейных фондов, – так же, как и история самого собрания, – начинается в «домузейный» период, с восстановления иконописного убранства церквей Кижского архитектурного ансамбля. Иконы из Кижских церквей, вывезенные в годы Великой Отечественной войны в Финляндию вместе с иконами из многих других храмов Обонежья, а затем, после окончания войны, возвращенные в Карелию, до 1950 года лежали в г.Петрозаводске, в сарае Краеведческого музея. Разборка, систематизация и транспортировка всей коллекции на остров Кижи, а затем восстановление иконостаса Преображенской церкви выпали на долю молодого художника–реставратора, в последствии известного искусствоведа В.Г.Светличной (Брюсовой). Художники–реставраторы (В.Г.Брюсова, Г.В.Жаренков и др.) выполнили противоаварийное укрепление живописного слоя, а также расчистили от потемневшей олифы и поздних записей несколько икон из иконостаса Преображенской церкви. В 1956–1959 гг., при восстановлении иконостаса Покровской церкви, такой же обработке подверглись и его основные иконы.

Именно в первое послевоенное десятилетие подвижнические работы художников–реставраторов и искусствоведов, работников Управления по делам строительства и архитектуры Карелии и Государственного Русского музея, при минимальной финансовой поддержке, помогли сохранить иконописное богатство края. В 1951–1961 гг. было осуществлено пять экспедиций в разные районы Карелии. Обследование 130 населенных пунктов помогло обнаружить 300 новых произведений древнерусской живописи. Часть икон была направлена в центральные музеи России, но значительное количество присоединилось к тем, что уже хранились на острове Кижи. В 1963 году иконы, не использованные в реконструированных интерьерах Кижских церквей или происходящие из других храмов Карелии, по распоряжению правительства республики были переданы на постоянное хранение в Карельский государственный музей изобразительных искусств. Уже в 1964 году произведения северного иконописного искусства из церквей Кижского погоста были представлены на первой выставке древнерусской живописи Карелии. Выставка, приуроченная к 250–летнему юбилею Кижского архитектурного ансамбля, была создана совместными усилиями Кижского отдела Государственного краеведческого музея и Карельского государственного музея изобразительных искусств.

Реставрационные работы, начатые в 1950–е годы, не прекращались и при образовании самостоятельного музея–заповедника «Кижи». В 1966 году, сразу после рождения музея, к работам приступила бригада из Всесоюзных художественных научно–реставрационных мастерских имени И.Э.Грабаря (В.Зборовский, В.Белов, К.Шейкман, С.Ямщиков, позднее Г.Кузнецов, В.Малышев). Главные усилия бригады были направлены на раскрытие икон, составляющих местный ряд иконостаса Преображенской церкви. Работы длились много лет. Местный ряд иконостаса был полностью раскрыт только к концу 1970–х годов. В 1980–х годах реставрацию древнерусской живописи продолжили специалисты Межобластной специальной научно–реставрационной производственной мастерской объединения «Росреставрация» (Е.М.Кристи, Т.В.Маковецкая, В.М.Сорокатый, Л.А.Кологривова, А.С.Щербаков, В.А.Акимова и другие). Основным объектом их внимания были иконы деисусного и пророческого рядов в иконостасе Преображенской церкви. Начиная с 2002 года, к реставрации икон из собрания музея–заповедника «Кижи» приступил Государственный научно–исследовательский институт реставрации (А.П.Яблоков, А.Михайлов).

За 50 лет ведущие реставрационные организации страны выполнили огромный объем реставрационных работ, раскрыв и укрепив значительную часть икон из Преображенской церкви. Однако дальнейшее сохранение произведений древнерусской живописи требовало постоянного наблюдения реставраторов и целого комплекса поддерживающих мероприятий. К тому же значительная часть икон должна была ожидать своей очереди неопределенно длительный срок. Уже в начале 1970–х годов стало очевидно, что музей не может обойтись без своих реставраторов. Появление в музее своих реставраторов: И.М.Гурвич и чуть позднее Г.Н.Поповой было воспринято с надеждой. Восстановление И.М.Гурвич живописного убранства церкви Воскрешения Лазаря явилось важным открытием в истории древнерусского искусства.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1970–е годы к двум музейным реставраторам присоединилась и Г.И.Фролова. За прошедшие десятилетия она стала одним из ведущих специалистов в изучении и реставрации древнерусской живописи Карелии. На счету Г.И.Фроловой десятки спасенных шедевров.

К важнейшим реставрационным проблемам музея относится сохранение золоченого покрытия на резной иконостасной раме Преображенской церкви, датируемой второй половиной XVIII века. В 1979–1989 гг. московскими специалистами была выполнена консервация позолоты, после чего иконостас был демонтирован и вывезен в запасники музея в виде нескольких сотен крупных и мелких деталей. Но уже через три года состояние золоченого слоя стало резко ухудшаться, а в 1991 году было признано аварийным. Экстренные профилактические работы приостановили разрушение. Результаты исследований показали уникальность местной технологии золочения, а также позволили определить наиболее приемлемые способы консервации позолоты. В работах принимали безвозмездное участие специалисты Государственного Русского музея (М.К.Никитин, М.Д.Урюпина, Е.М.Савватеева), Всероссийского художественного научно–реставрационного центра им. И.Э.Грабаря (Е.М.Кристи), ИКОМОС (П.Пиетарилла, Финляндия), Баварского управления замками, парками, озерами (К.Рингер, И.Зирен) и другие. В настоящее время Г.И.Фролова предложила эффективный и щадящий метод консервации золоченого покрытия. Предложения готовятся к экспертизе.

В экспозиционно–выставочной деятельности музея всегда были востребованы предметы из коллекции медно–литой пластики. Миниатюрные иконы, складни, кресты, дополняя выставки о художественных и философских образах народного православия, не раз экспонировались и в России, и за рубежом. Восстановлением произведений меднолитейных мастерских XVIII–XIX веков планомерно занимаются ведущие специалисты Всесоюзных художественных научно–реставрационных мастерских имени И.Э.Грабаря.

Труд реставраторов, как и медиков, проходит под девизом «Не навреди!» Консервацию часто описывают терминами врачебной практики, а реставрация сравнима с действиями пластического хирурга: последствия могут быть катастрофическими. Поэтому все консервационно–реставрационные процессы строго регламентированы. И все же, принципы реставрации до сих пор являются предметом научной полемики, а практические результаты находятся в прямой зависимости от таланта и профессионализма реставраторов. В своей практике музей сталкивался и с откровенными реставрационными неудачами. Так, в 1972–1974 гг. в Лабораторию микрофотокопирования и реставрации документальных материалов Главного архивного управления СССР были переданы для реставрации более 20 старопечатных и рукописных книг, представлявших особую ценность для музея. Среди них книги XVII–XVIII веков из домашней библиотеки заонежского художника–иконописца Ивана Михеевича Абрамова (1869–1949 гг.), книги XVII века из Поморья. Поскольку любой реставрации предшествует тщательное исследование предмета, музей надеялся на восстановление оптимального облика книг, соответствующего если не моменту создания, то одному из периодов их жизни. Результат реставрации обескуражил. Книги были не реставрированы, а отремонтированы, при этом их музейная ценность не только не возросла, но оказалась частично утраченной. В одной книге оказались переплетены в случайном порядке фрагменты разных богослужебных книг, в других – перепутан порядок переплета тетрадей или листов, а сами листы с двух сторон оклеены конденсаторной бумагой. Под полупрозрачным слоем оказались многочисленные надписи, составляющие немалую историческую ценность. Вместо тяжелых кожаных переплетов установлены картонно–ледериновые переплеты, в лучшем случае ледерином обклеены доски. Этот печальный опыт стал для музея болезненным уроком, который надолго затормозил реставрацию коллекции письменных источников. Тем не менее, в 2001 году после специальной стажировки старший научный сотрудник и хранитель коллекции Л.С. Харебова выполнила первую реставрацию пяти документов из фондов музея.

Специализированные организации смогли привести в порядок лишь небольшую часть собрания музея, которая отличалась художественностью или традиционно толкуемой уникальностью. Для реставрации предметов из так называемых этнографических коллекций, музею необходимо создать собственную реставрационную базу.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1989 году кадровый музейный работник Е.М.Наумова, начала осваивать новую для неё профессию – художника–реставратора тканей. Через семь лет она была аттестована по первой реставрационной категории, став единственным в Карелии специалистом высокой квалификации в области реставрации текстиля. Процесс рождения из груды ветоши парчовых одеяний, золотного шитья, жемчужных украшений или узорчатой вышивки неизменно завораживает стороннего наблюдателя. Однако, усилий одного реставратора недостаточно, чтобы привести в порядок двухтысячную коллекцию тканей. В 2004–2005 годах существенную помощь музею стали оказывать специалисты ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря. Почти три десятка предметов отреставрировано Е.В.Семечкиной, реставратором высшей категории, и её коллегами.

Ещё одну проблему несет в себе многотысячная коллекция предметов из дерева. Эту часть собрания для этнографического музея, безусловно, следует считать одной из важнейших, однако любое музейное использование предметов осложнено плохим состоянием их сохранности. Немало предметов «ожило» под руками О.Н.Байер, С.Н.Цыпляева. К сожалению, время их работы в музее было непродолжительным. Надежду на изменение ситуации дает приход в музей двух профессиональных мастеров прикладного искусства, членов Союза художников России, – И.Л.Кожевникова и И.Г.Гашкова.

Проблемной остается реставрация бытовых предметов из других материалов, которые использовались в крестьянском обиходе. Музей только мечтает о консервации коллекции керамики, кожи и органических материалов, металла, но перспективы музейного развития позволяют надеяться на создание реставрационной базы, отвечающей современным требованиям сохранения музейных ценностей.

Мы с благодарностью называем имена зарубежных друзей и добровольных помощников музея, уже более десяти лет безвозмездно направляющих музейным реставраторам специальные материалы и современное оборудование. Это художники–реставраторы из Баварии Карл Фогхт и Сабина Пфальфе.

// Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет
Издательство «Скандинавия». Петрозаводск. 2006.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф