Метки текста:

Информационные технологии Музеефикация

Информационные технологии и развитие музея-заповедника «Кижи» Vkontakte@kizhi

Восемь основных разделов сайта музея-заповедника «Кижи»Раздел сайта «Музейные коллекции» представляет более 2 тыс. музейных предметов.Экран ИС «Иконостас»Интернет-проект «На глазах у всего мира»Кассиры на о.Кижи и в г.Петрозаводске работают с компьютерной системой продажи билетов для посетителей.

История начала компьютеризации музея уходит своими корнями в 1991 год, когда был приобретен первый компьютер, пока, конечно, использующийся только как запоминающая печатная машинка. Но именно этот компьютер дал старт освоению новых технологий и внедрению их в музейную практику.

Можно утверждать, что музей–заповедник «Кижи» всегда в этой области шел в авангарде движения – как среди музеев Карелии, так и среди региональных музеев в целом.

Так, уже в 1993 г. в музее был реализован самый первый проект по информатизации – внедрена программа ведения БД по музейным коллекциям «Наследие» (подготовка технического задания Н.И.Шилов, разработчик программы – отдел математических методов КНЦ РАН).

В 1996 г. наш музей самым первым среди музеев России начал внедрять в свою работу совершенно новые геоинформационные технологии. Проект создания ГИС «Кижи» был инициирован в 1996 г. директором музея М.В.Лопаткиным.

В этом же году по заданию директора музея М.В.Лопаткина была разработана Концепция развития Компьютерной сети (автор – О.Ю.Титова). С этого момента началось интенсивное развитие данного направления – формирование компьютерной сети и проектов в области информатизации. Основные этапы развития информационных технологий в музее перечислены в Приложения №1 и №2.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1998 г. в музее был создан самостоятельный отдел – Компьютерный центр, который в 2002 г. был переименован в Информационный отдел, а в 2004 г. – в Отдел информации и компьютерных технологий.

Отдел быстро развивался вместе с музеем, появлялись новые направления деятельности — что отвечало новым требованиям и условиям работы музея. Сегодня спектр направлений работы отдела очень широк:

По всем направлениям деятельности ведется интенсивная работа. Быстро и мощно выросла компьютерная сеть музея. Сейчас корпоративная компьютерная музейная сеть объединяет 4 здания музея в городе Петрозаводске и 4 здания на о.Кижи. В сеть подключено около 100 компьютеров. Администрирование такой сложной корпоративной сети требует очень высокой квалификации от инженеров отдела (системный администратор – Р.Н.Колосов, с 2005 г. Д.В.Бодёнов). И это не погоня за количеством, не участие в соревновании. Музей работает по очень многим направлениям, обладает огромными ресурсами. Практически ни одно направление деятельности музея уже не может вестись без использования современных информационных технологий. Это веление времени. Тем более для музея, обладающего такими значительными и разнообразными ресурсами. Для управления всеми происходящими в музее–заповеднике процессами, осуществления контроля за состоянием нашего культурного и природного наследия необходимо оперировать огромным количеством информации.

Современная действительность выдвигает перед музеями требование формирования собственных информационных ресурсов, так как позволяет музею работать более эффективно, на современном уровне.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Основной упор в Концепции 1996 г. согласно названию был сделан именно на развитии сети, как средстве формирования и использования информационных ресурсов. Но уже в ней были вычленены основные направления и принципы формирования информационных ресурсов музея. «…необходимо создание комплекса взаимосвязанных информационных систем, обобщающих материалы о территории музея–заповедника «Кижи» и о прилегающем географическом пространстве, о памятниках архитектуры, фондовых коллекциях музея, нематериальных фондах музея, архивных материалах». Основную сложность составляет специфика и разнообразие ресурсов музея.

На сегодня созданы условия для формирования информационных ресурсов по многим направлениям. Перечень информационных ресурсов музея–заповедника «Кижи» см. в Приложении №2. Подводя итоги по результатам создания информационных музейных ресурсов, можно выделить как серьезные положительные моменты, так и упущения, которые необходимо скорректировать в дальнейшей работе. Однако все наиболее важные направления деятельности и наиболее важные ресурсы музея охвачены.

Специалисты отдела одними из первых в музее стали осваивать такие передовые технологии менеджмента, как проектный менеджмент и фандрайзинг. Музей участвовал в самом первом в России конкурсе на гранты фонда Сороса и получил сразу 2 гранта на свои проекты! В рамках грантовых проектов в 1998 г. был создан первый официальный сайт музея–заповедника «Кижи» (автор и руководитель проекта О.Ю.Титова) на двух языках – русском и английском. Это было время появления самых первых музейных сайтов в российском Интернет. Их еще было очень немного, но наш музей был в числе первых.

С тех пор отдел уже привычно работает именно в проектном режиме, многие из наших проектов получили финансирование от различных фондов и программ (см. Приложение №2).

Еще один важный проект по информатизации в музее, начатый в 2004 году, заслуживает отдельного внимания, т.к. является достаточно инновационным и перспективным для Карелии — проект, связанный с внедрением системы ресурсного планирования и электронной продажи билетов (автор и руководитель проекта – О.Ю.Титова). Музей «Кижи» стал первым музеем в Карелии, который опробовал в деле технологии электронных продаж. В качестве программного обеспечения была выбрана информационная система «TicketNet» (разработчик «ИнфоТех», СПб). См. краткое описание проекта в Приложении №2, пункт 6.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Процесс внедрения давался очень непросто. Отчасти из–за очень специфичных и сложных бизнес–процессов по обслуживанию туристов – это посетители двух выставочных залов и различных образовательных мероприятий музея в г.Петрозаводске, а также конечно посетители музея на острове, которые могут прибыть туда как индивидуально, так и на круизных теплоходах. Потребовалась специальная доработка программы под задачи нашего музея. Другую сложность составляет поддержание постоянно в рабочем состоянии канала связи между городом и островом Кижи. Однако проект несет в себе очень серьезные перспективы — как для музея «Кижи», так и для Карелии в целом. Речь идет об онлайновых электронных продажах билетов (через сеть Интернет), организацию виртуального музейного магазина. Весь мир уже давно пользуется ресурсами сети Интернет для планирования своего путешествия. Нормой стали заказ билетов на транспорт, в гостиницы, в театры и музеи посредством сети Интернет. Сейчас и Россия активно начинает включаться в этот процесс. В первую очередь это туристические фирмы, но уже и ряд музеев предлагает заказ своих услуг через Интернет. Мы стремимся к тому, чтобы музей Кижи, как музей мирового уровня, также придерживался и мировых стандартов уровня работы с посетителем.

Музей активно начал расширять рамки своего влияния в 2004–2005 гг. Информационные технологии призваны обеспечить рывок музея в российское и международное информационное пространство. Конечно, в первую очередь это музейный сайт и электронные рассылки.

Специалисты отдела информации и компьютерных технологий все эти годы самостоятельно сопровождают музейный сайт (См.описание ресурса в Приложении №2, пункт 10). И сейчас это очень мощный информационный ресурс, по самым разным направлениям связанным так или иначе с музеем–заповедником, с островом Кижи и Заонежьем (руководитель проекта – О.Ю.Титова, web–программист с 2004 года – О.В.Зайцева, куратор и web–мастер раздела сайта по музейным коллекциям – П.Н.Шилов). Ведутся работы по обновлению версии сайта на английском языке.

Благодаря усилиям специалистов отдела за последний год значительно вырос рейтинг сайта – как по результатам посещаемости, по результатам голосования посетителей сайта, так и по оценкам экспертов. На настоящий момент сайт занимает 4 место в рейтинге портала «Музеи России», включающего все российские музеи и галереи. Это очень высокий результат. Причем содержательная часть сайта экспертами оценена в 75 баллов, что является почти самой высокой оценкой среди музейных сайтов. Важным для нас событием стало также объявление сайта музея–заповедника «Кижи» финалистом Всероссийского Открытого Интернет–конкурса «Золотой Сайт–2005». Сайт явился единственным финалистом от Республики Карелия. Музей представлял республику в номинации «Корпоративный сайт» в категории «государственные, учебные и научные учреждения». Всего в этой номинации участвовало 178 конкурсантов из России, а количество принятых на конкурс заявок превысило 1 600.

Информационные проекты специалистов отдела информации и компьютерных технологий расширяют свои границы. Так новый интернет–проект «Определитель музейных предметов» (автор проекта – Н.И.Шилов, руководитель проекта – П.Н.Шилов) носит межрегиональный характер. Этот ресурс, призванный оказывать помощь в определении и унификации структуры описания музейного предмета, давно ждут музейщики Карелии, особенно в малых региональных музеях, где трудно получить личную консультацию у хороших специалистов, не хватает специальных справочников и определителей, нет доступа в ведущие библиотеки. Поэтому неудивительно, что Определитель пользуется популярностью среди музейных специалистов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Другой интернет–проект «На глазах у всего мира» (информационное освещение реставрации Преображенской церкви), начатый в 2004 г., вышел уже на всероссийский и международный уровень (автор и руководитель проекта – О.Ю.Титова).

Музей–заповедник «Кижи» приступил к решению очень важной задачи – комплексной реставрации главного Кижского храма – Преображенской церкви. Мы понимаем, что проект реставрации необходимо осуществлять при сотрудничестве с лучшими специалистами всего мира, при систематическом информационном обмене между всеми заинтересованными сторонами в области сохранения Всемирного наследия. Для решения этих, довольно сложных, особенно в условиях острова, задач музей подготовил проект «На глазах у всего мира». Проект был поддержан Международным благотворительным фондом имени Д.С.Лихачева. Его реализация позволит создать прецедент организации реставрации столь значимого объекта культурного наследия в буквальном смысле на глазах у всего мира. Это реализуется путем создания сайта «На глазах у всего мира» — http://kizhi.karelia.ru/carpenter_world/index.htm.

На сайте ведется информационное сопровождение реставрационного процесса Преображенской церкви, показана история строительства, предшествующих реставраций и исследований церкви. Здесь впервые опубликован восстановленный в виртуальном пространстве иконостас церкви – один из наиболее полных иконостасных комплексов Русского Севера XVIII века, который находится в разобранном состоянии уже более 20 лет.

На сайте формируется новостная лента, ведется рассылка новостей по электронной почте, организован Интернет–форум для открытого обсуждения вопросов реставрации Преображенской церкви и вопросов, связанных с реставрационными и плотницкими технологиями в целом.

В 2005 году на острове была установлена web–камера, направленная на памятник и на реставрационную площадку, что позволяет посетителю сайта увидеть происходящие события своими глазами.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

У музея уже есть немало партнеров в области реставрации памятников деревянного зодчества – отдельных специалистов и организаций в России и за рубежом. Мы надеемся, что в результате работы над проектом образуется целое сообщество партнеров, участвующих, как в реставрации памятника всемирного значения, так и в дальнейшем в создании информационного ресурса – «Виртуальной школы плотника–реставратора».

Говоря о наиболее интересных и важных проектах музея, нельзя не упомянуть об еще одном экспериментальном пока для музея проекте – развитии технологии Интранет для внутримузейной коммуникации и координации. Сотрудники пока используют Интранет для публикации объявлений, обмена новостями, передачи материалов для музейного сайта, доступа к нескольким общим справочникам, обсуждения различных внутренних вопросов и т.п. Мы уверены, что у этого проекта большое будущее в музее, т.к. он создает предпосылки для внедрения новых управленческих технологий в музее, но требуется время для освоения этих технологий, осознания необходимости изменений.

В последние годы все музеи начали осваивать новые методы работы, активнее взаимодействовать с внешним миром. Музеи расширяют рамки своего влияния, активно внедряются в общество, развивают спектр услуг для посетителей. Включился в этот процесс и музей «Кижи» – появляются новые направления деятельности, а значит и новые службы, специалисты. В области информационных технологий на первый план выходит направление работы по информационному обеспечению посетителей музея. Уже сейчас мы стараемся сопровождать большинство выставок и музейных мероприятий мультимедиа презентациями, предлагающими дополнительную информацию, придающими выставкам элемент интерактивности. Обычно этот компонент выставки обращает на себя внимание всех посетителей – от детей до пенсионеров (мультимедиа программист – С.С.Безручко). В вестибюле здания музея на пл.Кирова, при входе в выставочный зал, размещается информационный киоск. Любой посетитель музея может ознакомиться с информацией, дающий общее впечатление о музее–заповеднике и территории острова Кижи, культурном и природном наследии.

Музей приступил к созданию информационного центра в городе Петрозаводске, в перспективе планируется создание информационного центра и на о.Кижи, где можно будет получить самую полную информацию как о самом музее–заповеднике «Кижи» и его ресурсах, так и о культурных и природных ресурсах на территории республики Карелия, об имеющейся туристической инфраструктуре. Тем самым музей будет раскрывать для туриста, слышавшем только о знаменитом острове Кижи, другие не менее привлекательные уголки Карелии, помогать составить маршрут пребывания наиболее комфортно, способствуя, таким образом, созданию привлекательного имиджа города Петрозаводска и территории Карелии. Все это невозможно будет выполнить без использования современных информационных технологий. С этой целью предполагается создание ряда соответствующих справочных информационных мультимедийных программ для различных категорий посетителей: в игровой форме – для детей, справочная информация – для туристов, доступ к музейным информационным ресурсам – для специалистов. Каждому должно быть комфортно при посещении музея, каждый должен иметь возможность получить необходимую информацию.

За прошедшие годы было выполнено большинство поставленных Концепцией развития задач, в процессе работы в нее вносились коррективы и дополнения. Результаты работы уже значительно обогнали этот документ. Именно поэтому в 2005 году была разработана новая Концепцией развития информационного обеспечения в музее–заповеднике «Кижи» (автор О.Ю.Титова).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Исходя из всего перечисленного, можно утверждать, что внедрение информационных технологий создает предпосылки и условия для развития музея в целом.

Все те успехи, которых удалось достичь музею–заповеднику «Кижи» в области современных информационных технологий — это результат работы многих подразделений музея, результат взаимопонимания и сотрудничества, стремления к развитию и успеху.

// Музей-заповедник «КИЖИ»: 40 лет
Издательство «Скандинавия». Петрозаводск. 2006.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф