Метки текста:

Заонежье Музейные коллекции Петрозаводск Фотографии

Тарасова Т.Г. (г.Петрозаводск)
Жители Заонежья на фотографиях второй половины XIX — первой трети XX века (из фондов музея–заповедника «Кижи») VkontakteFacebook

Фото 1. А.И.Корнилов. Последняя четверть XIX в. КП 4193Фото 2. Михаил Дегтярев и его жена Татьяна Захаровна. Последняя четверть XIX в. КП 4192Фото 3. Альбом для фотографий семьи Сергиных. Начало XX в. КП 2833/1Фото 4. Альбом для фотографий семьи Сергиных. Начало XX в. Фрагмент. КП 2833/1Фото 5. Семья Ермолиных, их родные и близкие. Конец 1890-х – начало 1900-х гг. КП 5161Фото 6. Г.П.Корнилов (в центре, в последнем ряду, с усами) в группе военнослужащих Русской армии. 1916–1917 гг. КП 4194Фото 7. Я.И.Антропов (стоит, крайний справа) и четверо военных медиков. 1914–1918 гг. КП 4731Фото 8. В.Г.Мухин (мальчик-подросток, сидящий на полу слева), мальчик, приказчики и купец. 1904–1905 гг. КП 4848/7Фото 9. Семья кижского священника Михаила Александровича Русанова. Около 1912 г. КП 3076Фото 10. Семья священника Михаила Александровича Русанова с гостями (Ржановские) из Сенной Губы. Начало 1910-х гг. КП 4943/29Фото 11. И.Т.Рябинин в доме Андреевых (д.Гарницы). До 1909 г. КП 3876Фото 12. Семья сказителей Рябининых. Слева направо в первом ряду сидят: Алексей, Василий (сыновья Михаила Кириковича), Татьяна, дочь Марьи Кириковны; во втором ряду сидят: Марфа, жена Кирика, Кирик Гаврилович Рябинин, Агропена Петровна; в третьем ряду стоят: Ольга Ивановна Рябинина, жена Михаила, с Фото 13. Оборот фотографии Ф.И. и И.И. Ольхиных. Лето 1926 г. КП 4196Фото 14. Работники петербургской Казанской лавки (крайний слева – П.Ф.Анисимов). Не позднее 15.07.1908 г. КП 4069/6Фото 15. Анастасия Ивановна и Анна Ивановна Трегубовы. 1903–1904 гг. КП 1665Фото 16. Григорий Дмитриевич и Клавдия Васильевна Анисимовы. 1910-е гг. КП 4069/3Фото 17. Оборот фотографии КП 4069/3Фото 18. Оборот фотографии КП 5161 (см. ф.5)Фото 19. Екатерина Ивановна Сергина. 1910-е гг. КП 4704/3Фото 20. Оборот фотографии КП 4704/3Фото 21. Ефремовы. 1900–1910-е гг. КП 4850/9Фото 22. Оборот фотографии КП 4850/9

Фонды музея «Кижи» хранят различные типы этнографических и исторических источников, способствующих всестороннему изучению традиционного уклада жизни и крестьянской культуры Заонежья. Среди этого типового многообразия выделяется коллекция фотодокументов как источника, сохраняющего достоверную зрительную информацию.

В фонде оригинальных фотографий, составляющих основу собрания и представляющих документальную и художественную ценность, наибольшей полнотой отличается подборка фотопортрета. На 160 снимках запечатлены жители населенных пунктов, исторически сложившихся центров Заонежья: о.Кижи и его окрестности, Сенная Губа, Великая Губа, Шуньга, Типиницы и прилегающие к ним гнезда деревень. Фотографии выполнены в период времени, когда еще сохранялся уклад жизни заонежан, несмотря на медленное вытеснение традиций городом.

Значительная часть фотодокументов, которые бережно собирались в домашние коллекции, поступила из архивов семей коренных жителей района. В коллекцию фотографий, принадлежавших семье Корниловых из деревни Кургеницы, вошли два фотоснимка [1] последней четверти XIX в., с изображениями Андрея Ивановича Корнилова (фото 1) и Михаила Дегтярева и его жены (фото 2). По времени создания они являются самыми ранними фотографиями рассматриваемого раздела фотофонда.

Фотографии собрания знакомят нас с членами и других семей из Заонежья, в том числе известных в этом районе крестьянских фамилий: Анисимовы, Бровины, Воронины, Грешниковы, Егоровы, Ермолины, Коноваловы, Лобанцовы, Лопаткины, Ошевневы, Рогачевы, Трегубовы, Щепины и другие.

Часть фотографий входит в состав семейных альбомов. В альбомы, как правило, входили официальные индивидуальные, групповые и любительские снимки. Появившиеся на рубеже XIX и XX столетий, они почитались домашней реликвией, их передавали по наследству, пополняя со временем новыми фотоснимками. В фонде фотоматериалов хранится фотоальбом начала XX в. [2] (фото 3, 4), принадлежавший семье Сергиных из д.Мунозеро. На фотографиях альбома дети, внуки, правнуки и другие родственники Лазаря Яковлевича Сергина, строителя дома, который был перевезен на о.Кижи в 1972 г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Особого внимания заслуживают групповые фотографии представителей разных поколений семьи. Один из таких снимков, типичный для конца XIX – начала XX в., – фотография семьи Ермолиных из Великой Губы, выполненная петербургским фотографом В.Лифантьевым (фото 5). Характеризуя рассматриваемую коллекцию, среди групповых семейных снимков можно выделить фотографии, отражающие принадлежность одного из членов семьи к профессиональному, организационному или военному сообществу. Например: «Григорий Петрович Корнилов в группе военнослужащих Русской армии» (фото 6), «Яков Иванович Антропов и четверо военных медиков» (фото 7), «Василий Григорьевич Мухин, мальчик, приказчики и купец» (фото 8).

В коллекцию также вошло несколько снимков представителей сословия духовенства. В 1989 г. жительница Петрозаводска Н.А.Костина, внучка священника кижского прихода Михаила Александровича Русанова (1874–1943), подарила музею фотографию [3] , запечатлевшую семью священника на о.Кижи (д.Погост) у дома, где жили Русановы (фото 9). В 1999 г. фотофонд пополнился коллекцией фотодокументов [4] , принадлежавшей учителю словесности из Заонежья Виктору Васильевичу Ржановскому (1898–1971), сыну священника Василия Стефановича Ржановского из Сенной Губы (1850–1934). Среди семейных фотографий Ржановских снимок неизвестного фотографа–любителя – Русановы с гостями (Ржановские) из Сенной Губы [5] (фото 10). В центре кадра на фоне бревенчатого сруба сидит группа молодых людей и детей (16 человек), вдали слева – фрагменты Преображенской церкви и дома–сторожки.

О Заонежье как о крае, населенном талантливыми людьми, помнят благодаря богатству фольклорных традиций его жителей. В особую группу, как ценнейшую часть собрания, можно выделить фотографии народных исполнителей былин и причитаний Заонежья. В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в фонд музея поступили снимки, запечатлевшие исполнителей былин из знаменитой династии сказителей Рябининых [6] : Иван Трофимович (фото 11), Кирик Гаврилович и Михаил Кирикович – сын, внук и правнук Трофима Григорьевича Рябинина (1801–1885) [7] , известного сказителя Заонежья середины XIX в., а также сказитель Иван Герасимович Рябинин–Андреев, приемный сын И.Т.Рябинина.

В 1920-е гг. в Заонежье плодотворно работала экспедиция Московской государственной академии художественных наук «По следам Рыбникова и Гильфердинга», организованная известными фольклористами Ю.М. и Б.М. Соколовыми. Ее итогом явились записи сотен произведений народного творчества. Представляют интерес две уникальные фотографии сказительницы былин Федосьи Ивановны Ольхиной с мужем Иваном Ивановичем в д.Глебово [8] и семьи Рябининых в д.Середка [9] (фото 12) с дарственными надписями профессора Юрия Соколова (фото 13). Снимки выполнены летом 1926 г. фотографом экспедиции. Коллекцию по этой тематике дополняет фотография народной сказительницы Пелагеи Никифоровны Коренной [10] из с.Космозеро.

Место съемки большинства фотографий конца XIX – начала XX в. – г.Санкт–Петербург. «Контакты и связи Заонежья с Петербургом в конце XIX – начале XX века были весьма разнообразными. Осуществлялись они на уровне отходничества крестьян (как мужчин, так и женщин) из Заонежья в Петербург, перехода заонежских крестьян в санкт–петербургское ремесленное или купеческое сословие и получения ими постоянного вида на жительство в столице, приобретения ими в собственность недвижимости (домов, частных торговых заведений или заведений сферы обслуживания), приобщения их к городскому образу жизни и т.д.» [11] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Большая группа фотографий коллекции – это индивидуальные и групповые снимки заонежан, проживавших и работавших в г.Санкт–Петербурге: Василия Григорьевича Мухина («был отправлен в Санкт–Петербург в 12 лет и работал в лавке у купца родом из с. В. Губа» [12] ), Якова Петровича Щепина («служил в г.Санкт–Петербурге старшим дворником» [13] ), Мирона Ивановича Кузнецова («в возрасте 12-ти лет уехал в г.Санкт–Петербург и поступил учиться на фабрику музыкальных инструментов» [14] ), Ивана Михайловича Лопаткина («в мальчиках был увезен в Санкт–Петербург, обучен сапожному делу» [15] ), Ивана Ильича Панова («в возрасте 11–12 лет уехал в Санкт–Петербург «в мальчики», учился ремеслу на Путиловском заводе» [16] ), Сергиных Дмитрия и Сергея («занимались торговлей в Петербурге: Сергей Лазаревич имел посудный магазин, Дмитрий Лазаревич – кожевенный» [17] ). Эта тема нашла отражение в фотографии 1908 г., запечатлевшей работников петербургской Казанской лавки фотографом А.Герасимовым [18] (фото 14). Снимок выполнен в помещении лавки. За прилавком четыре человека в передниках: двое мальчиков, подросток и мужчина. На первом плане – весы, гири. В верхней части кадра – ценники на сыры, яйца. На обороте паспарту надпись с указанием автора фотографии, даты и места съемки, перечислены имена изображенных. По словам сдатчицы Валентины Петровны Розенфельд, на снимке среди работников лавки крайний слева ее отец Петр Федорович Анисимов, уроженец д.Батова (Шуньга), который вместе с родителями жил в г.Санкт–Петербурге. Отец Петра Федор Федорович имел ювелирный магазин и магазин сукна, сын работал «в мальчиках» [19] .

На фотографиях зафиксированы не только типажи заонежан, но и окружающая их материальная среда (предметы повседневного быта, орудия труда, интерьер и архитектура жилищ, крестьянский и городской костюм и т.д.).

В 1984 г. фонды музея пополнились коллекцией предметов, поступившей от Шишловой (в девичестве Трегубовой) Валентины Федоровны. В поступлении семь фотографий конца XIX – начала XX в., в том числе снимок сестер Трегубовых Анастасии Ивановны (мать сдатчицы) и Анны Ивановны из д.Петры (Сенная Губа) [20] (фото 15). Фотография является уникальным изобразительным источником по изучению традиционного для Заонежья женского крестьянского костюма. На Анастасии (слева) шелковый сарафан и парчовая душегрея, шитая шелком; на Анне парчовый сарафан и парчовая душегрея. На обеих женщинах сети–поднизи (головной убор) и бисерные серьги – «бабочки», которые также поступили в фонды музея.

Большинство фотографий постановочные, выполненные в городских фотосалонах или непосредственно в деревнях и селах Заонежья заезжими фотографами. Представлены как индивидуальные, так и групповые снимки с разным построением кадра. Тип изображения: оплечный, погрудный, поясной, поколенный, в полный рост. Снимки, выполненные в фотосалонах, имели разный размер. К рубежу XIX–XX вв. помимо привычных форматов «визит» (Visit), получивших распространение с 1854 г., и «кабинет» (Cabinet), введенных в практику в 1866 г., были введены новые форматы: «миньон», «бижу», «облонг», «будуар» и другие. В рассматриваемой коллекции фотографии конца XIX – начала XX в. в основном имеют формат «визит» (5,7×9 см) и «кабинет» (10×14 см), большинство из них наклеены на бланки (паспарту). Во время фотосъемки использовались появившиеся в 1860-х гг. типовая мебель для фотосалонов: ширмы, тумбы, столы и балюстрады одинаковых размеров и форм, а также различного рода рисованные задники с изображениями парковых пейзажей, старинных замков, охотничьих угодий, водоемов и т.д. Такого рода атрибуцию фотосалонов того времени можно увидеть и на фотографиях коллекции.

Нужно отметить, что часть фотодокументов замечательны своей хорошей сохранностью и дают представление о достоинствах старой фотографии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, старая фотография является не только предметом, представляющим подлинное историческое фотоизображение, но и материальным памятником того времени, когда он был создан, содержащим в своем внешнем облике его приметы.

На бланках (паспарту) 34 фотографий, выполненных в г.Санкт–Петербурге, фирменные надписи с указанием фамилии фотографа и адреса фотоателье. Несколько снимков знакомят с мастерством павильонной портретной съемки известных с конца XIX в. петербургских фотографов: Александра Адольфовича Оцупа (фото 16, 17), Марка Пейсаховича Кадысона, Бориса Ефремовича Флакса, Семена Онуфриевича Гедимина, Николая Ивановича Ануфриева, Василия Кузьмича Лифантьева (фото 5, 18), Родиона Ксенофонтовича Соболева.

Фонд фотографий музея хранит несколько визитных и кабинетных портретов и групповых снимков заонежан, изготовленных в известных ателье г.Петрозаводска.

Одним из первых фотографов–профессионалов Карелии был Карл Август Иогансон, шведский подданный, приехавший в г.Петрозаводск в 1894 г. [21] Фотоателье К.Иогансона находилось в собственном доме на улице Садовой (совр. ул.Кирова). В коллекцию фотоматериалов музея входят около сотни фотопортретов людей разных сословий и возрастов, выполненных К.Иогансоном, на 13 из них жители Заонежья (фото 15, 19, 20).

На паспарту фотографий жителей Заонежья В.Щепина, братьев Егоровых и супругов Ефремовых (фото 21, 22) фирменные надписи другого известного в городе фотосалона, находившегося на ул.Соборной (совр. пр. К.Маркса). Его владелец фотограф Михаил Янкелевич Роскин, мещанин Санкт–Петербургской губернии Царскосельского уезда, проживавший в г.Петрозаводске с 1899 г. [22] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Авторами нескольких снимков являются фотографы–любители: Савельев, Семин (Семенов) П.Д., Барышев Н.И., Герасимов А., Ржановский В.В.

Многие фотографии интересны еще и как письменные источники. Жители Заонежья были связаны родственными узами со многими деревнями своего района, и надписи на фотографиях, нанесенные рукой их владельца, являются одним из источников по изучению истории крестьянских родов, а также позволяют более полно и точно выполнить атрибуцию снимка, а именно: определить, кто изображен, когда, где, установить некоторые биографические сведения и т.д.

Источники комплектования коллекции фотодокументов – это поступления от частных лиц и собирательская деятельность сотрудников музея. Следует отметить большой вклад в формирование и пополнение рассматриваемой коллекции сотрудника музея «Кижи» Регины Борисовны Калашниковой (1952–2005). В данной коллекции представлены более сотни фотографий, собранных ею в ходе архивной и экспедиционной работы.

Коллекция фотодокументов, рассмотренных в этой статье, является неотъемлемой частью фотографического наследия Заонежья второй ловины XIX – первой половины XX в., значительная часть которого была утрачена в пожаре революций и войн, трагических событий ХХ в. Тем большую ценность для нас сегодня представляют то немногое, что удалось сохранить.

// Кижский вестник. Выпуск 13
Под науч. ред. И.В.Мельникова, В.П.Кузнецовой
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 296 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф