Метки текста:

Былины Заонежье Исследования Кижский вестник Пудож Сказители

Воробьева С.В. (г.Петрозаводск)
Из истории семей пудожских сказителей XIX-XX вв. Vkontakte@kizhi

Данная статья посвящена истории семей четырех сказителей Пудожского края: Гаврилы Амосова, Максима Мякишева из Уножской волости, Ивана Фепонова с Купецкого озера и Потапа Трофимова из д.Гагарка Шальского прихода. Трое из четырех сказителей принадлежат к старшему поколению исполнителей, которых записывали П.Н.Рыбников и А.Ф.Гильфердинг.

Поселения, в которых жили сказители, в свое время входили в состав земель новгородских бояр и монастырей. Начало проникновения славянского населения на пудожские земли исследователи относят к XII-XIII вв [1] .

Согласно материалам спорного дела 1538-39 гг. между Муромским и Палеостровским монастырями за владение землями в Уножской Губе, по книге Юрия Сабурова 1496 г. в этом районе была только деревня «на Лукострове», принадлежавшая Муромскому монастырю [2] . Деревни Марнаволок и Пертнаволок тогда только недавно возникли, поскольку названы починками. Скорее всего, они появились в начале XVI в. на землях Палеостровского монастыря, которые в качестве вклада оставил обители новгородский житий человек [3] Панфил Селифонтов [4] .

К 1563 г. в районе Уножской губы появилось еще одно поселение – будущая деревня Чажва, которая в это время была пристанью Палеостровского монастыря [5] .

Куст деревень на Купецком озере с XIV в. входил во владения новгородского Юрьева монастыря, согласно «Обводной книге Юрьева монастыря» 1391 г.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Шальский погост, в состав которого входила д.Гагарка, являлся одним из Заонежских погостов, занесенных в писцовую книгу 1563 г. В это время это один из важнейших торговых центров, начало волокового пути по системе рек из Обонежья в Заволочье. В устье Водлы стояли торговые амбары новгородцев [6] .

Гаврила Амосов

В сборнике П.Н.Рыбникова от Гаврилы Амосова в чужой записи были представлены 6 былин. А.Ф.Гильфердинг уже не застал сказителя в живых.

Гаврила Фалеев (Амозов по прадеду) родился около 1789 г. [7] в д.Лукостров в большой семье, где вместе жили 4 поколения кровных родственников, главой рода в это время был прадед сказителя – Амоз Никитин. Вместе с ним вели хозяйство его четверо женатых сыновей с детьми, старшим из которых был Елисей Амозов, дед будущего сказителя. Эта семья, как и большинство семейств Уножской волости, имела прочные родственные связи с расположенными через озеро Киж-ским и Сенногубским приходами – двое из братьев были женаты на девушках из Кижского погоста (из деревень Обельщина и Леликово) [8] . В д.Обельщина была выдана тетка сказителя, а его мать происходила из д.Корба [9] .

Согласно материалам ревизии 1811 г., в которой не упомянуты женщины, в семье Гаврилы Фалилеева только мужского пола было 16 человек [10] , девять из них в возрасте от 20 до 50 лет, то есть так называемые «годные работники». Наличие в семье мужчин такого возраста, даже по мнению официальных властей, служило основой благосостояния рода. Скорее всего, Гаврила Фалилеев жил в богатой семье. К сожалению, документов об экономическом положении крестьян Пудожского уезда пока не найдено, однако в районе Кижей подобные по составу семьи выделялись своим достатком.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Между 1811 и 1816 г. семья Фалилея Елисеева, отца сказителя, отделилась от своих дядьев [11] и стала жить самостоятельно. К 1834 г. Фалилей Елисеев и восемь его домочадцев основали новое поселение, будучи «переведены по указу Олонецкой казенной палаты той же волости на пустое порожнее место в деревню Уной Губу» [12] . Они были первопоселенцами, единственными жителями на новом месте. Через двадцать лет Гаврила Фалилеев (Амозов) [13] возглавил семью в 20 человек, объединявшую родственников, находившихся в троюродной степени родства [14] – факт достаточно редкий.

К этому времени Гаврила Амозов был уже вдовцом – жена его умерла еще в 1845 г. от чахотки [15] . Незадолго до приезда П.Н.Рыбникова в Пудож сказитель жил одним семейством со своим младшим братом, его и своими женатыми детьми.

Дальнейшие события в жизни сказителя можно проследить только по данным метрических книг, где отмечено рождение многочисленных внуков. Других документов, касающихся его семьи, пока не найдено. Умер Гаврила Фалеев (Амозов) в 1870 г. в возрасте 89 лет [16] .

Из д. Марнаволок той же Уножской волости сказитель другого поколения, записи от которого были сделаны уже в начале XX в. – Максим Степанович Мякишев. Он родился 10 ноября 1846 г. [17] в семье из 12 человек, где вместе вели хозяйство три брата. Максим Мякишев был дважды женат. От первого брака у него родилось 10 детей, а второй оказался бездетным.

В разговоре с Ю. Соколовым в 1926 г. сказитель рассказал, что хорошо знал Рябининых. Исследование корпуса метрических книг деревень Уножской волости позволяет сделать вывод о том, что на протяжении всего XIX в. существовали постоянные семейно-родственные связи между Кижами и Уной Губой. В течение столетия ежегодно несколько крестьян волости брали невест из Сенногубского и Кижского приходов. Круг брачных связей Уной Губы, помимо Кижей, ограничивался Шальским, Пудожгорским, Песчанским и Купецким приходами, то есть по большей части северо-западным побережьем Пудожья. В семье Мякишевых неоднократно отдавали девушек замуж в д.Мелентьевская Купецкой волости.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Из деревень Купецкого прихода происходили сказители Иван Фепонов, Никифор Прохоров, Григорий Якушев и др.

Иван Фепонов, у Гильфердинга (Фепонов Иван Федорович), крестьянин д. Мелентьевская Купецкой волости.

Отец сказителя Феопент Федоров Фефилов [18] около 1781 г.р. был сыном отставного плотника (то есть человека, который работал на одном из Олонецких заводов) Федора Фефилова. На рубеже XVIII-XIX вв. Феопент Федоров женился, и к 1816 г. у него было уже шестеро малолетних детей.

Написание имени отца сказителя в разных документах варьируется. В ревизских сказках 1782, 1850 и 1854 [19] гг. его имя пишется как «Феопент», а в ревизиях 1795, 1811, 1816 и 1834 гг. как «Фепон» [20] . В метриках Купецкого прихода чаще всего встречается еще один вариант написания этого имени – «Феопемпт». Из пяти его сыновей двое умерли в детском возрасте, один ушел в рекруты, а старший Малахий в 1850 г. значился в «безвесном сходе».

Видимо, он ушел в выгорецкие старообрядческие скиты, поскольку принадлежал к староверам поморского толка. Еще в 1829 г. Малахий, к этому моменту овдовевший, подал прошение на имя епископа Олонецкого и Петрозаводского Игнатия о разрешении ему перейти из раскола в православную веру. По словам Малахия, в 1827 г. он был «сбит учением наставников Даниловской секты… и вовлечен в то согласие», а в настоящий момент «пожелал познать путь правый и быть истинным сыном Православной церкви <…> И за всем тем… когда причтен буду к числу сынов Православной церкви, прошу Ваше Преосвященство позволить мне вступить в брак с девицею, которую намерен избрать непременно из Православных» [21] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В этом же году в тубозерской церкви он был повенчан с крестьянской девицей этого прихода, но спустя три года, по свидетельству местного священника, Малахий Фепонов вернулся в раскол и более того, несмотря на увещевания консистории, утверждал, что никогда не был «присоединен к православной церкви», а всегда был в расколе, «в коем до скончания своего пребывать желает неуклонно.. .» [22] .

В 1833 г. Малахий возил свою жену и еще нескольких крестьян из деревень Купецкой волости в Данилов скит, где их перекрестил [23] .

Несмотря на все увещевания и пребывание в Спасокаргопольском монастыре для исправления, Малахий от своей веры не отступился и в 1834 г. понес наказание в виде месячного заключения в тюрьме [24] .

В этом же году в церковной книге Купецкого прихода найдена запись: «08.06. Деревни Мелентьевской у крестьянина раскольника Малахия Феопемптова и законной жены его раскольницы Евдокии Ефимовой [родилась] дочь [имя не упомянуто]. Молитствована и крещена раскольниками потому и восприемник не известно (так в документе. – С.В.), о чем особо донесено его преосвященству» [25] .

Правда, позже, в 1838 г. Малахий (Малафей) окрестил другую дочь по официальному обряду, хотя священник записал, что оба родителя «раскольники даниловского толка» [26] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Несмотря на приверженность к «древлему благочестию», Малахий Феопентов время от времени участвовал в обрядах ортодоксальной церкви – крестил нескольких детей [27] , бывал поручителем на свадьбах.

Несмотря на уход в 1846 г. Малафея Феопентова в старообрядческие скиты, его жена и трое дочерей до конца 50-х гг. XIX в. жили в семье свекра. В 1873 г. жена Малахия Евдокия Ефимова умерла и, оставшись верной своим религиозным взглядам, перед кончиной не пожелала исповедаться и причаститься [28] .

Иван Фепонов (Феопентов), младший сын в роду, появился на свет 10 февраля 1821 г. [29] . Его крестным стал сосед по деревне Анисим Фадеев. Позже имя этого крестьянина упоминается среди поручителей на венчании старшего брата Ивана Фепонова – Кондрата [30] . Несмотря на участие в церковных таинствах, Анисим Фадеев, так же как и Малафей Фепонов, был старообрядцем, свидетельством тому является запись о его смерти в 1824 г. [31]

Метрики 30-х гг. XIX в. по д. Мелентьевская говорят о большом влиянии раскола в среде крестьян [32] .

Следует отметить, что это явление прослеживается в семьях большинства сказителей Пудожья. Иван Фепонов у исповеди бывал редко. По данным исповедальных ведомостей 1858 г., все домашние Никифора Прохорова (Утки), кроме сына, не бывали у исповеди «за нерачением» [33] по нескольку лет. Отец Никифора Прохорова Прохор Богданов, его мать и сестра по исповедальным ведомостям 1805 г. у исповеди не были пять лет [34] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1858 г. у исповеди не был средний сын Потапа Трофимова Трофим и жена старшего сына Андрея [35] .

Из 13 человек семьи Максима Мякишева в это же время только сам Максим и его жена исполнили христианский долг [36] . Бабка Мякишева перешла в православие лишь в день своей смерти [37] .

В 1858 г. из 10 человек семьи сказителя Андрея Сорокина две женщины исповедались, а остальные «за нерачением» у исповеди не были [38] .

Продолжая историю семьи Ивана Фепонова, отметим, что в 1848 г. в возрасте 26 лет он женился на молодой вдове Елене Архиповой из д. Конноновская Песчанского прихода. Одним из поручителей по жениху был Потап Трофимов, крестьянин сказитель из д. Гагарская Шальского прихода [39] . Женитьбу на вдове можно объяснить тем, что для слепого с пяти лет Ивана трудно было найти невесту.

К началу 50-х гг. в небольшой семье Феопента Федорова Фефилова из девяти человек был только один трудоспособный мужчина – двадцатилетний женатый племянник Ивана Фепонова Петр Кондратьев [40] . Его отец Кондрат Фепонов был отдан в рекруты еще в 1831 г. Семья, скорее всего, бедствовала. В 1854 г. Феопент Федоров Фефилов умер [41] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

От первого брака детей у Ивана Фепонова не было. В декабре 1859 г. умерла его жена Елена Архипова [42] , а уже в феврале следующего года Иван Фепонов женился вторично [43] на девушке из д.Масельга Типиницкого прихода.

В 1860 г. в возрасте 52 лет в родовой деревне скончался Кондрат Феопентов44 [44] , вернувшийся с военной службы. Брат Ивана Фепонова, видимо, не дослужил полный рекрутский срок, который в то время составлял 25 лет. Возможно, отставка Кондрата Феопемптова была вызвана ранением, полученным в одной из военных компаний того времени – на Кавказе или в Крыму. Вышедшие в отставку нижние чины составляли особую категорию отставных солдат, могли записаться в какое-нибудь податное сословие, а в случае дряхлости или неспособности к труду получали небольшую пенсию – 36 руб. в год [45] . Отставные солдаты не заносились в ревизии, поэтому трудно назвать год возвращения крестьянина в деревню.

Во втором браке у Ивана Фепонова практически ежегодно рождались дети [46] , но все они умирали в младенчестве. В 1868 г. умерла вторая жена сказителя [47] , а в 1877 г. скончался от водянки его племянник Петр Кондратьев [48] .

Небольшая семья (максимально в 9 человек) из-за отсутствия достаточного числа мужских рабочих рук, по всей видимости, никогда не была богатой.

Имея в распоряжении на сегодня небольшое количество документов, трудно воссоздать жизнь сказителя после смерти его второй жены. Известно только одно упоминание в метриках Купецкого прихода, но и оно позволяет судить о той степени уважения, которое питали жители деревни к слепому Ивану Фепонову. В 1868 г. сказитель присутствовал в качестве поручителя на венчании Леонтия Ефимова Якушева [49] , деда сказителя Григория Якушева.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Умер Иван Фепонов 4 марта 1882 г. от тифа [50] .

С д.Мелентьевская, родиной Ивана Фепонова, тесно связан еще один пудожский сказитель – Потап Трофимов (Антонов). Он был в родстве с семьей Григория Якушева, одного из лучших исполнителей Пудоги.

Деревня Гагарская в 1879 г. состояла из 7 дворов, а в 1892 г. в ней было 5 дворов и 36 жителей.

В ревизии 1782 г. в деревне перечислены 5 дворохозяев, трое из которых родные братья и среди них прадед сказителя Семен Емельянов. Отец Потапа родился около 1778 г. в большой неразделенной семье [51] . В конце XVIII в. ее возглавлял прадед сказителя, у которого было 5 сыновей. Двое из них ушли в качестве зятьев приемышей в соседние деревни Шальского погоста, а один был отправлен на военную службу. С отцом к 1782 г. остались жить старший сын Антон и младший Евсей. Оба были женаты, старший имел двоих детей, одним из которых и был отец сказителя Потапа Трофимова [52] . Братья Антон и Евсей Семеновы продолжали жить вместе до начала XIX в. [53]

Будущий сказитель родился около 1802 г. [54] в семье Трофима Антонова и очень рано осиротел. Согласно ревизии, его отец умер в 1804 г., а о матери пока ничего не известно, кроме того, что она не дожила до 1816 г., до времени составления очередных ревизских списков [55] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, в начале XIX в. почти семидесятилетний дед сказителя Антон Семенов и его вторая жена [56] остались одни с тремя малолетними внучатами на руках [57] .

В 1819 г. юный Потап Трофимов женился на девушке из Тубозерско-го прихода [58] , а в 1820 г. в возрасте 72 лет умер дед сказителя [59] , воспитавший его.

Первые дети от брака Потапа с Агафьей Ивановой умирали в младенчестве, лишь в 1826 г. родился сын Андрей [60] , который в 1875 г. в возрасте 50 лет скоропостижно умер «от излишнего употребления горячительных напитков» [61] .

В документах последней десятой ревизии 1858 г. Потап Трофимов предстает как глава семейства. Он уже трижды женат, имеет трех сыновей, двое из которых рождены в первом браке, а младший – в третьем [62] . Старший из сыновей сказителя Андрей к этому времени женат и имеет малолетних детей. Брат сказителя бездетный Данила Трофимов умер в 1857 г. [63]

Последующие 20 лет мало отражены в документах – в основном это записи о рождении внуков Потапа Трофимова от его сына Андрея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1870 г. во время эпидемии дизентерии умерли обе невестки сказителя [64] . В тот же год Андрей Потапов женился вторично [65] , а чуть позже во второй брак вступил и его брат.

Последняя запись в метрических книгах, касающаяся жизни Потапа Трофимова, относится к 1882 г. В этот год сказитель скончался в возрасте 80 лет [66] .

Родословия сказителей Заонежья и Пудоги, восстановленные на основе исторических документов, позволяют не только получить новые сведения о жизни исполнителей, но и сопоставить некоторые особенности уклада их семей, в том числе вероисповедания, круг и направленность брачных связей, которые, несомненно, обусловили сохранение и передачу эпического знания.

// Кижский вестник. Выпуск 14: Сборник статей
Науч. ред. И.В.Мельников
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2013. 405 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф