Наумова Е.М.
Женские и девичьи головные уборы Олонецкой губернии XVIII — начала XX в. (на основе новых публикаций музеев Архангельской области и Республики Карелия) Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Девичий головной убор — перевязка. Середина XIX в. Из дер. Першлахта Пудожского уезда. КГМ 38316. Девичий головной убор — почёлок (подчёлок). Кон. XVIII — нач. XIX в. Каргопольский уезд. КГМ 51670 (по Л. И. Капуста).ис. 2. Девушка из дер. Суна Петрозаводского уезда в девичьем головном уборе (перевязка). Этнографическая экспедиция М. А. Круковского, 1899 г. Репродукция (фрагмент). Кижи, НВФ 13581/13Рис. 3. Праздничный костюм молодой замужней женщины (девичий головной убор и женский кокошник). Этнографическая экспедиция М. А. Круковского, 1899 г. Репродукция (фрагмент). Кижи, НВФ 13581/28.Рис. 4. Девичий головной убор (корона, сетка-поднизь, бант). Кижи, КП-193/31, 193/32, 220/2.Рис. 5. Девичья повязка (перевязка). РЭМ 668-4 (выставка РЭМ «Русские Олонецкой губернии», Петрозаводск, 2006 г.). Фото автора.Рис. 6. Поморские девушки в традиционных нарядах (с жемчужными повязками). Кижи, КП-4357.Рис. 7. Девушки в традиционных поморских праздничных костюмах. 1928 г., Беломорск (Сорока). Кижи, КП-7365.Рис. 8. Сороки. Середина XIX в. КГМ 50450, 51675 (по Л. И. Капуста).Рис. 9. Сорока (Ухта). Калевальский музей, КМ 34.Рис. 10. Сорока. XIX в. РЭМ 668-16 (выставка РЭМ «Русские Олонецкой губернии», Петрозаводск, 2006 г.). Фото автора.Рис. 11. Волосяница. XIX в. Каргопольский уезд. РЭМ 975-24 (выставка РЭМ «Русские Олонецкой губернии», Петрозаводск, 2006 г.). Фото автора.Рис. 12. Каргопольский кокошник. Кижи, КП-4786.Рис. 13. Золотный плат. Кижи, КП-90.Рис. 14. Кокошник золотный. Кижи, КП-193/29.Рис. 15. Кокошник бусовый. Кижи, КП-3808.Рис. 16. Повойник (парчовый). Пудожский музей.Рис. 17. Кокошник (выставка «Северная кадриль», НМ РК).Рис. 18а, б. Повойники. Кижи, КП-2330, 3049, 3563.Рис. 19 а-в. Чепцы. Кижи, КП-120/14, 120/12, 4070.Рис. 20. Наколка. Олонецкий уезд, дер. Куйтежа. Сер. XIX в. КГМ 238/5 (по Л. И. Капуста).Рис. 21. Девушки дер. Косельга в праздничных нарядах. Фото Ю. и Б. Соколовых, 1926 г. НМ РК.Рис. 22. Сёстры Трегубовы (Сенная Губа). Кижи, КП-1665.Рис. 23. Головной убор «сорока» (по И. К. Инхе).Рис. 24. Головной убор с повязкой (вид сзади) (по: Rajantakaista Karjalaa. Helsinki, 2008. С. 25).Рис. 25. Девушка за прялкой. Фото А. А. Беликова, 1927 г.Рис. 26. Праздник св. Пантелеймона. Фото А. А. Беликова, 1927 г. (МАЭ).

Аннотация: В статье содержится обзор традиционных женских и девичьих головных уборов, которые бытовали на территории Олонецкой губернии в XVIII — начале ХХ в. Источниковую базу исследования составили новые публикации предметов из собраний музеев Архангельской области и Республики Карелия, а также предметы из фондов музея-заповедника «Кижи».

Благодарю В. Е. Кантор за помощь в подборе иллюстраций к данной статье.

В 2000-х гг. этнографическая литература по народному костюму северных губерний России пополнилась двумя изданиями, представляющими головные уборы из собраний Национального музея Республики Карелия и музеев Архангельской области [1] . Благодаря собранному в них богатому иллюстративному материалу появилась возможность вновь обратиться к этой теме, которая ранее поднималась на страницах изданий музея-заповедника «Кижи», прежде всего в статье Е. И. Яскеляйнен [2] .

В 1999 г. Г. А. Григорьевой был издан небольшой каталог «Головные уборы Русского Севера» [3] , который уже тогда дал целостное понимание этой темы. Теперь же вышло новое издание с красочными иллюстрациями, где представлены коллекции 22 музеев Архангельской области. Автор, длитель­ное время изучавший головные уборы, хранящиеся в музеях почти всего Севера-Запада России, осветила эту тему не только как исследователь, но и как художник-реставратор по тканям высшей категории, занимающийся реставрацией головных уборов много лет. Г. А. Григорьева приводит схемы и подробное пояснение кроя многих уборов, описывает материалы, из которых они изготовлены, представляет прорисовки вышивок и т. д. В каталоге даны типологические ряды головных уборов Архангельской губернии, а также приграничных с ней уездов и волостей Вологодской, Новгородской, Выте- горской и Олонецкой губерний, позволившие увидеть все многообразие нарядов Севера России.

Автор альбома Национального музея Республики Карелия Л. И. Капуста представила фонды старейшего музея Карелии. В издании представлены девичьи и женские головные уборы середины XVIII – начала XX в., в том числе и редкие предметы. Из двух описанных уникальных старинных деви­чьих уборов НМРК с названием «подчёлок» (рис. 1) в альбоме представлен один (51670) [4] . Удивительные и несколько неожиданные уборы для северного края – это две «перевязки», оформленные искусственными цветами и флёр­доранжем, которые происходят из Петрозаводского уезда Олонецкой губер­нии (38257, 37258) [5] . Данные «перевязки» и «подчелок» ранее не представля­лись в публикациях. Подобные «перевязки» можно увидеть на фотографиях М. А. Круковского конца XIX в. (рис. 2), этот убор (из Весьегонского уезда Тверской губ.) имеется в экспозиции «Карелы» Российского этнографиче­ского музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В коллекции Национального музея довольно много девичьих уборов под названием «венцы» (корона, коруна, конура и др.), которые украшались впе­реди сетками-поднизями, а на затылочной части – бантами. В XIX – нач. XX в. они были распространены в Петрозаводском, Повенецком, Пудожском, Олонецком уездах [6] . Дополнительно в комплекс таких головных уборов могли входить: ленты, повязки-«подволосники», шейные украшения, серьги- «бабочки» и дополнительные банты [7] . У М. А. Круковского имеются фотогра­фии девушек, на одной из которых девичий убор состоит из «цветочной перевязки» с поднизью без короны, на другой – перевязка надета с короной и сеткой-поднизью. В первые годы замужества молодая женщина могла надевать девичий головной убор вместе с женским повойником, кокошником и т. п., которые были видны на затылочной части головы (рис. 3). Девичий головной убор [8] , состоящий из короны, сетки-поднизи и банта (рис. 4), быто­вал в Новгородской и Петербургской губерниях [9] , удивительная схожесть этого девичьего комплекса в уездах Олонецкой и Новгородской губерний имеет глубокие исторические корни.

Иллюстративный ряд девичьих уборов Олонецкой губернии значительно дополняет и расширяет каталог Г. А. Григорьевой [10] . В нем представлен аналогичный двум каргопольским «подчёлкам» середины XVIII в. из музея Карелии – третий такой же убор, поступивший в Архангельск из Каргополь­ского района Олонецкой губернии. Показательными являются иллюстрации различных «перевязок» из Новгородской и Олонецкой губерний (Кириллов­ский, Вытегорский и Каргопольский уезды), подобную которым из Пудож­ского уезда (38316) можно увидеть в альбоме НМРК (рис. 1, 5). Повсеместно они бытовали в Каргопольском уезде, в каталоге представлено более 35 таких уборов [11] .

В Поморье из головных украшений девушек больше всего известны жем­чужные или бисерные нити, которые прикреплялись к налобной ленте- повязке и назывались по-разному: «перо», «перышко», «жемчужная нитка», «налобник» и др. (рис. 6, 7). Налобные повязки на русских девушках Помо­рья хорошо видны на старых фотографиях. Простые «ленточные» повязки, сложенные из косынок, можно рассмотреть в книге И. К. Инха [12] . Северные карельские девушки их завязывали сзади над косами и концы спускали, об этом так писал И. К. Инха: «У девушек на голове было очелье – свернутый в лобную ленту платок... узел делается на затылке так, чтобы концы ленты свисали. На празднествах очелье всегда шелковое, если это по карману, и ярко-красное» [13] . Почти нигде в публикациях мы не находим описаний других девичьих головных уборов Северной (не поморской части) и Средней Каре­лии. У Г. А. Григорьевой есть только такое любопытное упоминание: «Ред­кий девичий убор почолок в виде диадемы с пятью зубцами из Кемского уезда хранится в Российском этнографическом музее» [14] , – возможно, что именно он был описан в полевых записях Е. И. Яскеляйнен [15] .

В альбоме НМРК представлены также головные уборы замужних жен­щин, поступившие в музей из разных уездов Олонецкой губернии. Уникаль­ными из них являются старинные сороки и т. н. сдерихи (на которые сороки одевались) Северной Карелии. Очень интересны по своим формам и испол­нению сдериха с «рожками» (51671) и сороки с разрезом для таких «рожек» (50450 и 51675; рис. 8) [16] . Г. А. Григорьева в своем каталоге опубликовала подобную сдериху с обтянутыми кожей металлическими рожками и сороку, которые происходят из фондов краеведческого музея Архангельска. Эти жен­ские головные уборы представляют наиболее древний тип уборов XVIII в. Два других варианта сорок из Кемского уезда [17] в книге НМРК и одной сороки из каталога Г. А. Григорьевой [18] по времени своего происхождения появились, видимо, несколько позже (рис. 9). Они встречаются и в других музеях, иногда на них боковые «крылья» пришиты к задней части, и напоми­нают они «шапочки» (повойники, чепцы) [19] . Г. А. Григорьева высказывает предположение, что такой убор «представляет переходный вид от карельской сороки к кокошнику» [20] . Интересен также представленный в альбоме НМРК

парчовый «чепец» (50495), который по форме напоминает такую переходную от сороки «шапочку-повойник» [21] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Благодаря двум рассматриваемым изданиям можно подробно проследить различие сорок Каргопольского уезда с треугольной налобной частью (рис. 10) и Северной Карелии – с закругленной, о чем пишут Л. И. Капуста [22] и Г. А. Григорьева [23] . Данного типа сорок из Каргопольского уезда в фондах северных музеев в совокупности сохранилось достаточно много, особенно в Архангельской области, они широко представлены и на страницах каталога (444–468), их надевали на нижний головной убор (сдериху), под который убирались все волосы (869–872). Такой же по форме и способу изготовления головной убор под названием «волосяница» был представлен на выставке РЭМ в Петрозаводске в 2006 г. (рис. 11) [24] .

Сороки Северной Карелии хорошо видны на иллюстрациях в издании И. К. Инха – в открытом виде и под платками [25] . Районы Беломорской Карелии, которые посетили финские путешественники-исследователи в конце XIX в., – это самый северный край бывшей Олонецкой губернии, граничащий с Архангельской. Наблюдения жизненного уклада карельского народа, пред­ставленные И. К. Инха, очень ценны для современных исследователей. Наиболее подробно описаны отдельные деревни, фотографии которых име­ются в книге, – это Вокнаволок, Ювалакша, Суднозеро, Ухта, Костомукша, Лувозеро, Кестеньга, Кереть, Кемь и т. д. В изучении народного костюма западных районов Средней и Северной Карелии для нас интересны также иллюстрации финских изданий. Например, в книге «Rajantakaista Karjalia» представлены головные уборы Карелии, в т. ч. сорока из п. Реболы Муезерского района [26] .

Исследователям российской традиционной культуры давно известно, что богатейшими ресурсами народного быта, говорящими о его самобытной жизни, выделялся Каргопольский уезд, о чем упоминают и авторы рассмат­риваемых изданий. На страницах каталога архангельских музеев представ­лены поражающие своим многообразием девичьи «перевязки», сороки, зна­менитые каргопольские кокошники и «золотные платы» [27] . В музеях других районов их немного. Имеются они в фондах музея «Кижи» (рис. 12, 13). Такие же уборы носили в Вытегорском и Кирилловском уездах Олонецкой и Новгородской губерний. Из районов Карелии каргопольские головные уборы иногда встречались в граничащем с ним Пудожье, хотя на ярмарках они покупались и в другие местности [28] .

Взаимовлияние соседних районов неизбежно сказывалось, хотя в целом традиции их могли быть различны. Так, Пудожский и Каргопольский уезды оставались привержены каждый своим традициям. Как известно, пудожские женские уборы «кокошники» и девичьи уборы с «венцами» и сетками-под­низями в Каргопольском уезде не были распространены. Головные уборы с короной и поднизью зафиксированы в Петрозаводском, Пудожском, Пове- нецком, Олонецком, Вытегорском и Лодейнопольском уездах Олонецкой губернии [29] . Точнее ареал бытования девичьего комплекса «корона – под­низь» дан в статье Е. С. Логвиненко [30] .

Из известных женских головных уборов в Пудожском районе уникаль­ными были кокошники в виде повоя с донцами и высокими очельями, выши­тыми золотными узорами (рис. 14). «Центром изготовления данного типа, по- видимому, следует считать Коловскую волость Пудожского уезда, откуда происходит большинство атрибутированных уборов из музейных коллек­ций», – пишет Г. А. Григорьева [31] . На Севере такой тип кокошника, расши­того «золотной» нитью, по большей части характерен для Пудожского уезда, оттуда же происходят т. н. бусовые кокошники (рис. 15), но их в карельских музеях немного. Носили там также нарядные повойники без вышивки, сши­тые просто из плотных тканей (рис. 16). Подобные «шапочки»-повойники, судя по образцам, представленным в каталоге Г. А. Григорьевой, довольно долго бытовали, к примеру, в Мезенском уезде Архангельской губернии [32] , они же представлены и в других изданиях, посвященных костюму Севера России [33] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В НМРК хранится свыше десяти кокошников (как отмечено в альбоме) с круглым донцем, преимущественно из бархата и шёлка красного и бордового цвета, среди которых находятся пудожские с золотной вышивкой, также они представлены и в других музеях Петрозаводска [34] . Кроме того, имеются кокошники с вышивкой (рис. 17), в которой использованы фольга, трунцал, канитель, блестки, бить и другие материалы [35] . Эти уборы происходят из Повенецкого и Петрозаводского уездов, один, с вышивкой из смешенных материалов – пряденных золотных и серебряных металлических нитей и фольги, происходит из Олонецкого уезда [36] . Л. И. Капуста пишет, что золот- ным шитьём «занимались в Каргопольском уезде (отдельные сёла, Успенский женский монастырь). Вторым центром... издавна было Поморье и, наконец, третьим – Выго-Лексинский монастырь». Автор упоминает также традицию золотного шитья на кокошниках как «московскую» и пишет: «Более поздним способом украшения кокошников этого типа является имитация золотного шитья, выполняемая разноцветной фольгой. Как правило, фольгу дополняют канитель и блестки» [37] . Полагают, что позолоченные и посеребренные нити – дорогой способ украшения. Существовали другие, более дешевые способы вышивок на головных уборах. В своем каталоге Г. А. Григорьева представ­ляет уборы разных форм из других уездов с использованием фольги, кани­тели, блёсток, пайеток, в том числе зеркальных и прочих материалов.

В альбоме НМРК описаны женские головные уборы-повойники с выши­тыми донцами из Поморья, в музее хранится 58 предметов [38] . Опубликованы они и в каталоге МИИРК, там проиллюстрировано около 67 экспонатов [39] . Повойники такого типа ранее упоминались и описывались в публикациях музея «Кижи» (рис. 18, 19) [40] , в фондах их около 35 предметов. Они же пред­ставлены в разделе Кемского уезда на страницах архангельского каталога Г. А. Григорьевой [41] . «В конце XIX – начале XX века в Сумском Посаде и ряде других населенных пунктов Поморского, Карельского, Кандалакшского и Терского берегов мастерицы вышивали на заказ кружки – донца к повойни­кам, а также пояса и девичьи повязки», – отмечает его автор. На местах, где их носили, они имели свои названия – «латушка», «сорока», «кружок», «колпачок» и другие, надевали их поморские женщины с повязками по оче­лью и по-разному украшали, в том числе нитками из жемчуга и бисера [42] .

Упоминание об известных мягких женских шапочках [43] , которые в народе называли «чепец» (чепча, чепчу, повой, сорока, карельская sorokka [44] ) и кото­рые донашивали в деревнях среди русского и карельского населения вплоть до 60–70-х гг. XX в., также находим в альбоме. Имеются они и в фондах музея «Кижи» (рис. 19, а–в). Чепцы были наряду с платками одними из последних уборов, закрывающими волосы на голове, как это было принято в народной традиции. Шились они чаще из однотонных тканей и отличались по крою в зависимости от местности. Исследователи о них, например, писали так: «...Вырезалась круглая „макушка” и перпендикулярно к ней пришивался околыш, сзади околыш раздваивался...» [45] . Праздничные чепцы старались шить из нарядных тканей – шелковых, бархатных, шерстяных и других, иногда по типу кокошников, увеличивая по высоте очелья. По краю чепцы могли украшать блестками, бисером и т. д. (К примеру, как в Пудожском уезде – см. ил. 2 альбома НМРК) [46] .

Л. И. Капуста отмечает появившиеся под городским влиянием головные уборы «наколки» (рис. 20) и «сколки», скрепленные булавками из косынок [47] . Довольно подробное их описание (наколка, думка, сколок, колпак) можно найти у Г. А. Григорьевой (рис. каталога: 343–344, 454–458 и др.) [48] .

В музеи иногда поступают отдельные предметы, привезенные по каким-то причинам из тех районов, для населения которых они не были традиционны. В альбоме карельского музея проиллюстрирован один головной убор («кичка», 50483) [49] , поступивший из Петрозаводского уезда. Подобные кокошники в каталоге Г. А. Григорьевой представлены в разделе Сольвыче­годского уезда Вологодской губернии [50] , издавна знаменитой своими золо­тошвейными мастерскими.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В музее-заповеднике «Кижи» были описаны тесные семейные связи между Пудожьем и Заонежьем [51] , что сказалось, вероятно, в том числе и на схожести девичьих и женских нарядов этих районов в конце XIX – начала XX в. Напомним, что в девичий комплекс головного убора Пудожья и Заонежья входили корона, сетка-поднизь и бант. Наибольшим количеством корон и поднизей располагает НМРК: 18 венцов (из них 16 из Пудожского района) и 39 сеток-поднизей. До нас дошли большей частью пудожские варианты корон [52] . Предполагают, что в Заонежье [53] их было меньше, и поднизи, за неимением корон, подвязывались косынкой, уложенной полосой в виде ленты (повязкой) [54] . Образцы девичьих головных уборов с перечисленными составными элементами можно увидеть на фотографиях М. А. Круковского, М. М. Прокудина-Горского, А. А. Беликова и других.

Описание головных уборов с короной, поднизью и бантом дано Е. С. Лог­виненко, которая достаточно подробно излагает свой взгляд и представляет технологические приемы изготовления корон и поднизей, называет фамилии известных мастериц, поясняет назначение банта и отмечает его локальные отличительные особенности в уездах Олонецкой губернии. В статье затро­нуты исторические аспекты, связанные с появлением их в губернии, а также говорится, что они были распространены в Петрозаводском, Пудожском, Повенецком и Олонецком уездах. В своей статье Е. С. Логвиненко формули­рует выводы на основе изучения 33 венцов и 70 поднизей из коллекций музеев Карелии [55] .

Женские головные уборы Олонецкой губернии по налобной части подвя­зывались неотъемлемой деталью женского наряда – повязками, сложенными из косынки или платка в виде достаточно широкой полосы (девичьи повязки делались менее широкими) [56] . Например, в традиции Поморья вместе с повой­никами долго сохранялись муаровые косынки с названием «кустышки». От того, как повязывали их по околышу, можно было понять, из какой местно­сти и даже деревни его хозяйка, а в Кемском и частично в Онежском уездах на девичьи и женские повязки прикрепляли жемчужные нитки и броши и т. д. [57] Все связанное с повязками женских и девичьих головных уборов и с лен­тами, используемыми молодежью, является отдельной темой, которая здесь подробно не затрагивается.

В альбоме НМРК находим также упоминание о женских шалях и плат- ках [58] , которые были непременной деталью женского и девичьего комплекса праздничной одежды. Они входили в быт крестьян больше под влиянием купечества, если позволял достаток семьи, примерно с середины XIX в. Представительницам каждой местности были свойственны свои манеры их ношения – будь то целый уезд или отдельная деревня. Поморянки, к при­меру, носили на плечах шали, которые закалывали на груди брошками (рис. 7), заонежские девушки могли их надевать таким же образом (рис. 21) или заправлять под душегреи (рис. 22) [59] , а среди женского населения северной Карелии был свой любимый способ, возможно, более старинный (который, к примеру, в европейских странах издавна употреблялся для утепления) – перекрещивать на груди и завязывать сзади на спине и т. д. (рис. 23).

Таким образом, для разных уездов Олонецкой губернии были характерны свои особенности ношения женских и девичьих головных уборов – подчёл- ков, перевязок, повязок, корон и других уборов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Финские материалы свидетельствуют о более долгом, чем ранее пред­ставлялось, бытовании карельских сорок, под которые могли надевать ниж­нюю шапочку («capca») в северных уездах губернии (и, частично, в средних районах), среди карельского населения (от границ с Финляндией до Карель­ского берега Белого моря), где и название «sorokka» долго оставалось и пере­ходило на другие головные уборы. И. К. Инха писал: «Однако на голове у замужних женщин... „сорока” – шапочка, с которой на затылок свисает вышитая бахрома» [60] . По форме карельские сороки ближе всего к головным уборам Летнего берега Архангельской губернии (например, Онежского уезда), в них схожа затылочная прямоугольная деталь – «четверть», закруг­ленная в верхней части, но декоративное оформление различается. До нас дошли северокарельские сороки, которые понизу сзади украшались полосой с вышивкой на плотной основе. Вышивка на них большей частью выполнена разноцветным бисером «по бели» – узору, уложенному из скрученных белых нитей. Л. И. Капуста указывает на некоторые отличительные детали северокарельских сорок, например, отмечает своеобразие в выборе тканей (красных оттенков) с христианской символикой (четырехконечный крест) на головных уборах района Ухты [61] .

По берегам Белого моря в среде русского населения в XIX в. стали рас­пространяться повойники с донцами, украшенными золотной вышивкой, и головные налобные украшения – жемчужные и бисерные нитки, а также повязки, украшенные бантиками, кольцами, брошками и т. д. Это затронуло и Карельский берег Поморья, и частично распространилось на некоторые рай­оны от Белого моря вглубь Карелии [62] . Г. А. Григорьева в своем каталоге поясняет, какие названия за уборами закрепились в разных местностях: «В селе Нюхча – кружок, в городе Сороке – сорока по-карельски, к западу от Онеги – сорока, на Онежском берегу – колпак, колпачок, на Терском

берегу – латушка... донца повойников северо-западной части Архангель­ской губернии (Александровский, Кемский, Онежский уезды) по форме овальные, они небольшие, их называли „кружки”» [63] '1.

Олонецкий уезд конца XIX – начала XX в. известен своими девичьими уборами. Там же имели распространение женские бархатные кокошники с золотной вышивкой, которые датируются началом и серединой XIX в., хра­нящиеся (большей частью) в НМРК, отдельные экземпляры – в других музеях Карелии, а также бархатные кокошники с вышивкой битью, фольгой и другими материалами [64] .

В источниках XIX – начала XX в. иногда не совсем точно даны названия головных уборов, например, читаем у М. А. Круковского: «Женщины укра­шают головы так называемой короной, которая состоит из двух разных частей: верхней – подзора и нижней – поднизи или сетки. Это своего рода кокошник, тонкой, ажурной работы, весь усыпанный жемчугом. В ушах носят громадные жемчужные серьги, а замужние женщины, кроме кокош­ника, надевают на затылок повойник, тоже усыпанный жемчугом. Такие кокошники встречаются далеко не у всех и ценятся очень дорого» [65] . В своём описании автор употребляет образное название короны с сеткой-поднизью и представляет этот девичий головной убор как «кокошник», а женский назы­вает «повойником». В настоящее время такие головные уборы называют «кокошниками».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Знаменит своими кокошниками с золотным шитьем и девичьими коро­нами Пудожкий уезд. Золотошвейные мастерские были, как уже ранее упо­миналось, в Поморье, а также в Каргопольском и Повенецком уездах Оло­нецкой губернии [66] .

С конца XVIII в., как пишет Л. И. Капуста, в городах Олонецкой губернии – Петрозаводске, Пудоже, особенно в близком от Петербурга Олонце и в других местах – «появляются так называемые наколки» [67] – модные голов­ные уборы в виде шапочки, имеющие и другие названия. Почти повсеместно в крестьянской среде были распространены шапочки-чепцы, в зависимости от местности их могли называть «повой», «повойник» или шить из нарядных тканей со сборками в верхней части и называть «сборником» [68] . Тема женских головных уборов, бытовавших в ряде уездов бывшей Олонецкой губернии, всегда была интересна изучавшим её исследователям. К примеру, известный петрозаводский этнограф К. К. Логинов писал о головных уборах с названиями «мода» или «колпачок», записанными им по воспоминаниям женщин в Заонежье [69] . В последней четверти XIX в. упоминались они и в описании заонежан: «Волосы заплетают в две косы, которые кладутся вокруг головы, в виде венка; на голове надет ситцевый чепчик или повойник. В праздники на чепчик надевается „колпачок” или „мода", – просто шелковая косынка...» [70] '. Эти названия косынок впоследствии могли перейти на другие женские головные уборы, к примеру – на представленные ранее уборы из тканей и косынок, сколотых булавками. В Заонежье также не сохранились такие праздничные головные уборы, как повойники или кокошники, как упоминал К. К. Логинов, они были известны «в Заонежье только на о. Кижи» [71] . Исследователь приводил описание мягких шапочек-«чепцов» из разных музеев Карелии, называя одновременно их повойниками: «.Овоидная (яйцевидная) форма донышков заонежских чепчиков отлича­лась от формы донышков аналогичных типов женских головных уборов соседнего русского населения: у поморов и выгозеров она была лавролист- ной, у пудожан и вытегоров – эллипсоидной. Круглая форма натемников встречалась на повойниках сегозерских карелок». Или ещё запись: «Широко распространённые в Сегозерье подберихи с треугольным донышком в Заоне- жье не зафиксированы» [72] .

Интересным фактом в связи с кокошниками, о которых упоминал и К. К. Логинов, является фотография из книги В. Д. Лысанова [73] , на которой пожи­лая женщина демонстрирует старинный женский наряд Петрозаводского уезда (Сенная Губа ?), состоящий из рубахи с длинными рукавами, глухого косоклинного сарафана и, что несколько неожиданного для данного комплекса женской одежды, – кокошника [74] .

Деревенские женщины при выходе на улицу по традиции надевали платок на головные уборы. Долгое время тому следовали в северных районах старо­веры, даже девушки. Как писал И. К. Инха, «очелье носят и в помещении; в дороге поверх него повязывают обычный платок» [75] . В его книге на многих фотографиях на православных праздниках, уличных гуляньях, во время показа свадебного обряда финским исследователям можно видеть женщин в сороках, на которые надеты платки, повязанные под подбородком [76] . Нахо­диться без платка женщины могли в домашних условиях, полностью собрав волосы под головной убор, традиционно повязанный сложенной на угол косынкой-повязкой или небольшим платком. В книге И. К. Инха на некото­рых фотографиях у женщин в помещениях надеты под повязки не только сороки, но другие головные уборы, или волосы «окручены» простыми пла­точками в виде шапочки-«чепца» [77] . Это могли быть поморские повойники, которые в то время имели уже большое распространение на Карельском берегу Белого моря. Недлинные повязки, закрывающие очелье головного убора, завязывали и сзади на затылке (рис. 24). В качестве примера представ­лен наглядный образец повойника с косынкой по очелью, завязанной сзади на узел. (Фотография головного убора с повязкой на женщине из Уницкого Посада Летнего берега Архангельской области используется за неимением другого иллюстративного материала) [78] .

Традиционный бытовой уклад жизни просуществовал в российских деревнях до 20-х гг. XX в., постепенно он менялся под воздействием внеш­них факторов и модных тенденций. Большинство исследователей отмечали отход от крестьянских головных уборов в близких от городов местностях уже с 80-х гг. XIX в., на смену им приходили платки, повязанные под подбород­ком, девушки часто оставляли головы открытыми, используя простые неши­рокие повязки [79] . С начала века женщины часто убирали волосы под пла­точки, завязывая их так, что они напоминали мягкие повойники-«чепцы», а сверху надевали еще один платок, подобное их ношение в деревнях у пожи­лых женщин существовало повсеместно почти до 1970-х гг. Длительное время сохранялась и повязка, сложенная из платка, которая осталась и в наши дни в погребальной обрядности.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Послереволюционный переход в другой социальный статус постепенно менял народное самосознание в России, в деревнях происходила замена тра­диционной одежды на модную городскую. На фотографиях начала XX в. на головах девушек чаще платки повязаны спереди под подбородком, женщины же надевали их в основном по типу шапочки с повязкой по очелью, от узла которой на затылке спускались концы. В 1920–1930-е гг. можно уже увидеть моду на ношение платков, повязанных на затылке узлом со спущенными концами (рис. 25). Так представлялись женские образы рабочей и колхоз­ницы в живописи, скульптуре, кинематографе, на плакатах и т. д. В совет­ский период прошлого столетия таким образом повязанный платок стал сим­волом женщины-труженицы. В первые постреволюционный годы появилась также тенденция надевать на головы большие платки и даже шали, завязывая на угол и оставляя свисать их концы по спине. Девушки их повязывали, не затягивая узел и делая его довольно низко, как будто создавая впечатление девичьей повязки со спущенными на спине лентами. В некоторых местностях это стало своего рода уходящей традицией, которая сохранялась вплоть до конца 1980-х гг. [80] На фотографиях этнографических экспедиций 1927 г. А. А. Беликова сняты карельские деревни, где девушки и женщины одеты в пла­точки, повязанные спереди и сзади по моде того времени, отчасти перекли­кающейся ещё со старой традицией, и на них просматриваются длинные концы платков, свисающие по спине (рис. 26).

Обращаясь к любому фотофонду путешествовавших по России фотогра­фов, исследователей (И. К. Инха, М. А. Круковский, С. М. Прокудин-Горский и других) конца XIX – начала XX в., мы явно чувствуем, как отличаются кадры естественной съёмки крестьянской жизни от специальных постановоч­ных демонстраций – как традиционных ремёсел, нарядов, так и других бытовых явлений. Особенно это видно на фотографиях 1920-х гг. этнографи­ческих экспедиций Д. А. Золотарёва, К. К. Романова (1926–1931 гг.), фото­фонда А. А. Беликова 1927 г. и т. д. В то время в деревнях донашивали ста­рую одежду, старинную или вышедшую из моды держали в сундуках и уже не всегда помнили и знали, как правильно её надевать. Такое может наблю­даться при изучении любого явления традиционного народного быта, поэтому фотографии сами по себе не могут быть источниками, дающими о нём полное представление, так же как предмет, хранящийся в музее в един­ственном экземпляре. Они могут только дополнять и подтверждать докумен­тированные, изученные и обоснованные факты, какими являются находящи­еся в фондах музеев предметы как вещественное подтверждение любого исследования.

О крестьянской одежде написано немало, отдельные районы довольно широко представлены предметами в музеях, однако, касаясь какой-нибудь конкретной небольшой местности, иногда появляются вопросы. Можно отметить, что в материалах различных изданий мало освещены женские головные уборы Заонежья, примыкающего к нему с севера Повенецкого уезда, с южной стороны – Прионежья. Недостаточно представлены в изда­ниях головные уборы финно-угорских народов Приладожской Карелии, ока­завшейся затронутой сложными историческими событиями.

О традициях любого народа можно судить только изучив и в совокупно­сти представив все стороны его жизни. Ранее не хватало информации о том, какими головными уборами Олонецкой губернии располагают фонды разных музеев России, особенно старейших музеев Санкт-Петербурга и Москвы. Теперь же для исследователей открыты архивы и фонды, имеется доступ к экспедиционным материалам и специальным литературным источникам. Достаточно много мнений об истории головных уборах и наглядных руко­творных примеров представляют в интернете различные сообщества, изуча­ющие традиционную народную одежду Карелии. Всё это даёт возможность воссоздать более целостное представление о локальных и этнических разли­чиях девичьих и женских головных уборов XVIII – начала XX в., бытовав­ших в уездах Олонецкой губернии.

// Кижский вестник. Выпуск 20: Сборник статей
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2023. 300 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф