Трифонова Л.В. (г.Петрозаводск)
Обзор крестьянской керамической посуды из Заонежья, Пудожья, промыслового Поморья и Южной Карелии в фондах музея «Кижи» Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Миска (КП-337/80).Рис. 2. Кубышка (КП-337/24).Рис. 3. Кубышка (КП-781).Рис. 4. Горшок (КП-337/70)Рис. 5. Горшок (КП-146/1).Рис. 6. Горшок (КП-146/2).Рис. 7. Бочонок (КП-980).Рис. 8. Миска (КП 217/79).Рис. 9. Миска (КП-217/83)Рис. 10. Горшок (КП-331/37)Рис. 11. Кисельница (КП-331/42)Рис. 12. Кисельница (КП-263/72)Рис. 13. Миска (КП-160/12).Рис. 14. Бутыль (КП 399/43).Рис. 15. Миска (КП-3230).Рис. 16 а. Сковорода (КП-409-12).Рис. 16 б. Сковорода (КП-409-12).Рис. 17. Кубышка (КП-3289).Рис. 18. Блюдо (КП-198/17).Рис. 19 а. Кисельница (КП-2959).Рис. 19 б. Кисельница (КП-2959).Рис. 20. Миска детская (КП-2635).Рис. 21. Горшок (КП-228/64).Рис. 22. Кубышка (КП-19/30).Рис. 23. Горшок-роговатик (КП-124/12).Рис. 24. Горшок-роговатик (КП-79/9).Рис. 25. Кисельница (КП-2548).Рис. 26. Миска (КП-400/20).Рис. 27. Горшок-роговатик (КП-188/33).Рис. 28. Горшок-роговатик (КП-1052).Рис. 29. Горшок (КП-329/50).Рис. 30. Горшок (КП-194/11).Рис. 31. Горшок (КП-223/35).Рис. 32. Миска (КП-188/23).Рис. 33. Горшок-роговатик (КП-1055).Рис. 34. Горшок (КП-194/20).Рис. 35. Горшок (КП-1331).

Аннотация: Обзор включает сведения о хранящихся в фондах музея «Кижи» предметах кре­стьянской керамической посуды: горшках, мисках, роговатиках, кринках, квашнях, сковородах, кисельницах и других.

В статье анализируется состав коллекции с 1960-х до 2017 г. Обзор касается только повседнев­ной крестьянской посуды из керамики. Технология изготовления крестьянской посуды автором не затрагивается.

Общие сведения о крестьянской посуде из керамики Олонецкой губернии

По своему функциональному назначению крестьянская повседневная керамическая посуда подразделяется на горшки для варки каш и щей, миски для топления молока и подачи пищи на стол, масленки для растапливания масла, роговатики для взбивания масла, глиняные сковородки для приготов­ления рыбы, квашни для жидкого овсяного теста, кисельницы – формы для киселя.

Наиболее распространенным в крестьянском быту сосудом для приготов­ления пищи был горшок. Слово горшок происходит от славянского слова «gwn» (горн, горнец) [1] Первые глиняные горшки люди начали изготавливать в каменном веке. В горшках варили пищу в русской печи. Форма и материал горшка полностью соответствовали особенностям приготовления пищи в русской печи [2] . Малая теплопроводность керамики способствовала медлен­ному, почти без кипения приготовлению блюда. Толстое днище горшка при­водило к тому, что нагрев происходил по стенкам, а относительно узкая гор­ловина уменьшала испарение и контакт с воздухом. Горшки редко орнамен­тировались. Ведь почти всю свою жизнь они проводили в печи. Помимо печ­ных горшков были горшки молочные, предназначенные для скисания молока.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Треснувшие или расколотые горшки крестьяне оплетали берестой. Перед оплетением горшка берестой его черепки склеивали мучным или крахмаль­ным клеем. Полоски бересты распаривали в воде, затем как можно сильнее натягивали берестяные ленты. Когда ленты высыхали, береста сжималась и настолько прочно стягивала черепки, что в горшок можно было наливать воду. Но чаще всего в таких горшках хранили сыпучие продукты [3] .

Миска [4] – глубокая посуда для еды или топления молока. Название происходит от общеславянского «миса». Слово пришло на Русь через гер­манские языки из народной латыни, где слово mensa, означавшее одновре­менно стол, кушанье, блюдо, являлось однокоренным с глаголом metior – измерять. По-видимому, когда-то миска служила мерой объёма, своеобраз­ным измерительным прибором [5] . Подобное толкование этого слова дано и в «Новом толковом словаре русского языка» Т. Ф. Ефремовой [6] . Появился этот сосуд в конце каменного века. Во II–I тысячелетиях до н. э. он уже встре­чался во многих археологических культурах. Различия между значениями слов «чашка» и «миска» чисто формальные. Чашка имеет более округлую форму, название происходит от слова «чаша», изначально обозначавшего сосуд, вырезанный из дерева. В этимологическом онлайн-словаре Н. М. Шанского указывается, что слово «чаша» произошло от славянского «кесати» – тесать, резать [7] .

Роговатик представляет собой горшок с носиком для сливания пахты во время взбивания масла. Для приготовления масла в роговатик наливалась сметана (или сливки), которая взбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, пахта сливалась на пойло скоту.

Кринка – древний тип русской посуды, глиняный сосуд для хранения и подачи на стол молока. Имеет высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчи­таны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняло свою све­жесть, а при прокисании давало толстый слой сметаны, которую было удобно снимать ложкой. По свидетельствам археологов, была известна еще в X– XIII вв. [8]

Масленка –небольшого размера круглая емкость с ручкой и сливом. Предназначалась для растапливания масла. Топленым маслом смазывали выпечку, его добавляли в готовые блюда (например, в горячий ржаной или овсяный кисель).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Квашня – глиняный сосуд конусовидной формы для затворения хлеба и жидкого овсяного теста. Овсяные блины были любимым блюдом во многих регионах Олонецкой губернии. Характерная черта этого сосуда в Пудожском районе – ряд волнистых линий, расположенных в верхней части сосуда чуть ниже венчика.

Сковорода – глиняный сосуд овальной формы с низкими бортами. Ино­гда торцы могли быть слегка заострены. Предназначалась для тушения и жарки рыбы. Неслучайно в Пудожье такая сковородка получила название «жарёжка», в Поморье – «латка» [9] [10] . Латка – это древнее название глиняной сковороды продолговатой формы с крышкой, под которой продукт не жарился, а парился в собственном соку. Латки широко бытовали на Руси в XV–XVII вев. В крестьянском хозяйстве использовались вплоть до сере­дины XX в. В современных северных говорах слово сохранилось до сих пор. Им обозначают посуду, в которой жарят рыбу. По форме латки могли быть круглыми или овальными.

Кисельница – глиняная миска овальной или круглой формы для киселя. В крестьянском быту чаще встречались кисельницы с бортами ложчатой раз­делки. Кисель готовили из овсяной муки с добавлением меда. Тесто вливали в кисельницу и ставили в печь. Когда кисель остывал, его переворачивали на тарелку. Ели кисель с молоком, поэтому на тарелке каждый кусок киселя возвышался над молочной заливкой, как остров с крутыми берегами. По- видимому, именно это блюдо послужило поводом для рождения известного сказочного образа «молочных рек с кисельными берегами». Кисель всегда завершал праздничную крестьянскую трапезу. Он подавался в конце после всех блюд как намек гостям на то, что праздник окончен [11] . В Нижегородской губернии он даже имел в народе название «выгонщик» [12] . Подтверждение этому в местной традиции мы находим в ОГВ – в материале «Праздники у карел», опубликованном в № 86 за 1894 г. У пряжинских (ведлозерских) карел в конце праздничного обеда «подавали овсяный кисель с молоком или в случае поста с репным суслом реже с разведенной водой патокой» [13] . Быто­вали у крестьян и кисельницы, предназначенные для ритуального овсяного киселя на поминках. На дне их помещалось углубленное рельефное изобра­жение рака или рыбы. Они встречались в Калужской, Петербургской и Оло­нецкой губерниях [14] . Кисельницы с изображением рака имеются в собрании Вологодского краеведческого музея [15] и музея-заповедника «Кижи» [16] .

В разных регионах Олонецкой губернии существовали свои местные названия посуды. Так, в Заонежье «роговатик» иногда называли «носатка» [17] , миски именовались «блюдьями» [18] , чашки для молока – «латками» [19] . В Пудожье «латками» называли большие глиняные квашни хлебной закваски и жидкого теста для овсяных блинов. В Заонежье бытовало понятие «киноваренный горшок» [20] и «киноваренная чашка» [21] , то есть горшок и чашка из красной глины. В заонежском селе Великая Губа «чашками» называли трапециевидной формы миски с высокими прямыми бортами, в которых ста­вили отстаивать молоко [22] . В Пудожье сковородка для жарки рыбы имела название «жарёжка», в Поморье – «латка». Миски в Поморье – в селах Нюхча, Шижня и Шуерецкое – называли «крынками» [23] . Большая чашка с жидкостью (молоком, простоквашей, квасом и т. д.), которую ставили во время трапезы на стол, в Заонежье называлась «питной чашкой» [24] . Горшки среднего размера, предназначенные для варки каши, звались в Пудожье «кашниками», а для варки мяса – «мясниками». Форма для киселя в Гри- дино (Поморье) называлась «тазок» [25] . У карел-людиков горшок назывался pada, миска – bljude. У карел-ливвиков миска – jode, чашка – caska, роговатик – nenapada.

На территории соседних с Олонецкой губерний ассортимент крестьянских глиняных изделий сохранялся. Сохранялись или были похожи по звучанию их названия. В Архангельской и Олонецких губерниях совпадали названия квашни, кисельницы, сковороды, латки, горшка, кашника, кринки. Печной горшок у архангелогородцев назывался варочным, роговатик – роговиком, масленка – масленником. Миски архангельского Поморья, как и промысло­вого Поморья Олонецкой губернии, назывались кринками [26] . С Вологодской губернией отличий в названиях больше. Общими были названия сковороды, латки и формы для киселя – кисельницы. У вологжан квашня называлась опарницей, роговатик – подойником, масленка – топником, кринка – молочником. Печные горшки, как и у архангелогородцев, назывались варочными [27] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Помимо наиболее востребованных в быту сосудов существовали корчаги – объемные керамические сосуды для нагревания воды, варки пива, кваса. Встречались высокие продолговатой формы сосуды для хранения сыпучих продуктов, а также кубышки для хранения жидкостей и масла [28] , напоминав­шие по силуэту античные амфоры. Хотелось бы отметить, что образ антич­ных сосудов сквозит в форме многих крестьянских изделий конца XIX – начала XX столетий. Эти формы, завезенные в Новгород в X–XI вв. из Византии, и переплавленные в горниле новгородской культуры, вплоть дo XVI в. оказывали влияние на гончарную традицию Русского Север, и в част­ности Олонецкой губернии, – о чем и свидетельствуют изыскания карель­ских археологов конца XX – начала XXI в. [29] После периода разорения – после Ливонской войны и Смутного времени XVII в. – прекратили суще­ствование местные центры гончарного производства. Затем новгородское влияние сменилось московским, что сказалось на изменении технологиче­ских и стилевых особенностей посуды, производившейся в центрах, снаб­жавших посудой Заонежье [30] и большую часть Олонецкой губернии.

Общий обзор крестьянской керамической посуды из фондов музея «Кижи» (Заонежье, Пудожье, Поморье [31] , Южная Карелия) [32]

В результате анализа коллекции посуды в собрании музея «Кижи» выяс­нилось, что из Заонежья происходят 94 ед. крестьянской керамики, из Пудожья – 137, из промыслового Поморья – 66, из Олонецкого района – 58, из Пряжинского – 36, из Кондопожского – 29.

По своему функциональному назначению предметы керамики из киж­ского собрания подразделяются на утварь, связанную с приготовлением пищи в русской печи и замешиванием хлеба, посуду, связанную с отстаива­нием и скисанием молока и изготовлением масла, и посуду, предназначен­ную для подачи пищи на стол во время традиционной трапезы.

Пищу в русской печи варили в горшках. В них варили кашу, запаривали репу, калину, загусту из ржаной муки. В больших горшках, которые называ­лись мясниками, варили суп. Кстати, мясников в коллекции керамики только четыре: один происходит из Заонежья, из дер. Паяницы (№ 228/64), и три из Пудожского района: г. Пудожа (КП-194/8), дер. Кубовской (КП-1332) и дер. Ершово (КП-188/32). Горшки среднего размера (9,5 х 18 см) в Пудожье назы­вались кашниками и, по-видимому, действительно предназначались для варки каши. Интересно отметить, что в средних губерниях России горшки- кашники в отличие от пудожских чаще всего имели ручки. Молоко в печи крестьяне топили в мисках, легко узнаваемых по черным закопченным бор­там с толстым налетом жира. Во всех интересующих нас коллекциях таких мисок около 40. Жидкое тесто для овсяных блинов у карел и русских заме­шивали в больших горшках-квашнях (25,5 х 31 см). В них же затворяли закваску для выпечки хлеба. Из Южной Карелии их насчитывается 6, из Зао- нежья – 1, из Пудожья – 12. Пудожане называли такие горшки латками. Из Поморья и Пудожья происходят керамические сковородки для жарения рыбы (4 ед. хр.). Специальные формы для приготовления овсяного или ржаного киселя хранятся в олонецкой (2), поморской (2) и заонежской (1) коллекциях. В Олонце эти формы чаще предназначались для приготовления киселя и пасхи, в советский период для выпечки сдобы, в Поморье – для приготовле­ния киселя и пасхи. Заонежская форма для поминального киселя происходит из дер. Онежаны – из дома знаменитого богача Карманова. На дне формы помещено изображение рака. Застывший кисель переворачивали на блюдо, и сверху на нем рельефно красовалось изображение, выдавленное на дне кисельницы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Для отстаивания и скисания молока использовались миски (чашки) или горшки (примерно 138 во всей коллекции) [33] . В Пудожье, Заонежье и Поморье для этих целей дополнительно применялись кринки и кувшины (Пудожье – 2 кринки, 1 кувшин; Поморье – 1 кринка, 2 кувшина; Заонежье – 1 кринка, 1 кувшин). Масло во всех регионах сбивали в роговатиках (Пудожье – 19, Заонежье – 12, Поморье – 6, Кондопожский район – 1, Олонецкий – 6, из Пряжинского района роговатиков нет).

В каждой коллекции имеется посуда для подачи пищи на стол [34] . Житель­ница дер. Юсова Гора из Заонежья Якушева Е. А. (1907 г. р.) назвала их «блюдья». Отдельно выделялась посуда, в которой подавали на стол сметану и масло [35] . Миски побольше (13 х 23 см) использовались как «питные» чашки (пудожское название). В них наливали молоко или простоквашу, из которых, прихлебывая, запивали основную еду, например загусту. Миски, в которых ставили скисать молоко, назывались в Заонежье «латки». Это сообщила нам жительница заонежской дер. Вицино Бажонова Матрена Николаевна (1911 г. р.). По свидетельству источника 1931 г., загусту ели с простоквашей и мас­лом. Растопленное масло подавали на стол в керамических масленках. Зао- нежские и карельские масленки имеют с одной стороны небольшой слив, с другой – круглую, слегка заостренную к концу ручку. Поморские в отличие от заонежских не имеют ручки, только слив. В Пудожье встречаются и те, и другие. Кроме того, в Пудожье и у карел встречаются масленки с носиком, как у роговатика. В пудожской коллекции собрано 10 масленок, в заонежской – 6, в поморской – 2, из Южной Карелии происходят 7 единиц. На стол во время трапезы выставляли солонки. Две керамические солонки имеются в заонежской коллекции, одна в пудожской. Из Пудожского района (Канза- наволок и Кубово) происходят две миски, предназначенные специально для подачи на стол рыбы. В поморской коллекции имеется единственная детская миска.

Кроме того, в коллекции встречаются цилиндрической формы ёмкости для хранения сыпучих продуктов (Заонежье – 14, Поморье – 1, Олонец – 1), емкости для переноски молочных продуктов (Олонец – 1) и тазы (Шуерецкое – 1).

Форма предметов традиционная, но имеет некоторые региональные осо­бенности. В Заонежье и Южной Карелии бытуют миски двух видов – с силуэтом трапециевидной формы и в форме чашки с округлыми бортами. Размеры в среднем 10 х 11 и 13 х 23 см. Горловина заонежских и южнока­рельских горшков и мисок имеет венчики, предохраняющие край от обкалы­вания. У пудожских и поморских горшков и чашек встречается смешанный вариант с наличием и отсутствием венчиков. В Поморье миски имеют широко раскрытые борта. Края мисок неровные, ощущается рукотворность процесса изготовления изделия. Самая изящная по форме посуда – помор­ская и пудожская.

Коллекция крестьянской керамической посуды из Кондопожского района

Коллекция кондопожской керамики насчитывает 29 единиц посуды.

Печные горшки – 8.

Молочные горшки – 5.

Горшок для замешивания теста – 1.

Миски для молока – 10.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Миска для топления молока – 1.

Роговатик – 1.

Масленок – 1.

Кубышки для жидкостей (дегтя) – 2.

Форма. Цвет поливы. Декор

Кондопожские миски в основном имеют трапециевидную форму. Встре­чается тип чашки со слегка скругленной линией бортов. Значительная часть горшков с плечиками, но имеются также горшки трапециевидной формы. Большинство горшков завершается венчиками, но не имеет основания. Один горшок (КП-337/73) оплетен берестой. Масленок, в отличие от заонежских и пудожских, без ручки.

В кондопожских изделиях преобладает темно- или светло-коричневая полива. Горшок (КП- 337/80, рис. 1) из дер. Ковкойсельга покрыт розовой глазурью. Такой же розовой поливой покрыта внутренняя поверхность еще одной миски (КП-337/78) из дер. Ковкойсельга. Кубышка КП-337/24 (рис. 2) для жидкостей (дегтя) имеет темно-коричневую поливу, а кубышка КП-781 (рис. 3) – зеленовато-желтую.

Орнаментация кондопожской керамической посуды довольно скромная. Несколько изделий декорировано врезанными в тесто горизонтальными линиями. Это кубышка для дегтя из Кавгоры (КП-781, рис. 3) и горшок из Ковкойсельги (КП-337/70, рис. 4). Необычно украшены горшок (КП-146/1, рис. 5) и миска (КП-146/2, рис. 6) из Ригасельги. По центру тулова этих изде­лий пущена полоса орнамента в виде раппорта небольших рельефных круж­ков, выполненных при помощи штампа.

Коллекция керамической посуды из Пряжинского района

Коллекция пряжинской керамики насчитывает 36 единиц посуды. Печной горшок – 1.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Молочные горшки – 5.

Горшок для замешивания теста – 1.

Миски для молока – 12.

Миски для топления молока – 5.

Миски для подачи пищи на стол – 8.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Масленки – 2.

Бочонок для жидкостей (дегтя) – 1.

Бутыль для масла – 1.

Форма. Цвет поливы. Декор

Среди пряжинских мисок преобладает форма чашки со скругленными бортами. Встречаются миски трапециевидной формы. Горшков в коллекции мало. Миски и горшки чаще всего имеют основания и венчики. Один масле­нок традиционной формы со сливом и круглой слегка заостренной к концу ручкой.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Полива на пряжинской посуде темно-коричневая, темно-бордовая, в отдельных случаях почти фиолетовая.

Орнаментированных предметов в коллекции немного. Декор из вдавлен­ных в тесто горизонтальных и волнистых линий украшает бочонок для жид­костей (КП-980, рис. 7) из дер. Кашканы. Роспись ангобами дополняет образ двух изделий пряжинской посуды: миску (КП-217/79, рис. 8) из дер. Ламби- наволок и миску (КП-217/83, рис. 9) из дер. Кормелисто. В первом случае это три отстоящие друг от друга концентрические окружности, выполненные белым и голубым ангобом на внутренней поверхности бортов миски. Во вто­ром случае роспись сделана на дне миски. Мастер написал голубым ангобом цветок в окружении концентрических окружностей.

Коллекция керамической посуды из Олонецкого района

Коллекция олонецкой керамики насчитывает 58 единиц посуды.

Горшок для замешивания теста – 4.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Горшок для подачи на стол сметаны и масла – 1.

Горшок для переноса молочных продуктов и кваса – 1.

Печные горшки – 10.

Горшки для молока – 9.

Кисельница (форма для пасхи) – 1.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кисельница (по легенде советского периода – посуда для выпечки фигурной сдобы) – 1.

Емкость для сыпучих продуктов – 1.

Миски для молока – 2.

Миска для топления молока – 1.

Миски обеденные – 12.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Миска для хранения масла – 1.

Роговатики – 6.

Масленки – 4.

Кубышки для жидкостей (дегтя) – 4.

Форма. Цвет поливы. Декор

Преобладают чашки с округлыми бортами, но встречаются и миски тра­пециевидной формы. Большинство мисок и чашек имеют основания и вен­чики. Горшки традиционной формы со слабо выраженными плечиками, чаще без основания. Есть в коллекции и одна чашка (КП-263/68) с плечиками. Масленки встречаются трех видов: традиционные с ручкой и со сливом, только со сливом или в виде чашки без слива.

У олонецких изделий преобладает полива темно-коричневого цвета. Встречаются изделия с темно-бордовой и фиолетовой поливой. Горшок- полевик для переноски молочных продуктов и кваса (КП-331/37, рис. 10) покрыт зеленой поливой, чашка (КП-160/10) – светло-кофейной.

В отдельных изделиях декоративную роль играют детали формовки самого объема предмета: ложчатая разделка наружной части корпуса формы для киселя (пасхи; КП-331/42, рис. 11) из дер. Гушкалы и кисельницы (использовалась позднее для выпечки фигурной сдобы; КП-263/72, рис. 12) из дер. Верховье [36] , а также волнообразное оформление края (КП-160/12, рис. 13) миски для подачи на стол сметаны из Утозера. Миска дополнительно украшена широкой полосой матовой глазури бело-салатного цвета.

Традиционным способом декорации керамических изделий являются вдавленные в тесто горизонтальные полосы на плечиках горшков из деревень Кукшегоры (КП-256/165), Нюхово (КП-398/12) и Гушкалы (КП-331/38). Вол­нообразными линиями украшено тулово кубышки для жидкостей (КП-399/43, рис. 14).

Роспись ангобом имеется только на одном изделии – роговатике из дер. Гижино. Выполнена в виде раппорта из белых кружочков с черной середин­кой и пятилепестковых точечных цветков. Отдаленно напоминает оятские росписи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Коллекция керамической посуды из промыслового Поморья

Понятие Поморья в данном обзоре включает в себя промысловые села по берегам Белого моря в Беломорском, Кемском и Лоухском (Кереть) районах Карелии.

Коллекция поморской керамики насчитывает 66 единиц посуды.

Печные горшки – 2.

Горшок для молока – 1.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кисельницы (формы для пасхи) – 2.

Сковородки для приготовления рыбы – 3.

Емкость для сыпучих продуктов – 1.

Миски для молока – 24.

Миски для топления молока – 11.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Миски для приготовления пищи – 6.

Миска детская – 1.

Роговатики – 7.

Масленки – 2.

Кубышка для жидкостей (дегтя) – 1.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кринка – 1.

Кувшины – 2.

Таз – 1.

Блюдо – 1.

Форма. Цвет поливы. Декор

Преобладающей формой является низкая миска с широко раскрытыми бортами [37] . Миски часто имеют неровные, кривые края и неправильную форму, несущую в себе черты рукотворности (из Нюхчи: КП-3259, КП-3287, КП-3230 – рис. 15); из Гридино: КП-2964). Ощущение рукотворности при­суще большинству изделий из поморской коллекции.

Своеобразны поморские масленки: одна (КП-3287) из Нюхчи имеет слив, но не имеет ручки, вторая (КП-2342) из Шуерецкого не имеет слива, но отли­чается наличием (к сожалению, отбитой) ручки. Кубышка для жидкостей (дегтя) из Нюхчи (КП-3289) напоминает амфору с небольшой ручкой у горла. Привлекает к себе внимание и листообразная форма сковородок для запека­ния рыбы в печи (КП-409/12, рис. 16а, б).

Преобладающим цветом поливы является коричневый во всем многообра­зии оттенков. Восемь образцов мисок и роговатиков покрыты зеленой глазу­рью снаружи [38] , семь образцов имеют зеленое глазурное покрытие на внутренней поверхности [39] . Любопытным представляется факт, что большин­ство из них датируется временным отрезком от 1867 до 1933 г. Кубышка для жидкости (дегтя) покрыта коричневой поливой с зелеными пятнами, а гор­шок для сбивания масла (КП-2631) – желтой поливой с зелеными пятнами. Особняком в коллекции стоит миска (КП-3228) из Нюхчи с глазурью цвета кофе с молоком. Следует отметить, что многие образцы гончарной посуды Поморья отличаются высоким качеством исполнения: тонкостенностью, отсутствием грубых венчиков, красотой и безупречностью формы. Но есть значительная часть образцов, красота и неповторимость которых, напротив, заключаются в нарушении правил гармонии, в создании абсолютно руко­творного образа, построенного на законах динамического равновесия, раду­ющего взгляд неправильностью и кривизной своих линий.

Основным способом декорации изделий в коллекции являются вдавлен­ные в тесто геометрические узоры. Горизонтальные линии украшают таз из Шуерецкого (КП-2329), роговатики из села Сухое (КП-3608) и из Керети (КП-198/19), миску из Гридино (КП-2963). На кубышке (КП-3289, рис. 17) для жидкостей (дегтя) между двумя горизонтальными линиями помещен зиг­загообразный узор. Из поморского села Кереть происходит блюдо для пасхи и ритуального киселя, созданное гончарами из дер. Сухарево близ г. Емецка (КП-198/17, рис. 18). Дно блюда декорировано голгофским крестом с двумя деревьями пирамидальной формы по бокам. По краю блюда идет волнооб­разный узор. Все узоры втиснуты в тесто. Блюдо подписное. На обороте читаем: «Мастеръ //А. Д. Аксёновъ // въ с. Емльцке». Сложный по исполне­нию вдавленный орнамент выполнен на дне формы для киселя из Гридино (КП-2959, рис. 19а, б). В центре мастер поместил изображение ромба, окру­жил его двумя горизонтальными линиями с точечным орнаментом между ними и дополнил композицию волнообразной линией, проходящей по окружности дна. Рельефная форма застывающего после варки киселя созда­валась благодаря ложчатой разделке внутренней поверхности бортов кисель- ницы. В коллекции отсутствуют изделия, расписанные ангобом, но есть дет­ская миска (КП-2635, рис. 20) из Сальнаволока, где ромбический узор проца­рапан прямо по поливе на поверхности широкого края миски.

Коллекция керамической посуды из Заонежья

Коллекция заонежской керамики насчитывает 94 единицы посуды. Горшок для замешивания теста – 1.

Печные горшки – 9.

Горшки для молока – 16.

Кисельница – 1.

Миски для скисания молока – 17.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Миски для топления молока – 12.

Миски обеденные – 5.

Горшки для подачи на стол сметаны – 3.

Роговатики – 12.

Кубышки для жидкостей (дегтя) – 5.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Емкость для хранения сыпучих продуктов – 1.

Масленки – 6.

Солонки – 2.

Мясник – 1.

Кринка – 1.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Кувшин – 1.

Тарелка – 1.

Форма. Цвет поливы. Декор

Среди 30 горшков коллекции только 4 имеют трапециевидную форму. Все 4 трапециевидных горшка предназначены для хранения молочных продуктов. Остальные 26 горшков имеют традиционную форму с плечиками. Самый красивый по форме тонкостенный горшок происходит из дер. Паяницы (КП- 228/64, рис. 21) и датируется 1866–1910-ми гг. По своему функциональному назначению этот горшок был предназначен для варки супа в русской печи. В Заонежье его называли «мясник». По своей форме он восходит к образцам новгородских горшков, обнаруженных при археологических раскопках Нов­города в слоях XIV–XV столетий [40] . Самыми поздними в коллекции горш­ками являются образцы, приобретенные на о. Кижи в 2005 г. у Степановой Марии Петровны (КП-6046 и КП-6044). По свидетельству сдатчицы, эти горшки были произведены в гончарной мастерской в с. Великая Губа и куп­лены в начале 1950-х гг. в той же Великой Губе в ларьке, продававшем гон­чарную посуду от вышеупомянутой мастерской. Три горшка в коллекции предназначены для подачи на стол сметаны. Один из них, из дер. Мустово, имеет слив (КП-228/50), другой (КП-14/5), из дер. Сычи, – две маленькие ручки по сторонам на уровне плечиков. Горшок для замешивания теста из Середки (КП-124/13) – единственный в коллекции – оплетен берестой. Все кубышки для жидкостей (дегтя) имеют совершенную по линейному рисунку форму, берущую свое начало в античной керамике. Масленки традиционной для Заонежья формы с круглой, слегка заостренной к концу ручкой и сливом. Две керамические солонки представляют собою небольшие чаши на ножках с поддоном. Заонежские миски двух видов: трапециевидной и в виде чаши с округлыми бортами. Редким предметом в коллекции является кисельница для поминального киселя.

Глазурные покрытия заонежской керамической посуды поражают своим разнообразием. Основная масса посуды имеет коричневую поливу разных оттенков. Встречается розовая полива [41] , цвета кофе с молоком [42] , кофейная [43] , серая [44] , оливково-серая [45] , серебристая [46] . Пять изделий покрыты зеленой[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

48 49 глазурью [47] , три – зеленой с черными и коричневыми пятнами [48] , одно – желто-зеленой [49] .

Наиболее распространенным способом декорации заонежской керамичес­кой посуды являются вдавленные в тесто простые геометрические узоры. Горизонтальными линиями украшена миска (КП-228/6) и горшок (КП-228/64, рис. 21) из Паяниц, горшок (КП-124/11) из Середки, кубышки (КП-157/3) из Ламбасручья и Мальково (КП-41/9). У кубышки из Мальково отстоящие друг от друга горизонтальные окружности покрывают все тулово от плечиков до донца. Волнообразные линии, перемежающиеся прямыми, создают неповто­римый облик кубышки из Оятевщины (КП-19/30, рис. 22). Она датируется 1866–1910-ми гг. Одинарная волнообразная линия акцентирует переход от тулова к борту у миски из дер. Еглово (КП-25/78). Сложным сочетанием из окружностей, волнообразных линий и косых насечек декорированы рогова- тики из Середки (КП-124/12, рис. 23) и из Великой Губы (КП-79/9, рис. 24).

Вдавленный рельеф с изображением рака помещен на дне кисельницы для поминального киселя из дер. Онежаны [50] (КП-2548, рис. 25). Боковые поверхности изделия имеют ложчатую разделку. Такие формы для киселя бытовали на территории Петербургской, Костромской и Олонецкой губер­ний. Существовало два варианта формы – с изображением рыбы и с изоб­ражением рака [51] . Оба знака имели древнюю христианскую символику. Рыба считалась символом Христа. Рак, несколько раз за жизнь сбрасывавший свой панцырь, являлся символом Воскресения. Оба изображения были уместны на дне кисельницы для поминального блюда.

В коллекции имеется одно изделие оятской керамики. Это миска (КП- 400/20, рис. 26) из дер. Южный Двор, корпус которой расписан ангобом зна­менитыми оятскими цветами: черная серединка и белые лепестки. Возможно, имеет отношение к оятской керамике и второе изделие – емкость для сыпу­чих продуктов из дер. Сычи. Роспись выполнена черным и белым ангобом. Мотив – цветы с черными лепестками и черными серединками, отделенные друг от друга косыми линиями из белых точек. Снизу пропущена точечная кольцевая кайма.

Коллекция керамической посуды из Пудожья

Коллекция пудожской керамики насчитывает 137 единиц посуды.

Горшки для замешивания теста – 12.

Печные горшки – 16.

Горшки для молока – 11.

Кашники (горшки для варки каши) – 12. Миски для скисания молока – 26.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Миски для топления молока – 11. Миски обеденные – 7.

Миски для рыбы – 2.

Чашки для подачи на стол сметаны – 2. Роговатики – 19.

Сковороды – 2.

Солонка – 1.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Мясники – 3.

Кринки – 2.

Кувшин – 1.

Масленки – 10.

Форма. Полива. Декор

Преобладающей формой мисок в Пудожье является форма чашки с округ­лыми бортами без основания. Горшки двух видов – традиционные с плечи­ками или трапециевидной формы. Масленки разной формы: с отогнутым бортиком и круглой ручкой, с носиком, как у роговатика без ручки, со сли­вом без ручки. Несколько горшков оплетены берестой (КП-188/20, КП- 188/34, КП-223/34).

Пудожская глиняная посуда поражает разнообразием своего функцио­нального назначения. Помимо традиционных разновидностей посуды в Пудожье бытовали горшки «кашники», горшки «мясники» для варки супа с мясом (КП-194/8, КП-1352, КП-188/32), миски для рыбы (КП-4080, КП-201 /44), сковородки для жарки рыбы (КП-201/143), кринки (КП-1612) и кувшины для молока (КП-223/24), роговатики (КП-188/33 – рис. 27, КП-1052 – рис. 28), солонки (КП-201/65).

Поражает и её эстетическое разнообразие. Наряду с экземплярами асим­метричной формы с неровными краями встречаются изделия, удивляющие совершенством исполнения и линейного рисунка. Особенно красивы горшки для замешивания теста – латки. Их отличает качество изготовления, тонко- стенность, изящество врезанного в тесто декора, благородные оттенки поливы (КП-329/50 – рис. 29, КП-188/36, КП-194/11 – рис. 30, КП-223/35 – рис. 31).

Цвет поливы в коллекции преобладает коричневый. Зеленой глазурью покрыто 41 изделие. Гамма поливы 24 изделий строится на сочетании зеле­ного с желтыми или коричневыми пятнами. Встречается зеленая глазурь с розоватым оттенком, зеленовато-серебристая и зеленовато-золотистая. Име­ется экземпляр чернолощеной керамики – миска (КП-188/23, рис. 32).

Декор большинства пудожских изделий представляет собой очень изящ­ный и тонко выполненный волнистый узор, неглубоко врезанный в тесто тулова. Он может перемежаться столь же тонко выполненным узором из кру­говых полос. Так декорированы практически все латки – горшки для заме­шивания теста, молочные горшки, роговатики. Волнистым узором декориро­ван отогнутый край миски для молока (КП-188/230) и нижняя часть солонки (КП-201/143). Как правило, все декорированные таким образом изделия отличаются скульптурной пластичностью формы и сдержанными зеленовато­серебристыми оттенками глазурного покрытия [52] . Скорее всего, они имеют отношение к каргопольской керамике. Имеются в коллекции предметы, более грубые по форме и украшенные примитивной косой насечкой, глубоко вре­занной в тесто. К ним можно отнести роговатики (КП-1055 – рис. 33 и КП- 6802). Грубоватый волнообразный узор выполнен на тулове горшков (КП- 194/20 – рис. 34 и КП-1331 – рис. 35). Такой вид декора также встречался на изделиях каргопольских мастеров.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Заключение

Керамические изделия поставлялись в Заонежье, Пудожье, Поморье и Южную Карелию из Каргополя, от оятских мастеров из Лодейнопольского уезда и андомских мастеров из Вытегорского уезда. Приобретались чаще всего на Шуньгской ярмарке или у заезжих коробейников. Свидетельство тому керамическое блюдо (КП-4080) из дер. Канзанаволок Пудожского уезда, приобретенное Демидовой Пелагеей Никитичной в 1909 г. у проезжих карго­польских торговцев в дер. Калакунда, находившейся на границе между Оло­нецкой и Архангельской губерниями. Блюдо предназначалось для жареной и вареной рыбы [53] . В 1900-х гг. у каргопольских торговцев жительницей пудож­ской дер. Кокосалма был приобретен горшок КП-4090 [54] .

Можно предположить, что большая часть посуды промыслового Поморья приобреталась у горшечников Архангельской губернии в силу их близкого соседства. Известно, что по берегам Белого моря и в материковом Поморье не было выявлено крупных центров гончарного производства. Насыщенный промысловый год не способствовал развитию ремесел. Посуда привозилась из гончарных центров Архангельска, Каргополья, Онеги, Пинеги, Мезени в зимнее время. Ее продавали или обменивали на зерно (в основном ячмень и овес). Посуду средних размеров отдавали за два объема зерна, большую за один объем. Возможно предположить, что поморские сковородки-латки про­исходили из Мезенского района Архангельской губернии, где они произво­дились в дер. Тимощелье. Латки производились также в Емецке и в Соловец­кой керамической мастерской. Из поморского села Кереть происходит блюдо для ритуального киселя, созданное гончарами из дер. Сухарево близ г. Емецка (КП-198/17). Дно блюда декорировано голгофским крестом с двумя пирамидальной формы деревьями по бокам. По краю блюда идет волнооб­разный узор. Все узоры втиснуты в тесто. Блюдо подписное (на обороте: «Мастеръ //А. Д. Аксёновъ// въ с. Емльцке»).

Встречалась в Поморье и андомская обварная керамика. Веротяно, это кубышка для дегтя из Нюхчи с зелеными пятнами по коричневой поливе (КП-3289). В Пудожье также можно предположить наличие обварной андом- ской керамики. Роговатик КП 8776 (зеленые пятна по красной поливе), чашка из Усть-Реки КП-360/23 (зеленые пятна по коричневой поливе), латка из Кошуково КП-188/35 (пятнистая зеленая глазурь). В Пудожье можно встре­тить и андомскую чернолощеную керамику (миска из Салмозера, КП-188/23). Большинство изделий со свинцовой глазурью, которые изготавливали в Кар­гополе, находятся в пудожской коллекции. Декор многих пудожских изделий представляет собой изящный и тонко выполненный волнистый узор, неглу­боко врезанный в тесто тулова. Иногда он дополняется тонким узором из круговых полос. Таким образом декорированы латки – горшки для замеши­вания теста, молочные горшки, роговатики. Волнистым узором декорирован отогнутый край миски для молока (КП-188/230) и нижняя часть солонки (КП- 201/143). Все упомянутые изделия отличаются скульптурной пластичностью формы и сдержанными зеленоватыми оттенками глазурного покрытия.

В основном орнаментация керамической посуды ограничивается врезан­ными в тесто простейшими элементами геометрического орнамента в виде горизонтальных и волнообразных линий, насечек и росписью ангобами с использованием цветочных и геометрических мотивов. Красота керамичес­кой посуды во многих случаях таится в скульптурной пластике её объема, чистоте линейного рисунка и проверенной веками формы, истоки которой восходят к античным амфорам, киликам и лекифам. Очень точно и поэтично выразил свои впечатления от крестьянской керамики архитектор Ле Корбю­зье в одной из глав своей книги «Путешествие на Восток», которая называ­лась «Письмо друзьям». В ней знаменитый архитектор высочайшим образом оценил народное искусство сербских и венгерских гончаров: «Нам удалось проехать по местам, где крестьянин-художник так мастерски сочетает цвет и линию, линию и форму, что мы буквально заболели от зависти... С опреде­ленной точки зрения народное искусство всплывает над самыми высокими цивилизациями. Оно остается нормой, а его мерилом остается... человек... Я не знаю ничего более жалкого, чем эта нынешняя мания отвергать традиции только затем, чтобы создать „новое” желанное... Такое отклонение творчес­ких сил отражается на всех сферах искусства и обходится нам... неудобными чайниками, скверными чашками и жалкими цветочными вазами с извращен­ными формами... Не правда ли, мы живем в неприспособленной, беспорядоч­ной, неорганизованной среде» [55] . И хотя в письме Ле Корбюзье речь идет о крестьянском искусстве центральной и юго-восточной Европы, общий смысл его высказывание в полной мере можно отнести к крестьянской керамике Олонецкой губернии и Русского Севера.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Кижский вестник. Выпуск 20: Сборник статей
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2023. 300 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф