Обложка

 

pdfКонцепция НИРС музея «Кижи» (PDF)

Концепция научно-исследовательской работы Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи»

// Сост. И.В.Мельников
Петрозаводск. 2009. VkontakteFacebook

Введение

В настоящей концепции сформулированы основные идеи, определяющие направления развития, цель и задачи научно–исследовательской работы Государственного музея–заповедника «Кижи» (далее в тексте – НИР).

Концепция составлена с учетом следующих документов:

При составлении концепции также принимались во внимание положения проекта Закона РФ «О музеях–заповедниках в РФ», Генплан развития музея–заповедника «Кижи» 1972 года, Проект корректировки Генплана музея–заповедника «Кижи» 1991 года и Технико–экономическое обоснование развития Государственного историко–архитектурного и этнографического музея–заповедника «Кижи» (2001 г.).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Согласно Закона РФ «О науке и государственной научно–технической политике», научно–исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Она подразделяется на фундаментальные и прикладные научные исследования. Фундаментальные исследования – это научная деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, обществе и окружающей природной среде. Прикладные исследования – это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Субъектами НИР являются научные работники (исследователи), обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной деятельностью. Результатом их научно–исследовательской работы является научный продукт, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.

Все приведенные выше основные понятия Федерального закона «О науке» распространяются на научную деятельность, осуществляемую в Государственном музее–заповеднике «Кижи».

Согласно Закона РФ «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», музей – это некоммерческое учреждение культуры, созданное для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. Среди четырех целей создания музеев в Российской Федерации – присутствуют изучение музейных предметов и музейных коллекций, а также их публикация – т. е. представление музейных предметов путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, а также на электронных и других видах носителей.

Таким образом, в Федеральном законе о музеях в РФ определяется роль осуществляемой музеями научно–исследовательской работы, как одного из основных видов музейной деятельности наряду с хранением и собиранием музейных предметов, а также просветительской и образовательной работой.

Также определяется роль НИР и в Уставе Государственного музея–заповедника «Кижи». Согласно ему «сохранение, изучение и пропаганда» памятников истории, культуры и природы, а также фондовых коллекций – цель деятельности музея «Кижи».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, специфика проводимой в музеях НИР состоит в том, что основу их научных исследований составляют фондовые коллекции, находящиеся на территории музеев–заповедников недвижимые памятники истории, культуры и природы, а также окружающие их территории. Музейные памятники находятся в центре исследовательской работы музеев. Главной задачей музееведческого исследования предмета является его фиксация как музейного памятника, а также раскрытие его ценности как источника, который может быть использован в ходе исследований по соответствующей научной дисциплине.

Музейный предмет как основа научного исследования – это главное, но не единственное, что определяет специфику НИР музеев. Важной особенностью является полидисциплинарный характер музейной НИР. Особенно это характерно для музеев краеведческого профиля, где одновременно могут вестись исследования по самым различным гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам. Это определяется не только составом фондов того или иного музея, но и особенностью самого музея как многофункционального учреждения. Практика музейной работы связана с хранением, комплектованием, реставрацией, экспонированием предметов, образовательной и музейно–педагогической деятельностью. Реализация каждого из данных направления связана с научно–исследовательской деятельностью. Это происходит как на методологическом, концептуальном уровне (пример такого исследования – разработка научной концепции комплектования фондов музея или концепции проводимых музеем массовых мероприятий), так и на уровне конкретных проектов. В ходе их разработки могут осуществляться исследования с использованием методов естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, в том числе социологические, психологические и музейно–педагогические исследования.

Таким образом, музеи можно рассматривать как особый вид научно–исследовательских учреждений, отличный от академических, отраслевых и ведомственных научных учреждений, а также ВУЗов. Это отличие, в основном, связано со специфическим характером музейной НИР, основанной на изучении хранящихся в них памятниках, а также с её полидисциплинарностью.

Факторы, влияющие на содержание нир. Основные направления НИР музея–заповедника «Кижи»

Сказанное выше о специфике НИР музеев в целом, свойственно и для НИР музея–заповедника «Кижи», полидисциплинарность которой выражена более чем в каком–либо другом музее Карелии. Это связано с количественным и качественным составом коллекции памятников архитектуры, большим разнообразием фондов музея, обширностью музейной территории, её насыщенностью археологическими памятниками, историческими поселениями и ценными природными объектами, а также своеобразием местной этнокультурной среды. Можно выделить следующие основные факторы, которые определяют содержание НИР музея–заповедника «Кижи».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

1. Коллекция памятников архитектуры, составляющая в настоящий момент 82 объектов. Основа коллекции – Кижский архитектурный ансамбль (XVIII–XIX вв.), который с 1990 года является объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. В коллекцию также входят церковь Воскрешения Лазаря (XIV–XVI вв.), 10 часовен (XVII–XIX вв.), крестьянские дома и хозяйственные постройки – мельницы, риги, амбары, бани и др. (XIX–нач. XX вв.). Часть коллекции (9 ед.) составляют памятники, которые изначально были построены в деревнях на о. Кижи или на соседних островах. Большая часть памятников была перевезена в музей. Этническая принадлежность памятников архитектуры определяется следующим образом: русские Заонежья – 48 объектов, южные карелы (ливвики, людики) – 10, русские Пудожья – 7, вепсы – 3, северные карелы – 2. Изучение коллекции памятников архитектуры, в основном, ведется в музее в историческом аспекте и связано с выявлением документов, относящимся к тем или иным памятникам и формированием в архиве музея соответствующего банка данных. В последнее время активизировалась исследовательская работа в области реставрации памятников деревянного зодчества, что связано с реализацией проекта реставрации Преображенской церкви и активной практической работой плотницкого центра музея–заповедника «Кижи».

2. Фондовые коллекции музея насчитывают более 45000 ед. хран., в том числе более 27000 предметов основного фонда. Основу музейного собрания составляют этнографические коллекции предметов из дерева, металла, керамики, тканей и др., которые, в основном, датируются концом XIX – нач. XX вв. и представляют все этнические группы Карелии. Наиболее многочисленны и разнообразны коллекции предметов принадлежащих русским Заонежья, Пудожья и Поморья, южным карелам, а также вепсам. Менее представлены в собрании коллекции из Северной Карелии. В фондах также имеются памятники, связанные с христианской культурой – около 500 икон XVI–XIX вв. (в том числе уникальная в России коллекция «небес»), медно–литая пластика, колокола, старопечатные и рукописные книги. Особое место в собрании занимают около 1500 чертежей и 10000 фотонегативов – материалы обследования памятников народного деревянного зодчества Карелии. Главными темами комплектования являются: материальная идуховная культура народов Карелии; история Заонежья; изучение памятников деревянного зодчества и др. Изучение фондовых коллекций связано с их научным описанием (осуществлено в отношении ок. 80% собрания), обзором коллекций и их каталогизацией. В 1973 году был издан каталог фондовых коллекций, а в 1980 каталог произведений древнерусской живописи, в 2005 г. каталог книг кириллической печати. [1] . Актуальным представляется разработка концепции фондовой работы музея «Кижи», которая бы в том числе проанализировала итоги и перспективы собирательской деятельности музея.

3. Этнокультурная среда Заонежья в целом, и района острова Кижи в частности, с которой географически связан музей–заповедник «Кижи». Заонежье – историко–культурный район Русского Севера, где в течение нескольких столетий происходило формирование и развитие локальной группы русского населения – заонежан. Пограничное (маргинальное) положение этого района, являвшегося зоной соприкосновения с одной стороны, прибалтийско–финского (вепсского и карельского), с другой стороны, восточно–славянского населения (русские–новгородцы) предопределило своеобразие местной традиционной культуры. Заонежский сектор – является главным экспозиционным сектором музея «Кижи». Этнографическое изучение Заонежья всегда было важным направлением НИР музея «Кижи». Прежде всего исследовались темы, которые наиболее актуальны в контексте экспозиции музея: объемно–планировочное решение сельских поселений, интерьер крестьянского дома, хозяйственные занятия, ремесла и промыслы, хозяйственно–бытовой инвентарь, декоративно–прикладное искусство, костюм и пр. Чрезвычайно важно исследование культуры православной церкви, в частности, внутреннего убранства храмов, иконописной традиции и пр. В последнее время активно разрабатываются темы по традиционному судостроению и судоходству, а также традиционному земледелию. Наиболее полно результаты историко–этнографического изучения Заонежья музеем–заповедником «Кижи» отражены в выпусках №4–12 «Кижского вестника», а также в сборниках докладов научной конференции «Рябининские чтения».

4. Фольклорное наследие Кижей и Заонежья, которое имеет общемировое значение, представляет собой особый фактор, который влияет на НИР музея «Кижи». В мировой фольклористике Заонежье считается одной из самых архаических зон, местом, сохранившим уникальные факты фольклорной культуры (былины, причеть). Академик К. В. Чистов отмечал, что Заонежье является самым «фольклорным» регионом Европы. В деревнях Кижской волости проживали Т.Г.Рябинин, В.Щеголенок и другие известные сказители, от которых были записаны былины, вошедшие в «золотой фонд» русской культуры. НИР музея в области фольклористики связана с проведением фольклорных экспедиций, формированием фольклорного фонда, историкокраеведческим изучением сказительской традиции. Наиболее важный научный результат – исследование заонежских беседных песен второй половины XIX века. [2] .

5. Археологическое наследие Кижского историко–культурного района в настоящее время насчитывает более 60 памятников археологии эпохи камня – раннего металла (7–2 тыс. до н.э.), а также периода средневековья. В окрестностях Кижей находится Оленеостровский могильник – эталонный памятник эпохи мезолита Восточной Фенноскандии. Археологическая экспедиция музея «Кижи» с 1995 года проводит систематические исследования памятников южного Заонежья. В результате был открыт т.н. Вожмарихинский археологический комплекс, насчитывающий в настоящий момент свыше 31 древнего поселения. В фондах музея формируется коллекция археологии. Главные направления исследований: культурно–хронологическая атрибуция открытых памятников, введение в научный оборот полученных материалов, а также палеоэтнографические изыскания. Наиболее важный результат – подготовка обобщающего исследования по культовым памятникам первобытной эпохи на территории Карелии, а также серии статей в Кижских вестниках. [3] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

6. Исторические поселения окрестностей острова Кижи. В отдельные периоды времени здесь находилось более 50 деревень. Они известны по письменным источникам по крайней мере с XVI века. Около половины деревень сохранились по сей день и находятся на территории охранной зоны музея–заповедника «Кижи». В их состав входят как современные постройки, принадлежащие местным жителям, так и музеефицированные памятники архитектуры – часовни и крестьянские дома. Многие крестьянские семьи проживают в этих деревнях уже не одну сотню лет. Изучение деревень района острова Кижи («Кижской волости») ведется в историко–краеведческом аспекте, в т.ч. в связи с составлением родословных крестьянских семей. Наиболее существенный результат этой работы – подготвка и издание монографии С.В.Воробьевой [4] .

7. Природная среда Кижских шхер характеризуется необычайно разнообразными экологическими условиями, богатой растительностью и животным миром. Здесь представлены почти все характерные для Карелии ландшафты. В историческом ландшафте Кижских шхер, отразилась многовековая история освоения людьми данного района. Изучение природной среды Кижей осуществляется в рамках программы экологического мониторинга. В ходе ее реализации было составлено научное описание отдельных территорий, выделено более 40 ценных природных объектов. Исследования ведутся силами специалистов КарНЦ РАН, ПетрГУ, КГПУ. Музей–заповедник «Кижи» осуществляет координирующую функцию.

8. Аудитория музея. И, в частности, детская аудитория, с которой связано проведение музейно–педагогических изысканий, которые реализуютмя в рамках Детского музейного центра музея–заповедника «Кижи». Данный центр является межведомственной структурой, осуществляющей научно–методическую и координационную работу в области детской музейной педагогики.

Таким образом обозначенные факторы определяют основные направления НИР музея–заповедника «Кижи». Данные направления состоят в следующем.

  1. Изучение архитектурного наследия музея–заповедника «Кижи».
  2. Научно–фондовое исследование музейных предметов, составляющих собрание музея–заповедника «Кижи».
  3. Историко–этнографическое изучение традиционной культуры народов Карелии и, прежде всего, русских Заонежья.
  4. Историко–краеведческое изучение окрестностей острова Кижи.
  5. Изучение фольклорного наследия русских Карелии.
  6. Изучение культуры православной церкви.
  7. Изучение археологического наследия южного Заонежья.
  8. Исследования в области экологии и охраны природы.
  9. Музейно–педагогические исследования.

Цель и задачи научно-исследовательской работы музея-заповедника «Кижи»

Таким образом, цель научно–исследовательской работы музея–заповедника «Кижи» состоит в комплексном междисциплинарном изучении традиционной культуры народов Карелии, как составной части традиционной культуры Русского Севера. Основой НИР являются фондовые коллекции и недвижимые памятники музея, а также занимаемая ими историческая территория и окружающая природная среда. Обозначенная цель и основа НИР музея «Кижи» составляют суть предмета и объекта его исследовательской деятельности.

Указанная цель достигается посредством решения следующих основных задач :

Рассмотрению обозначенных выше задач НИР музея–заповедника «Кижи» посвящены последующие разделы данной концепции.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Формирование и хранение фондовых коллекций и недвижимых памятников как основа НИР музея-заповедника «Кижи»

Данное направление работы является основополагающим направлением работы любого музея–заповедника. Нет необходимости доказывать очевидный факт, что только посредством формирования и сохранения культурного и природного наследия, музеи могут реализовывать свою научно–исследовательскую функцию. Эта работа тесно связана с научными исследованиями. Причем, диалектика отношения НИР – фондовая работа, НИР – содержание коллекции памятников архитектуры, НИР – сохранение природной среды такова, что, с одной стороны, все эти направления в значительной степени базируются на результатах НИР, с другой стороны, составляют в музее ее основу.

Вместе с тем, все указанные виды деятельности музея–заповедника «Кижи» далеко выходят за рамки собственно научных исследований и в концептуальном плане должны быть предметом специального рассмотрения. Разработка концепции фондовой работы, работы по сохранению архитектурного наследия и природной среды должны быть тесно взаимоувязаны с концепцией НИР.

Разработка научно-исследовательских тем

Разработка научно–исследовательских тем – основная форма НИР во всех научных организациях, в том числе и в музее–заповеднике «Кижи». Результатом разработки темы является научная продукция – научный отчет или текстовой материал иного научно–исследовательского жанра.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Следует отметить, что в практике музейной работы существует ошибочное мнение, что в музеях должны разрабатываться исключительно темы прикладного характера, направленные на достижение каких–то конкретных практических целей, например, создание экспозиций или разработку реставрационных методик. Таким образом, отрицается возможность проведения в музеях исследований фундаментального характера, связанных не только с применением, но и с непосредственным получением нового научного знания.

Такой подход до 90-х годов включительно практиковался при планировании НИР музея–заповедника «Кижи». Основными и единственными, видами научно–исследовательской продукции, подготавливаемой сотрудниками являлись материалы, предназначенные для внутримузейного служебного использования: научные справки, научно–справочные материалы, методические разработки экскурсий, обзоры коллекций и т.п., которые писались в контексте разработки экспозиций и выставок, разработки экскурсионных маршрутов, обработки фондовых коллекций. Ряд других важных видов научно–исследовательской продукции не включались в план работы музея. В тоже время многие научные сотрудники музея регулярно издавали научные статьи, некоторые готовили монографии и писали диссертации. Получалась, что данная работа осуществлялась ими сверх плана, в свободное от основной работы время и являлась по сути их «хобби». Это отрицательно сказывалось на развитии НИР музея–заповедника «Кижи» по следующим причинам.

Во-первых, это препятствовало интеграции музея «Кижи» в научном мире, поскольку результаты исследовательской деятельности его сотрудников практически оставались науке неизвестны. Большинство научных справок оседало в архиве музея «Кижи» и не доходило до научной общественности. В этнографической литературе, изданной в Карелии в 70–90 гг. практически нет ссылок на материалы научного архива музея–заповедника «Кижи». Имели место случаи потери авторских рукописей.

Во-вторых, то, что научные справки изначально писались не для публикации, отрицательно сказывалось на их научно–методическом уровне. В них допускались огрехи, которые были бы невозможны, если бы рукопись изначально планировалось сдать в печать. Это в целом отрицательно сказывалось на качественном уровне научной продукции, подготавливаемой музеем.

В-третьих, такая ситуация препятствовала повышению квалификации научных работников. Основная форма повышения квалификации сотрудников научных учреждений – подготовка и защита диссертационных исследований оставалась вне официального плана музея и осуществлялась сотрудниками исключительно во внерабочее время.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, представляется чрезвычайно важным, чтобы разрабатываемые в музее «Кижи» научно–исследовательские темы изначально не ограничивались прикладными рамками. Конечно, приоритет прикладных исследований в музее очевиден, его невозможно оспорить. Нужно делать экспозиции, обрабатывать фондовые коллекции, реставрировать памятники, готовить пособия для экскурсоводов. Но, вместе с тем, если в ходе своих исследований научный сотрудник приходит к теоретическим обобщениям и выводам выходящими за рамки внутримузейной исследовательской проблематики, то его работа не должна прерываться или выноситься за рамки официального плана работы музея.

Конечно, при таком подходе может возникнуть опасение, что научные сотрудники музея «Кижи» дружно сядут писать диссертации и монографии, и забросят прочую текущую работу. Полагаю, что такие опасения не имеют оснований. Во–первых, поиск разумного баланса между теоретическими прикладными и фундаментальными исследованиями является одним из аспектов внутримузейного научного планирования. Эта работа осуществляется дирекцией и здесь интересы экспозиционной, фондовой и прочей музейной работы должны быть безусловно соблюдены. Во–вторых, не секрет, что далеко не все научные сотрудники музея могут ставить и решать теоретические проблемы фундаментального характера.

Организация и планирование НИР, научно-методический совет, кадровая политика в области НИР

Разумная организация и планирование НИР – важное условие ее успешного осуществления. В последние десять лет эта работа в музее не раз претерпевала изменения.

В настоящее время НИР ведется в следующих структурных подразделениях музея. Это два научно–экспозиционных отдела (истории и этнографии, фольклористики), отдел фондов и детский музейный центр. По должности научную работу в этих отделах могут осуществлять научные сотрудники, методисты, заведующие секторами, отделами, а также заместители директора.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Координирующую функцию в части НИР осуществляет заместитель директора по науке. В его основные обязанности входит формирование плана научной работы музея, сметы расходов (в части общемузейных проектов), осуществление контрольных функций, организация исполнения плана в части общемузейных мероприятий, методическое обеспечение НИР, научно–издательская работа, а также организация работы научно–методического совета музея «Кижи».

Планирование НИР в музее «Кижи» ежегодное и осуществляется в рамках годового плана работы музея, где имеются специальные разделы посвященные научно–исследовательской и экспозиционной работе. В разделе посвященной научной работе обозначены темы иследований сотрудников разных отделов музея. В отдельных разделах приводится научно–издательская работа, работа архива и библиотеки, экспедиции и командировки, конференции, издательская работа. Срок исполнения заявленных в годовом плане научных тем, как правило, составляет 1–3 года.

Главным совещательным органом музея является научно–методический совет (НМС). Он рассматривает основные вопросы, связанные с НИР и формированием экспозиции, а также с научной–просветительской деятельностью музея. НМС дает заключения по всем плановым научно–исследовательским и экспозиционным разработкам, подготавливаемым сотрудниками музея. В его состав входят заместители директора, курирующие направления работы музея, связанные с НИР, заведующие научно–исследовательскими отделами и секторами, а также научные сотрудники. Состав НМС утверждается приказом директора. Председателем НМС по должности является зам. директора по науке. Заседания НМС являются открытыми, в его работе могут участвовать научные сотрудники музея, которые не являются членами НМС.

В области кадровой политики, связанной с НИР можно выделить три взаимосвязанные задачи. Первая состоит в создании механизма, который бы обеспечил преемственность поколений научных сотрудников и связанную с этим преемственность в тематике их научных изысканий. Должна существовать система при которой развитие какого–либо направления НИР музея не определялось субъективным фактором и не было бы связано исключительно с тем или иным работающим в музее научным сотрудником.

Вторая задача кадровой политики в области НИР – это разработка действенного механизма повышения квалификации научных сотрудников, в том числе посредством прохождения обучения сотрудников в аспирантуре или в качестве соискателей ученой степени, подготовке и защите диссертационных исследований. Важное значение здесь имеет создание системы стимулирования, когда научный сотрудник имел бы не только моральную, но и материальную заинтересованность в конечном результате диссертационного процесса. Решение данной задачи позволит перевести научную работу музея «Кижи» на качественно иной уровень, сопоставимый с уровнем академических институтов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Третья важная задача в области кадровой политики, связанной с НИР – это формирование в музее своей научной школы, со свойственной ей научной проблематикой и научными традициями. Это перспективная задача, для решение которой требуются многие годы систематической работы. При последовательном проведении в музее–заповеднике «Кижи» соответствующей данной концепции политики в области НИР, процесс складывания такой школы может занять 15–20 лет. Формирование научной школы придаст устойчивый динамизм НИР, станет внутренним стержнем, который обеспечит ее относительную устойчивость, независимость от всякого рода субъективистских влияний.

Информационное обеспечение НИР

Научно–исследовательская работа любого учреждения невозможна без наличия в нем структур, которые бы осуществляли информационное обеспечение НИР – т. е. накапливали, хранили и обеспечивали доступ к информации, необходимой сотрудникам в исследовательской деятельности. Информационное обеспечение НИР музея–заповедника»Кижи» осуществляют его научный архив, научная библиотека (их работу курирует ученый секретарь), а также компьютерный центр (его работу курирует зам. директора по развитию).

В научный архив музея поступают экземпляры всех плановых научных разработок, подготовленных сотрудниками музея и утвержденных на НМС. К их числу относятся научно–исследовательские, фондовые, экспозиционные, экскурсионно–методические разработки. [5] . Также в научный архив поступают авторские тексты научных изданий музея, отчеты о научныхкомандировках и экспедициях с прилагаемыми к ним материалами (например, аудиокассеты с записями, копии документов, полученных сотрудниками из других архивов и т. п.). Следует особо подчеркнуть, что в научный архив могут сдавать свои материалы не только сотрудники музея «Кижи», но и исследователи, которые в нем не работают, если тематика их исследований соответствует направлениям НИР музея. Научные сотрудники музея «Кижи» могут сдавать в архив музея свои материалы, которые подготовлены ими вне рамок официально утвержденных плановых тем.

Научный архив музея «Кижи» осуществляет свою работу на основе Положения о научном архиве музея–заповедника «Кижи» и руководствуется Положением о государственном архивном фонде РФ. Прием и хранение документов осуществляется в соответствии с действующими инструкциями по хранению архивных фондов. Документы поступают в архив после решения экспертной комиссии научного архива, в состав которой входят заведующий архивом и специалисты разных структурных подразделений музея. Деятельность экспертной комиссии осуществляется согласно Положения об экспертной комиссии музея «Кижи».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Научная библиотека музея «Кижи» должна обеспечить доступ сотрудникам к основной литературе, необходимой им для исследовательской деятельности [6] . Она комплектуется в соответствии с направленностью НИР музея. В библиотеку поступают основные журналы, монографии, сборники статей и прочие печатные издания по истории, этнографии, музейному делу и охране памятников, архитектуре и прочим направлениям работы, осуществляемой в музее «Кижи». Тематически главное направление комплектования фондов – литература по традиционной культуре Русского Севера и, особенно, по этнографии Карелии. В библиотеке постоянно работает выставка новой литературы, которая поступила в музей. Свою деятельность библиотека осуществляет на основе Положения о научной библиотеке музея «Кижи», в соответствии с существующими нормативными документами о порядке формирования и учета библиотечного фонда.

Компьютерный центр музея «Кижи» осуществляет работу по информационному обеспечению деятельности музея, внедрению в его работу компьютерных технологий, техническому обеспечению работы компьютерного оборудования. Информационное обеспечение НИР прежде всего состоит в техническом сопровождении электронной системы учета фондовых коллекций музея, а также памятников архитектуры. Компьютерный отдел обеспечивает функционирование сети музея, осуществляет установку на пользовательские компьютеры необходимого программного обеспечения, обеспечивает доступ к сети «Интернет», ведет сайт музея и не только. Деятельность компьютерного отдела осуществляется на основе Положения о компьютерном центре музея–заповедника «Кижи».

Научно-издательская работа

Научно–издательская работа – важная составляющая НИР. Публикация результатов научного исследования является его логическим завершением, делает его доступными для научной общественности. Научные издания это то, что интегрирует науку в общество, превращает ее в социальный институт, способствующий общественному прогрессу. Кроме того, научно–издательская работа способствует укреплению авторитета научного учреждения. Известно, что в научном мире важным показателем уровня того или иного исследовательского центра является количество издаваемых в нем монографий и сборников, а авторитет конкретного ученого определяется т.н. «индексом цитируемости», количеством ссылок на его работы, которые делают в своих трудах другие исследователи.

К сожалению, эти известные истины долгое время игнорировались в музее «Кижи» (как, впрочем, во многих других отечественных музеях). Ориентация почти исключительно на прикладные разработки, которые обслуживали текущие вопросы экспозиционной и фондовой работы привела к тому, что научно–издательская работа практически не велась. Научные сотрудники работали «в стол», результаты их исследований оставались неизвестны научной общественности даже тогда, когда они были этого достойны. В музее «Кижи» первый музейный сборник статей научных сотрудников вышел только в 1995 году – т.е. практически через 30 лет после создания музея.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Научно–издательская работа в музее–заповеднике «Кижи» объективно должна занимать важное место. Музей должен не только сохранить памятники, но и сделать так, чтобы они стали доступными для общественности. Это будет способствовать интеграции музея «Кижи» в научное сообщество, раскрывать его историко–культурный потенциал, укреплять его авторитет как научного учреждения. Кроме того, развитие научно–издательской работы в музее «Кижи» в целом будет способствовать активизации музейной НИР, станет моральным стимулом работы научных сотрудников.

Научно–издательская работа в музее–заповеднике «Кижи» должна включать в себя следующие основные направления.

  1. Каталогизация фондового собрания музея (в т.ч. посредством подготовки выставочных каталогов). Необходимо стремиться к полному опубликованию фондовых коллекций музея. Для этого следует подготовить несколько каталогов, возможно, объединив их в серии (например, серия «Этнографические коллекции музея–заповедника «Кижи»). Необходима подготовка каталога памятников архитектуры музея «Кижи».
  2. Издание периодического сборника «Кижский вестник». Этот сборник является главным научным изданием музея, в котором должны находить отражение текущие результаты исследовательской работы сотрудников. Оптимальная периодичность издания – один раз в один–два года. Публиковаться должны как последние научные разработки, так и работы ранее выполненные сотрудниками музея, но до настоящего времени не опубликованные.
  3. Издание тематических сборников и монографических исследований. В музее «Кижи» накоплен значительный материал по отдельным темам, связанным с изучением традиционной культуры народов Карелии. Их обобщение и издание в виде тематических сборников или отдельных трудов, в том числе и коллективных, – чрезвычайно важная задача, которая должна стать реальным вкладом музея в изучение этнографии Русского Севера.

Научные командировки и экспедиции

Научные командировки и экспедиции являются основной формой формирования источниковой базы научных исследований по профильным для музея «Кижи» научным дисциплинам. Они осуществляются с целью комплектования фондовых коллекций, работы с информаторами по конкретным темам, проведения полевого обследования недвижимых памятников, природных объектов, выявления архивных документов, участия в конференциях и т.д.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В связи с этим следует подчеркнуть, что устойчивая, систематическая НИР, которая была бы направлена на конкретный результат, невозможна без отлаженного механизма организации и проведения научных командировок и экспедиций. Их следствием является приток новых источников, фактов, материалов, которые становятся основой для последующих научных обобщений. Ограничение этого «притока» влечет за собой постепенное снижение интенсивности, последующую стагнацию НИР в данном учреждении.

Таким образом, научные командировки и экспедиции – это обязательная задача организации НИР музея–заповедника «Кижи», без решения которой невозможно её устойчивое динамичное развитие.

Особо следует отметить, что эффективность данной формы НИР только тогда является достаточной, когда по итогам научной командировки или экспедиции представляется качественно оформленный отчет. Научный отчет – это наиболее распространенная форма научно–исследовательской продукции, подготавливаемой сотрудниками. Он должен составляться с учетом конкретных методических требований, разработка которых является задачей научно–методической работы и в обязательном порядке должна сдаваться в научный архив музея. Таким образом, полученные научные материалы частично вводятся в научный оборот, поскольку находясь в архиве они теоретически становятся доступными для всех заинтересованных исследователей. Качественное оформление отчета по итогам экспедиций и научных командировок- показатель профессионализма научного сотрудника, его понимания значимости своей собственной работы не только для себя самого, но и для науки в целом.

Сотрудничество с научными организациями. Научные конференции

Сотрудничество между научными организациями и отдельными учеными в сфере исследовательской работы – обязательная составляющая жизни современного научного сообщества. В ее основе лежит единство интересов исследователей, стремление оптимизировать усилия, достичь результата с наименьшими затратами сил и средств. Основными формами такого сотрудничества являются: а) совместные исследовательские проекты, б) организация и участие в научных конференциях, в) издание совместных тематических сборников и монографий.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Музей–заповедник «Кижи» с момента своего основания находился в поле зрения научного сообщества. Правда сотрудничество в сфере НИР, в основном, носило односторонний характер. Обширный историко–культурный потенциал музея как хранилища ценных памятников (прежде всего памятников архитектуры и произведений древнерусской живописи) привлекал сюда исследователей, которые использовали хранящиеся в нем материалы для подготовки своих трудов. Музей привлекал их как своеобразный «полигон» для научных изысканий. Со своей стороны, музей был заинтересован в таком сотрудничестве, поскольку в результате памятники музея вводились в научный оборот, раскрывался их источниковедческий потенциал. Таким образом, характер взаимодействия был следующим: музей «Кижи» предоставлял возможность для изучения своих памятников специалистам других организаций, а те в своих работах отдавали должное музею как организации–хранителю данных культурных ценностей.

Такой характер партнерства в своей основе носил объективный характер. Музей «Кижи» не располагал необходимым потенциалом для решения серьезных исследовательских проблем. В течение длительного времени музей являлся научным учреждением, которое обладало ценными памятниками, но не собственными трудами по их изучению. К сожалению, такая ситуация в определенной степени сохраняется и по сей день, хотя в ней и наметились явные позитивные тенденции. [7] .

Это прежде всего проявляется во все более активном участии сотрудников музея в научных мероприятиях, осуществляемых другими учреждениями (прежде всего участие в научных конференциях, а также в научных сборниках и журналах), в начавшемся процессе вовлечения сотрудников музея «Кижи» в совместные с другими учреждениями исследовательские проекты, атакже в организации музеем научной конференции «Рябининские чтения».

Последний фактор следует подчеркнуть особо. Проведение пяти конференций «Рябининские чтения» (в 1991, 1995, 1999, 2003, 2007 годах) способствовало тому, что музей «Кижи» оказался в центре внимания исследователей, занимающихся изучением традиционной культуры Русского Севера. Музей «Кижи» посетили ученые – фольклористы и этнографы (в том числе с мировым именем) из С.–Петербурга, Москвы и других городов России. Конференция фактически превратилась во всероссийский научный форум с международным участием, который стал серьезным фактором интеграции исследовательского процесса по изучению традиционной культуры Русского Севера. Приезд исследователей из С.–Петербурга и Москвы способствовал установлению контактов со столичными научными центрами. Сотрудники музея представили доклады, освещающие результаты их научной работы, которые получили высокую оценку. Издание сборников докладов конференций ещё более укрепило авторитет музея как учреждения, способного организовывать научные форумы на высоком уровне. Конференция катализировала НИР и в самом музее–заповеднике «Кижи», что, например, отразилось на диссертационном процессе. Таким образом, конференцию «Рябининские чтения» следует рассматривать не только как важный аспект сотрудничества музея «Кижи» с другими научными учреждениями, укрепляющий авторитет музея и способствующий установлению научных контактов, но и, в целом, как фактор устойчивого динамичного развития всего исследовательского процесса музея–заповедника «Кижи».

Говоря о сотрудничестве музея–заповедника «Кижи» с другими научными учреждениями следует остановиться на личностном факторе, т.е. на роли конкретного исследователя в развитии научных связей музея. Опыт показывает, что официальные научные контакты учреждений тогда становятся успешными, когда в их основе лежат личные профессиональные связи работающих в них сотрудников, которые базируются на совпадении их исследовательских интересов. [8] . И наоборот, сотрудничество навязываемое «сверху», когда в его основе лежат не конкретные исследовательские проекты сотрудников, а административные интересы, оказывается малопродуктивным. Таким образом, инициирование научного сотрудничества музея должно осуществляться не «сверху вниз», а «снизу вверх», т.е. от конкретных научных мероприятий, осуществляемых по инициативе сотрудников, к установлению официальных партнерских отношений между учреждениями.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Финансирование научно-исследовательской работы

Известно, что устойчивое финансирование НИР является условием для ее устойчивого развития. Средства необходимы для организации экспедиций и научных командировок, проведения научных мероприятий, изданию сборников и других видов научной печатной продукции. Недостаточное выделение средств на научно–исследовательские проекты приводит к стагнации и постепенному свертыванию научно–исследовательского процесса.

В настоящее время финансирование НИР музея ведется из следующих источников, которые здесь приводятся по степени значимости:

Порядка 90 процентов средств, которые расходуются на научную работу в музее «Кижи» – это средства из федерального бюджета и так называемые «собственные» средства музея, полученные от осуществления уставной деятельности. Из этих средств финансируются издательские проекты, проведение научных конференций (в частности, проведение конференции «Рябининские чтения»), организация экспедиций и научных командировок и некоторые другие виды работ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Привлекаемые средства сторонних организаций невелики, но по некоторым направления работы весьма стабильны. Например, уже более 15 лет в археологических раскопках музея «Кижи» принимают участие студенты–практиканты петрозаводских ВУЗов. Частично финансирование этих работ осуществляют сами ВУЗы из средств на проведение археологической практики. В результате такого сотрудничества музей имеет возможность каждый год проводить довольно масштабные раскопочные работы, расходую при этом минимум средств.

Гранты, предоставляемые различными фондами, также являются одним из источников финансирования, правда, не очень стабильным. Практика показывает, что из 4–5 подготавливаемых проектов, в лучшем случае, грантовское финансирование удается получить на один из них. Следует отметить, что музей имеет опыт стабильного привлечения грантовских средств на финансирование конференции Рябининских чтений (две последние проходят при частичном финансировании РГНФ). Также следует отметить участие сотрудников музея в совместных грантовских проектах, где руководство осуществлялось представителями сторонних организаций (например, участие сотрудников музея «Кижи» в коллективной монографии

«Сямозерье» (Петрозаводск, 2009), руководство подготовке которой осуществлял ПетрГУ в лице В.П.Орфинского).

Личные средства научных работников – это источник финансирования НИР, о котором не принято говорить. Тем не менее, не секрет, что некоторые сотрудники участвуют в иногородних научных конференциях и экспедициях без оплаты командировочных расходов, а большинство ноутбуков, которыми они пользуются в служебных кабинетах, куплены ими из собственных средств. Таким образом, это также является одним из ресурсов научной работы.

Заключение. Место музея-заповедника "Кижи" в системе научных учреждений

Резюмируя вышесказанное об основных направлениях, цели и задачах НИР музея–заповедника «Кижи» можно определить то место, которое занимает музей в системе научных учреждений России. Оно объективно определяется историко–культурным потенциалом, которым обладает музей, а также связанной с ним направленностью проводимых исследований. Исходя из этого, музей–заповедник «Кижи» является этнографическим исследовательским учреждением, преимущественно ориентированным на изучение традиционной культуры народов Русского Севера, в частности, его западной области, к которой относится территория Карелии. Его научная деятельность имеет источниковедческую направленность и прежде всего связана с формированием и сохранением корпуса памятников истории и культуры, а также иных научных материалов, характеризующих данную этно–культурную область. На этой основе музей «Кижи» проводит исследования с целью а) публикации своих памятников и иных научных материалов, б) раскрытия их потенциала как источников изучения традиционной культуры, в) характеристики отраженных в данных источниках составляющих компонентов традиционной культуры. Этим определяется специфика музея–заповедника «Кижи», как этнографического научного центра.

Научные перспективы музея–заповедника «Кижи» связаны с завершением разрабатываемых его сотрудниками исследовательских тем. В разное время в музее разрабатывались ряд актуальных научных тем, которые сейчас находятся на разных стадиях готовности. Среди них: история Кижского архитектурного ансамбля; тематическое направление, связанное с изучением и каталогизацией фондового собрания музея; изучение интерьера православных церквей на Севере; изучение социальной среды бытования сказительской традиции в Заонежье. Следует отметить, что долгое время в музее изучалась, но так и не получила обощения тема по изучению интерьера крестьянского жилища Карелии. Нуждаются в обобщении накопленные обширные историко–краеведческие материалы, посвященные деревням окрестностей острова Кижи. Перспективными являются темы по изучению традиционного судостроения, крестьянских ремесел и промыслов. Большие открытия обещает продолжение исследований памятников археологии Южного Заонежья.

В целом, для музея с штатом научных сотрудников менее двадцати человек, обозначенные перспективы следует считать вполне достаточными по крайней мере на ближайшие 10 лет. Их реализация возможна при стечении двух взаимосвязанных обстоятельств: во–первых, целеустремленной работе научных сотрудников, которым необходимо быть энтузиастами в своем деле, во–вторых, последовательной политике дирекции в области НИР, которая должна строиться на положениях данной концепции.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaГолосуйте ЗА сайт!Музей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф