Метки текста:

Архитектура Деревянное зодчество Кижи Кижский погост Преображенская церковь

Из истории создания Кижского архитектурного ансамбля VkontakteFacebook

Кижский погост. Колокольня. Фото до 1916 года.Кижский погост. Церковь Покрова Богоматери. Вид с юго-запада. 1901 г.

Архитектурно–художественные достоинства церкви Преображения Господня способствовали рождению будущего кижского ансамбля на основе двух уже ранее существовавших строений: Покровской церкви, построенной на 20 лет раньше в простейшем клетском варианте, и древней колокольни. Появление в 1714 году церкви Преображения, пышно увенчанной обилием глав и бочек, невольно повлекло за собой кардиональное изменение скромного образа церкви Покрова Богоматери, а в дальнейшем и перестройку колокольни, долгое время не соответствовавшей образам двух соседних церквей и только в 1874 году приведенной в полное гармоничное соответствие с ними.

Появившееся в 1764 году девятиглавие Покровской церкви явно не соответствует её традиционной основе, характерной для церквей «кораблевого типа», требующих обязательного шатрового завершения, логично вытекающего из данной конструкции «восьмерик на четверике». Но хотя девятиглавие выглядит довольно легковесно для её грузного основания, вместе с многоглавием Преображенского храма оно создаёт единое целое. Зодчие, учитывая особенности архитектуры церкви Преображения, смело нарушив общепринятые строительные каноны, создали новую гармоничную взаимосвязь двух погостских строений.

Не избежала своей участи и старинная колокольня, также коренным образом изменившая свой первоначальный вид во время перестройки в 1874 году. Обновленная колокольня стала полной противоположностью для своей древней предшественницы. Она приобрела новые, противоположные, пропорциональные соотношения основных частей: теперь её основанием стал не низкий «восьмерик» с высоким «четвериком», а наоборот – высокий «четверик» с низким «восьмериком», завершённый стройным шатром.

Высокий четверик новой колокольни в данном случае оправдал стремление зодчих к достижению её единства с уровнями нижних оснований двух соседних с нею церквей, что способствовало созданию единства и гармонии в ансамблевой застройке всех трёх строений.

Колокольня является единственной на Севере России постройкой, имеющей такие нетипичные для шатровых колоколен пропорции. Но в составе Кижского архитектурного ансамбля она стала неотъемлемой частью единого целого.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Своим строгим силуэтом колокольня подчеркивает пышное многоглавие церквей, а её массивное основание органично вторит грузным нижним объёмам двух церквей, утверждающих прочность и надёжность конструкций для стремительного взлета многочисленых куполов.

Таким образом, архитектурно-художественные достоинства церкви Преображения Господня определили и полностью подчинили себе ранее существовавшие погостские строения, лишив их своего первоначального «голоса», но, придав им новое своеобразие; создали единственно верное для всех трёх сооружений гармоничное содружество в ансамблевом звучании, уверенно и навсегда утвердив свое первенство.

Ограда кижского погоста, реконструированная в 1959 году в соответствии с сохранившимися аналогами северных оград, дополняет художественный образ архитектурного ансамбля, тонко и верно вписываясь в ткань погостских строений.

// Метаморфозы века
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2005.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф