Интерьер северного храма на примере кижских церквей VkontakteFacebook

Интерьер Покровской церкви на о.Кижи. Вид на трапезную и далее кафоликон.Золоченый резной иконостас барочного типа сохранился в Кижской Преображенской церкви, который, к сожалению, в настоящий момент в разобранном виде хранится в фондах музея «Кижи».В кижской Покровской церкви первоначально был тябловый иконостас, об этом свидетельствуют сохранившиеся следы врубок в боковых стенах. Позднее тябловой конструкции предпочли модный вариант иконостаса с резными пилястрами, карнизами, с золочением...«Святая святых» – алтарь православного храма.Для совершения Евхаристии в алтаре находятся жертвенник и престол – это прямоугольной формы освященные столы, определенным образом облаченные в одежды. На них стоят сосуды и предметы, которые необходимы для совершения Литургии.Фрагмент иконостаса Преображенской церкви. 2-я половина 18 в.Центр пространственного креста в Преображенской церкви был усилен подкупольным «небесным» пространством, в котором иконографическая программа храма получала свое логическое завершение и иерархическую целостность. «Небо» состояло из 16 икон – клиньев.

Православные церкви стали строить в Обонежье с распространением христианства, что произошло достаточно поздно и можно с уверенностью сказать, что эволюция храмового убранства претерпевала те изменения, которые можно характеризовать как смену стилей, характерных для определенных столетий. Некоторые специфические черты в их внутреннем оформлении объясняются тем, что до XIX столетия абсолютное большинство храмов Обонежья строилось из дерева, а также тем, что северные погосты включали летнюю и зимнюю церкви. В качестве примера познакомимся с внутренним убранством храмов Спасо–Кижского погоста, который с древних времен состоял иззимней церкви Покрова Богородицы и летней в честь Преображения Господня.

Церковь – это определенным образом построенное и оснащённое здание, в котором собирается община верующих. В нём происходит единение человека с Богом, через совершение таинств, которые мы можем обозначить как богослужения. Службы включают в свой состав чтение молитв, библейских текстов, пение гимнов и духовных песен, последовательное развитие действа, в котором участвуют священнослужители и прихожане, совершение определенного таинства, в зависимости от состава службы.

Неразрывно со службой связаны архитектура храма, символика внутреннего пространства, убранство церкви, облачения храма и священнослужителей, использование осветительных приборов и утвари. Интерьер храма формировался в тесной связи с развитием богослужебных правил. В результате литургическая символика определила, так называемый, «топографический символизм» храмового пространства, сердцевину которого образовала динамическая в своей основе идея – «храм есть путь горнего восхождения» [1] .

Эта идея, ориентированная по координате запад – восток, обусловила трёхчастное деление церкви (притвор – кафоликон – алтарь). Это членение символизирует восхождение от «земли необновленной» к пространству «земного неба» и от него к «небу небес» [2] , где средоточием храмового действа является престол и через него литургия.

Именно такими, состоящими из трёх основных частей, предстают православные церкви на территории Карелии.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

План Преображенской церкви на о.Кижи.План Преображенской церкви на о.Кижи.

В основе плана Преображенской церкви ничто иное как крест. К центральной части – восьмиграннику – сделано четыре прямоугольных прируба, ориентированных на стороны света, что в плане создает равноконечный крест. Роль трапезной выполнял западный прируб. В противоположном – восточном – конце креста размещался алтарь. Северный и южный прирубы, изначально использовались прихожанами и клиром в качестве составной части молитвенного помещения, вследствие вытянутости его в горизонтальном направлении. Их юго–восточные и северо–восточные грани содержали боковые ветви иконостаса, который в значительной мере подчинил себе стенные плоскости северного и южного концов креста, разделив прирубы по средней линии.

В зимней церкви этим трём членениям часто предшествует ещё одно помещение – сени, что объясняется спецификой климата. Они отделяются от притвора (который на Русском Севере называли трапезной) сплошной стеной с дверями, что являлось дополнительной защитой от холодных ветров и морозов. Интерьер сеней был ограничен лавками и несколькими иконами, укреплёнными над входом.

В зимней кижской церкви Покрова Богородицы описи перечислено 6 образов: «Господа Вседержителя, Богородицы, архангела Михаила, архангел Гавриила, Николая Чудотворца, преподобного Варлаама Хутынского» [3] .

Следующая часть северного деревянного храма – трапезная. Обычно это обособленное помещение, в котором помимо его церковного назначения, решались как приходские, так и мирские дела, которые были взаимосвязаны. Здесь производили записи о рождении, отпевании, бракосочетании [4] . Для совершения этих дел здесь имелась необходимая утварь, в том числе свечной ящик. Были здесь и иконы. В разных храмах их число было различным. В трапезных зимних церквей были также печи.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В трапезной Кижской Покровской церкви со времени её строительства – около 1695 года – был расположен придел в честь Николы Чудотворца. Здесь, как и в главной части храма, был иконостас, клиросы, совершались службы, т.е. эта часть здания была и трапезной и кафоликоном до 1865 года, когда за теснотой по просьбе прихожан придел был удалён.

Следующая часть храма – кафоликон. Здесь концентрировалось наибольшее количество утвари, храмовый декор должен был соответствовать совершающимся здесь службам и находиться в гармонии с богослужениями.

Здесь на стенах могло быть как несколько, так и много икон. Они обычно различного содержания, поскольку комплектовались в процессе приходской жизни. Это дарственные образа, пожертвования, это иконы, перемещённые из иконостаса вследствие его поновления или изменения его конструкции.

В центре устанавливали высокий столик с наклонным верхом – аналой, на который возлагались иконы, соответствующие по содержанию либо дню службы, либо минейные иконы [5] . В кижских церквях был такой набор из 12 икон, содержащих изображения праздников и святых на каждый месяц. Аналой, в зависимости от дня, был облачён в ежедневную или праздничную одежду. Следует отметить, что одежды на аналой, жертвенник и престол часто шились из тканей, которые жертвовали прихожане. Документы сохранили для нас сведения о том, что женщины приносили свои дорогие сарафаны для церковных нужд. Материи на сарафаны расходовалось много, её вполне хватало на шитье облачений.

В восточной части кафоликона имеется возвышение – солея, которое в кижских церквях на одну ступень выше остального помещения. По краям солеи расположены клиросы. На них стояли певцы и чтецы. По описи 1865 года в кижской Покровской церкви за правым клиросом находились минейные иконы [6] . На клиросах устанавливались хоругви и фонарь, которые использовались во время крестных ходов. Размеры солеи в Преображенской церкви были столь велики, что рядом с клиросами без затруднений размещались два монументальных киота с резьбой, позолотой, скульптурой, в одном из которых находилась икона «Спас Всемилостивый», в другом икона «Успение».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В северных православных храмах восточная стена кафоликона в лице иконостаса концентрировала наибольшее количество икон и утвари. Иконы, выстраиваемые в ряды, полностью закрывали восточную стену, за которой размещалась третья часть храма – алтарь.

Тябловые иконостасы более архаичны по своей форме [7] . Тябла обычно делались из брусьев тавровой формы, чтобы в них было удобно устанавливать иконы. Лицевая сторона тябл левкасилась и расписывалась орнаментами, иногда текстами (например, на тябле из иконостаса часовни Положения пояса в деревне Кургеницы Кижского прихода был написан текст о строении часовни). Этот тип иконостаса существовал долго и он прочно связан с понятием Древней Руси.

Начиная с XVII века, а у нас на Севере позднее, получает распространение более сложная конструкция – резной иконостас, с системой не только горизонтальных, но и вертикальных членений. В таких иконостасах иконы отделялись одна от другой позолоченной деревянной резьбой, основным мотивом резьбы которой являлась виноградная лоза – раннехристианский символ Церкви и евхаристии.

В конце XVII – XVIII веках под влиянием стиля барокко резное убранство обонежских иконостасов значительно усложнилось за счёт включения в него архитектурных форм – колонн, пилястр, архитравов, карнизов.

Золочёный резной иконостас барочного типа сохранился в Кижской Преображенской церкви, который, к сожалению, в настоящий момент в разобранном виде хранится в фондах музея «Кижи».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В кижской Покровской церкви первоначально был тябловый иконостас, об этом свидетельствуют сохранившиеся следы врубок в боковых стенах. Позднее тябловой конструкции предпочли модный вариант иконостаса с резными пилястрами, карнизами, с золочением и имитацией под мрамор. При восстановлении церкви для музейного пользования автор проекта реставрации А.В.Ополовников воссоздал тябловый вариант иконостаса.

Наиболее древние описи Заонежских и погостов фиксируют в храмах иконостасы с различным количеством рядов. Иконостасы современных кижских церквей, как и в церквях предшественницах, включают по четыре ряда икон.

Иконостас – это грань «между временным и вечным», которая отделяет молитвенное пространство от «святая святых» – алтаря православного храма, третьего наиболее важного в сакральном отношении пространства.

Знаком присутствия Христа в церкви являются таинства, среди которых Литургия – это кульминация всего, что совершается в церкви. Центральный момент её составляет таинство Евхаристии или благодарения. Для совершения Евхаристии в алтаре находятся жертвенник и престол – это прямоугольной формы освящённые столы, определенным образом облачённые в одежды. На них стоят сосуды и предметы, которые необходимы для совершения Литургии.

Со временем в алтаре помимо перечисленных священных предметов, появились и другие: горнее место, выносная икона, выносной крест, иконы на стенах. При отсутствии специального помещения – ризницы – в алтаре имелся комод или шкаф для одежд [8] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Одно из главных отличий православной церкви от храмов других конфессий в том, что иконостас полностью закрывал восточную стену. Творческий поиск привел к пониманию иконостаса как светоносной границы, несущей исключительно важную и многообразную символическую информацию, что по-видимому стимулировало стремление к максимальной дематериализации его. В результате в русской православной церкви произошло превращение иконостаса в единую огромную плоскость, архитектонически родственную большой иконе, заполненной клеймами, с центром, отмеченным изображением Спаса [9] .

Внешне композиционная целостность и завершённость иконостасного ансамбля достигалась за счёт соблюдения единой высоты и одинаковой ширины икон в ярусах при различной высоте самих рядов. Эта грандиозная иконостасная композиция достигалась определённым расположением икон в иконостасе. Они составлялись в ряды в строго определённой системе. За каждым рядом закрепилось своё наименование.

Иконостас Покровской церкви по количеству рядов и икон в нём типичен для северных храмов. Иконостас Преображенской церкви, традиционный в порядном отношении, в то же время поражает размером, количеством икон и содержанием.

Нижний ряд иконостаса – местный, отличается от прочих рядов не только разнообразием состава, но и размерами икон. В этом ряду стоят иконы, которые написаны в XVII, первой четверти XVIII и в середине XVIII веков. Они различного формата, и, чтобы высота ряда была единой, их обрамляют рамами. На рамах изображения, помогающие раскрытию содержания образа. В местном ряду Преображенской церкви много таких икон. Так малую икону «Образ Нерукотворный» обрамляет рама с изображением истории Нерукотворного Убруса, а икону «Преображение» – сцены из Страстей Господних.

В центре местного ряда преображенского иконостаса расположены резные царские врата, с небольшими круглой формы рамками, в которые вставлялись 7 иконок (сохранилась 1 – с изображением евангелиста Иоанна). Шесть из них, с изображением Благовещения и евангелистов, размещались на створках; одна – в навершии (по данным описи вверху было изображение Саваофа) [10] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Справа от царских врат по канону расположена храмовая икона «Преображение» (в Кижской Покровской церкви – Спас Всемилостивый, и «Покров Пресвятой Богородицы»).

Далее справа и слева в зависимости от размеров иконостаса, размещают иконы желаемых святых или сюжетов, а также дополнительные врата – алтарные, которыми пользуются для входа в алтарь и помимо богослужений [11] .

Алтарные врата кижских иконостасов отличаются разнообразием иконографии. На северных вратах преображенского иконостаса изображена сцена из библейской истории – Даниил во рву львином. На южных вратах представлено три композиции: «Лоно Авраамово», «История Адама и Евы», «Плачемся и рыдаем». В Покровской церкви до 1865 года была одна алтарная дверь «Архидьякон Стефан» – северная, затем установили южную, с изображением архидьякона Евпла.

Местный ряд этого иконостаса включает 16 икон, большая часть из которых крупноформатные, с изображением популярных на севере святых: соловецких преподобных Зосимы и Савватия, великомученика Георгия, пророка Ильи,чудотворца Николы. При этом любимые святые представлены на иконах с их чудесными деяниями не только в окружающих средник клеймах, но и в центре иконы. При этом в среднике наблюдаем изображение наиболее важного чуда из жизни святого. Так Никола чудотворец представлен с Никейским чудом, Илья – возносящимся на небо, Георгий – убивающим змия.

Разнообразной иконографией представлены богородичные иконы: «Богоматерь Грузинская», «Покров Богоматери», обрамленный в раму, на которой в 16 клеймах изображены чудесные явления Богородицы и её икон, «Собор Богоматери» и «Успение». Они отражают различные грани Её почитания в русской православной традиции. Со временем был выработан цикл икон, восхваляющих деву Марию, «вместившую невместимое»: «Что Ти принесем», «Похвала Богородицы», «Собор Богоматери». Содержание иконы «Собор Богоматери» – дословная иллюстрация текста Рождественской стихиры, которая исполняется на вечерней службе праздника Рождества Христова [12] . Начальные строки этой стихиры воспроизведены на свитке преподобного, изображённого во втором ряду в группе святых предстоящих Богоматери с Младенцем. В центре иконы изображена сидящая Богородица со спелёнутым младенцем, понимаемая как особый, совершеннейший дар Богу, принесённый человеческим родом, а вокруг неё – все перечисляемые в песнопении «творения» Бога. В композиции все образы – и изображенные реалистично, и аллегории – объединены одной идеей: воздаяния благодарности. К специфическим чертам преображенской иконы относится разнообразие ликов святых от «рода человеческого». Он представлен ликами праведников, преподобных, апостолов, пророков, мучеников, среди которых есть воины. Такой расширенный состав святых более характерен для иконографии «О тебе радуется». Необычно также наличие на переднем плане справа большой группы жён с коленопреклоненными монахиней и пустыножительницей.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Икона написана около 1759 года иконописцем из мастерской «кондопожского мастера». Эта мастерская пользовалась большой популярностью, её работы в большом количестве сохранились в Заонежских храмах и, в частности, в местном ряду иконостаса Преображенской церкви. Персонажи местных икон этой мастерской полны динамики. Например, на иконе «Собор Богоматери» волхвы изображены в столь стремительном и синхронном движении, что возникает ощущение их перемещения (полёта) в пространстве. Помимо жизненной активности персонажей и бытовых реалий, для икон этой группы характерны большие пейзажные пространства, исполненные в охристом (земном) колорите. Традиционные иконописные горки здесь отсутствуют. Пейзаж на иконе выполнен в виде дугообразных холмов, написанных послойно. В основе – золотистая охра, которая перекрыта более темной охрой или светлокрасным колером, а вершины холмов оформлены дробными коричневыми штрихами – мазками. Пейзаж расцвечен травами (в виде чёрных и красных листьев, собранных в кустики). На данной иконе пейзаж занимает 2/3 ковчежного пространства. Верхняя его часть, в центре которого, в двухцветном (синем и красном) ореоле, изображена Богородица, написана светлой охрой. Нижняя, приближенная к зрителю, с множеством фигур святых, возносящих хвалу Богородице, выполнена в зелёных тонах. Живописное решение иконы, её композиция и сюжетная сторона – яркий показатель творческого подхода иконописца, много потрудившегося для заонежских храмов в середине – второй половине XVIII века.

Местные иконы украшались ризами, окладами, к ним подвешивались лампадки. В Преображенской церкви храмовая икона «Преображение» была одета в чеканную из белого серебра ризу, чеканной серебряной ризой была украшена также икона «Богоматерь Одигитрия», венцы были на Нерукотворном Образе и иконе «Покров Богородицы». Перед двумя иконами Спасителя (Нерукотворным Образом и Преображением) были укреплены медные лампадки. Следует отметить, что восточная стена была наиболее освещённой. Помимо осветительных приборов (лампадок, напольных подсвечников [13] и паникадил [14] ) иконостас освещался окнами.

Над местным рядом в кижских иконостасах расположен праздничный ряд.

В преображенском иконостасе он состоит из 30 праздничных икон. Столь большое число икон подробнейшим образом раскрывает евангельскую историю Христа, а также иллюстрирует события из христианской истории, что можно отнести к явлениям исключительным для праздничных рядов северных иконостасов. Праздничный ряд преображенского иконостаса включает изображения Вселенских соборов – с первого по четвертый. Здесь можно видеть и Николу Мирликийского и его противника Ария, царя Константина и многих других, известных в истории христианства личностей. Иконы праздников, как и иконы следующих (деисусного и пророческого) ярусов написаны в первой четверти XVIII века. Это время, когда Север осваивает глубоко укоренившуюся в центре западную культуру. Однако сюжеты, составляющие содержание праздничных икон, традиционны для русских иконостасов. Помимо двунадесятых праздников здесь популярные иконографии – «Воскрешение Лазаря», «Уверение апостола Фомы»,«Исцеление расслабленного». Евангельская история Распятия Спасителя представлена на 5 иконах: «Моление о чаше», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб», «Жены мироносицы». Страстной цикл, популярный на Западе и, получивший широкое распространение к этому времени в православии, здесь отсутствует. Вероятно, мастера или заказчики посчитали его неприемлемым для праздничных икон. Но в преображенском иконостасе страсти Господни имеются в местном ряду в клеймах рамы, обрамляющей храмовую икону «Преображение». Между тем, в преображенских иконах многое свидетельствует о знакомстве иконописцев с новыми веяниями, которые удачно сочетаются с традиционными наработками. В праздничных композициях уже нет иконописных горок, вместо них холмистые поверхности, усеянные мелкими кустиками – травками, своеобразная иконная архитектура сменилась на монументальную «римскую» и изящную «готическую». Одежды персонажей, их лики написаны послойно, с высветлениями и пробелами. В то же время лики трактуются объёмно, с натуралистическим изображением белков глаз, с выписыванием ресниц и мясистых губ. Характерной чертой кижских иконостасных икон является обилие золота и разнообразие техник золочения, сочетание золотых и серебряных поверхностей, оттенённых штриховым рисунком, использование цветных лаков. Все это свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров.

В третьем ярусе кижских иконостасов расположен деисусный чин.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Деисусный чин, как ведущий в ансамбле, выделяется по высоте и удлинённым пропорциям икон. В обоих иконостасах в центре этого ряда – икона «Спас в силах». Как показали исследования, обе иконы написаны по одной прориси [15] . Размеры преображенского иконостаса определили большой состав святых, предстоящих Спасителю.

Кроме двенадцатифигурного апостольского чина в него включены отцы Церкви – Василий Великий, Иоанн Златоуст,Григорий Богослов, Никола Чудотворец, очень популярные в Заонежье святители Медост Иерусалимский и Василий Севастийский. В этом ряду несколько икон с изображением преподобных: Зосима и Савватий Соловецкие [16] , Варлаам Хутынский, Антоний Римлянин и знаменитый князь Александр Невский в монашеском облачении. Все они, опять же, пользовались популярностью в Заонежье, земле долгое время входившей в состав новгородских земель.

А завершающим ярусом кижских иконостасов являются иконы с изображением пророков – пророческий ряд.

Здесь также заметно влияние Великого Новгорода на северные земли – в центре этого ряда образ «Богоматерь Знамение». В преображенском иконостасе этот ряд столь же внушителен, по количеству икон и изображенных на них пророков, как и предыдущие ряды.

Все это обилие икон обрамляла сохранившаяся резная, золочёная иконостасная рама в виде пятирядной столярной конструкции, состоящей из панелей, ставов и накладных резных деталей. На 10 панелях (основаниях) [17]  были установлены 44 става, которые обрамляли 104 иконы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Преображенскому иконостасу присуща чёткость форм, симметрия в решении объёмов и пространства, выделение декором конструктивных частей храма. Он имел изогнутую форму, занимал восточную и боковые грани восточной части восьмерика, заходил на северные и южные стены прирубов. Его высота равнялась 3 саженям 2,5 аршина, длина составляла 12 саженей. Это был самый крупный иконостас в Олонецкой губернии.

В золочёную иконостасную резьбу было оформлено множество икон, изобиловавших золотом. Это был исключительно нарядный и торжественный иконостас, соответствующий парадной красоте икон. Сквозной объёмный орнамент из виноградной лозы обрамлял центральные иконы верхних рядов, подчёркивая центральную вертикаль иконостаса, которая усиливалась богатством оформления царских врат. Форма иконостасной рамы на гранях восьмерика подчёркивалась объёмными резными колонками, завершавшимися коринфскими капителями, большие плоскости стен между гранями имели упрощённую резьбу плакеток, поверх которых располагались капители плоской формы. Бесконечная череда вертикалей из виноградных лоз и цветочных стеблей в сочетании с горизонталями ленточных узоров создавали богатство мерцающего золотого орнамента, которое находилось в художественном согласии с образным строем и цветовой гаммой икон. Иконостас излучал настроение праздничности и торжественности, облагораживая души кижских прихожан.

Завершая знакомство с внутренним убранством церкви Спаса Преображения хотелось бы отметить, что в основе её плана ничто иное как крест. К центральной части – восьмиграннику – сделано четыре прямоугольных прируба, ориентированных на стороны света, что в плане создает равноконечный крест. Роль трапезной выполнял западный прируб. В противоположном – восточном конце креста размещался алтарь. Северный и южный прирубы изначально использовались прихожанами и клиром в качестве составной части молитвенного помещения вследствие вытянутости его в горизонтальном направлении. Их юго–восточные и северо–восточные грани содержали боковые ветви иконостаса, который в значительной мере подчинил себе стенные плоскости северного и южного концов креста, разделив прирубы по средней линии.

Центр пространственного креста в Преображенской церкви был усилен подкупольным «небесным» пространством, в котором иконографическая программа храма получала свое логическое завершение и иерархическую целостность.

«Небо» состояло из 16 икон – клиньев [18] , имевших изображения серафимов, херувимов, ангелов и праотцев, расположенных порядно. В нижнем регистре были изображены праотцы. Они, продолжая иконостасное предстояние, возводили взгляд и душу прихожанина в небесные сферы. Выше располагался ряд ангелов (по всей вероятности – «небесное воинство») и завершалось всё изображение ещё одним чином небесной иерархии – херувимами и серафимами. Постепенное «горнее восхождение» завершалось в центре купола, где, в окружении небесных сил (серафимов, херувимов, престолов), пребывала – Новозаветная Троица (иконография «Восшедший на небеса и седящий одесную Отца»). Многосоставная живопись «неба», светоносность иконостасной живописи пространственного креста зрительно сливались в единую структуру–символ, создавали яркую и многоплановую пространственную перспективу, в метафизическом выражении – образ мира, всего царствия Божьего, вечного и недвижимого в своей изначальной построенности и иерархической целостности. Каноническая концепция крестово–купольного храма как совершенного, вечного, в себе замкнутого космоса была полнокровно воплощена в кижской Преображенской церкви. Этот синтез космологической идеи и структуры пространства был настолько совершенен в кижской церкви, что даже человек XX-го столетия, использовавший храм не по назначению, не смог привести его к разрушению.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Иерархическая структура храма на данной территории развивалась в двух направлениях. В одних храмах топографическая символика возрастала по горизонтали, в других – по вертикали.

На Русском Севере в зимних церквях явно выражено горизонтальное направление, а в летних – вертикальное, что мы и попытались представить Вам на примере зимней церкви Покрова Богородицы и летней в честь Спаса Преображения Спасо–Кижского погоста, одного из многих приходов Обонежья.

// Метаморфозы века
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2005.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф