Аверьянова Е.В.
Музею-заповеднику «Кижи» – 40 лет: Актуальные проблемы и перспективы развития

// Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2006. 12 с. VkontakteFacebook

Доклад на конференции "Актуальные проблемы развития музеев-заповедников", 26 июня 2006 г.

Метки текста:

Коллекция музея-заповедника «Кижи» Музеефикация Музейные коллекции

В современном культурном пространстве у музеев особая ответственная миссия. В начале XXI века общество воспринимает музей не только как архив человеческой памяти, приобщающий современного человека к культурному наследию прошлого. Музей превращается в общественный институт, который активно влияет на социальные и культурные процессы современности и формирует культуру будущих поколений. Это делает место музея в мире более значительным и многократно повышает его ответственность перед обществом. И такие тенденции в развитии музейного сообщества характерны не только для культурной жизни России, они является частью мирового культурного процесса.

Последнее десятилетие XX века и первые годы века XXI стали для учреждений культуры, науки и образования временем испытаний на стойкость и выживание. Рубеж веков ознаменовался для России крупнейшими изменениями в политической, социально–экономической и культурной жизни, которые не могли не затронуть музейное дело.

Мы смело можем сказать, что эти полтора десятилетия стали как одним из самых сложных периодов в жизни российских музеев, так и периодом небывалого качественного взлета всех направлений музейной деятельности. Никогда до этого музеи России не были так востребованы публикой – ежегодно их посещает более 70 миллионов экскурсантов. Никогда ранее не были так разнообразны формы музейной деятельности, так индивидуален подход к различным категориям посетителей, так активно и продуманно использование мультимедийных и интерактивных форм представления музейных экспозиций и коллекций. В силу своей природы музеи всегда обеспечивали стабильность общества и государства, и последние 15 лет для Новой России это было исключительно важно. Безусловным знаком новой эпохи в развитии музеев России стал неуклонный рост популярности музеев, признание обществом заслуг музеев в деле сохранения историко–культурного потенциала нации и вера в их способность решать кардинальные задачи духовного развития общества.

Наиболее эффективной организационно–правовой формой охраны и использования всего потенциала историко–культурного наследия в нашей стране является институт музеев–заповедников. Они обеспечивают сохранность, восстановление, изучение и публичное представление целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия в их традиционно сложившейся исторической среде.

Музеи–заповедники обеспечивают возможность сохранения не только единичных памятников истории, культуры, природы, но и ценных историко–культурных и природных ландшафтов, исторических городов, духовных святынь, территорий проживания отдельных этносов России. Их деятельность позволяет реализовать принципы патриотического воспитания молодежи, формировать привлекательный образ России как внутри страны, так и за рубежом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

40 лет назад, 1 января 1966 года, постановлением Совета Министров Карельской АССР на базе ансамбля уникальных памятников народного деревянного зодчества на острове Кижи Медвежьегорского района был открыт Государственный историко–архитектурный музей «Кижи». В настоящее время это – один из крупнейших историко–архитектурных и этнографических музеев России.

Начало формирования музея относится к середине XX века. В 1945 г. территория Кижского погоста (в пределах ограды) была объявлена государственным заповедником. В 1948 г. начались первые реставрационные работы на памятниках ансамбля. В 1951 г. на остров Кижи был перевезен первый памятник – дом крестьянина Ошевнева. С 1961 по 1965 годы музей существовал как отдел Государственного краеведческого музея Карельской АССР. Как самостоятельное учреждение музей существует с 1966 г. В 1969 г. оформился нынешний профиль музея – Государственный историко–архитектурный и этнографический музей–заповедник.

Важную роль в создании музея «Кижи», перевозке на остров памятников и их реставрации сыграл выдающийся исследователь народного зодчества Русского Севера архитектор Александр Викторович Ополовников.

В 1993 г. музей–заповедник «Кижи» был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. С 2001 г. музей имеет статус федерального государственного учреждения культуры.

В 1966 году музей начинал небольшой коллектив из 25 человек. В настоящее время в штате музея – 239 постоянных сотрудников. С развитием музея и новых направлений деятельности в коллективе работают специалисты не только таких традиционных для музейной сферы профессий, как архитекторы, реставраторы, историки, этнографы, археологи, искусствоведы, музейные педагоги, но и строители, сотрудники финансовых и хозяйственных подразделений, компьютерного центра, службы безопасности. Все вместе мы коллектив единомышленников, отдающих все свои силы, энергию и талант любимому делу.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наличие уникального комплекса материального и нематериального историко–культурного наследия, памятников федерального уровня и объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО ставят его в один ряд с уникальнейшими явлениями мировой культуры. Являясь популярным российским и международным объектом туризма, музей достойно представляет культуру народов, исторически населявших Карелию – вепсов, карел, русских, является своеобразной «визитной карточкой» Республики Карелия и России.

На сегодняшний день музей–заповедник «Кижи» – особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации, сложный историко–культурный, природный и хозяйственный организм. Его миссией является сохранение и представление уникального и подлинного культурного наследия народов Карелии, как части традиционной культуры Русского Севера; формирование уважения и гордости граждан России за свою историю перед лицом человечества.

Музей–заповедник «Кижи» расположен в центре уникального природного комплекса Кижские шхеры в южной части Медвежьегорского района Республики Карелия. Главной ценностью данной территории является историко–культурный ландшафт, образованный гармоничным взаимодействием природы Заонежья и многовековой деятельностью человека, нашедшей отражение в характере и красоте исторических поселений, в памятниках деревянного зодчества.

Архитектурное собрание музея включает 87 памятников деревянного зодчества. Его основу составляет выдающийся памятник русского деревянного зодчества, общепризнанный шедевр мировой архитектуры – Кижский архитектурный ансамбль, возведенный на острове Кижи в XVIII–XIX веках. В 1990 г. Кижский архитектурный ансамбль был включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, став в настоящее время для всего мира символом русского деревянного зодчества.

За время существования музея на остров Кижи были перевезены несколько часовен, более двух десятков крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек. В ряде домов и хозяйственных построек восстановлены традиционные интерьеры. Среди уникальных памятников музея – церковь Воскрешения Лазаря из Успенского Муромского монастыря (XIV–XVI вв.). Это одна из древнейших деревянных церквей, сохранившихся на Русском Севере.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Экспозиция музея под открытым небом включает три экспозиционных сектора, посвященных культуре русских Заонежья, пряжинских карел и русских Пудожья, две старинные кижские деревни Ямка и Васильево, а также памятники архитектуры карел и вепсов в северной части острова. Несколько часовен находятся в окрестностях острова Кижи.

В настоящее время музей–заповедник «Кижи» является одним из центров изучения традиционной культуры Русского Севера. Фондовое собрание музея насчитывает более 42 тыс. предметов. В основном это этнографические коллекции предметов крестьянского быта русских, карел и вепсов конца XIX – первой половины ХХ вв. Собрание икон XVI–XIX вв., большинство из которых происходят из церквей и часовен Заонежья, хранит своеобразие северной иконописной традиции. Среди них – единственная в России коллекция «небес» из храмов Обонежья. В собрании музея представлены складни, кресты и другие произведения меднолитой пластики. Духовный мир северно–русского крестьянина раскрывают старопечатные и рукописные книги XVII–XIX веков. Особый интерес представляют коллекции чертежей и фотоматериалов 1940–1980–х гг. – результатов обследования памятников деревянного зодчества Карелии.

В музее ведутся исследования по истории, архитектуре, этнографии, фольклористике, археологии, публикуются научные труды, выходит научный ежегодник «Кижский вестник».

Авторитетом у исследователей пользуется регулярно проводимая музеем Международная научная конференция «Рябининские чтения».

С 1994 года в музее активно развивается программа изучения и демонстрации традиционных ремесленных технологий Интересной, уникальной формой презентации фольклорного наследия Заонежья и других районов Карелии являются выставки, лектории Фольклорно–этнографического театра музея «Кижи».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В течение года музей посещают до 170 тыс. человек, значительная часть которых – иностранные туристы. В музее разработаны охватывающие большинство памятников и интерьеров обзорные и тематические экскурсии, действует уникальная проверенная временем система подготовки гидов на русском и иностранных языках.

Широкую известность не только в Карелии, но и в России приобрел опыт работы Республиканского Детского музейного центра, действующего в структуре музея–заповедника «Кижи». Среди успешно реализуемых РДМЦ программ и проектов – 12 Республиканских детских музейных праздников «Кижи – мастерская детства», Летняя музейно–этнографическая школа и Летний Университет на острове Кижи, система музейно–образовательных баз и комплексов в ряде школ республики, проведение ряда Республиканских и Всероссийских научно–практические конференции по музейной педагогике. Республиканский детский музейный центр входит в число пяти ведущих музейно–педагогических центров России.

Развитие таких новых направлений, как информационные технологии, формирование системы общественных связей, музейный маркетинг, психологическая служба, издание музейной газеты выводят наш музей в один ряд с передовыми музеями России.

Храмы на острове Кижи издревле были центрами духовной жизни округи. С 1994 г. при активной поддержке музея началось возрождение Кижского прихода, после 57–летнего перерыва возобновились богослужения в церкви Покрова Богородицы. Свидетельством общероссийской духовной значимости острова Кижи стало образование в 2003 г. при Спасо–Преображенском храме на острове Кижи Патриаршего подворья.

Музей–заповедник «Кижи» рос и развивался вместе со страной, проходя все этапы ее экономического и политического развития. Несмотря на все сложности социально–экономической и политической обстановки в стране, рубеж веков явился очень значимым периодом в развитии музея. Именно в эти годы были реализованы или находятся на стадии выполнения ряд проектов, осуществление которых окажет фундаментальное воздействие на его дальнейшее развитие.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Прежде всего, речь идет о реализации проекта реставрации Преображенской церкви. Все музейные годы, а особенно с 1980 года, когда Преображенская церковь была закрыта для посетителей, ведущей темой, заботой и болью музея является реставрация ведущего памятника Кижского ансамбля церкви Преображения Господня – самого знаменитого памятника музея, признанного шедевра русской и мировой архитектуры. Все эти годы специалисты и руководители музея вели поиск способа спасения и сохранения храма.

Проект комплексной реставрации Преображенской церкви был разработан Санкт–Петербургским научно–исследовательским институтом «Спецпроектреставрация» под руководством главного архитектора проекта Владимира Рахманова. В основе проекта лежит метод «лифтинга», предусматривающий реставрацию или полную замену изношенных бревен без полной разборки памятника. Проект реставрации Преображенской церкви позволяет максимально сохранить подлинность памятника. Восстановление интерьера церкви предполагает монтаж иконостасного комплекса, а также экспонирование расписных тябл первоначального иконостаса. По расчетам специалистов, интерьер Преображенской церкви будет максимально приближен к подлинному.

В 2006 году музей завершает большой комплекс проектных, научно–исследовательских и организационно–технических мероприятий по подготовке реставрации церкви и практически приступает к реставрационным работам, которые планирует закончить к 2014 году, к 300–летию храма.

Реализация проекта реставрации церкви требует создания соответствующей инфраструктуры – строительства производственного комплекса, причалов, дороги, жилья для реставраторов.

Одновременно с реставрацией Преображенской церкви, а так же после ее завершения, производственный комплекс будет использоваться для реставрации остальных, памятников музея–заповедника и поддержания их в репрезентативном состоянии. Для проведения данных работ впервые в российской музейной практике была создана собственная реставрационная служба – Плотницкий центр. Благодаря этому на памятниках была возрождена реставрационная деятельность, предотвратившая их разрушение. В основные задачи Плотницкого центра входит проведение необходимых реставрационных работ и профессиональная подготовка плотников–реставраторов. Плотницкий центр к настоящему времени стал серьезным фактором, обеспечивающим сохранность памятников.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Важным шагом развития музея стала реставрация двух исторических зданий в центре Петрозаводска на пл.Кирова, 10а и ул.Федосовой, 19, где будут проходить наши секционные заседания. Открытие в этих зданиях Презентационно–выставочного центра (в 2004 г.) и Лекционно–выставочного комплекса (в 2005 году) позволило музею активно осваивать культурное пространство в Петрозаводске: экспонировать выставки, организовывать лектории и студии художественного творчества, осуществлять новые образовательные программы, развивать экскурсионную деятельность в городе. Благодаря созданию Презентационно–выставочного центра и открытию Лекционно–выставочного комплекса музей может предложить горожанам и гостям столицы весь спектр своих культурно–образовательных услуг не только вовремя летнего туристического сезона, но и круглый год.

В последние десятилетия деятельность музея в значительной степени строится на основе компьютерных технологий. Компьютерная сеть музея включает 150 рабочих мест. В 2005 году остров Кижи был подключен к Интернету. В музее ведется формирование ряда информационных систем, в том числе по архитектурному наследию, иконостасу Преображенской церкви. Впервые в Карелии внедрена электронная система продажи билетов в выставочных залах музея в городе Петрозаводске и на острове Кижи. Сайт музея пользуется значительной популярностью у посетителей.

Для выявления приоритетных направлений своего развития обоснования и конкретизации статей расходования финансовых ресурсов музея музей совместно с Федеральным агентством по культуре и кинематографии министерства культуры Российской Федерации разработал на период 2006–2010 гг. Программу комплексного развития музея. при разработки программы был проведен анализ деятельности музея и ресурсного потенциала. К числу положительных факторов, способствующих развитию музея следует отнести наличие уникальных ресурсов – памятников и территории, высокопрофессиональный коллектив, наличие устойчивого финансирование и доходов от собственной деятельности. Это позволяет достойно оплачивать работу сотрудников и пополнять штат необходимыми специалистами.

Музей в течение ряда лет сумел сформировать свой имидж, стать мировым брендом и накопить интеллектуальный потенциал для осуществления проектов любого уровня и привлечения под них средств. Музей разрабатывает и реализует программы, адресованные широкой музейной аудитории – от детей до пенсионеров. Для этого музей имеет и творческие кадры, и современное оборудование. В последние годы музей «шагнул» за пределы острова Кижи и вынес ее в Петрозаводск. С этого началось преодоление «сезонности» в работе музея–заповедника. С 2000 г. музей–заповедник перешел на новую стадию жизни – динамичное развитие. Основой для него стала разработка таких важных документов как ТЭО развития, Проект комплексной безопасности, Проект реставрации Преображенской церкви.

В настоящее время многоаспектность музейной жизни уже никого не удивляет, она стала нормой. Сегодня директорам музеев приходится заниматься капитальным строительством и реставрацией, пожарной безопасностью и маркетингом, рекламой и издательской деятельностью. И каждого из нас беспокоят недочеты действующего законодательства о музеях. К этому следует добавить несовершенство бюджетного и налогового регулирования, проблемы прав на землю, экологического обследования территории, что особенно актуально для музеев–заповедников. Для музея–заповедника «Кижи» свойственны проблемы как подобные проблемам большинства музеев–заповедников страны, так и свои специфические, связанные с его островным расположением. Это необходимость реставрации недвижимых памятников истории и культуры, вопросы хранения и реставрации фондов, проблемы границ и территорий, развития инфраструктуры. Основными проблемами являются следующие:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Среди важных проблем, решение которых имеет принципиальное значение для деятельности музея, следует назвать следующие.

Отдельно следует остановиться на государственной политике в области финансирования музеев, которая в современных условиях вызывает тревогу. Это прежде всего: проводимая государством линия на финансирование таких видов основной деятельности музеев, как реставрация памятников, мероприятий по безопасности за счет программ, выделение средств по которым нестабильно и не учитывает реальной потребности музеев. Это отмена ранее существовавших налоговых льгот: по налогу на прибыль, а с 2006 года – по налогам на имущество и землю. Существует опасность потери музеями права самостоятельного распоряжения внебюджетными доходами. По–этому музейному сообществу необходимо отстаивать право самостоятельного распоряжения внебюджетными доходами, которое позволит активно привлекать как внебюджетные средства для работы в проектном режиме, так и партнеров для осуществления совместных социальных проектов. Добиваться налоговых льгот и гарантий государственного финансирования мероприятий музеев по сохранению, изучению и публичному представлению историко–культурного наследия.

В результате реализации Программы и ТЭО комплексного развития музея расширится территория музея–заповедника, в ее границы войдут все участки, на которых расположены памятники архитектуры, музей получит территорию для развития новых видов деятельности. Будут созданы условия для действенной охраны культурного и природного наследия и контроля его использования, обеспечено проведение реставрационных работ на Преображенской церкви и остальных памятниках музея–заповедника. Начнется создание экскурсионно–туристической инфраструктуры и развитие туристической деятельности, музей сможет принимать посетителей круглый год, вся территория музея–заповедника станет доступна посетителю. Получит развитие система архитектурно–ландшафтных экспозиций, в экспозиционном показе и экскурсионных маршрутах будут задействованы памятники на всей территории музея, включая «Кижское ожерелье». Появятся новые экскурсионные и туристические программы и маршруты. Значительно увеличится приток в музей–заповедник туристов, в первую очередь российских и региональных. Продолжится развитие инфраструктуры, культурно–образовательной и информационной деятельности музея–заповедника, что позволит эффективно реализовать его ресурсы в качестве особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации и объекта Всемирного культурного наследия. Реализация Программы развития окажет большое позитивное влияние на развитие и деятельность не только музея–заповедника «Кижи», но и на состояние и дальнейшее развитие культурной и духовной жизни местного сообщества, Республики Карелия, России в целом. Для Карелии музей может стать важным ресурсом развития региона, центром инвестиционных вложений в туристскую индустрию, туристическим центром международного значения и точкой притяжения туристов со всей страны.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф