Музейно-образовательная деятельность. Детский музейный центр VkontakteFacebook

Интерактивная программа в рамках работы выставки «В доме старом, доме чудном…»На детском музейном празднике «Кижи – мастерская детства»На острове КижиУчастники Летней музейно-этнографической школы

В 2012 г. с целью сохранения программно–целевого метода управления музейно–образовательной деятельностью и устойчивого развития социокультурной музейно–образовательной системы «Образование культурой» были продолжены модернизация проекта «Детский музейный центр» и развитие проекта «Межрегиональный центр музейного образования». Большое внимание в работе было уделено укреплению системы партнерских отношений, активизации сотрудничества с муниципальными учреждениями культуры и образования Республики Карелия, формированию международной партнерской сети Детского музейного центра.

В течение года в проектах, программах, мероприятиях Детского музейного центра и Межрегионального центра музейного образования приняли участие 55 197 человек (41 693 ребенка, 1 568 студентов, 11 936 взрослых), что по сравнению с 2011 г. больше на 9 000 человек.

С целью активизации сотрудничества с муниципальными учреждениями культуры и образования Республики Карелия были организованы:

В течение года в фонд информационно–методического кабинета ДМЦ поступило 1287 ед. хр., в том числе: в фонд детских творческих работ – 942 ед., интерактивный фонд – 37 ед., фонд информационно–методических материалов – 308 ед.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Наиболее значимые проекты 2012 г.

XIX детский музейный праздник «Кижи – мастерская детства»

Тема праздника 2012 г. – «Дом как мир, мир как дом». В 12 конкурсах праздника (19 номинаций) приняли участие 1814 человек из 21 региона Российской Федерации и 15 районов Республики Карелия. Победителями конкурсов стали 423 человека. Традиционно праздник состоялся 12 июня, в День России, и был посвящен Году российской истории. В празднике на острове Кижи приняли участие более 500 детей, родителей, педагогов, музейных работников, которые в рамках обширной программы раскрывали и постигали образ дома во всем многообразии его смыслов и значений: семья, род, община, народ, Отечество, мир.

Конкурс для студентов «Кижская зачетка – 2012»

Конкурс был организован для студентов, аспирантов, преподавателей высших и средних учебных заведений Петрозаводска. Партнерами музея выступили Петрозаводский государственный университет и Карельская государственная педагогическая академия. Цель конкурса – усиление популярности музея и его городских выставок в студенческой среде, увеличение посещаемости выставок и культурно–образовательных мероприятий музея «Кижи» учащейся молодежью. В конкурсе приняли участие 198 студентов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Городская игра–путешествие «Музейный марафон – 2012»

В городской игре–путешествии «Музейный марафон» приняли участие 38 команд (175 человек). Игра проходила по пяти игровым образовательным маршрутам, тематика которых была связана с историей Петрозаводска, его памятными местами. Все маршруты игры включали посещение музеев города. В «Музейном марафоне – 2012» приняли участие 14 государственных, школьных и ведомственных музеев. Самыми посещаемыми музеями стали музей–заповедник «Кижи», Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Национальный музей Республики Карелия, Детский музей Дворца творчества детей и юношества города Петрозаводска, Музейно–образовательный комплекс школы №2, картинная галерея Державинского лицея.

Научно–практическая конференция «Проектная деятельности в музейно–образовательной сфере»

В 2012 г., 4–6 апреля, состоялась IX Республиканская научно–практическая конференция по музейной педагогике «Проектная деятельность в музейно–образовательной сфере», в которой приняли участие 229 взрослых и детей из 13 муниципальных районов и городских округов Республики Карелия, а также Москвы и Санкт–Петербурга. Участниками конференции стали сотрудники государственных, муниципальных, ведомственных и школьных музеев республики, специалисты Института экономики КарНЦ РАН, Института повышения квалификации работников образования РК, Центра развития образования, педагоги детских садов, школ, колледжей, вузов и учреждений дополнительного образования и дети. По численности – это рекордный состав участников за всю историю конференций и семинаров Детского музейного центра начиная с 1994 г. В ходе конференции участники познакомились с теорией и практикой проектной деятельности, с новыми подходами и методическими аспектами музейного проектирования, современными требованиями к организации проектной деятельности школьников и студентов, опытом учреждений культуры и образования республики по теме конференции. В течение трех дней было заслушано 36 докладов, посвященных проблематике конференции. В рамках конференции состоялся IV Республиканский фестиваль музейно–образовательных занятий «Наследие – детям». Впервые на конкурс фестиваля поступили музейно–образовательные занятия из маленьких и отдаленных населенных пунктов Карелии: Рыпушкальской школы Олонецкого района, Рабочеостровской школы Кемского района, Золотецкой школы Беломорского района, Поросозерской школы Суоярвского района.

Летняя музейно–этнографическая школа на острове Кижи[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С 26 мая по 1 сентября 2012 г. школа приняла 12 детских групп (143 ребенка и 29 педагогов) из Тольятти, Ярославля, Ростова Великого, Омска, Санкт–Петербурга, а также Петрозаводска, Шуньги (Медвежьегорский район), Олонца. Впервые участниками школы стали ученики и преподаватели Финско–русской школы Восточной Финляндии из города Йоэнсуу. В реализации программ выездных экскурсий–практик участвовали 29 сотрудников музея «Кижи». Проведено более 500 занятий: экскурсий, лекций, мероприятий проектной и культуротворческой деятельности. В рамках работы Летней школы проведено 3 конкурса: конкурс творческих арт–проектов «Мир в моем окне», литературный конкурс «Кижи – родник творчества», а также конкурс, посвященный 20-летию Летней музейно–этнографической школы. На конкурсы было представлено 94 работы. Во Дворце творчества детей и юношества 12 октября состоялась традиционная творческая встреча участников Летней музейно–этнографической школы сезона 2012 г., во время которой прошли презентации итогов проектной работы на острове Кижи.

Летний университет на острове Кижи

В рамках Летнего университета проведено 5 сессий для студентов Международного славянского института, Петрозаводского строительного техникума, Санкт–Петербургского государственного архитектурно–строительного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, Томского государственного педагогического университета. Также состоялись 3 сессии для специалистов сфер образования и культуры – преподавателей и художников из Санкт–Петербурга, Москвы, Петрозаводска, Солнечногорска, Кондопоги, Мценска, Архангельска.

Новыми партнерами Летнего университета в 2012 г. стали Томский государственный педагогический университет, Мценская детская художественная школа, Петрозаводский строительный техникум.

Студенты Санкт–Петербургского государственного архитектурно–строительного университета и Петрозаводского строительного техникума выполняли обмеры памятников и элементов декоративного убранства крестьянских домов. Была создана 3D–модель дома Ананьева в дер. Ямка и представлены варианты реконструкции окрашенных элементов убранства домов Ошевнева, Ананьева, Бутина. Культурологи из РГПУ им. А. И. Герцена провели презентацию итогов работы по созданию «Книги заповедного острова» – мультимедийного сборника литературных произведений об острове Кижи и приступили к сбору фотоматериалов для участия в проекте «Визуальная антропология Герценовского университета». В октябре в выставочном зале РГПУ на основе работ участников Летнего университета 2012 г. открылась фотовыставка «Две реальности одного острова: визуальная антропология Кижей». Студенты Томского государственного педагогического университета составили социологический портрет кижского посетителя. На острове студенты провели анкетирование 158 туристов: россиян из 26 городов и иностранных посетителей музея из 8 стран.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Студия «Кижская палитра»

В 2012 г. продолжила работу студия материально–художественного творчества «Кижская палитра», ведущей спецификой которой является художественно–творческое развитие детей на основе историко–культурного и природного наследия острова Кижи и Заонежья. В течение года реализованы две музейно–образовательных программы: «Кижская палитра» и «Детский пленэр» (автор С.А.Петрякова). Программу обучения в студии прошли 58 детей в возрасте от 5 до 12 лет. Участники студии стали призерами и лауреатами конкурсов «Индия моими глазами», «Мост в будущее», «Календарь – 2013», конкурса снеговиков в рамках фестиваля «Гиперборея – 2012».

Музейно–образовательные комплексы ДМЦ

Музейно–образовательные комплексы (МОК) Детского музейного центра действуют в детском саду № 108, Державинском лицее, школах № 43 и 2. Каждый комплекс имеет свой художественный образ, свою программу деятельности. В каждом МОКе – своя коллекция подлинных предметов и творческих работ детей, которая позволяет создавать передвижные выставки. В течение 2012 г. на базе комплексов организовано 20 выставок, которые посетило более 15 000 человек. В комплексах реализуется пять музейно–образовательных программ: «Дом», «Введение в предметный мир культуры» для дошкольников, «Предметный мир сказки» для дошкольников и младших школьников, «Музей и культура» для младших школьников и «Предметный мир истории и культуры» для среднего школьного возраста. В течение 2012 г. обучение по музейно–образовательным программам прошли 970 детей. Проведено 335 занятий. С целью координации деятельности Музейно–образовательных комплексов и устойчивого развития инфраструктуры Детского музейного центра в 2012 г. создана дирекция ДМЦ. В течение года проведен мониторинг деятельности комплексов за период с 2007 по 2012 г., результаты которого представлены на заседании дирекции 26 декабря.

Детская выставка–игра «Чудо–Дерево» из Музея Анны Ахматовой[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С 31 октября по 16 декабря в выставочном зале музея на ул. Федосовой, 19, работала детская интерактивная выставка–игра «Чудо–Дерево» из Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме [1] .

// Отчёт о деятельности музея-заповедника «Кижи». 2012 г.
Под общей редакцией А.В.Нелидова. Сост., отв. ред. Н.М.Мельникова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2013. 64 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф