Введение Vkontakte@kizhi

В ходе Второй мировой войны часть территории Советского Союза была оккупирована противником. В захваченных областях строился новый порядок, среди населения оккупированных территорий проводилась широкая пропагандистская работа. К началу Второй мировой войны пропаганда не только признавалась как эффективное средство влияния на массы людей, но и считалась мощным оружием. Идеологическое воздействие может нанести не меньший вред, чем грубая военная сила, поскольку его последствия могут оказаться более долгосрочными и тяжело обратимыми.

Значительная часть территории Карело-Финской ССР оказалась под контролем Финляндии в период с лета 1941 г. по лето 1944 г. Захваченная территория в финских документах носила название Восточная Карелия и должна была войти в состав финского государства для реализации идеи Великой Финляндии. Всё население оккупированной территории было поделено на две группы по национальному признаку. Русское население рассматривалось как чуждое и подлежало депортации за пределы Восточной Карелии. Напротив, представители родственных финнам народов, или национальное население, должны были стать полноправными гражданами Великой Финляндии. Для того чтобы национальное население осознало и приняло свой новый статус, перед оккупационной администрацией вставала задача проведения соответствующей пропаганды и просветительской работы.

В историографии политика финской администрации на оккупированной территории Карелии по-разному освещалась в разное время. Первоначально политика сегрегации по национальному признаку, осуществлявшаяся финской администрацией, просто игнорировалась или характеризовалась как полностью провалившаяся.

Сразу же после войны был выпущен сборник документов и материалов «Чудовищные злодеяния финско-фашистских захватчиков». Уже название этого сборника говорит о его содержании. Никакой информации по поводу того, что финская администрация проводила различную политику по отношению к разным национальным группам, в сборнике не представлено. Основное внимание уделяется лагерному режиму. Содержание подобранных материалов должно было способствовать формированию образа Финляндии как жестокого и беспощадного оккупанта, стремившегося уничтожить советских людей, захватить природные богатства Карелии и установить фашистский режим.

Подобные идеи мы можем увидеть во втором томе «Очерков истории Карелии» [1] , изданных в 1964 г., где представлена, помимо прочих сюжетов, история республики военного времени. Здесь уже упоминается тот факт, что оккупанты предпринимали попытки переманить карелов на свою сторону. Однако далее, в соответствии с патриотическими установками, утверждается, что карельский народ отказался признать над собой финскую власть и потому захватчики перестали играть роль освободителей и далее обращались с карелами также зверски, как и с русскими.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Одним из первых исследований советских историков, посвящённых конкретно военному времени стала монография К. А. Морозова «Карелия в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)» [2] , изданная в 1983 г. В разделе, посвящённом оккупации К. А. Морозов более подробно описывает политику финнизации национального населения, используя также данные финских исследователей. Однако оценка результата деятельности финской администрации осталась неизменной.

Наиболее фундаментальным трудом является докторская диссертация финского историка А. Лайне «Два лица Великой Финляндии» [3] , изданная на финском языке в 1982 г. В этом масштабном исследовании освещаются вопросы, касающиеся планов по созданию Великой Финляндии, организации управления и образовательно-просветительской деятельности финских оккупационных властей в отношении национального населения. Основой для работы послужил широкий круг источников, в том числе материалы финских архивов. В своей работе А. Лайне старается не придерживаться определённой позиции в оценке оккупационного режима. Автор освещает, как положительные, так и отрицательные моменты, что соответствует названию его труда. Материал диссертации послужил в дальнейшем основой для написания статей, посвящённых национальной политике и положению населения на оккупированной территории [4] . Диссертация также оказала влияние на последующие работы как финских, так и русских исследователей, и до сих пор остаётся наиболее полным научным трудом, посвящённым политике Финляндии на оккупированной территории.

Книга Х. Сеппяля «Финляндия как оккупант в 1941–1944» [5] была напечатана в журнале «Север» за 1995 г. на русском языке. [6] В этой работе освящается в основном тот же круг вопросов, что и в работе его предшественника. Х. Сеппяля излагает материал чуть более схематично и несколько по-другому расставляет акценты. Так, он подробнее останавливается на политике расовой дискриминации и организации концлагерей, дополняя имеющуюся информацию точками зрения советских авторов.

Ю. Куломаа является ещё одним финским исследователем, занимавшимся периодом оккупации. Его работа «Финская оккупация Петрозаводска 1941-1945» [7] посвящена не всей территории Карелии, а только городу Петрозаводску. В 2006 году монография была переведена и стала доступна также и русскоязычному читателю. [8] Автор рассматривает различные аспекты оккупационного периода в жизни Петрозаводска, в том числе и формы воздействия на общественное сознание. Тема данного исследования ограничена территориально и не может в достаточной степени освятить картину политики оккупационной администрации на всей территории Карелии, в частности в сельской местности. Но Ю. Куломаа удалось освятить жизнь оккупированного города со всех сторон.

С наступлением перестройки были сняты жёсткие идеологические рамки для отечественных исследователей, они получили доступ к ранее недоступным материалам. Количество статей и монографий, посвящённых Карелии в Великой Отечественной войне заметно увеличилось, но, опять же, пропаганда и просветительская деятельность финской администрации в отношении национального населения не являются основной темой исследований.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На данный момент из отечественных исследователей наиболее активно историей оккупированной Карелии занимается С. Г. Веригин. В его наиболее полной работе по данному вопросу «Карелия в годы военных испытаний» [9] представлена многообразная картина развития Советской Карелии в период Второй мировой войны. Особое внимание в книге уделяется экономическому положению в оккупированных районах Карелии в 1941-1944 годах, деятельности органов НКВД-НКГБ Карело-Финской ССР по организации диверсионно-разведывательной работы в тылу финских войск, проблеме коллаборационизма среди местного населения в период финской оккупации. Основой для освещения этих вопросов послужили собственные исследования С. Г. Веригина, базой для которых явилось изучение материалов советских архивов.

В последнее время появились исследования, посвящённые отдельным аспектам оккупационного режима. К примеру, статья А. В. Голубева «Идеология и повседневность: женщины в политике финского оккупационного режима и практике повседневной жизни в Карелии (1941-1944 годы)» [10] посвящена гендерному аспекту в политике оккупационной администрации. Исследование было проведено с использованием воспоминаний и интервью с людьми, проживавшими на территории Восточной Карелии в период оккупации. В том числе были задействованы интервью, проведённые студентами и преподавателями ПетрГУ, часть которых была опубликована в третьем выпуске сборнике «Устная история в Карелии» [11] . Таким образом, исследование опиралось на совершенно новый материал. А. В. Голубев раскрывает как содержание политики оккупационных властей с отношении женщин национального населения, так и положение женщин, относившихся к неродственным народам. Народной репрезентацией памяти о войне занимаются Т. В. Никулина и О. А. Киселёва. В своих работах они привлекают биографические исторические нарративы представителей всех этнических групп населения Карелии. Ценно то, что исследователи обращаются к памяти гражданского населения [12] . Начали появляться первые работы, где в центре внимания стоят дети, в том числе национального населения, и проблемы, связанные с репрезентацией детской памяти [13] .

Монография Финского исследователя М. Хёлся «On uuden huomenen saava: suomalainen kansakoulu Itä-Karjalan sotilashallinnon kasvatustavoitteiden toteuttajana miehitysajan aunukselaiskylässä 1941-1944» [14] посвящена изучению роли школьного образования на оккупированной территории. Географически исследование ограничено территорией Олонецкой Карелии, но позволяет получить общие представления о школьной системе в годы оккупации. О другом аспекте оккупационного периода – материальном обеспечении местного населения и организации здравоохранения пишет Г. Русен в своей работе «Suomalaisina Itä-Karjalassa. Sotilashallinnon ja Suomen Punaisen Ristin yhteistoiminta 1941-1944» [15] . Судьбе печатной продукции в военное время посвящена статья I. Mäkinen «Fates of books and archives during the war between Finland and the Soviet Union, 1939–1940 and 1941–1944» [16] .

Можно отметить, что в последние годы исследователи начали уделять политике финских оккупационных властей в различных её аспектах гораздо больше внимания. Однако тема пропагандистской работы с населением остаётся не раскрытой в полной мере. При этом появляется большое количество трудов, посвящённых пропаганде оккупационных властей в областях, занятых немецкими войсками.

В данном исследовании будут рассмотрены основные формы и средства проведения пропагандистско-просветительской деятельности финскими оккупационными властями. Надеемся, что данная работа позволит расширить и углубить имеющееся в исследовательской литературе представление об исследуемом вопросе, в частности благодаря обращению к широкой источниковой базе, которую составляют как опубликованные, так и неопубликованные документы официального и неофициального характера, некоторые из которых ещё не были введены в научный оборот.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

К числу опубликованных материалов относятся сборники документов [17] , автобиграфические воспоминания [18] . Бесспорный интерес представляет сборник «Устная история в Карелии» [19] . Если ранее публиковавшиеся воспоминания принадлежали в основном неродственному финнам населению, в основном узникам лагерей, то в данном сборнике представлены несколько интервью, взятых у представителей населения, отнесённого финнами к родственному. Опубликованные данные позволяют взглянуть на оккупационный режим с новой позиции, ознакомиться с точкой зрения очевидцев.

Особый блок источников составляют документы фондов Национального Архива Республики Карелия. Интерес представляют документы на русском языке [20] , содержащие информацию о положении церкви на оккупированной территории, поскольку религии отводилась большая роль в просветительской деятельности. Здесь же хранятся документы, позволяющие получить некоторую информацию по просветительской деятельности оккупационной администрации. В фондах на финском языке [21] хранятся отчёты Военного управления Восточной Карелии, приказы главнокомандующего, докладные записки, статистические таблицы, переписка органов управления, тесты и черновики обращений к местному национальному населению и т.д. Здесь можно обнаружить большое число документов, связанных с деятельностью просветительского отдела. В частности это обращения к населению, в том числе радиообращения, тексты праздничных речей, правила публикаций, предписания по работе с молодёжью, требования к работникам просветительского отдела и др. Доступность этих материалов для исследователей ограничивается тем, что, за редким исключением, документы требуют знания финского языка.

Помимо перечисленных документов в работе задействованы газеты, выпускавшиеся финскими оккупационными властями для населения Восточной Карелии и военнопленных. Это газеты «Vapaa Karjala» на финском языке и «Северное слово» на русском, хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия. К сожалению, в архиве присутствуют номера «Vapaa Karjala» лишь за 1942 год, выпуски «Северного слова» представлены за весь период оккупации. Материалы газет, их направленность позволяют определить основные направления и идеи пропагандистской деятельности отдела просвещения.

// Пропагандистско-просветительская деятельность финских оккупационных властей среди национального населения…
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2017.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф