Метки текста:

Архив Библиотека Заонежье Крестьяне

Шилов Н.И. (г.Петрозаводск)
Архив и библиотека заонежских крестьян Корниловых в собрании музея-заповедника «Кижи» Vkontakte@kizhi

В 1993–1994 гг. в фонды музея–заповедника «Кижи» поступило около 170 предметов, принадлежавших роду Корниловых [1] , коренных заонежан, потомственных крестьян расположенной вблизи острова Кижи деревни Кургеницы.

Это уникальная коллекция, каждый из предметов которой заслуживает пристального изучения и публикации.

Среди этих предметов – очень редкие русские художественные изделия из мелкого бисера 1-й трети XIX в. – кошелек и футляр для зеркальца. Интересны шейное украшение из бисера, серебряные изделия: серьга (с крупной жемчужиной), брошь, медальон; фрагмент жемчужной поднизи, а также пояс мужской, т.н. «букетовая» лента невесты, рубель XIX в. (по преданию, изготовлен слепым Симеоном Корниловым, «старины» которого слушали П.Н.Рыбников и А.Ф.Гильфердинг). В коллекции – предметы меднолитой пластики (с эмалью) XVIII–XIX вв.: складень 4-створчатый «Двунадесятые праздники», икона «Николай Чудотворец», крест с Распятием и предстоящими. Среди этих поступлений 8 фотографий XIX–XX вв. [2]

Особый интерес представляют письменные источники. Их 145, в том числе 62 рукописи XVII–XVIII вв. – нач. XX в. более чем на 800 л. и печатные издания XVIII–XX вв. (книги, брошюры, атлас и карты географические, календари настольные, литография, газеты и др.). Печатные издания являются лишь небольшой частью библиотеки Корниловых. Так, по словам сдатчицы, бережно хранившей не только собрание Корниловых, но и живую память о своем роде, – Надежды Григорьевны Горбуновой (урожд. Корниловой; 1921–1994), библиотека располагалась «на чердаке» корниловского дома в Кургеницах; эта комната по площади составляла «полдома». Н.Г.Горбунова помнила «длинные полки с книгами в кожаных переплетах». Часть книг была перевезена ее отцом – Г.П.Корниловым (1889–1942) в Петрозаводск. Судьба книг, оставшихся в деревне, неизвестна. Дом, в котором они хранились, был разрушен после Великой Отечественной войны [3] . Надо полагать, что и архив Корниловых дошел до нас отнюдь не в полном виде. Его остатки, сохранившиеся до наших дней, подтверждают оценку П.Н.Рыбникова: «Много, много можно было бы знающему человеку отыскать в Олонецкой губернии: в каждом сельском обществе Петрозаводского, Каргопольского, Олонецкого, Пудожского и особенно Повенецкого уездов есть старинные рукописи» [4] .

Прежде чем перейти к обзору письменных источников, отметим, что благодаря рукописям из этого собрания [5] материалам Центрального государственного архива Республики Карелия [6] , а также благодаря работе с информаторами сотрудникам музея удалось составить родословную крестьян Корниловых. Эта родословная уходит в прошлое вплоть до петровских времен (крайняя дата – 1713 г.). К этому роду относится известный заонежский сказитель былин Семён Корнилов. Новые материалы музея позволяют уточнить личность этого сказителя. Как известно, П.Н.Рыбников только слушал Корнилова, а записал его «старины» для него некий «грамотный родственник» исполнителя. Ни того ни другого П.Н.Рыбников не помнил «хорошенько» [7] . В новом 3-томном издании «Песен, собранных П.Н.Рыбниковым» [8] в «Сведениях об исполнителях» указан Корнилов Семен Иванович, родившийся в 1819 г. [9] По нашим данным, это – Корнилов Семен (Симеон) Корнилович, который родился 3 февраля 1819 г. и умер 27 декабря 1879 г. А «грамотным родственником», записавшим по просьбе П.Н.Рыбникова четыре его былины, возможно, был его племянник – Пётр Иванович Корнилов (1847–1899).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Среди письменных источников, входящих в коллекцию Корниловых, 12 рукописей религиозно–нравоучительного и религиозно–магического содержания, всего на 491 л. В этой связи вспомним, что именно рукописи (за редким исключением неизвестные) были источником для публикации П.Н.Рыбниковым примет, загадок, предсказаний, заговоров и магических действий.

Одна из рукописей – СБОРНИК XVII–XVIII вв., в 8-ку, на 143 л. написанный полууставом, с цветной миниатюрой и иллюстрациями [10] . В состав сборника, среди прочего, входят: «Поразумение о болезни», о «злых днях», «Сказание о лунных дисках», «Книга царя Соломона премудрого». К XVII–XVIII вв. относятся два СБОРНИКА МОЛИТВ–ЗАГОВОРОВ. Обе рукописи–фрагменты книг, написанных полууставом; одна из них – в 4-ку, 8 л. [11] ; вторая – в 16, на 17 л. [12] Среди текстов – молитва к Георгию, к Богоматери о защите «от всякаго человеческаго помаху и от всякого древа» и «от всякого приплоду древянного, и от костей, и от медяного кнута, и от старого обушка, и от крюка, и от ременного кнута, и от конопляного кнута, и от кости, и от камени»; «Молитва ко власти прихде». Последняя молитва – «от всякия притьчи и от зла человека всякого, от бояр и от всяких властей, и от православных христиан» – имеет обряд: «Как ко власти придеш, взята з берега воды в ставец, да учни говорити над водою, платом накрывся, да пожи в ту воду копеику, да хлеба кусок, а как поидешь ко власти, да тою водою оумоися, да изопьешь, а копеику положи за щоку, и поди ко власти, да на него зглядывай, а на землю не плюи, захошь плюнуть, и ты в плат плюи» [13] . Рукописная книга – СБОРНИК 1810-х гг. (в 4-ку, полуустав, в кожаном переплете, на 127 л.) [14] содержит отрывок «О праздниках в Баронии», отрывки из «Великого Зерцала», «Летописца Зонаря», «Слова Иоанна Златоустого», отрывок «из гранографа», отрывок жития преподобного Нифонта, отрывок «Книги потребника египетского преподобного Кирилы Философа», «Толк литер, обретшихся на гробе великого Костантина, истолкованных от Генадия патриарха», «Из книг Льва, царя премудрого», отрывок из «Книги степенной», отрывки из Четьи–Минеи, из «Измарагда», «Повесть о купце Димитрии и о премудром отроце, сыне его Юрии Димитриевиче» и др.

В составе рукописного СБОРНИКА XIX в. (1830-е гг. – 1872 г.; в 4-ку 96 л.; полуустав и гражданская скоропись, вязь; в кожаном переплете) [15] – «Словеса, избранная изо Пчелы», отрывок из «Измарагда», отрывки из «Пролога», «Из Евангелия от Марка на усекновение честные главы святаго Иоана Предтечи», «Святаго Ефрема о целомудрии и о терпении и о покаянии», «Устав на святую Пасху неумеющим грамоте», «В некоих странах древних град именем Ириней […]», отрывки из поучений Иоанна Златоуста.

XIX веком датируется список «МОЛИТВЫ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ» (полуустав; 15 с.) [16] , началом XX века – СБОРНИК (в 4-ку, 51 л; полуустав, в картонно–кожаном переплете) [17] , в составе которого: «Краткие вопросы и ответы от Святого Писания», «Слово Климента, Папы Римского о двенадцати пятницах», «Молитва воскресная», «Сон Пресвятыя Богородицы владычицы нашей приснодевы Марии».

В 1911 г. рукой молодого Г.П.Корнилова переписаны «ДУХОВНЫЕ МОЛИТВЫ» (22 л, гражданская скоропись) [18] . В этом сборнике – «Молитва о сохранении дома и живущих в нем», «Молебная молитва преподобному отцу Герману Соловецкому чудотворцу», «Молитва ко власти приходней», «Молитва, когда гром бывает», «Сказание ким святым каковыя благодати исцеления от Бога даны и когда память их бывает» и др. Вероятно, «Молитва ко власти приходней» переписана Г.П.Корниловым из одной из упомянутых рукописей XVII–XVIII вв. В том же, 1911 г., Г.П.Корнилов переписал «МОЛИТВЫ СПАЛЬНЫЕ» (12 л.) [19] . К 1900 – началу 1910-х гг. относится список «СКАЗАНИЯ О ГРОМЕ» и «СКАЗАНИЯ О ЛУНАХ» [20] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

50 рукописей XIX–XX вв. (более 400 л.) имеют светский характер: это документы, касающиеся хозяйственной, правовой и бытовой сторон жизни заонежан; генеалогические и мемуарные крестьянские записи. Количество указанных документов в коллекции можно признать достаточно большим, для сравнения – «в северных территориальных фондах Древлехранилища Пушкинского Дома (Пинежское, Северодвинское, Печорское, Мезенское, Карельское, Красноборское и другие собрания) находится свыше 300 единиц хранения, включающих как отдельные документы, так и целые папки с деловыми бумагами, всего свыше 2000 листов».

Среди этих рукописей – крестьянские документы 1880–1910-х гг. [21] , которые отражают традиции и стремление заонежских крестьян «грамотно (цивилизованно!) вести хозяйство, опираясь на законность права» (Г.В.Маркелов) [22] . Из них – 5 заверенных копий «приговоров» «селенных» собраний (сходов) крестьян–домохозяев дер. Кургеницы о переделах земельных участков в 1887, 1904, 1905 гг. [23] ; выписка из «приговора» крестьян–домохозяев «от разных деревень» Кижского общества от 24 октября 1899 г. о назначении опекунов «над имуществом и сиротами» умершего крестьянина дер.Кургеницы П.И.Корнилова [24] ; «Опись имущества, оставшегося от умершего крестьянина деревни Кургеницы кр. Петра Иванова Корнилова» (27 июля 1904 г.) [25] с перечислением строений, скота, разнообразных предметов крестьянского обихода, – и все это с указанием стоимости. В коллекции также фрагменты черновиков крестьянских жалоб (1891 и 1913 гг.) [26] , в т.ч. жалоба сельского писаря И.И.Корнилова на определения Петрозаводского уездного и Олонецкого губернского по крестьянским делам присутствия о «передельном приговоре» схода крестьян деревни Кургеницы от 25 апреля 1891 г. (1892 г.) [27] ; копия «приговора» общего собрания крестьян «Кижского общества Клименецкого острова» от 2 июня 1884 г. об истреблении медведя и волков [28] .

Особый интерес в собрании Корниловых представляют чертежи земельных участков кургеницких крестьян, выполненные И.И.Корниловым «с натуры» в 1873–1875 гг., – 19 л. с масштабными и ориентированными по сторонам света изображениями участков в 27 урочищах [29] . При этом 8 л. с чертежами наклеены на более ранние списки документов, среди которых: 3 фрагмента «общественных приговоров» собраний горнозаводских крестьян–домохозяев Кижской волости «о представлении в рекруты» (1844 г.); 2 документа о приписке в крестьяне дер. Яндомозеро уроженца Великого Княжества Финляндского (1844 г.); циркуляры властей (1840-е гг.).

Уникальна Памятная книжка Корниловых [30] , первая запись в которую была сделана в 1863 г., а последняя – в 1952 г. В этом документе (43 л.) – записи о переделах земли в 1887 и 1904 гг.; о земельных участках Корниловых; о посевах овса и ржи тремя поколениями Корниловых, начиная с 1854 г. и кончая 1930 г. (в записях указаны конкретные земельные участки, количество высеваемых на них мер зерна, даты посева, «пересмены» на конкретных участках); имеются записи о сенокосах, о посадке картофеля. В Памятной книжке – многочисленные записи о роде Корниловых, запись о Февральской революции, автобиографические заметки Г.П.Корнилова, а также заговоры («От тоски заговор для коровы», «Молитва или заговор для объезжания лошади»), различные рецепты (от вшей, от ревматизма, о том, как сделать яйцо крепким для битья), пословицы и даже 2 рисунка.

Весьма интересна «Памятная книжка Ивана Ивановича Корнилова» (1872 г.) [31] . На ее 12 л. – записи о разнообразных сторонах крестьянской жизни (о вывозе камней с земельных участков («катке заборов») в 1865–1872 гг., при этом названы конкретные земельные участки, исполнители и объем работы; о кургеницких десятничих в 1866–1873 гг.; о ремонте кровли часовни в 1868 г.), записи о различных событиях. В «Памятной книжке» имеется также «Выписка из Сонника» о 33 днях в году, «которых всякому человеку беречься надо», а также «Краткое объяснение христианской пасхалии».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Среди рукописей – своеобразный конспект Ивана Ивановича Корнилова «Из Арифметики обеих частей» (1873 г.) [32] .

Заслуживают особого внимания 2 списка ТРАВНИКА. Один из них (на 49 л.) написан скорописью XVIII в. (кон. XVIII – нач. XIX в.) [33] . К Травнику подшиты листы с ученическими упражнениями в письме; «азы», «буки» и т.д. густо покрывают фрагменты «ревизской сказки» дер. Большой Бор от мая 1793 г. (фрагменты все-таки удалось прочитать). Другой Травник (на 48 л.) [34] , написанный гражданской скорописью, в большей своей части является копией предыдущего Травника, выполненной, вероятно, в начале XX в. Г.П.Корниловым. Вероятно, в это же время этим же переписчиком сделана копия ЛЕЧЕБНИКА–ТРАВНИКА (116 с., гражд скоропись) [35] . К 1870-м годам относится рукопись «НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ» [36] (4 с.), в составе которой – приметы «По солнцу», «По луне», «По звездам», «По животным», запись о затмении солнца. Ценным свидетельством обычаев доколхозного Заонежья представляется нам записанный в 1920-е гг. Г.П.Корниловым «ПОРЯДОК ПРАВИЛА» [37] , подробно фиксирующий обычаи продажи–покупки «скотининки или животининки» (начиная с того, что «скотник входит и здоровается», и кончая тем, как «делается соглашение» и «крестят на икону глаза, и делают литки»). Сведения о пашнях и покосах Корниловых (а также пахоте и покосах крестьянина Николая Прохорова) в 1920-е гг. содержится на отдельном листе, написанном Г.П.Корниловым [38] . На отдельных листах тем же Г.П.Корниловым выполнен календарь рода Корниловых под названием «Алфавитный перечень родившихся и умерших лиц» [39] (составлен 8 сентября 1922 г., дополнялся вплоть до 1940 г.). О разнообразии интересов кургеницкого крестьянина начала XX в. говорит черновик небольшой заметки о монете полушке 1701 г. [40] На том же черновике имеется перечень некоторых кириллических цифр и их арабских эквивалентов (сделано последнее было, по всей вероятности, для практического использования). В коллекцию рукописей входят также листы начала XX в. с записью русских народных песен [41] .

Печатные источники собрания включают в себя 15 книг религиозного содержания. В их числе старообрядческие книги кириллической печати конца XVIII – начала XIX вв. [42] , книги гражданской печати 1858–1917 гг. [43]

7 печатных изданий являлись учебниками и учебными пособиями.» учебник естествознания под заглавием «Начертание естественной истории» (ч.II, СПб., 1794) [44] , «Руководство к арифметике» (ч.I, 1780–1810-е гг.) [45] , «Краткий учебник общего земледелия» И.Ф.Власова (СПб., 1913) [46] , «Историческая хрестоматия по истории русской словесности» В.В.Сиповского (т.I, вып.1, «Народная словесность», СПб., 1914) [47] и др.

Среди книг собрания – прижизненное издание басен И.А.Крылова (СПб., 1819) [48] , «Полный новейший песенник, […] содержащий в себе собрание всех лучших песен известных наших авторов […]» (сост. И.Гурьянов, М., 1835) [49] , «Путешествие в Иерусалим, Египет и к Синайской горе в 1583 году Трифона Коробейникова» (М., 1854) [50] , 2 брошюры с пародиями Ю.Незлобина «50 журналов и газет в лицах» («отделы» I и II, СПб., 1859) [51] , эсеровское издание «Рассказы из русской истории» Л. Шишко (ч.3, Пг., 1918) [52] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Значительную часть собрания (18 пр.) составляют настольные календари [53] . Это календари на 1890–1911 гг., преимущественно «Всеобщий русский календарь», изданный в Москве И.Д.Сытиным.

В количественном отношении среди печатных изданий коллекции преобладают отдельные экземпляры и фрагменты газеты «Сельский вестник» за 1891–1905 гг. [54]

Три печатных издания – это географические карты: «Атлас Российской Империи» (1862–1863) [55] , «Карта Болгарии, Македонии, Румилии, Молдавии, Валахии (Румынии)» (СПб., 1877) [56] , «Схематическая административная карта РСФСР» (М., 1921) [57] .

Следует отметить, что печатные издания и рукописи, как правило, имеют маргиналии, различные записи, которые являются дополнительным ценным источником информации о читателях, о разных сторонах общественной и личной жизни нескольких поколений кургеницких крестьян и их потомков.

Над коллекцией Корниловых еще предстоит кропотливая научная работа, но уже сейчас ясно, что каждый предмет собрания представляет научный интерес, тем более в составе коллекции – редком первоисточнике знаний о материальной и духовной культуре конкретного рода заонежских крестьян на протяжении двух столетий.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 1995
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 1997. 432 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф