Метки текста:

Архитектура Деревянное зодчество Кижский погост Рябининские чтения Церковь

Илюха О.П. (г.Петрозаводск)
Обучение ремеслу в школе в начале ХХ века VkontakteFacebook

На рубеже ХIХ-ХХ веков в России значительно возросло внимание правительства и общественности к проблемам образования. Активно разрабатывался вопрос о введении всеобщего начального обучения. В связи с достижениями в различных отраслях науки и техники, изменениями в социально-экономической жизни, стала назревать потребность в создании гибкой системы образования, которая учитывала бы запросы личности и общества. Общеобразовательная школа подвергалась в эти годы критике за догматизм, схоластику, отрыв от действительности, формализм методов обучения и воспитания. Особенно актуальной была проблема сближения школы с жизнью, с практикой. Население требовало от школы предоставления ему возможности получения дополнительного образования, способного принести доход [1] .

Все эти обстоятельства выдвинули на повестку дня и проблему обучения ремеслу в школе. В ходе развернувшихся в российской педагогике конца ХIХ века дискуссий по вопросам реформирования школы обсуждалось место уроков ремесла и уроков труда среди других предметов, возможность их использования в воспитательно-образовательном процессе. Как Министерство народного просвещения, так и неофициальная педагогика склонялись к мнению о необходимости сохранить ручной труд в качестве необязательного предмета и всячески содействовать изучению ремесла в школе.

Попытаемся обозначить основные подходы к решению вопроса о преподавании ремесла в российской народной школе начала ХХ в., используя в качестве иллюстрации ситуацию в Олонецкой губернии. Речь пойдет об общеобразовательной начальной школе как самой массовой и близкой к народу.

К началу ХХ в. в начальной школе существовали две основные формы обучения ремеслу.

1. Внеурочная форма: Обучение осуществлялась на ремесленных отделениях и в ремесленных классах, имевших целью практическое изучение конкретного ремесла. Первые из них появились при начальных школах в 1870-х гг. Организация ремесленных классов или ремесленных отделений предусматривала устройство специальных мастерских, оснащенных необходимым инструментом, верстаками и прочим необходимым инвентарем. Приобретали его для школ северо-запада России в специальном магазине Григорьевского в Санкт-Петербурге. Занятия вели мастера-ремесленники, чаще всего местные крестьяне, не имевшие педагогического образования. Полностью отсутствовали программы и методики.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

2. Урочная форма (уроки ручного труда). Они давали возможность осваивать лишь элементы ремесла. Как самостоятельный предмет «ручной труд» был введен в начальных школах России в 1884 г. В школьном расписании ему отводилось специальное время, занятия осуществлялись в оборудованных классах, под руководством учителя. Шведская система преподавания (предусматривавшая изготовление цельных предметов путем их самостоятельного копирования), избранная на начальном этапе введения ручного труда, стала вытесняться в конце ХIХ века российской методикой, разработанной усилиями педагогов К.Ю.Цируля, Н.В.Касаткина, Н.П.Столпянского, В.В.Фармаковского и др. В ней акцентировалось внимание на использовании труда для развития интересов детей, развития личности. И в этом вопросе школы столкнулись с проблемой неразработанности программ, нехваткой квалифицированных кадров и средств [2] .

С конца ХIХ века для изучения основных приемов, применяемых в различных ремеслах, стали создаваться специальные классы ручного труда. Они использовались как для проведения обычных уроков труда, так и для обучения ремеслу. В начале ХХ в. в них были преобразованы некоторые ремесленные классы.

Инспекторы Министерства народного просвящения (далее — МНП) в отчетах зачастую приравнивали классы ручного труда к ремесленным классам, не было также достаточной четкости в использовании понятий «ремесленный класс» и «ремесленное отделение». Это вносило путаницу в отчеты, поэтому статистические сведения по данному вопросу весьма противоречивы.

На рубеже ХIХ-ХХ вв. МНП предприняло небезуспешную попытку создания базисной программы по ручному труду для школ с учетом региональных особенностей. Специальная комиссия разработала два варианта: отдельно для южных и для северных областей. Активными сторонниками распространения в народе ремесленных знаний через начальную школу выступили земства, стремившиеся сделать школу не только «рассадником простой грамотности, но и рассадником прикладных знаний» [3] .

В начале ХХ в. расширилось содержание обучения труду. Кроме работ по дереву и металлу были введены работы по бумаге и картону, папье-маше, аппликации, переплетному делу, плетению из лозы и т. п. Мальчики изготовляли предметы, необходимые в крестьянском быту: сундуки, шкатулки, скамейки, кровати, табуретки и т.п. Была также разработана программа для девочек «Рукоделие» (по вязанию и шитью).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В начале ХХ в. была отрегулирована учебно-административная сторона обучения для ремесленных отделений. В соответствии с действовавшим законодательством ремесленные отделения могли открываться и в городах, и в селах. Они могли находиться в непосредственной связи с учебными заведениями и действовать самостоятельно, обучать ремеслу как бывших, так и настоящих учащихся школы, подростков и взрослых. Был изменен устав ремесленных отделений и допущен для них самостоятельный набор учащихся, вне зависимости от учебных заведений. Как и прежде, выпускники не получали звания мастера или подмастерья [4] .

На 1 января 1901 г. из 302 начальных училищ Олонецкой губернии в 19 имелись ремесленные классы [5] , в которых велось обучение столярному, портновскому, сапожному, гончарному, кузнечному и переплетному делу. Занимались также плетением из соломы, вязанием сетей. Предпочтение отдавалось столярному ремеслу, чтобы население могло извлечь большую пользу из основного местного богатства — леса. Земства ратовали за введение ремесел сообразно с местными условиями. За первое десятилетие ХХ в. в Олонецкой губернии было открыто лишь два новых ремесленных отделения — при Вытегорском и Олонецком городских училищах (1904 г.).

Ремесленные классы пользовались поддержкой различных обществ. В Каргопольском уезде успешно работал в этом направлении местный комитет Общества улучшения народного труда, в Лодейном Поле и Вытегре действовали общества поощрения женского ремесленного образования [6] .

С начала ХХ в. преподавание ремесла расширяется в основном за счет урочной формы. В 1901 г., например, на средства Петрозаводского уездного земства было введено преподавание столярного дела в 4 школах уезда и кружевное дело — в 11 школах [7] . Получают широкое распространение женские рукодельные классы, являвшиеся своего рода разновидностью ручного труда. Их оснащение и содержание обходились дешево, а главное – рукодельные классы служили испытанным средством привлечения девочек в школу. Учителя отмечали, что некоторые матери ставят обучение рукоделию выше грамоты. Заметив ценность такого рода начинаний, уездные земства стали выделять для этих целей специальные средства, а Пудожское земство первым (с 1898 г.) постановило ввести обучение рукоделию во всех училищах, где преподаванием занимаются учительницы [8] . Велось обучение на спицах, вязанию, шитью и вышиванию тамбурным швом и крестом, плетению из соломы шляп, шкатулок и других вещей [9] . Училищные советы, открывая рукодельные классы, руководствовались не задачей подготовки мастериц-специалисток, а ставили целью «развития в девочках вкуса к изящному», воспитание будущих матерей семейств, способных изготовить нехитрую домашнюю одежду [10] . Учительницы рукоделия в основном преподавали бесплатно, получая материалы из земских управ. Начиная с 1904 г. в Олонецкой. губернии стали применять специальную программу для преподавания рукоделия в школах, разработанную МНП [11] .

Специфика обучения ремеслу в народной школе России определялась двумя основными факторами – необязательностью обучения и его индивидуализированным характером. Классная система применялась редко. В этой связи серьезное внимание уделялось проблеме межличностных отношений «учитель – ученик». Училищные советы внимательно относились к нравственным качествам преподавателя. Преподаватель ремесла и ручного труда в школе должен был соответствовать следующим требованиям: пользоваться авторитетом в глазах учеников, изучать специальную литературу и совершенствоваться в своем мастерстве. Если он не прошел обучения в специальном учебном заведении, то требовалось предоставить рекомендацию известного мастера, у которого обучался [12] . Однако действительность была далека от предложенного идеала. В 1904-1905 учебном году только в двух училищах Олонецкой губернии (Архангельском двухклассном Каргопольского уезда и Колодозерском Пудожского) преподавали ремесло лица, имевшие специальную техническую подготовку, в остальных училищах — мастера-ремесленники из местных крестьян и учителя [13] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С учетом европейского опыта подготовка учителей начальной школы к преподаванию ручного труда осуществлялась двумя путями: 1) в педагогических учебных заведениях; 2) на летних курсах по ручному труду. В период с 1900 г. по 1903 г. в Петрозаводске на средства кустарного комитета при уездной земской управе (по инициативе его председателя В.В.Эрина) были устроены летние курсы для обучения учителей столярному делу. Руководил курсами учитель Вохтозерского училища Кузьма Иванович Дмитриев. Одновременно там же состоялись курсы для учительниц по кружевному делу под руководством известной в те годы мастерицы В.Я.Непениной, а также курсы под руководством ткачихи Лайтинен из Финляндии. (Одна из организаторов курсов учительница Гостинчикова получила диплом выставки кустарных изделий 1902 г. в Санкт-Петербурге [14] ). Курсы в Петрозаводске дали толчок открытию здесь ткацкой и кружевной мастерских для обучения учительниц и крестьянских девиц из уездных деревень. Из этих мастерских в школы на средства кустарного комитета бесплатно доставлялись станки, инструменты и материалы [15] .

Использовались достижения других стран и регионов. На собственные средства и при финансовой поддержке Общества распространения технических знаний некоторые учителя совершали поездки в Германию и Финляндию, в центральные и южные губернии России, привозили коллекции материалов и ремесленных изделий. Был заимствован финляндский опыт организации передвижных ремесленных классов. Так, в 1901 г. Вытегорское земство наняло кружевницу из Вологодской губернии, которая переезжала из одной школы в другую, останавливаясь на несколько месяцев [16] . Тогда же в Петрозаводском уезде работала уже упоминавшаяся преподавательница Лайтинен из Тавастгустской ткацкой школы (она переезжала из одной волости в другую со станками и обучала крестьянок ткацкому ремеслу).

Качественный скачок в деле подготовки кадров произошел в 1903 г., когда в Петрозаводске открылась учительская семинария с изучением ручного труда и основ отдельных ремесел. (Учитель должен уметь преподавать техническое черчение и технологию металла и дерева. Учительница рукоделия также должна быть знакома с материалами и техникой ремесла, уметь составлять чертежи и рисунки для работы.)

Успехи многих ремесленных классов были весьма заметны. Изделия, выполненые учителями и учащимися школ Петрозаводского уезда, экспонировались на ремесленных выставках в Санкт-Петербурге и Казани, работы учениц рукодельного класса при Повенецком женском училище были направлены в Педагогический музей министерства Народного просвещения Японии [17] . При ряде отделений ежегодно организовывались выставки-продажи изделий, на которых посетители могли не только приобрести понравившееся. изделие, но и получить консультацию мастера.

К 1910 г. при начальных народных училищах Олонецкой губернии имелся 21 ремесленный класс: в Вытегорском уезде – 2, в Лодейнопольском – 2, в Карпопольском – 8, в Повенецком – 4, в Пудожском – 5. В Петрозаводском и Олонецком уездах ремесленных классов не было [18] . Занятия в мастерских были добровольными, но если ученик и его родители принимали решение об изучении ремесла, то таковое становилось обязательным, наряду с посещением училища. Численность учащихся в ремесленном классе составляла от 5 до 20 чел., срок обучения – 3-4 года.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В Повенецком уезде, среднем по статистическим показателям, в 1910 г. было 4 ремесленных класса (на 55 училищ, имевшихся в уезде). В Паданах преподавалось столярное ремесло, в Ругозере — сапожное, в Повенеце. — женское рукоделие: ткачество и машинное вязание. Всего обучалось 86 чел. (32 мальчика., 47 девочек и 7 посторонних лиц). Основным источником финансирования ремесленных классов являлось министерство народного просвещения (50 % средств), существенную долю составляла выручка от продажи изделий (35 %), в меньшей степени — средства земства (около 15%) [19] . Кроме четырех названных школ в 28 начальных училищах уезда велось обучение «обычному школьному рукоделию» — во внеурочное время, круглый год, в некоторых училищах только весной, когда больше света. К этим занятиям допускались все желающие девочки и посторонние [20] .

В 1910 г. Олонецкое губернское земское собрание специально рассмотрело вопрос о состоянии профессионального образования в крае. Его развитие было признано делом «огромной, чрезвычайной и экстренной надобности». Уездным земствам было поручено детально разработать план организации низшего профессионального образования в уездах и представить сведения в Губернскую управу [21] .

Заинтересованность губернского земства в развитии профессионального образования позволяла уездным земствам уйти в сторону от решения этих вопросов, не проявлять инициативы, максимально использовать средства губернского земства и экономить собственные. Новым фактором, повлиявшим на политику в отношении профессионального обучения в крае, стало начавшееся здесь строительство железной дороги [22] . Кроме того, как показывает опыт Повенецкого уезда, на местах ощущалось разочарование результатами попыток распространения ремесла через начальную школу. Например, Повенецкое земство в 1914 г. признавало, что, несмотря на продолжительное существование, ремесленные классы проявляют весьма слабую активность. Их выпускники не всегда имеют возможность применить на деле свои ремесленные познания, девочки же все без исключения по окончании учебы занимаются работами, ничего общего не имеющими с изученными ремеслами [23] . Наиболее действенной мерой для развития в уезде ремесленного образования было признано расширение существовавшего в Повенце земского ремесленного приюта путем открытия при нем трех новых отделений по ремеслам: бондарному, шорному и лодочному [24] .

В этом же духе в 1911 г. были выработаны решения первого общеземского съезда по народному образованию, где присутствовали 8 делегатов из Олонецкой губернии. Наиболее продуктивным способом для усовершенствования и развития ремесел было признано «воздействие на взрослое население» [25] . Критика по поводу попыток внедрения в массы ремесленных знаний через школьников была вызвана тем, что содержание ремесленных отделений обходилось земствам дорого, мало давало массе взрослого населения в смысле распространения ремесленных знаний и навыков и в силу этого не решало задачи развития местной кустарной промышленности. Получив специальность в школе, ее выпускник предпочитал уходить из дома в поисках хорошего заработка, чем возвращаться к крестьянскому труду. В ходе дебатов на земском съезде было выработано мнение, что «наиболее целесообразным способом развития ремесленных промыслов в сельской местности является воздействие на лиц, прошедших начальную школу», для чего служат, главным образом, учебные мастерские [26] . Съезд также определил, что профессиональное обучение не должно входить в число задач народной школы [27] . Относительно ремесленных классов ручного труда при школах отмечалось, что они служат только педагогическим целям и не могут служить проводником для распространения ремесленных знаний в широких кругах населения [28] .

Иного мнения придерживалось Министерство народного просвещения. 27 ноября 1913 г. в особом циркуляре попечителя Санкт-Петербургского учебного округа подчеркивалось, что за прошедший период ремесленные отделения при начальных училищах успешно выполняют свою задачу и вызывают сочувствие населения. Там же содержалась просьба к директорам и инспекторам народных училищ способствовать учреждению возможно большего числа ремесленных отделений [29] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, к началу второго десятилетия ХХ века обнаружились некоторые противоречия по отношению к вопросу обучения ремеслу в начальной школе во-первых, между министерством народного просвещения и земством; во-вторых, между губернскими и уездными земствами (уездные земства требовали, чтобы ремесленные отделения или мастерские наполовину финансировались из казны, на четверть — из губ. земства и на четверть — из местных источников [30] ).

В этих условиях в 1913 – 1915 гг. в Олонецкой губернии были открыты 5 ремесленных отделений: при 4 училищах Вытегорского уезда и отделение по обработке дерева при Космозерском училище Петрозаводского уезда. В результате в 1915 г. имелось 25 ремесленных отделений при начачальных школах. Кроме того, из 635 училищ, подавших сведения, 191 сообщило о преподавании ручного труда [31] . В том же году была завершена в общих чертах разработка общегубернской сети ремесленных и профессиональных учебных заведений.(предполагалось создать обширную сеть низших ремесленных школ во всех уездах: в Петрозаводском — 8; в Повенецком — 2; в Пудожском — 1; в Лодейнопольском — 3; в Каргопольском — 9; в Вытегорском — 12; по Олонецкому уезду нет данных) [32] .

Война внесла свои коррективы в планы. Были призваны на военную службу многие мастера, часть ремесленных классов была закрыта. Последние свидетельства по поводу обучения ремеслу в школах касаются создания при них курсов для воинов-инвалидов.

В начале ХХ в. в Олонецкой губернии продолжался характерный для всей страны поиск путей распространения ремесленных знаний. Проблема обучения ремеслу в общеобразовательной школе стала составной частью вопроса о всеобщем начальном обучении: введение обучения ремеслу повышало притягательность школы, усиливало ее связь с народом. Окрепла законодательная основа обучения, были разработаны программы, улучшилась подготовка и состав преподавательских кадров. На опыте подтвердилась педагогическая польза распространения обучения ремеслу и труду. В то же время отсутствовала преемственность между профессиональной подготовкой в школе и следующими звеньями обучения, что лишало учеников необходимой перспективы, снижало результативность попыток внедрения профессионального обучения через начальную школу.

// Рябининские чтения – 1999
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2000.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф