Метки текста:

Музыковедение Русский Север Рябининские чтения Экспедиции

Валевская Е.А. (г.Санкт-Петербург)
Полевые исследования культурных традиций Русского Севера – по материалам экспедиций Санкт-Петербургской (Ленинградской) государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова и Фольклорно-этнографического центра (г.Санкт-Петербург) Vkontakte@kizhi

Информация об экспедиционной деятельности, об имеющихся собраниях фольклорно-этнографических материалов, осуществление необходимых действий по открытию фондов (с использованием возможностей компьютерных технологий) – одна из актуальных задач современного этапа развития науки. В настоящей публикации дается общее представление о фондах экспедиционных материалов по Русскому Северу (Архангельская и Вологодская области), находящихся на хранении в Фольклорно-этнографическом центре (г.Санкт-Петербург).

Полевые исследования в районах Русского Севера – одно из приоритетных направлений работы этномузыкологов Санкт-Петербургской консерватории и Фольклорно-этнографического центра. Научное руководство экспедиционной работой Консерватории до 1976 г. осуществлял Ф.А.Рубцов, с 1976 г. это направление возглавляет А.М.Мехнецов, сам активно работающий в экспедициях. С созданием в 1991 г. Фольклорно-этнографического центра основная нагрузка по экспедиционной работе и хранению фондов перешла к этой организации [1] .

С 1967 по 2002 гг. состоялось 37 экспедиций в 22 районах Вологодской области; 13 экспедиций (с 1975 по 1998 гг.) были проведены в 10 районах Архангельской области. В Архангельской области обследованы более 400 населенных пунктов 85 административно-территориальных единиц, в Вологодской области – более 1500 населенных пунктов 226 административно-территориальных единиц [2] . Количество аудиозаписей: по Архангельской области – более 12000, по Вологодской – свыше 30000. Фонографический фонд по Вологодской области – один из самых крупных в Собрании Центра (более объемными являются только коллекции экспедиционных материалов из Псковской и Смоленской областей). В экспедициях проводятся фотосъемки, с 1989 г. используется видеотехника. На видеопленке зафиксированы вечерочные и летние хороводы, пляски, игра музыкантов-инструменталистов, технология изготовления гармоник. Сняты реконструированные фрагменты святочных игрищ (святочное ряженье; исполнение подблюдных песен), эпизоды свадебного обряда (убор невесты, причитания невесты и подружек, «хлестание» невесты, «вывод перед столы», «дары» и др.). Имеется также этнографический фонд (образцы ткачества, вышивки, народный костюм, предметы труда, быта и т.п.).

Коллекции неоднородны по составу. В первых экспедициях (1960-е гг. – начало 1970-х гг.) [3] внимание собирателей было направлено исключительно на музыкальные формы фольклора. Эта позиция постепенно менялась, но все же с сожалением приходится отметить, что информация, которую можно было получить о культурных традициях в те годы, не была зафиксирована в необходимой мере. Не уделялось достаточного внимания выяснению обстоятельств бытования художественных форм, беседы с народными исполнителями не всегда записывались на пленку, не проводилась проработка труднодоступных (для Севера) материалов – таких, например, как формы календарно-обрядового фольклора. К числу несомненных достижений этих экспедиций следует отнести фиксацию лирических песен, сопровождавших летний период земледельческих работ, выявление их циклизации, запись прекрасных певческих коллективов. Важнейшим фактом явились записи форм свадебного фольклора, в особенности соединения сольных и хоровых причитаний. Чрезвычайно существенный материал для научной работы по результатам этих экспедиций представляют собой вопросы жанровой атрибуции форм свадебного фольклора; исследование интонационно-ритмических моделей свадебных песен и причитаний; анализ ладо-интонационных систем «узкообъемных» лирических песен и др.

В экспедициях конца 1970-х – начала 2000-х гг. [4] проводится иная линия исследования – изучаются культурные традиции во всем комплексе их проявлений. Художественные формы рассматриваются в контекстных связях с жизнью крестьянской общины, с обрядами и обычаями, верованиями и представлениями. С возможной полнотой фиксируются все сведения о традиционной культуре, тщательно прорабатывается обрядово-праздничная система (церковные и дохристианские обряды и праздники), повседневные обычаи (трудовые и семейные). Изменение норм в подходе к полевой собирательской работе ставит исследование на новый уровень, структурирует материал для картографирования явлений народной культуры, создает основания для подготовки фольклорно-этнографических атласов культурных традиций. Полученные результаты сопоставляются с информацией из северо-западных областей России, где также много лет проводятся систематические полевые исследования (Ленинградская, Новгородская, Псковская, Тверская области).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Огромное значение имеют записи лирических песен раннего историко-стилевого пласта, выполненные в конце 1970-х – начале 1980-х гг. в Устьянском и Пинежском районах Архангельской области. Эти материалы (как и опубликованные в сухонском сборнике образцы лирики) позволяют применять категорию «формульности» к лирической песне, что само по себе явилось научным открытием в этномузыкологии. Применяемая филологами по отношению к лирике эта категория до публикаций устьянских и сухонских песен не имела подтверждения в музыкальных источниках. Пинежские коллекции находятся в стадии аналитической разработки. Публикация свадебных, лирических и хороводных песен, записанных на Пинеге, будет интересна еще и в плане сопоставления с материалами экспедиций 1920-х гг., вошедших в классическое издание «Песни Пинежья», осуществленное Е.В.Гиппиусом и З.В.Эвальд.

Одним из перспективных направлений исследования является изучение музыкальных форм, связанных со сказительской традицией (собственно эпос, духовные стихи, причитания, связь этих жанров с жанром лирической песни). В этой связи необходимо обратить внимание на уникальные материалы по похоронному обряду и причети из Бабаевского района Вологодской области. Важным направлением научного поиска стало изучение ранних форм интонирования, что находится в русле традиций петербургской научной школы (Б.В.Асафьев, Ф.А.Рубцов) [5] . Ведутся исследования так называемых допесенных форм – выкриков, возгласов, закличек, припевок и т.п. Накоплен обширный материал для исследования интонационно-ладовых закономерностей севернорусской песенности – выразительных возможностей так называемого «прижатого» интонирования, уменьшенных ладов, нейтральной терции; существенных ладовых различий, которые могут возникать в сольном и ансамблевом пении. Богатейший материал представляют собой формы многоголосия – гетерофоническая по своей природе «вертикаль» и «горизонталь», имеющая как случайные во временном и пространственном отношениях наслоения (сочетания двух или нескольких сольных причитаний, когда каждая из причитальщиц вступает произвольно), так и регламентированные в композиционном и метроритмическом планах полифонические соединения сольных и хоровых причитаний свадебного обряда.

В экспедициях 1970-х – 2000-х гг. сделаны записи не зафиксированного в ранних экспедициях богатейшего пласта словесных форм фольклора (легенды, предания, поверья, сказки, заговоры, былички), отразивших древнейшие мифологические представления. Это особенно важно для интерпретации поэтики причитаний, лирических песен, а также действий похоронного и поминального обрядов, ряда календарных обычаев. Кроме того, эти материалы являются значительным вкладом в изучение севернорусских диалектов и, конечно, имеют особую ценность как художественные факты живого образного народного языка.

Архивные фонды содержат значительный материал по традиционным музыкальным инструментам (барабанка, рожок). В конце 1980-х гг. на новгородско-вологодском пограничье зафиксировано бытование традиции гусельной игры, имеющей своим эпицентром районы Псковской и Новгородской областей.

В 2001–2002 гг. состоялись специализированные органологические экспедиции (под руководством Ал.А.Мехнецова) с целью поиска в Кирилловском и Череповецком районах мастеров, некогда работавших на гармонных фабриках. Видеозаписи бесед с этими мастерами позволяют полностью восстановить весь процесс изготовления инструментов, последовательность и характер работы, получить сведения о специализации мастеров, качестве используемых для изготовления гармоник материалов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сведения о работе фольклорных экспедиций Санкт–Петербургской (Ленинградской) государственной консерватории им. Н.А.Римского–Корсакова и Фольклорно-этнографического центра (г.Санкт–Петербург) в районах Архангельской и Вологодской областей (1967–2002 гг.)

Таблица 1. Архангельская область

№ п/п№ коллекцииГодВремя проведения экспедицииРайоны
1.015 [6] 197518.02–23.03Устьянский
2.021 [7] 197727.06–19.08Вельский, Устьянский
3.023 [8] 197828.01–14.02Устьянский
4.024 [9] 197827.06–24.07Вельский, Устьянский
5.029197923.01–06.02Шенкурский
6.033 [10] 197927.06-25.07Каргопольский, Шенкурский
7.040 [11] 198024.06–22.07Коношский
8.042198025.06–06.08Виноградовский, Устьянский
9.043198120.01–06.02Холмогорский
10.044198126.06–03.08Верхнетоемский, Виноградовский, Красноборский, Холмогорский
11.055198228.06–26.07Пинежский
12.061198327.06–25.07Пинежский, Холмогорский
13.153 [12] 199812.10–17.10Вельский

Комментарии к Таблице 1:

Экспедиция 1980 г. (коллекция 042) проходила совместно с Институтом русской литературы (Пушкинский Дом), две последующие экспедиции (коллекции 043, 044) при участии сотрудников ИРЛИ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В фондах имеются также записи, сделанные во время приезда исполнителей из Устьянского района в Ленинград для выступления на этнографических концертах (22.03–23.03.1979 г. – коллекция 030; 19.03–21.03.1980 г. – коллекция 039).

Таблица 2. Вологодская область

№ п/п№ коллекцииГодВремя проведения экспедицииРайоны
1.004 [13] 196730.06–24.07Вытегорский
2.005 [14] 196804.07–22.07 Великоустюгский, Кичменско-Городецкий
3.006196906.07–23.07Никольский
4.007196806.07–15.07Бабаевский
5.009197003.07–18.07Бабушкинский
6.010197104.07–28.07Тарногский, Тотемский
7.011197229.06–20.07Грязовецкий, Междуреченский, Сямженский
8.012197325.06–11.07Кичменско-Городецкий
9.013197429.01–04.02Вожегодский
10.014197428.06–12.07Нюксенский, Тарногский, Тотемский
11.015 [15] 197518.02–23.03Тарногский
12.016197506.07–11.07Тарногский
13.018197510.06–12.07Нюксенский, Тарногский, Тотемский
14.019197627.06–18.07Великоустюгский, Нюксенский
15.020197724.01–07.02Верховажский
16.021 [16] 197727.06–19.08Великоустюгский, Верховажский
17.023 [17] 197828.01–14.02Верховажский
18.024 [18] 197827.06–24.07Верховажский, Тотемский, Устюженский, Чагодощенский
19.033 [19] 197927.06–25.07Белозерский, Вашкинский
20.035198018.01–02.02Вожегодский, Кирилловский
21.040 [20] 198024.06–22.07Вожегодский, Сямженский
22.060198324.01–07.02Бабаевский
23.067198416.09–25.09Междуреченский
24.071198508.09–20.09Бабушкинский
25.078198712.09–21.09Нюксенский
26.084 [21] 198915.06–08.08Чагодощенский
27.085198912.08–20.08Бабушкинский
28.086198913.09–30.09Нюксенский
29.091 [22] 199005.09–28.09Череповецкий
30.098199214.01–02.02Бабаевский, Кадуйский
31.103199302.02–21.02Вытегорский
32.153 [23] 199812.10–17.10Верховажский
33.163200025.09–08.10Кирилловский
34.168200216.02–23.02Кирилловский, Череповецкий
35.173200221.04–01.05Вологодский, Кирилловский, Череповецкий
36.175200221.08–01.09Вологодский, Кирилловский, Череповецкий
37.177200201.12–11.12Сямженский

Комментарии к таблице 2:

Экспедиции 1983, 1985, 1987, 1989, 1990, 1992 гг. (коллекции 060, 071, 078, 084, 085, 086, 091, 098) проходили при участии сотрудников и студентов Вологодского государственного педагогического института (университета). Экспедиции 2000 и 2002 гг. (коллекции 163 и 177) – совместно с Вологодским научно-методическим центром.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В фондах имеется запись, сделанная в Ярославле от исполнителя из Верховажского района (07.09–10.09.2002, коллекция 176).

// Рябининские чтения – 2003
Редколлегия: Т.Г.Иванова (отв. ред.) и др.
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2003.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф