Метки текста:

Гадания Заонежье Молодёжь Рябининские чтения

Логинов К.К. (г.Петрозаводск)
Специфика молодежных гаданий Заонежья в контексте русского народного календаря Vkontakte@kizhi

Первым о молодежных гаданиях (в этнографии их принято именовать молодежными мантическими ритуалами) русских Заонежья вскользь упомянул П.Н.Рыбников [1] , первооткрыватель былин Заонежья. К настоящему времени накопился значительный контингент данных о традиционных гаданиях молодежи Заонежья. Подробное описание гаданий святочного цикла заонежского села Космозеро было сделано крестьянским корреспондентом еженедельника «Олонецкая неделя», П.Коренным [2] незадолго до революции 1917 года. Сведения о молодежных гаданиях в изобилии записывались участниками экспедиции Карельского музея в Заонежский район в 1931 году [3] . Неплохие материалы на эту тему в Заонежье были собраны в 1982–1994 годах автором настоящей статьи [4] . Определенные сведения о молодежных гаданиях заонежан хранятся также в архиве Русского Географического общества (далее: РГО) и архиве музея–заповедника «Кижи». В принципе, можно было бы сделать общее описание традиции молодежных гаданий Заонежья. Однако ограниченность объема, предоставляемого для публикации, заставляют нас сосредоточить внимание только на узкой теме – на календарных особенностях молодежных гаданий заонежан. Выяснить, в чем заключалась календарная специфика молодежных гаданий Заонежья, можно лишь сравнив их с общерусской традицией. Трудность лишь в том, что нет ни одной работы, в которой бы этот календарь был прописан от начала и до конца. Из русских этнографов, занимавшихся вопросами приуроченности молодежных гаданий к народному календарю [5] , дальше всех в этом направлении продвинулся костромской исследователь Василия Смирнов [6] , которым, кстати, была разработана наиболее удачная отечественная классификация молодежных гаданий. Вопросы приуроченности мантических ритуалов молодежи к народному календарю поднимались также советскими учеными: В.И.Чичеровым [7] , В.Я.Проппом [8] , Л.Н.Виноградовой [9] . Одной из самых последних на этот же вопрос обратила внимание Н.А.Криничная [10] .

Мантические ритуалы молодежи, как правило, хоть и не всегда [11] , приурочивались то к неподвижным датам и периодам народного календаря, то к срокам, связанным со скользящими днями православного календаря, увязанным с празднованием Пасхи. Народный календарь заонежан, при всем его отличии от календаря даже ближайших к Заонежью групп русского населения [12] , оставался календарем северно–русским. Весна отсчитывалась со дня Егория весеннего до Петрова дня (6.05–12.07 н. ст.) [13] , лето – с Петрова дня до Ильина дня (12.07–2.08), осень – с Ильина дня до Покрова (2.8 – 14.10 н. ст. [14] ). Все остальное время приходилось на зиму. Из скользящих дат и периодов народного календаря заонежан к весне относились лишь Радуница, Семик, Троица и Вознесенье. Поскольку самая поздняя Пасха (бывало такое 1 раз в 532 года) выпадала не позднее, чем на 8 мая, специфику приуроченности молодежных гаданий заонежан, связанные с Пасхой, к народному календарю мы проанализируем вместе со всеми зимними гаданиями Заонежья.

Прежде всего, отметим, что для заонежской традиции характерно полное отсутствие весенних молодежных гаданий. Их не было ни на Егория и на Николу вешних (6.05 и 22.06 н. ст), ни на русальную (Троицкую) неделю. Так что ни о каком «соответствии зимним святкам весенних (Троицких) обрядов [15] » применительно к Заонежью говорить не приходиться [16] .

Существенно от общерусских отличались сроки проведения молодежных гаданий в летние «зеленые» святки в южном Заонежье. Там гадания начинались не с кануна дня Иоанна Предтечи (Ивана Купалы – 7.07 н. ст.), а со дня сугубо местного праздника, Радкольского воскресенья [17] , отмечавшегося в последнее воскресенье перед днем Иоанна Предтечи на острове Радколье, напротив села Сенная Губа. Празднование его, таким образом, максимально приближалось к фактическому дню летнего солнцестояния. При этом «заонежской» спецификой было еще и то, что одним из гадательных предметов выступала «кабуша» (ср. вепсское kabu – сушеный творог) поминальное кушанье из сушеного творога и муки, сформованного между двумя ладонями. Кабуши готовили, начиная с Радкольского воскресенья, чтобы отнести их в Петров день в церковь на помин души умерших предков. Молодежь, согласно заведенной традиции, совершала ритуальные похищения этих кушаний из запертых хозяевами кладовок. Если среди украденных молодежью кабуш оказывалась кабуша, изготовленная девушкой, ожидалось, что она скоро выйдет замуж. Севернее д. Тамбицы Радкольское воскресенье не праздновали, но традиция летних гаданий по кабушам охватывала всю территорию Заонежья. Летние мантические ритуалы молодежи Заонежья конца XIX – начала XX века являлись лишь одной из составляющих богатого обрядового комплекса, исполнявшегося в летние святки [18] . Видимо вывод В.И.Чичерова о том, что летние гадания у русских представляли собой лишь разрозненные действия, что они не были частью более сложного комплекса ритуальных действ [19] , требует пересмотра.

Молодежные гадания осеннего периода были нехарактерны, как в целом для русских [20] , так и для заонежан. В Заонежье только в деревнях к северо–востоку от села Толвуя молодежь гадала осенью, когда выезжала на острова на день Рождества Пресвятой Богородицы (21.09 н. ст.) для проведения молодежного праздника в честь завершения жатвы [21] . На острова молодежь вывозила с собой соломенное чучело, обряженное в женское платье и украшенное колосками ржи. Чучело на острове разрывалось на части, сжигалось на костре, а парни и девушки, гадая, как в летние святки, попарно прыгали через огонь (если руки не разъединятся, к удачному браку). Необычным здесь является не гадание (оно известно по всей России), а то, что гадание приходилось на время осеннего равноденствия и сопровождалось зажиганием костра. К примеру, укажем, что академик Б.А.Рыбаков, реставрируя гипотетический народный календарь языческих славян, не смог обнаружить в русской культуре ни одного так нужного ему указания на традицию зажиганием костров, приурочиваемых ко дню осеннего равноденствия [22] . Связывать данный заонежский обычай с заимствованием из культуры соседних карел и вепсов нет оснований. Исполнительские традиции только этих двух деревень (Кривоногово и Лебещины) Заонежья, по данным музыковедов, как раз и не содержат никаких прибалтийско–финских музыкальных заимствований, так характерных для исполнительских традиций любых иных поселений Заонежья [23] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Молодежные гадания зимнего периода в Заонежье, как и у большинства русских, начинались с Покрова (14.10. н.ст.), но за оставшийся период «зазимья» (с Покрова до Николы зимнего – 19.12 н. ст.) заонежская молодежь гадала еще только лишь на один день – на Введение во Храм Пр. Богородицы (4.12. н. ст.). Тогда как в целом у русских наибольшее число дней молодежных гаданий, если исключать зимние и летние святки, выпадало именно на период «зазимья».

Молодежные гадания заонежан середины зимы (от дня Спиридона Поворота, и до Масленицы) выделяются на общерусском фоне, прежде всего, приуроченностью к народному календарю самих святок. Святки, а вместе с ними и святочные гадания, в Заонежье начинались не с Николы зимнего и не с Рождества Христова (6.01 н. ст.), как это было присуще многим русским, а со дня зимнего солнцестояния – Спиридона Поворота (25.12 н. ст.). Завершались они, как и везде у русских, в Крещение (19.01 н. ст.). Начальный период Заонежья (25.12–6.01. н. ст.) назывался «кривыми святками», а заключительный (7.01–18.01) – «прямыми святками». Территориально близкие заонежанам жители Пудожья также делили свои святки на «полусвятки» и «прямые святки» [24] , которые укладывались в те же самые сроки. «Прямые святки» заонежан по срокам совпадали с общерусскими святками, но деления их на привычные в целом для русских два периода из «святых» (6.01–13.01 н. ст.) и «страстных» (14.01–18.01 н. ст.) дней в Заонежье не было. В «кривые святки» заонежская молодежь ходила по деревням после бесед ряжеными и гадала. Не гадали в это время способами, в которых использовалась символика воды (дух Святке еще не народился и не вылез из проруби), а также способами распознавания будущего, которые, согласно В.Смирнову, относятся к гаданиям зрительным и осязательным, а также спиритическим образами [25] . В «прямые святки» святки гадали всеми известными в Заонежье способами. Гадать разрешалось в любой день, но пики интенсивности гаданий приходились на Рождественский сочельник, второй день Рождества, на Новый год (теперь его называют Старым Новым годом) и на Крещенский сочельник. Далее следовал период зимних свадеб, в который в Заонежье загадывать было не принято.

Завершение зимы в Заонежье в народном календаре заонежан приходилось на обширный период, начинаемый масляной неделей и заканчиваемый через семь–восемь недель Пасхальной неделей. В языческие времена празднование Нового года у славян выпадало на март месяц, возможно – на 14 марта [26] . После принятия христианства и введения празднования Пасхи былая новогодняя обрядность, в том числе и мантические ритуалы молодежи, были разнесены на зимний Новый год, а также на масляную и Пасхальную недели. На масляной неделе молодежь Заонежья гадала в понедельник, вторник и четверг. Следующие по срокам гадания заонежан выпадали на перелом Великого поста (среду, четверг или воскресенье крестопоклонной недели) и его конец (на страстную субботу). На Пасхальной неделе мантические ритуалы производились на беседе и по завершению бесед, проводимых во вторник и четверг [27] .

Таким образом, с учетом «заонежской» календарной специфики можно будет составить обобщенный русский народный календарь гаданий молодежи о судьбе и замужестве [28] . Календарь этот не окончателен, может быть, видимо, пополнен за счет локальной календарной специфики разных групп русских на огромной территории их традиционного расселения.

// Рябининские чтения – 2003
Редколлегия: Т.Г.Иванова (отв. ред.) и др.
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2003.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф