Метки текста:

Краеведение Культура Петрозаводск Рябининские чтения

Филимончик С.Н. (г.Петрозаводск)
Культурная жизнь Петрозаводска в 1920-е годы VkontakteFacebook

Работа выполнена при поддержке РГНФ. Проект № 01-01-49005а/с.

В середине 1920–х гг. значительное большинство населения Петрозаводска было грамотным. По данным Всесоюзной переписи 1926 г. грамотность жителей города 6 лет и старше составляла 86%, а грамотность городской молодежи в возрасте 8–19 лет доходила до 99,6% [1] . Основная масса населения была грамотна на русском языке. Владение грамотой открывало доступ к богатству книжной культуры. Привить горожанам любовь к систематическому чтению стремилась Центральная областная (публичная) библиотека, [2] главное книгохранилище города. Основную массу ее посетителей (до 80%) в начале нэпа составляли школьники и подростки. За 1926–1929 гг. число читателей библиотеки увеличилось более чем в 2 раза – с 4214 до 9908 человек, но доля взрослых подписчиков выросла незначительно. В 1929 г. публичную библиотеку посещали 1130 рабочих, 572 крестьянина, 329 ремесленников и кустарей.

Книжный фонд библиотеки был небольшим, но постоянно увеличивался. В 1925/26 г. из городского бюджета библиотеке было ассигновано на приобретение новых книг 4740 руб., на переплет старых – 960 руб. и на выписку газет и журналов – 900 руб. На эти суммы было приобретено 12300 экземпляров новых книг и выписано 110 названий разных периодических изданий – газет и журналов [3] .

Библиотека имела 9 отделений (отделов). Поскольку большинство читателей составляла учащаяся молодежь, основными считались общеобразовательное и детское отделения. В каждом из них насчитывалось чуть более 9 тыс. книг. В КАССР финский язык получил статус государственного, поэтому в библиотеке было создано финское отделение, книжный фонд которого формировался сначала за счет литературы, поступавшей в дар от финских рабочих организаций Америки. В 1923 г. в Ленинграде было создано кооперативное издательство «Кирья», выпускавшее книги на финском языке. Правительство Карелии было одним из пайщиков издательства [4] . В 1926 г. в финском отделении библиотеки насчитывалось 2,8 тыс. книг. В основном это была общественно–политическая литература.

Кроме того, в библиотеке имелись специальные отделения, в том числе научно–академическое, краеведческое, искусств (музыкальное), педагогическое и др. Самым богатым являлось научно–академическое: в нем было 8,8 тыс. зарегистрированных и 40 тыс. книг, изъятых из широкого обращения, которые поступили после революции из библиотек духовной семинарии и гимназии. В их числе были редкие книги, старинные издания, исторические сочинения: комплект томов «Актов археографической экспедиции», «Актов исторических», «Сборников русского исторического общества», почти полный комплект «толстых» журналов с 1870-х гг. Гордость библиотеки составляли рукописи и старопечатные книги. Имелась хорошая коллекция старопечатных латинских книг XVII столетия, французские книги XVIII в., первое издание французской «Естественной истории» Бюффона. Книги по философии, богословию большинству читателей были недоступны, ими разрешалось пользоваться лишь для научной работы студентам и специалистам.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В сентябре 1928 г. научно–академическое отделение Центральной библиотеки вообще закрылось. Его закрытие было вызвано циркуляром о чистке библиотек, требовавшим «очистить наши публичные библиотеки от идейного хлама». Среди вычищенных книг оказались произведения К.Каутского, Г.Гейне, В.Гете, А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова–Щедрина, Г.Успенского, далее были изъяты произведения Г.Гегеля, В.О.Ключевского, «Записки о революции» Н.Суханова, «Письма из деревни» А.Н.Энгельгарта [5] .

Сотрудники библиотеки, штат которой в 1920-е гг. составлял всего 15 человек, организовывали выставки литературы, вечера книги, доклады и лекции по истории культуры [6] . Осенью 1928 г. широко отмечался юбилей Л.Н.Толстого. В мае 1929 г. в публичной библиотеке состоялся вечер былинного творчества, на котором читал былины известный сказитель из Шальского района Ф.А.Конашков. В октябре 1928 г. доктор И.А.Шиф прочел в библиотеке лекцию об алкоголизме. В феврале 1930 г. в библиотеке состоялись два диспута о борьбе за нового человека [7] .

Большую работу по пропаганде знаний в городе вело «Общество изучения Карелии», созданное по инициативе интеллигенции в июне 1923 г. В состав его правления входили Л.Г.Гершанович, Б.А.Потапов, В.И.Крылов, А.Н.Лесков, Ф.Е.Поттоев, М.Н.Заводовский. В 1924 г. число членов общества краеведов приближалось к 80. Благодаря финансовой поддержке правительства Карелии, правления Крайсоюза краеведы начали публикацию научно–популярных брошюр, листовок. Были заключены соглашения о сотрудничестве с научными экспедициями, работавшими в это время в Карелии. В 1924 г. вышли в свет два номера краеведческого журнала «Известия Общества изучения Карелии». Краеведческие кружки возникли в педагогическом и экономическом техникумах Петрозаводска [8] .

При активном содействии краеведов была проведена реорганизация и оживилась работа Карельского музея, который в 1920–е гг. возглавляли В.И.Крылов и С.А.Макарьев. Когда музей был переименован в Карельский государственный, то была поставлена задача постепенно преобразовать его в краеведческий. В это время в музее возникли отделы: археолого–этнографический, промышленно–экономический, естественно–исторический и общественный. В 1929 г. музею передали здание закрытой Александро–Невской церкви. До этого музей занимал 10 комнат в губернаторском доме (после революции – здание КарЦИКа), где размещались около 9 тыс. экспонатов. Плата за посещение музея составляла 5 коп. Дети, учащиеся, красноармейцы, экскурсанты от входной платы освобождались [9] . Музей регулярно организовывал выставки. Особое впечатление на горожан произвела Карельская национальная выставка, приуроченная к празднованию пятилетия автономии Карелии. На ней демонстрировались картины В.Попова, А.Андрианова, изделия крестьянских промыслов, богатые коллекции почтовых марок и денежных знаков. Гвоздем выставки стала «изба карельского крестьянина», где были представлена обстановка, предметы быта, одежды крестьян [10] . Часть экспонатов музея, в том числе коллекция икон, церковные предметы, хранились в 1920-е г. в запасниках.

В 1920–е гг. среди петрозаводчан популярным было кино. Фильмы показывали в Зимнем театре (650 мест) и кинотеатре «Красная звездочка» (350 мест). Ежемесячно кинотеатры имели более 1800 руб. прибыли. Специальные сеансы устраивали для детей и красноармейцев. Для членов профсоюзов широко практиковалась продажа абонементных книжек. По ним билеты стоили дешевле – 25 коп. вместо 50 [11] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В городе заявили о себе новые самодеятельные театральные коллективы молодежи. В 1926–1927 г. «под крылом» Карельского совета профсоюзов окрепла «живая газета» «Красная Карелия», а позднее «Комсокепка». Музыку к выступлениям писал Р.Пергамент, режиссером спектаклей являлся Е.Минкин. Во время постановок проводился сбор денег в пользу беспризорных детей. Живгазетчикам не всегда хватало мастерства, но публика ценила молодежные постановки за то, что в них рассказывалось о местной, знакомой жизни, было много задора и юмора, творческого воодушевления. Особенным успехом пользовались частушки, так как большая часть их писалась на местные темы [12] .

В 1927 г. в Петрозаводске возникла рабочая театральная мастерская (Ратемас), объединившая около 30 человек, в основном молодых рабочих. Успех спектаклей определяла злободневность репертуара и его созвучность эпохе. Был поставлен «Бронепоезд 14–69» В.Иванова, спектакли о жизни комсомольцев «Кремешки», ”Бузливая когорта», «Зорька» и др. [13] В 1929 г. Ратемас был реорганизован в Театр рабочей молодежи (Трам). В Трамовских спектаклях политическая заостренность проблематики сочеталась с поиском новых сценических форм: большую роль играла музыка, пантомима, прямое обращение актеров к залу. Значение деятельности рабочих театров было прежде всего в том, что они показали мощный порыв молодежи 1920-х г. к духовному творчеству, тягу пока еще недостаточно образованных слоев общества к искусству.

В годы революции в Петрозаводском театре драмы успешно работали режиссеры Н.В.Петров, Ю.Н.Юрьин. В прессе подчеркивался исключительный интерес горожан к театру [14] . В мае 1921 г. – марте 1922 г. в театре драмы давала спектакли финская труппа, которую возглавлял Виктор Линден, руководитель любительских рабочих театров в Финляндии [15] . Однако из–за финансовых трудностей карельское правительство вынуждено было в начале нэпа перевести театр драмы на самоокупаемость. Цены на билеты резко повысились. Из–за нехватки средств в 1923 г. театр русской драмы был временно закрыт. Он возобновил работу в 1924 г., но в марте 1925 г. вновь закрылся [16] .

Было очевидно, что без существенной материальной поддержки государства театру не выжить. Приглашенный на работу в Петрозаводск в апреле 1925 г. режиссер Б.Бертельс писал: «На театр никогда нельзя смотреть как на доходное предприятие. …Театр должен быть отделен от кино и подальше от лозунгов: «Мишка, верти, и «Гони монету»» [17] .

Чтобы обеспечить сбор в маленьком городе, в театре ставили две новых пьесы каждую неделю (80 пьес в сезон). Возникало много проблем с репертуаром. Б. Бертельс сетовал: Когда летом ставились комедии, говорили о несерьезности репертуара, когда зимой стали показывать идеологически выдержанные пьесы посыпались упреки – «надоело», «скучно», «давай комедию». Несмотря на сложности в сезон 1925/26 гг. в театре шли «Маскарад», «Гамлет», «Слуга двух господ», «1905», «Царь Федор Иоанович».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Низкие заработки актеров, а в межсезонье вообще полуголодное существование не являлись секретом, однако престижность актерской профессии была высокой. С 1925 г. при театре возобновила работу драматическая студия, где 20–40 студийцев изучали художественное чтение, технику речи, историю театра, психологию творчества, грим. Зимой 1925/26 гг. к студии примкнула финская группа в количестве 13 человек. Идея одновременного развития в городе двух театров – русского и финского – становилась все более популярной.

Однако осенью 1926 г. из–за финансовых трудностей театр вновь был закрыт. В течение следующих трех лет горожане довольствовались гастрольными и самодеятельными спектаклями. В августе 1929 г. правительство Э.Гюллинга выделило необходимые для работы постоянного театра средства. Русский драматический театр начал работу в ноябре 1929 г. в помещении бывшего кинотеатра «Триумф». В труппу вошли артисты ленинградских театров и участники художественной самодеятельности Петрозаводска. До середины 1930–х гг. труппа ежегодно обновлялась. Основу репертуара театра составляли пьесы о революции, о социалистическом строительстве, о советском человеке [18] . С 1928 г. в Ленинграде учились «кандидаты в артисты», отобранные из числа талантливой молодежи как в городах, так и в глухих деревнях Карелии. Вместе с эмигрантами – актерами–любителями они составили основу труппы открывшегося в 1932 г. Карельского государственного национального театра.

Хотя в это время праздничными объявлялись дни церковных праздников Крещения, Благовещенья, Страстной субботы и второго дня Пасхи, Преображения, Рождества [19] , основной акцент делался на празднование революционных дат. Наиболее важными в середине 1920-х гг. признавались следующие: 22-го января – День 9-го января 1905 г., 12 марта – День низвержения самодержавия, 18 марта – День Парижской Коммуны, 1 мая – День Интернационала, 6 июля – День принятия Конституции СССР, 27-го июля – Образование АКССР, 7-го ноября – День Пролетарской Революции.

Летом устраивались праздники в пригородах. Пароход «Кудома» увозил в Соломенное большие кампании горожан с корзинками, свертками и чемоданчиками. На природе можно было посмотреть спектакль самодеятельных артистов, спортивные выступления, потанцевать. Газета описывала праздник так: «… Лихо отплясывали вальсы и подекатри… Многие возвращались из леса с большими букетами цветов, многие разбрелись по лесу, где кампаниями попивали чаек и кое-что покрепче» [20] . Со временем городские праздники все больше политизировались В мае 1931 г. открылся парк культуры и отдыха в Песках. К открытию парка приурочили массовый военизированный поход, в котором участвовали воинские части, Осоавиахим, физкультурники. Программа праздничного открытия парка начиналась с митинга «Угроза войны и задачи рабочего класса в третьем решающем году пятилетки» и вручения Онегзаводу знамени за лучшее распространение займа пятилетка в четыре года. А во второй половине дня в парке выступали живые газеты, агитбригады, баянисты и гармонисты, хор американских рабочих. На спортивных площадках проводили парад физкультурников, соревнования по троеборью, бег в мешках, футбольные и баскетбольные встречи [21] .

В дни революционных праздников в городе стали проводиться военные парады Егерского батальона [22] . На них с речами выступали первые лица республики Э.Гюллинг, И.Ярвисало, А.Нуортева. На спортплощадке проводились конно–показательные выступления, химические занятия егерей со стрельбой, дымовой завесой [23] . В августе 1930 г. в военном параде участвовал сводный отряд красных партизан Карелии под командование Гурьева [24] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Стабилизация послевоенной жизни создала благоприятные возможности удовлетворять свои культурные потребности и интересы большинству горожан. Молодежь активно тянулась к образованию, искусству, городская интеллигенция подвижнически трудилась на ниве просветительства. Большое внимание развитию культуры уделяли местные власти. Два городских театра открылись в то время, когда в Петрозаводске действовали карточки на основные продукты питания и промышленные товары. Обогащение культурной среды мирило молодежь с тяготами и лишениями начального этапа индустриализации. В свою очередь, массированный выпуск политических книг, фильмов, спектаклей о социалистическом строительстве призван был формировать у подрастающего поколения политическую лояльность. Не отвечающие, по мнению властей, этой задаче произведения культуры становились труднодоступными.

// Рябининские чтения – 2003
Редколлегия: Т.Г.Иванова (отв. ред.) и др.
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2003.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф