Метки текста:

Вепсы Земство Карелы Рябининские чтения Этнография Этнос

Баданов В.Г. (г.Петрозаводск)
Этнографические материалы о карелах и вепсах на страницах «Вестника Олонецкого губернского земства» (1907-1918 гг.) VkontakteFacebook

1 января 1864 г. Александр II подписал Указ Правительствующему сенату о введении земских учреждений в губерниях европейской части России [1] . Указом императора от 14 февраля 1866 г. «Положение о губернских и уездных учреждениях» распространялось на Олонецкую губернию [2] . Появление земского самоуправления в Карелии явилось важным этапом в становлении структур гражданского общества на данной территории. Частичное высвобождение местного сообщества из-под контроля бюрократии давало свободу общественной инициативе и гражданской активности.

Земская реформа 1864 г. подняла огромный пласт общественной жизни, связанный с самоуправлением и местным хозяйством, образованием и медициной, культурно–просветительной деятельностью. Интерес олонецких земств к культурно–просветительной работе значительно усилился после попытки введения всеобщего начального обучения в губернии в конце 1890-х гг. [3] Именно тогда в нашем крае начало оформляться земское издательское дело. Значительный шаг вперед земская печать сделала в 1906 г. после отмены предварительной цензуры. В 1907 г. в Петрозаводске начинает издаваться первое земское периодическое печатное издание – «Вестник Олонецкого губернского земства» (ВОГЗ).

«Вестник…» помещал корреспонденции с мест о работе уездных земств и разбирался в проблемах крестьянской жизни. В журнале сотрудничали многие деятели из северной глубинки: врачи, агрономы, учителя, техники, страховые агенты и т.д. Они рассказывали о положении сельского населения края. «Для земства, – говорилось в редакционной статье журнала в 1907 г., – полезно было бы слышать голос самого населения о тех мероприятиях, которые подготавливаются или разрабатываются земством… Давая на своих страницах место для различных заявлений, «Вестник…» содействует установлению тесной и живой связи всего населения с земством». [4]

«Вестник Олонецкого губернского земства» выходил шесть раз в квартал – 15 и 30 числа каждого месяца, т.е. был «двухнедельником». На страницах журнала регулярно публиковались материалы научно–популярного и прикладного характера, как по общим земским вопросам, так и по отдельным отраслям земского дела. Кроме того, «Вестник…» регулярно освещал на своих страницах вопросы, касающиеся состояния сельского хозяйства в губернии. В связи с этим авторы издания нередко затрагивали и бытовые проблемы сельского населения края, описывали повседневную жизнь крестьян в основном, естественно, с хозяйственно–экономической точки зрения. Собственно этнографических материалов в «Вестнике Олонецкого губернского земства» не так много. Наиболее интересные из них попробуем представить в данной обзорной статье.

Например, С.М.Фесвитянинов в своем материале о жизни Ребольской волости Повенецкого уезда под названием «На границе с Финляндией» приводил весьма интересные зарисовки об особенностях местного «карельского племени» [5] : «Карела вообще называют, за его живой характер, – сообщал он, – французом севера. К местному карелу этого отнести нельзя. В нем соединены черты плутоватого ярославца и угрюмого соседа–финна. Он наделен недюжинным коммерческим талантом… Финн мало способен к торговле и составляет плохую конкуренцию в этом отношении карелу. Называют иногда местного карела (не будь во гневе) евреем севера» [6] . «В обращении карел, – продолжал С.М.Фесвитянинов, – особенно пограничный, вежлив, деликатен… Характер выдержанный, спокойный. Драки и буйства редки и считаются позором». «Местный карел очень любознателен, или, вернее, любопытен и охотник до разного рода слухов и «новостей»… он практичен и идет навстречу нововведениям по агрономии и сельскому хозяйству», – такой вывод сделал автор материала о ребольских карелах [7] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Известный земский учитель П.К.Успенский, много лет проработавший в Олонецком уезде, регулярно печатался в «Вестнике Олонецкого губернского земства». Он выступал не только с этнографическими материалами, но и обсуждал языковые проблемы, поскольку был автором словарей русско–чудского и русско–карельского языка. Так, в материале с названием «Карельский и чудской говор в Олонецкой губернии», Успенский предлагал более активно изучать карельский и вепсский языки в земских школах губернии, особенно в тех местностях, где большинство населения составляли представители этих народов [8] . В статье под названием «Из прошлого» он попытался, используя лингвистический анализ, воссоздать историю древнего народа вепсов, социально–экономическую составляющую жизни вепсов в далеком прошлом. Поводом к написанию статьи послужило то, что автор предложил отрывки из составленного им словаря русско–чудского языка, которые и были приведены в данном материале [9] .

П.К.Успенский сообщал читателям «Вестника…», что «кроме русских и карел, нашу Олонию населяет еще, как известно, и чудь (вепсы) - автор попытался на основании изучения чудского языка, дать картину быта жизни чуди прежде (то есть в глубокой древности)». Основными занятиями вепсов в древности, по мнению П.К.Успенского, были земледелие и промыслы (охота и рыболовство). Относительно занятия торговлей автор сделал категорический вывод о том, что «сами древние чудаки, (т.е. вепсы), не вели торговли», поскольку в вепсском языке отсутствуют соответствующие слова и термины. «В настоящий момент, – констатировал П.К.Успенский, – нет большой разницы в бытовом отношении между русскими, карелами и чудью» [10] . В другом материале под названием «Из карельского края» он рассказывал о карельском селе Ведлозере. «Село сравнительно небольшое, – писал Успенский, – Богатыми крестьянскими постройками не отличается. Есть дома с печами еще старинной кладки без труб: дым уходит в отверстие потолка. Главное занятие земледелие и как подспорье–рыболовство. Для некоторых это промысел. Далеко на промыслы здесь не уходят, за исключением зимних лесных работ своего края» [11] .

Самым значительным этнографическим материалом, появившимся на страницах «Вестника Олонецкого губернского земства» стал весьма объемный, ценный и интересный очерк М.Д.Георгиевского под названием «Карелы», опубликованный в одиннадцати номерах 1908 года [12] . М.Георгиевский – замечательный педагог нашего края, автор–составитель словаря карельского языка, одобренного академиком Ф.Ф.Фортунатовым. В своем исследовании автор основательно рассматривал все стороны жизни карелов на примере жителей с. Святозера, в котором Георгиевский прожил более 20 лет. Он описывает внешний вид карелов, их дома, хозяйственные постройки, хозяйство, обычаи и верования этого народа, отношения в семье, праздники, питание и т.д. В своем очерке М.Д.Георгиевский приводит многочисленные наблюдения повседневной жизни карела, дает яркие бытовые зарисовки, описывает психологические особенности и особенности менталитета карельского народа. Очерк М.Д.Георгиевского «Карелы» по праву может считаться одним из лучших дореволюционных этнографических исследований.

«Карел среднего роста, среднего сложения, – сообщал Георгиевский, – волосы чаще встречаются русые…Глаза серые, синие, редко черные; нос толстый, «картофелиной», борода и усы большей частью, не важные…Одежда карела короткая (точно пиджак) шуба из домашних овчин, штаны, кафтан из домашнего толстого сукна… пиджаки, шапки, фуражки» [13] . «С шарфом или платком на шее карел не расстается, – замечал автор, – на улице, в избе – шарф на шее. За двадцать лет моего пребывания в кареле, я знал только двух–трех крестьян, которые не носили шарфа или платка». «Летом, – отмечал автор, – редко встретишь мужика, у которого были бы одеты штаны. Ссылаясь на «жарко», поголовно все бродят в подштанниках… Девочки, женщины часто тоже ходят в одних рубахах. О прикрытии наготы заботятся не особенно. Не обращая на вас внимания, купаются; придут, если допустите и в баню» [14] .

Говоря об особенностях строительства, автор отмечал, что « постройки карел – дом пятисотенный и четырехстенный… Дома у карел редко утверждаются на фундаменте, хотя камней не оберешься, а на столбах…и не удивительно, поэтому, что дом через 2–3 месяца, смотришь и покривится, кланяется прохожим и проезжим» [15] . Карелы, в отличие от русских, в основном ставили свои дома прямо на землю, не делая никакого фундамента. Основным строительным материалом для построек у карел была сосна, хотя, по меткому замечанию М.Д.Георгиевского «они не брезгуют сунуть и елочку» [16] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

«Карелы очень любят праздники, – сообщал автор очерка, – где бы ни был в деревеньке праздник, гостей наберется множество.…На каждом празднике непременно увидишь на « гулянке» самоварчик, – это готовится сбитень, пить который народ охоч… Нередко для сладости или цвета в сбитень полагают кусочки репы, – этой любимой овощи карел» [17] .

М.Д.Георгиевский обращает внимание и на такую особенность карельского населения: «Карелы говорят почему-то очень громко и непривычного человека этот крик просто поражает, – думаешь спорят. Вслушиваешься, говорят мирно, или что-нибудь рассказывают. Проходя по деревне, можно наслушаться всего. Особенно женский пол любит кричать… Увидишь женщину в позе оратора; она размахивает руками, трясет головой, кричит, а по лавкам сидят две–пять слушательниц. Оказывается – беседа самая мирная» [18] . Думается, что заинтересованный читатель найдет в этом этнографическом очерке еще много сведений о повседневной жизни карельского населения в начале ХХ в.

«Вестник Олонецкого губернского земства» выходил до первого квартала 1918 г. включительно. Революционные потрясения 1917 г. поставили перед земскими учреждениями Олонецкой губернии несвойственную им задачу – вести население в круг политических интересов, партий и движений, удовлетворять политические запросы различных групп населения. После прихода к власти большевиков, «Вестник Олонецкого губернского земства» занимает непримиримую позицию по отношению к новой власти, что и предопределило его дальнейшую судьбу. В начале января 1918 г. «Вестник… »

выразил негативное отношение к общественным переменам в губернии, главным из которых стало признание власти Совета народных комиссаров новым составом губсовета и одобрение им роспуска Учредительного собрания. Постановлением Олонецкого губисполкома от 22 февраля 1918 года Олонецкая губернская земская управа, а также все уездные земские управы были упразднены [19] .

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф