Метки текста:

Зыряне Коми Музейные коллекции Рябининские чтения Экспедиции Этнография

Колчина Е.В. (г.Санкт-Петербург)
Экспедиционно-собирательская деятельность М.А.Браун и её роль в комплектовании коллекций по этнографии Коми VkontakteFacebook

Марина Александровна Браун начала свою работу в музее в качестве научного сотрудника и хранителя фондов Поволжья и Приуралья 28 декабря 1948 г. и работала в этой должности вплоть до выхода на пенсию в феврале 1975 г. За годы экспедиционной работы М.А.Браун побывала в десяти районах Республики Коми, четырех районах Коми–Пермяцкого национального округа и в Афанасьевском районе Кировской области у зюздинских коми–пермяков. За это время она посетила почти полсотни населенных пунктов. Вещевые коллекции, собранные ею, насчитывают около тысячи экспонатов; фотоколлекции – более 700 отпечатков и негативов. Кроме того, исследовательницей был собран великолепный фактологический материал по разным этнографическим темам. Эти сведения зафиксированы в полевых отчетах, хранящихся в архиве музея.

М.А.Браун родилась 2 августа 1909 г. в д.Березовка Мгинского района Ленинградской области в крестьянской семье Федоровых. В 1928 г. уехала в Ленинград. С 1928 по 1930 гг. она училась в школе кройки и шитья, после окончания которой трудилась портнихой в артели. Возможно, этим фактом биографии объясняется ее интерес к изучению народного костюма. Вскоре она вышла замуж за Брауна А.Ф. После рождения в 1932 г. сына она оставила работу в артели и поступила учиться на рабфак Ленинградского государственного университета. Окончив его в 1938 г., М.А.Браун поступила на филологический факультет ЛГУ, где обучалась на кафедре этнографии.

23 июня 1941 г. она сдала последний экзамен за третий курс. Война прервала учебу вплоть до сентября 1945 г. Фактически с начала Великой Отечественной войны – 1 сентября 1941 г., М.А.Браун оказалась на оккупированной территории в родной деревне Березовка. Родители М.А. Браун были казнены фашистами, а она сама с 1942 по 1945 гг. находилась в фашистском лагере на территории Польши. В июне 1945 г. М.А.Браун вернулась на Родину, а в сентябре 1945 продолжила учебу в ЛГУ. Окончив университет в 1948 г., М.А.Браун поступила на работу в Государственный музей этнографии [1] .

По воспоминаниям коллег, М.А.Браун была уникальным хранителем, способным держать в памяти места хранения практически всех экспонатов достаточно объемных (более 15 тысяч экспонатов) фондов Поволжья и Приуралья, Прирожденные способности и энтузиазм истинного полевого собирателя позволяли ей привозить огромные вещевые коллекции, насчитывающие иной раз более 200 экспонатов, включая крупногабаритные предметы, такие как нарты, орудия сельского хозяйства и др. Это вызывает особое уважение, если учитывать характер данных территорий: бездорожье, удаленность от районных центров, суровые природные условия. Поездкам предшествовала скрупулезная подготовительная работа, включающая в себя тщательную разработку маршрутов движения, выверенный план комплектования коллекций.

Толчок целенаправленному и планомерному экспедиционному обследованию районов проживания народов коми дало Всесоюзное этнографическое совещание 1956 г., на котором вновь был поставлен вопрос о необходимости систематического изучения всей территории Советского Союза [2] . Наряду с другими этнографическими учреждениями в осуществление этой задачи включился и Государственный музей этнографии. Семилетним планом работы музея были предусмотрены экспедиции в первую очередь в те районы, которые не были исследованы этнографами ранее. Существенные пробелы отмечались и в коллекциях по этнографии народов коми [3] . В 1958 г. в плане отдела Поволжья и Приуралья, которым с 1944 г. руководила замечательный этнограф, опытнейший «полевик» Т.А.Крюкова [4] , появляется пункт о необходимости полевого обследования всех районов расселения народов коми (зыряне, ижемцы, пермяки).[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Начало экспедиционной деятельности М.А.Браун положила рекогносцировочная поездка в августе 1959 г. в Ижемский, Усть–Цилемский, Сыктывдвинский районы.

Сбор вещевого материала осуществлялся по следующим разделам: Земледелие; Охота; Рыболовство; Оленеводство; Домашние промыслы (мужские – изготовление гребней, веретен и др.); Отхожие промыслы (мужские – брусяно–точильный, лесозаготовительный и др.); Домашние женские занятия (прядение и ткачество, изготовление поясов, вязание из шерсти и др.); Одежда, головные уборы, обувь; Предметы убранства жилища и домашняя утварь; Предметы воспитания детей; Предметы /Образцы народного изобразительного искусства и др.

Следует заметить, что в условиях нехватки вещевого материала для создания выставок и экспозиций каждый приобретенный предмет имел исключительное значение. Вместе с тем выделялись наиболее интересные экспонаты по каждому разделу. В их числе деревянные сохи пу гор конца ХIХ–ХХ вв., борона пу гас столетней давности, другие орудия обработки земли, обмолота, очистки зерна и др. Особый интерес среди этих предметов представляют вилы для «нарывания» навоза – лебен, имеющее вид деревянной лопаты с заостренным концом. «Очевидно, – отмечает в своем отчете М.А.Браун, – это орудие широко употреблялось на грани ХVIII–ХIХ вв., позднее на смену ему пришли двурогие железные вилы на деревянной рукоятке, имеющее тоже название лебен. В начале ХХ в. появились металлические трех–и четырехрогие вилы, которые применяются до настоящего времени» [5] .

Важным приобретением для музейного собрания явились пережившие три поколения охотничьи сани–норт, в которые охотник впрягался сам, уходя на осенне–зимний промысел, предметы промыслового снаряжения: особые накидки лузаны, обувь охотника ныра ком, приспособленная для ходьбы на лыжах и др. Весьма ценными экспонатами стали полная упряжь для трех оленей, женские нарты, люлька потан с постелью из мха и оленьего меха, детская малица, датируемая серединой ХIХ в. и другие предметы, связанные с воспитанием детей; зимняя одежда оленеводов, различные предметы быта оленеводов: деревянная посуда ташти, меховые мешки падко, сумки тучу, лубяные короба куд. В ходе экспедиции был изучен процесс изготовления одежды из шкур оленя, производилась фото–и киносъемка (РЭМ, кол. №Ф374/9136). Исключительный интерес представляет единственный в собрании музея станок для изготовления гребней из костей животных, чаще из оленьего рога сынан кырлавны ставина, датируемый началом ХIХ в. Особого внимания заслуживают составленные М.А.Браун научные описания привозимых коллекций. В качестве примера, позволяющего оценить источниковедческий опыт исследователя, можно привести описание уже названного выше приспособления для изготовления костяных гребней: «7307–135/а,б. Сынан кырлавны ставина – станок для изготовления гребней из кости животного (см. колл. №1001-75), сделан из цельного куска дерева; верхняя вертикальная часть из ствола, нижняя горизонтальная – из корня. Имеет форму небольшой прялки, к верхней внутренней части которой прикреплена при помощи двух металлических пластинок и свободно вращающихся болтов деревянная небольшая (дл.20 см, шир.0,5 см) накладка лопатовидной формы. В щель между станком и накладкой вставлялась костяная пластинка, которая зажималась клином, сильно заостренным с одного конца. При помощи специальной пилки (см. кол.4466-19)на костяной пластинке нарезались зубья гребня. Датируется: первая четв.ХIХ в. Коми АССР, Удорский р-н, с.Кослан. Коми /зыряне/» [6] . Безусловно ценным приобретением для Музея этнографии являлся полный комплект женской старинной праздничной и свадебной одежды (РЭМ, кол. №7191/7–11, №7192/1–9). Особенно интересна одежда ижемской невесты, включающая костюм просватанной девушки; костюм невесты, который надевали в бане накануне переезда в дом жениха; одежда молодой – ичмонь, в которую ее одевали перед венцом; костюм, надеваемый на третий день свадьбы.

На основе коллекций приобретенных М.А.Браун, была построена выставка: «Народы коми ХIХ–ХХ вв.», проведены исследования по темам «Жилище коми–зырян ХIХ–ХХ вв.», «Черты общности в одежде коми, русских и карел», «Изобразительное искусство народов коми», подготовлено и прочитано 10 научных докладов. Следует отметить, что разделы современной экспозиции РЭМ «Народы Поволжья и Приуралья в кон.ХIХ - нач.ХХ вв.», посвященные этнографии народов коми, составлены по большей части из экспонатов, приобретенных М.А.Браун.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Краткие итоги поездок за период 1959–1968 гг. М.А.Браун подводит в своем докладе «Изучение народной одежды коми в советское время», тезисы которого были опубликованы в сборнике «Ленинская национальная политика в действии». В этом докладе исследовательница объясняет, почему особое внимание она уделяла изучению народного костюма. Это было связано и с тем, что коллекции по народной одежде «имели существенные пробелы… Первые экспедиции советских лет (20-е–30-е гг.) из–за бездорожья края осуществлялись лишь по одному маршруту – по р.Вычегде, собирательская работа проводилась в основном в прибрежных селениях Верхней Вычегды и частично Печоры. Вся остальная территория оставалась музеем не обследованной. За период 1959–68 гг. обследованы все основные районы расселения коми, начато изучение поселений народов коми в Кировской и Пермской областях, Ненецком и Ямало–Ненецком национальных округах. Экспедициями было приобретено около 2-х тысяч этнографических предметов, характеризующих хозяйство, быт и культуру народов коми ХIХ–ХХ вв., собрано более 60 костюмных комплексов» [7] .

Последними командировками М.А.Браун были поездка в 1969 г. в Афанасьевский район Кировской области и поездка в 1973 г. в г.Кудымкар. Несмотря на краткосрочность командировок, каждая из них была отмечена приобретением небольшого количества экспонатов.

Еще одним аспектом экспедиционной деятельности М.А. Браун была работа по оказанию профессиональной помощи сотрудникам местных музеев. Эта помощь заключалась в проведении консультаций по вопросам методики полевых исследований, в том числе в ходе совместных экспедиций, по составлению научных описаний музейных коллекций, по их классификации и датировке, по выставочной и учетно–хранительской работе. Участвовала она и в создании музея в Шушенском. За участие в строительстве музея–заповедника «Сибирская ссылка В.И.Ленина», а аткже в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина, М.А.Браун была награждена медалью «За добросовестный труд».

Экспедиционные привозы и научные исследования М.А.Браун по этнографии народов коми – это огромный вклад в собрание Российского этнографического музея и неотъемлемая часть коллекций Национального музея Республики Коми и Краеведческого музея города Кудымкар.

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф