Метки текста:

Олонецкая губерния Петрозаводск Пудож Рябининские чтения Церковь

Кораблев Н.А. (г.Петрозаводск)
Традиции предпринимательской благотворительности в Олонецкой губернии (вторая половина XIX - начало XX в.) VkontakteFacebook

Благотворительность являлась неотъемлемой частью общественной жизни российского торгово–промышленного класса второй половины XIX – начала XX вв. Это было характерно как для столиц, так и для провинции, в том числе для Олонецкого края. Побудительными мотивами благих деяний служили и традиционные установки православия о необходимости делиться нажитым добром с нуждающимися, и стремление поднять личный престиж (крупные пожертвования отмечались правительственными наградами, вызывали признательность и благодарность сограждан), и любовь к малой родине.

Одним из ведущих направлений благотворительности были вклады на храмостроительство, на нужды приходов и монастырей, что определялось искренним религиозным чувством, свойственным в ту пору большинству представителей делового мира. В Олонии, например, массовый характер носили пожертвования купечества и торгующих крестьян на возведение в 1860–1872 гг. главного храма края – Святодуховского кафедрального собора в Петрозаводске. Наибольшую сумму – 7 тыс. руб. внес хлеботорговец Г.М.Сывороткин [1] . При постройке в 1877 г. Екатерининской церкви на Неглинском кладбище Петрозаводска почти половину требовавшихся средств (3 тыс. из 7 тыс. руб.) пожертвовал купец Е.Г.Софушкин, у которого на этом кладбище покоились жена и дочь.

К числу самых крупных благотворителей на религиозные цели по праву можно отнести пудожского купца И.И.Малокрошечного. В 1863 г. он пожертвовал 10 тыс. руб. на возрождение закрытого в 1787 г. древнего Муромского монастыря. Мысль о возрождении местной святыни ему подал архиепископ Венедикт, который выражал глубокое сожаление, что «при гробах преподобных Лазаря и Афанасия (основатели монастыря. – Н.К.)… не может каждодневно отправляться божественная служба». Благодаря Малокрошечному деятельность обители была возобновлена с назначением 7 монахов [2] .

Наследник И.И.Малокрошечного, его зять А.П.Базегский, продолжал опекать Муромский монастырь и затратил до 10 тыс. руб. на отделку церквей и устройство ограды в обители. В 1890 г. он осуществил реконструкцию Троицкого собора в Пудоже. Храм был расширен и к нему пристроена колокольня [3] . Верность семейным традициям сохранил и сын А.П.Базегского Николай Александрович, который в 1902 г. в память об отце близ места его последнего упокоения соорудил каменную Александро–Невскую кладбищенскую церковь [4] .

Неустанно заботился о храмах родного города олонецкий купец В.Ф.Кузнецов. Его «тщанием» в 1856 г. была возобновлена древняя церковь Николая Чудотворца, а в 1862 г. капитально отремонтирована Успенская кладбищенская церковь, на что ушло 3,5 тыс. руб. В 1873 г. купец вызолотил иконостасы в соборе Смоленской Божьей матери. Треть состояния (7,8 тыс. руб.) В.Ф.Кузнецов завещал церквям и монастырям Олонии. [5] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

К числу виднейших религиозных благотворителей следует отнести и лесопромышленника из с. Ладва В.Ф.Кипрушкина. В 1891–1894 гг. в местечке Борки близ Ладвы он на свои деньги построил храм во имя св. Кирика и Иулитты, а в 1901 г. выделил 11,5 тыс. руб. на открытие при храме женской монашеской общины [6] . В 1903 г. В.Ф.Кипрушкин подарил общине, преобразованной в монастырь, 18 десятин сельхозугодий. Перед кончиной в 1904 г. благодетель завещал монастырю еще 27 тыс. руб. Кроме того, он предназначил 5 тыс. руб. для других монастырей Олонецкой епархии и церквей с.Ладвы. Правда, после уплаты долгов, получателям наследства досталось лишь около половины назначенных денег. Тем не менее сумма последнего пожертвования В.Ф.Кипрушкина оказалась весомой – более 15 тыс. руб. [7] .

Важным направлением частной благотворительности являлась поддержка сирот, инвалидов, стариков и других социально незащищенных групп. Наиболее действенными акциями в данном направлении стали организация приютов и богаделен. Первый в крае детский приют – Николаевский – создал в 1849 г. в Петрозаводске купец М.П.Пименов. Учреждение имело дневное отделение на 20 детей обоего пола, и ночлежное – для 10 девочек. [8] Дети обучались грамоте, церковной истории и пению. Девочек учили также рукоделиям, а мальчиков – основам ремесел. С 1869 г. приют стал закрытым воспитательным учреждением для девочек–сирот в возрасте от 5 до 16 лет. Обучение теперь велось по программе начальной школы. В 1897 г. при приюте открылась модная мастерская. Число воспитанниц в 1870–1880-е гг. составляло до 60, а позднее – до 90 человек. Функционировало попечительство, которое в разное время возглавляли купцы Е.Г.Пименов, И.Ф.Тихонов, Н.П.Серого, Г.Е.Пименов и др. До 1862 г. приют содержался на средства М.П.Пименова. Затем финансирование осуществлялось за счет пособий от земства и процентов с капитала, сложившегося из взносов попечителей [9] .

В 1903 г. по инициативе губернаторши А.В.Протасьевой в Петрозаводске возник приют для мальчиков–сирот от 4 до 15 лет. Он был создан на проценты из капитала в 16 тыс. руб., образовавшегося из пожертвований. Главную лепту в 10,5 тыс. руб. внес пудожский купец Н.А.Базегский. Число пансионеров составляло до 40 человек. Дети проходили программу начальной школы и обучались столярному, сапожному и переплетному делу [10] . Благотворительная и коммерческая деятельность Н.А.Базегского была отмечена четырьмя орденами. 

По сравнению с купцами I гильдии М.П.Пименовым и Н.А.Базегским, петрозаводчанин Н.М.Беляев, содержавший меблированные комнаты, обладал более скромным состоянием, но также вписал свое имя в число виднейших благотворителей Олонии. Незадолго до кончины он все свои сбережения и недвижимость завещал на создание приюта для слепых. Учреждение было открыто в годовщину смерти благотворителя – 3 ноября 1913 г. В приюте, смотрителем которого стал врач И.Шехман, нашли пристанище, уход и медицинскую помощь первые обитательницы – четыре слепые старушки [11] .

В г.Пудоже с 1867 г. на проценты с капитала в 31 тыс. руб., пожертвованного И.И.Малокрошечным, действовала частная богадельня, где призревалось до 30 престарелых жителей. После смерти благотворителя в 1870 г. ею заведовало попечительство, возглавлявшееся А.П. и Н.А. Базегскими.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Частым явлением были разовые пожертвования в пользу нуждающихся по праздничным датам, или, напротив, по случаю бедствий, а порой, и без особых на то поводов. Неоднократно погашали недоимки за неимущих сограждан городские головы из купцов М.П. и Е.Г. Пименовы, Г.М.Сывороткин (Петрозаводск), В.Ф.Кузнецов (Олонец), И.И.Малокрошечный (Пудож). Купец М.Н.Пикин несколько раз в год устраивал бесплатные обеды для нищих. Лесопромышленник из с.Важины С.С.Буравов в 1877 г. передал 2 тыс. руб. руководству епархии для раздачи бедным духовного звания. В неурожайные 1891–1892 гг. 20 тыс. руб. выделил на нужды бедняков А.П.Базегский [12] . И подобных примеров немало.

Для многих представителей деловых кругов не были чужды интересы развития просвещения и культуры. Так, лесопромышленник из д.Трешкина Горка Ладвинской волости И.Ф.Кипрушкин построил на свои средства здание для училища в с.Ладва; владелец Кумсинской лесопильни Ф.П. Захарьев – дома для больницы и земской школы в с. Толвуя; торгующий крестьянин из Фоймогубы А.Д.Изотов – здание для школы в своем селе [13] . Некоторые предприниматели учреждали стипендии для учащихся. Так, И.Малокрошечный создал фонд в 5 тыс. руб. для выплаты 10 стипендий беднейшим ученицам Петрозаводской женской гимназии. Более скромное, но весьма значимое для земляков – жителей карельских волостей Повенецкого уезда – пожертвование сделал торгующий крестьянин д.Лахта К.В.Кузнецов. Он внес 300 руб. на учреждение двух стипендий в Ругозерской школе для лучших учеников из «недостаточных поселян» [14] .

Довольно массовый характер приобрело попечительство над учебными заведениями. Так, из 37 почетных попечителей земских училищ Петрозаводского уезда в начале 1910-х гг. подавляющее большинство составляли предприниматели [15] . Некоторые из попечителей ограничивались уплатой в пользу учебного заведения обязательного взноса от 10 до 100 руб. в год. Конечно, и эти деньги при скромных школьных бюджетах не были лишними. Но среди попечителей было немало и таких людей, которые выступали подлинными ревнителями просвещения. Так, лесопромышленник И.А.Попов, состоя 20 лет попечителем Остречинского училища, помимо уплаты обязательных взносов, выписывал детские издания, педагогические журналы для учителей, покупал ученикам гостинцы, организовывал ремонтные работы. За помощь училищу он был награжден двумя медалями [16] . Про попечителя школы в с.Тивдия петрозаводского купца Я.М.Румянцева училищный инспектор говорил в отчете, что он «кроме ежегодных взносов… жертвует книги и учебные пособия, средствами его поддерживается ученическая библиотека, неимущих учеников снабжает платьем и обувью…» [17]

О живом участии в школьных делах свидетельствует и письмо попечителя Загубского и Слободского училищ Толвуйской волости, лесопромышленника из д.Масельгская Гора И.В Захарьева к инспектору народных училищ С.А.Лосеву от 17 января 1907 г. И.В.Захарьев писал: «Относительно библиотеки. Прошу Вас дать адрес моему брату, который вышлет нам из Петербурга каталог, где приобрести нам книги. Прошу Вас еще раз похлопотать и пожаловать к нам, посмотреть и открыть библиотеку. 27 декабря была елка в Толвуйском училище для учеников Слободского училища. Приношу большую благодарность учителю… Не предполагал, что так хорошо могут приготовить детей… Не я один, а сотни зрителей остались в восторге» [18] .

Благотворительная деятельность осуществлялась предпринимателями не только путем частных пожертвований, но и в форме участия в общественных организациях по оказанию помощи нуждающимся. Наиболее крупным из них в крае являлось Петрозаводское благотворительное общество, основанное в 1865 г. и насчитывавшее до 150–200 членов. Активнейшими его участниками выступали крупные представители делового мира Олонии – петрозаводские купцы Леймановы, Пименовы, Пикины, Н.П.Серого, Г.М.Сывороткин, С.А. Тиккоев, лесопромышленники из Заонежья Захарьевы, пудожанин Н.А.Базегский и др. Средства общества складывались из членских взносов и пожертвований, пособий от учреждений. Оно оказывало помощь нуждающимся горожанам деньгами и вещами, оплачивало учебу детей из неимущих семей в начальных школах. В неурожайные годы Благотворительное общество открывало бесплатную столовую. Продукты для нее по удешевленной цене поставляли купцы Е.Г.Пименов, Н.Ф. и М.Н. Пикины. Общество построило и содержало театральное здание, где проходили спектакли и концерты местных любителей и заезжих профессиональных трупп [19] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Таким образом, активно выступая на ниве благотворительности, местные предприниматели вносили значительный вклад в развитие духовной и социальной сферы жизни Олонецкого края.

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф