Метки текста:

Заонежье Петрозаводск Рябининские чтения

Мошина Т.А. (г.Петрозаводск)
Заонежанин Лысанов – предприниматель, общественный деятель, изобретатель, знаток и популяризатор культуры VkontakteFacebook

Василий Дмитриевич Лысанов, уроженец деревни Лонгасовской Сенногубского погоста, вошел в историю Карелии не только как один из петрозаводских городских голов, но и как исследователь и знаток народного творчества, меценат, изобретатель.

В.Д.Лысанов родился 30 января (по старому стилю) 1857 г. в деревне Лонгасы (Сергеевской) Сенногубского погоста [1] . Его отец Дмитрий Петрович Лысанов (1827–1897) происходил из горнозаводских крестьян, имел большое хозяйство, занимался земледелием, обработкой кож, торговлей. За изделия из кожи он был отмечен Бронзовой медалью Всероссийской промышленной и художественной выставки (Нижний Новгород, 1896 г.). Он был грамотным, пользовался авторитетом среди односельчан: четверть века прослужил волостным писарем, избирался старшиной, земским гласным, председателем Петрозаводской земской управы. Он был знаком с губернаторами, чиновниками губернской канцелярии [2] . По просьбе П.Н.Рыбникова в 1860–1861 гг. Дмитрий Лысанов записывал тексты былин от своих земляков–сказителей Андрея Сорокина (тексты былин «Грозный царь Иван Васильевич», «Ставер Годинович», «Соловей Будимирович») и Андрея Сарафанова (тексты былины «Хотен Блудович») [3] .

Жизнь Василия Лысанова была связана с Петрозаводском. Он построил одноэтажный деревянный дом на Святнаволоцкой улице (ныне ул. Ленина), первым среди предпринимателей приобрел грузовой пароход «Три святителя», несколько барж и вел торговлю мукой, хлебом, позже строительными материалами. В Петербурге у него со временем появилась своя пристань со складом, кожевенные заводы – в пригороде Петрозаводска и в Тверской губернии, лавки и магазины – в Петрозаводске, Вознесенье, Янишполе, Шелтозере.

Предприимчивый, энергичный, широко мыслящий, В.Д.Лысанов стоял у истоков многих начинаний в городе. Он был одним из инициаторов создания Городского общественного банка, спичечной фабрики «Огонек», «Онежского пароходного общества», пивного завода «Олония».

Современники его называли «пионером» по приобретению грузовых пароходов. Он так успешно перевозил грузы на своем пароходе «Три Святителя», что через три года стал получать хорошие прибыли и начал хлопотать об организации пароходства с участием олонецких купцов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1906 г. в составе депутации Василий Лысанов, вероятно, первым из заонежан, побывал в Лондоне, где заключал договор на постройку пароходов для «Онежского пароходного общества». Пароходы «Петр» и «Павел» в первую же навигацию получили повреждения и были отправлены на ремонт в Петербург. Очевидец писал: «Лысанов не упал духом.. При его энергии пароходы были вновь поставлены на линию, … общество окрепло и стало получать ежегодно не менее 12% дивидентов и имело солидный оборотный капитал». Правление шло навстречу пожеланиям Общества олончан и предоставляло неимущим олончанам скидки на проезд [4] .

В.Д.Лысанов обладал и теоретическими знаниями в области сельскохозяйственной техники, судостроения и судовождения, публиковал статьи в «Олонецких губернских ведомостях».

В.Д.Лысанов, единственный среди петрозаводских городских голов, проявил себя и как изобретатель. В августе 1884 г. он представил для обозрения просвещенных горожан ветряной двигатель собственной конструкции, крылья которого были выполнены из парусины, а не из досок, как в американских образцах. Автоматический регулирующий прибор имел оригинальное устройство. Профессор Санкт–Петербургского Политехнического института В.Л.Кирпичев, ознакомившись с двигателем, оценил его весьма положительно и написал в отзыве так: «проект производит приятное впечатление», а механика–самоучку охарактеризовал как человека «больших способностей», «труды которого заслуживают особого внимания» [5] .

В.Д.Лысанов в течение жизни занимал выборные должности: члена разных присутствий, земского гласного и гласного городской думы. С 1910 по 1913 гг. он был городским головой [6] .

Городская Дума под руководством В.Д.Лысанова решала самые разные вопросы. При нем началась электрификация города, рассматривались вопросы о постройке железной дороги, был углублен фарватер у городской пристани, устроена купальня у плотины, выделены средства для покупки моторной лодки для спасательной станции, учрежден ночлежный дом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Под руководством В.Д.Лысанова организовывалось торжественное празднование юбилейных дат: 100-летия Бородинской битвы, 300-летия царствования Дома Романовых. Так, в память 100-летия войны 1812 г. дума учредила шесть именных стипендий при Городском и Техническом училищах для обучения детей из бедных семей. В память 300-летия празднования царствования Дома Романовых дума открыла столовую для бедных, организовала раздачу брошюры «300 лет. Россия под скипетром Романовых» и др.

Василий Лысанов был известным в губернии меценатом. Долгие годы он был, как и его отец, почетным блюстителем Сенногубского училища и жертвовал средства на ремонт и расширение здания, на устройство детских праздников, приобретение учебных пособий. Школьной библиотеке им были подарены комплекты журналов «Русская школа», «Родник», «Воспитание и обучение». Вместе с другими купцами, уроженцами Заонежья, он учредил в Сенной Губе избу–читальню и выделил для нее помещение в своем доме.

В.Д.Лысанов входил в состав Губернского попечительства детских приютов, в попечительство о слепых, в попечительства при Кафедральном, Свято–Духовском соборах и церкви при Олонецкой духовной семинарии. Он также опекал Шелтозерское училище, много делал для ремонта, строительства церковных и училищных зданий, содержал на свои деньги стипендиатов в приюте мальчиков. За свою усердную и многополезную деятельность В.Д.Лысанов был награжден Серебряной и Золотой медалями на Станиславовой ленте и Золотой медалью на Александровской ленте, медалью в память 100–летия Отечественной войны 1812 г. [7] .

От отца, волостного писаря, знатока и пропагандиста культуры Заонежья, В.Д.Лысанов унаследовал любовь к народному творчеству: он собирал старинные книги, был знатоком традиций и фольклора своей «малой родины». Он был действительным членом Губернского статистического комитета, Общества изучения Олонецкой губернии, созданного по инициативе вице–губернатора А.Ф.Шидловского. Лысанов передал несколько рукописей из своего собрания в фонды Олонецкого церковного древлехранилища.

Как любитель старины и пропагандист родного Заонежья, В.Д.Лысанов откликнулся и на просьбу оргкомитета по проведению Первой Международной выставки исторического, современного и этнографического костюмов и их принадлежностей (1902–1903, Санкт–Петербург, Таврический дворец). На выставку он передал полный праздничный наряд заонежской крестьянки, принадлежавший его семье. По его просьбе костюм был подготовлен к экспонированию одним из его земляков, проживавшим в Петербурге, и выставлен на специальном манекене, изготовленном на средства Статистического комитета. Костюм был отмечен среди лучших экспонатов выставки. Его даже хотели приобрести для столичного музея [8] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Свои знания о культуре Заонежья В.Д.Лысанов обобщил в книге «Досюльная свадьба, песни, игры и танцы в Заонежье» (Петрозаводск, 1916). Во вступительной статье и комментариях к книге В.Д.Лысанов ссылается на труды известных исследователей В.А.Дашкова, Ф.М.Истомина и Г.О.Дютша, упоминает книгу архиепископа Гермогена «Житейское море». При этом у него нет слепого преклонения перед авторитетами: он критикует П.Н.Рыбникова, который, по словам В.Д.Лысанова, «неверно описал костюмы, в которых ездили зимой на беседы», а Ф.М.Истомина и Г.О.Дютша в «искажении мелодий заонежских песен».

Достоинством книги Лысанова является то, что он представил всю свадьбу (выбор невесты, сватовство, вечер у невесты, приезд вершников к невесте, отдание девичьей воли, свадебный стол) в виде полноценной пьесы: с колоритными действующими лицами: колдун, крестный отец, родня молодых и их друзья и односельчане (поезжане, вершники, брюдьги, рожницы, приставники). Каждый имеет свой характер, манеру говорить, одежду.

Лысанов называет Трофима Рябинина «лучшим нашим сказителем» и цитирует строки из былины, записанной от него, строчки об обычном в старые времена замужестве: «Поневоли родители женитися. Они взяли во месте во богатоем; хоть приданого-то много – человек худой. Цветное-то платьице на грядочки висит, а худая-то жена на ручке спит».

Приводит много поговорок, образных заонежских выражений, характеризующих говор и привычки местных жителей, например: Где зять в гостях, тут значит в подворотню пихайся; В своей деревне жениться — соседа потеряешь, а родни не видаешь; С девками про сено да овес не говорят, а про смешное да забавное; В которой деревне ригач много – крестьяне хлебные, баен много – крестьяне сдорные.

Дает характеристику ленивых невест: На овине не бывала и сена не кашивала, Третью зиму с одними пялами по гостям ездит, да по беседам ходит, а также и трудолюбивых: С осени репа, а смолоду баба, Дорогая лежит, а дешевая бежит.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Упоминает свадебные приметы заонежан. Так, было принято перед поездкой к родителям будущей невесты свату в заднюю тресту (полу) верхней одежды закалывать булавки, а жениху класть в карман материнский повойник. С собой брали колокольчики, которые после удачного сватовства привязывали к дуге. Случалось, что свататься ездили в несколько домов: сват приговаривал, отправляясь в дорогу: «Борода моя шелковая, что с тобой сегодня будет?», так как в Заонежье существовал обычай – сватов, которым не удавалось уговорить родителей девушек, катали на бороне по деревне или обливали опарой из кадушки.

Из разговоров во время сватовства, приведенных В.Д.Лысановым, можно узнать о распространенном в Заонежье отходничестве («Теперь деньги дорогие, а у нас бурлака в Питере нет». Из столицы привозили штоф на шубы, меха на воротники), о Шунгских ярмарках, где покупали башмачки для невест, и о том, что среди родни были приверженцы старой веры (крестный отец невесты любил в молодости «ходить в шестерку», т.е. танцевать, за что и получил от большака наказание : должен был класть по 100 поклонов ежедневно).

Лысанов описывает состав приданого (корова, овцы, шуба штофная, жемчужные поднизь и серьги, 6 станушек с рукавами, прошивками), дары родне жениха (свекру – кумачную и ситцевую рубахи, настилальники; свекрови – 4 станушки, платок, отрез сатина; золовкам – по рубахе, платку, рукава; зятьям – по утиральнику). Такое приданое и дары надо было готовить заранее, поэтому девочки в Заонежье садилась за прялку рано в 6 лет.

Книга содержит тексты обрядовых песен, причетей, которые исполнялись во время подготовки и празднования свадьбы. Песни были записаны с голоса самого В.Д.Лысанова преподавателем Петрозаводского духовного училища А.П.Максимовым, обучавшимся в регентском классе Придворной капеллы в Петербурге. Лысанов называет эти песни «трогательными и красивыми» и пишет, что «песня для русского народа – это история его жизни. Старинная песня … в своем раздолье будит в вас патриотизм…».

Книга проиллюстрирована фотографиями старинных домов и жителей Заонежья в праздничных нарядах, среди которых, наверняка были и родственники автора. До сих пор к этому изданию обращаются специалисты, краеведы, уроженцы Заонежья.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В.Д.Лысанов был женат на Прасковье Петровне (1865–17.10.1912), дочери повенецкого купца П.Ф.Захарьева. У супругов было много детей, умерших в младенчестве. О судьбе сына Петра (р.1899) и дочери Александры (р. 1900) ничего неизвестно.

Имя В.Д.Лысанова упоминается среди жителей города по переписи 1926 года. Его нет среди репрессированных горожан. В Архиве ЗАГС нет сведений о смерти Лысанова. Возможно, он умер в Сенной Губе и похоронен там или рядом с супругой на Неглинском кладбище. Ее могилу с гранитным памятником до сих пор можно увидеть рядом с церковью, для которой В.Д.Лысанов много сделал, как активный прихожанин и благотворитель.

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф