Метки текста:

Заонежье Карелия Рябининские чтения Церковь

Намятова Е.С. (г.Петрозаводск)
Церковная благотворительность в Заонежье в XIX в. (по данным церковных ведомостей) VkontakteFacebook

Благотворительность в дореволюционной России играла важную роль в различных сферах общественной жизни, в том числе религиозной.

Одним из источников по изучению благотворительности в пользу церкви являются «ведомости о церквях» (клировые ведомости), в которых не только отражены год постройки и описание церквей, приводятся сведения о наличии часовен, церковно–приходских школ, «школ грамоты», о составе причта, но и, что важно, имеются данные о лицах, на чьи средства была построена церковь, осуществлялся ремонт. Особый интерес представляют сведения о конкретных людях, которые выделяли деньги на поддержку церкви.

На основании ведомостей о церквях за 1883 г. можно представить картину строительства церквей и часовен в XIX в. в Заонежье (сведений о строительстве церквей и часовен в Яндомозерском приходе в XIX в. нет) [1] .

ПриходНазвание церкви или местонахождение часовниКогда и кем построена
КузарандскийПриписная церковь в д.Вырозеро1864 г., «тщанием прихожан с помощью доброхотных дателей»
Часовня при д.Римской1860 г.
Часовня при д.ИгумновскойОколо 1800 г., «жителями сей деревни»
Часовня при д.Широкопольской1800 г., «жителями сей деревни»
ТолвуйскийСв.Троицы1848 г., «тщанием крестьянина Петра Захарьева при пособии приходских людей» [2]
Св.великомученика Георгия1876 г., «усердием братьев Феодора, Дмитрия и Василия Захарьевых»
Приписная церковь в д.Пидмозере1868 г., «усердием местных жителей и сторонних благотворителей»
Часовня при д.Салосалмской1820 г.
Часовня при д.Заречье1800 г.
Часовня при д.Лебещинской1805 г.
Часовня при д.Юлмаки1810 г.
Часовня при д.Шитики 1878 г., «тщанием крестьянина той же деревни Михаила Феодорова Коробочкина»
КижскийПриписная церковь в д.Сибовской 1865 г., «тщанием жителей той деревни»
СенногубскийСвятого и чудотворца Николая1810 г., «тщанием прихожан и доброхотных дателей»
Тихвинской Божьей Матери1848 г., «тщанием прихожан и доброхотных дателей»
Приписная церковь в д.Конда1862 г., «тщанием прихожан той деревни и доброхотных дателей»
ВеликогубскийАлексея Человека Божия1867 г., «старанием местного настоятеля (священник Темномеров Михаил Агеев), при содействии прихожан и других сторонних благотворителей»
ТипиницийПриписная церковь в д.Полевской1863 г.
Часовня при д. Корытовской1883 г., «жителями сей деревни»
КосмозерскийПриписная церковь в Карасозерском погосте1868 г., «на доброхотные подаяния»
Часовня при д. Мимозере1871 г., «жителями селения»
Часовня при д.Новинка1847 г., «жителями сей деревни»
ФоймогубскийУспения пресвятой богородицы1876 г.
Часовня при д.Шильти1833 г., «крестьянами сей деревни»
ВырозерскийЧасовня при д.Широкопольской1800 г.
ШуньгскийБлаговещения Пресвятой Богородицы1816 г., «тщанием священно-церковнослужителей и прихожан на церковную сумму»
Приписная церковь Богоявления Господня1833 г., «на церковную сумму»
Часовня в самом погосте1814 г.
Часовня при д.Тимоховой1814 г.
Часовня при д.Хариной1821 г.
Часовня при д.Тугариновой1816 г.
Часовня при д.Горах1800 г.
Часовня при д.Саловаровой1870 г.

Таким образом, имеются лишь редкие указания имен людей, на чьи средства были построены церкви. Примечателен в этом отношении Толвуйский приход, в состав которого входили две церкви: Святой Троицы и Святого великомученика Георгия. В ведомостях о церкви за 1851 г. сказано, что первая из них построена в 1848 г. (на месте старой, построенной еще в 1798 г.) «тщанием» крестьянина Петра Захарьева при «пособии приходских людей». Интересно, что в ведомости о церкви за 1883 г. его имя не указано, а лишь «усердием прихожан». Вторая церковь построена в 1876 г. братьями Феодором, Дмитрием и Василием Захарьевыми, вместо церкви, построенной в 1751 г. Имеются сведения и относительно приписной церкви Святого великомученика Дмитрия Солунского в д.Пидмозере. Церковь была устроена из часовни чрез пристройку к ней алтаря усердием местных жителей и сторонних благотворителей. В 1872 г. «усердием крестьян Толвуйского прихода братьев Захарьевых обшита тесом и окрашена снаружи белилами» [3] . В том же Толвуйском приходе часовня в деревне Шитики в честь Преподобного Варлаама Хутынского построена в 1878 г. тщанием крестьянина той же деревни Михаила Феодоровича Коробочкина [4] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В отношении Сенногубского прихода имеются сведения лишь о часовне во имя Преподобного Александра Свирского при деревне Гарнице, которая была построена крестьянином той же деревни Григорьем Ивановым Вотоевым «неизвестно с чьего разрешения» [5] , однако отсутствует информация о годе постройки.

В ведомостях о церквях Великогубского прихода встречаем иной вариант. А именно, церковь Преподобного Алексея Человека Божия была построена в 1867 г. «старанием местного настоятеля при содействии прихожан и других сторонних благотворителей». На тот момент настоятелем Великогубского прихода был священник Михаил Аггеев Темномеров.

Таким образом, в ведомостях о церквях Заонежья имеются лишь редкие упоминания о лицах, жертвовавших на церковное строительство, тем ценнее скудные сведения, содержащиеся в этом источника.

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф