Метки текста:

Живопись Музейные коллекции Рябининские чтения Саамы Фотографии Экспедиции Этнография

Чувьюров А.А. (г.Санкт-Петербург)
В.А.Плотников – художник, собиратель VkontakteFacebook

Примечательной особенностью первых лет собирательской работы (1902–1910-е гг.) Этнографического отдела Русского музея (ЭО РМ) является привлечение к сбору этнографических материалов корреспондентов из числа местной интеллигенции: священников, учителей и т.д. [1] Такое положение вещей объясняется тем, что штат Этнографического отдела в первые годы своего существования включал четырех сотрудников и, естественно, был не в состоянии охватить собирательской деятельностью всю Российскую империю [2] .

Активное участие в комплектовании этнографических коллекций ЭО РМ принимали также многие известные художники – И.Я.Билибин, С.М.Дудин, И.А.Гальнбек, Р.Г.Зариньш и др.

В числе художников, в различные годы сотрудничавших с ЭО РМ, был также Владимир Александрович Плотников (1866–1917), внесший значительный вклад в комплектование дореволюционных коллекций по русским, коми–пермякам и саамам. Он родился в 1866 г. в Перми в семье бухгалтера. Его мать была дочерью известного иконописца Ивана Бабина, а ближайшими его родственниками были выпускники Петербургской Академии художеств, имеющие звания профессора и академика, — Василий и Петр Верещагины. При поддержке профессора В.П.Верещагина, преподававшего композицию и живопись, он в 1891 г. поступил учиться в Академию художеств, которую закончил в 1897 г. Темой его творчества стала русская старина, привлекавшая внимание в то время многих известных мастеров [3] .

С 1903 г. В.А.Плотников стал ежегодно совершать поездки по России, чтобы, как он пишет в одном из писем ЭО РМ, «увековечить те памятники, которые, представляют несомненный художественный интерес, и которых еще не настигла рука вандала–разрушителя» [4] .

В 1907 г. он обращается в ЭО РМ с письмом, в котором предлагает свои услуги по сбору этнографических предметов. В письме В.А.Плотников сообщает, что летом (с 1 июля по конец августа) собирается совершить поездку по северу России – Архангельской и Олонецкой губ.: осмотреть русские поселения на Пинеге и саамские на Кольском полуострове. Целью его поездки, указывает он в своем письме, является изучение архитектурных памятников старины, быта, обрядов, костюма русских и саамов [5] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В результате этой поездки В.А.Плотниковым была приобретена коллекция саамских вещей и предметов (Колл. №1233 – 1–33): головные уборы – мужская зимняя шапка (латушка); праздничный женский головной убор (шамшир); косынка; женская рубаха, сшитая из сукна (юпа); мужская и женская обувь – каньги, сшитые из оленьих шкур, с характерным для саамской обуви острым, загнутым носком; женские зимние рукавицы из оленьих камысов (койбинцы); утварь (берестяная коробка для соли, ложка); оленья упряжь.

В последующие годы (1908–1914 гг.) В.А.Плотников совершил еще несколько поездок на Кольский полуостров, в результате которых были приобретены еще три саамские коллекции (Колл. №1504, 1507, 3018 всего – 63 экспоната): вежа – саамское конусообразное из жердей, крытое древесной корой [6] ; макет кережи – однополозных, бескопыльных саней; отдельные части повседневной одежды саамов (мужские и женские головные уборы, обувь); оленья упряжь; различные талисманы (волчьи и медвежьи зубы), утварь, охотничье снаряжение.

К числу уникальных саамских экспонатов, приобретенных В.А.Плотниковым, относятся деревянные «христианские святцы» (Вус тухты – Колл. 1507-22). Он представляет собой четырехгранный деревянный брусок (дл. 54,5 см, шир. 3 см), с зарубками на ребрах (обозначающими количество дней в месяцах) и специальными значками (кресты различной формы) на плоскостях, которыми отмечены соответствующие даты христианских праздников (средние, великие и двунадесятые). Сходные по структуре, но различающиеся по форме календари были достаточно широко распространены среди промыслового населения Европейского Севера и Сибири (русских, карел, коми, ненцев, якутов и др.) [7] .

В 1909 г. В.А.Плотников передал в ЭО РМ коллекцию из 24 фотографий, выполненных им во время поездки по Кольскому полуострову (Архив РЭМ, ф.н. №3067-1-24). На них запечатлены следующие темы и сюжеты, характеризующие различные стороны жизни саам:

В 1908 г. В.А.Плотников совершил поездку в Пермскую губернию. Накануне поездки, как и в других подобных случаях, он также обратился с письмом ЭО РМ, в котором предложил свои услуги по сбору материала среди проживающего там нерусского населения (чуваши, черемисы, мордва, вогулы, вотяки). Постановлением Совета ЭО РМ от 29 марта. 1908 г. (журн. №194) ему было выделено 300 рублей на приобретение экспонатов среди коми–пермяков, а также выдано удостоверение и открытый лист, в котором ЭО РМ просил оказать содействие В.А.Плотникову в сборе этнографических предметов [8] .

В результате этой поездки в Соликамском и Чердынском у. Пермской губ. В.А.Плотниковым была собрана большая коллекция этнографических предметов, характеризующих различные стороны жизни коми–пермяков (Колл. №1468 162 предмета). Основу коллекции составляют комплекты мужского и женского коми–пермяцкого традиционного костюма (108 предметов): женские и мужские головные уборы – кокошники, шамшура, платки из браного холста, шляпы мужские (катанка); женская одежда – рубахи из домотканины, сарафаны – дубас, китаешни, передник (запон); женские кофты (шабур); мужские рубахи из пестрядины; полотенца; мужские и женские пояса; мужские и женские чулки; обувь – лапти, коты. Разнообразными предметами представлена также домашняя утварь и женские украшения: плетенные (из бересты, льна, корневища) и вырезанные солоницы в форме утки, поварешка, деревянный поднос, корзинки; литые оловянные, медные и бронзовые серьги; перстни. Сравнительно небольшую часть (8 предметов) составляют предметы религиозного культа – медные и серебряные нательные кресты, ящик для хранения восковых свеч.

Этнографически репрезентативны и фотографии, выполненные Плотниковым во время его поездки по Пермскому краю (Архив РЭМ, ф.н. №2855 – 50 единиц) [9] .

На них запечатлены следующие темы и сюжеты:

К числу уникальных этнографических экспонатов из коллекций Плотникова относятся намогильные столбики (теремцы) из заброшенного старообрядческого кладбища в г. Кемь, поступившие в ЭО РМ в 1907 г. (Колл. №1227-1-6.) Коллекция состоит из шести намогильных столбиков (высота столбиков – от 87 до191 см). В навершие столбиков сделаны двускатные кровли. Столбики и кровли украшены резным узором (узор геометрический, частью рельефный), расписан разноцветными красками (узор геометрический и растительный – цветочки). На фронтоне намогильных столбиков, врезаны четырехконечные резные кресты. Некоторые из них помещены в специально сделанные для этих крестов киоты – прямоугольные коробочки (Колл. №1227-1-3), другие же врезаны прямо в столбики. На четырехконечных крестах вырезано изображение восьмиконечного Голгофского креста, орудий страданий, адамовой головой и традиционной для резных крестов аббревиатурой, подчеркивающей основные события голгофских страданий Христа и прославляющей подвиг Спасителя: «ЦРЪ СЛВ» («Царь Славы») – на взглавье креста; «ИС ХС» («Исус Христос») – по обе стороны верхней планки; «СНЪ БЖЪ» («Сын Божий») – под средней планкой креста; «КТ» («Копье и трость» – орудия страданий Исуса Христа) – под средокрестием, чуть ниже надписи «СНЪ БЖЪ»; «НИКА» («Победа») – между средокрестием и косой планкой Голгофского креста (надпись смещена ближе к косой планке); «МЛРБ» («Место лобное рай бысть») – у подножия горы. На одном столбике на кресте (Колл. №1227–1) отсутствует надпись «НИКА». Киот этого столбика закрыт стеклом. На двух столбиках (Колл. №1227–3,5) врезные кресты утрачены.

Возможно, именно эти намогильные столбики, изготовленные местным мастером Зосимою, видел в 1888 г. В.В.Суслов во время своего посещения старообрядческого кладбища в г. Кеми [10] .

В 1911 г. А.В.Плотников обратился в ЭО РМ с предложением приобрести у него коллекцию негативов архитектурных памятников Русского Севера (общим количеством 1000 негативов) [11] . По неизвестным причинам предложение А.В.Плотникова было отклонено.

Кроме экспонатов и фото А.В.Плотниковым в фонды музея были переданы акварельные рисунки этнографического характера, выполненные им во время его экспедиционных поездок: саам в зимнем охотничьем костюме, с ружьем (Архангельская губ., Александр. у., пог.Пулозеро – АрхивРЭМ, Колл. 2854-1), саамка в зимнем костюме (Архангельская губ., Александр. у., пог.Пулозеро – АрхивРЭМ, Колл. 2854-1); коми–пермяк и коми–пермячка в традиционных костюмах [12] .

Особый интерес вызывают акварельные рисунки А.В.Плотникова старообрядческих кладбищ г.Кеми и д.Вирма, выполненных им в 1907 г. На них изображены различные типы намогильных памятников: надгробные столбики–теремцы с резными крестами; старообрядческие дощатые домовины (Архив РЭМ, Колл. №1278-7) [13] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф