Метки текста:

Музыковедение Пинежье Русский Север Фольклор Экспедиции

Дорохова Е.А. (г.Москва)
Фольклорная комиссия Союза композиторов России и изучение традиционной музыкальной культуры Русского Севера Vkontakte@kizhi

Созданная в 1966 г. по инициативе Д.Д.Шостаковича Фольклорная комиссия Союза композиторов Российской Федерации была призвана координировать собирательскую работу этномузыковедов России и объединить их усилия в грандиозном проекте по подготовке к изданию Свода русского музыкального фольклора. С этой целью в Фольклорную комиссию были переданы копии стационарных и экспедиционных звукозаписей из архивов Радиокомитета, Московской консерватории, а также личных коллекций собирателей. Значительная часть этих материалов представляла различные региональные традиции Русского Севера [1] . Эти звукозаписи положили начало собранию Фольклорной комиссии, к середине 1990-х гг. содержавшему более 5000 единиц хранения (рулонов магнитной ленты и компакт кассет).

Звуковой архив, формировавшийся в первую очередь из полевых звукозаписей, стал средоточием всей деятельности Комиссии, базой для исследовательской и издательской работы, отражением научных устремлений российских этномузыковедов и результатов их экспедиционных поисков. Более ранние коллекции (до середины 1980-х гг.), как правило, обнаруживают приверженность собирателей к какому-либо одному жанру музыкального фольклора. В этом смысле все коллекции могут быть названы авторскими. Так, записи Ю.Е.Красовской показывают ее нацеленность в первую очередь на фиксацию свадебных песен и причитаний, что было связано с подготовкой нескольких региональных изданий свадебного фольклора [2] . В то же время собирательница была одной из немногих, уделявших в те годы внимание современному бытованию музыкально–фольклорных традиций и таким жанрам как городские песни, песни Великой Отечественной войны и т.д. В собрании звукозаписей Б.Б.Ефименковой преобладают свадебные и похоронные причитания; И.А.Истомина – трудовые артельные припевки; пермская коллекция сотрудницы Фольклорной комиссии М.Б.Чернышевой [3] свидетельствует о ее пристальном внимании к старообрядческим духовным стихам. Несколько экспедиций в 1960-е–1970-е гг. было организовано в связи с подготовкой к изданию первого тома Свода русского музыкального фольклора («Русский музыкальный эпос»): Ю.Е.Красовской на Печору [4] ; М.Б.Чернышевой и И.Я.Носковой в Каргополье и др.

Последней из крупных северных коллекций стала мезенская, комплектовавшаяся в 1970–е–1980–е гг. совместно с Проблемной научно–исследовательской лабораторией Российской академии музыки (ПНИЛ РАМ) имени Гнесиных [5] . Эти фонограммы отражают современный метод собирательской работы и являются результатом фронтального обследования территории по единой программе.

Экспедиционная деятельность, направленная на изучение музыкально–фольклорных традиций Русского Севера, а также концентрация в архиве севернорусских материалов из других собраний осуществлялись наиболее активно в годы работы в Комиссии Е.В.Гиппиуса (1971–1983). Под его руководством было создано несколько коллекций звукозаписей, отражающих проблематику исследований ученого и руководимого им коллектива молодых фольклористов.

Внимание к традиционному исполнительству во всех его проявлениях определило интерес Е.В.Гиппиуса к любым формам сценической репрезентации музыкального фольклора. По его просьбе сотрудники Кабинета народной музыки Московской консерватории передали в Комиссию копии звукозаписей, выполненных им от певиц, в разные годы составлявших фольклорную группу Северного народного хора. Первые из этих фонограмм были сделаны на дискографе еще в 1944 г. (совместно с Н.М.Бачинской) от группы пинежских певиц. В этих материалах заметно стремление собирателей не только записать репертуар данной исполнительской группы, но и выявить индивидуальную манеру каждой певицы и те изменения, которые возникают в ансамблевой фактуре в связи с варьированием количественного состава группы. Такая же работа была проделана Е.В.Гиппиусом в 1955 г. от певиц из Нарьян–Мара. Наконец, в 1970 г. по заданию ученого подобные записи были выполнены от пинежских исполнительниц собирательницей Соболевой.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Формирование пинежской коллекции звукозаписей было связано с подготовкой второго издания «Песен Пинежья», задуманного Е.В.Гиппиусом еще в послевоенные годы. Оно должно было существенно расширить и дополнить сборник 1937 г. В процессе подготовки нового издания под научным руководством Е.В.Гиппиуса было проведено несколько экспедиций на среднюю и нижнюю Пинегу [6] , верхнюю Пинегу и Выю [7] .

Другое масштабное издание, готовившееся Е.В.Гиппиусом – «Песни Вычегды–реки». Еще в период своей работы в Фонограммархиве Пушкинского Дома ученый заинтересовался звукозаписями Е.Э.Линевой, сделанными в 1901 г. в Сольвычегодском уезде, и впоследствии продолжил исследования музыкального фольклора нижней Вычегды. В 1935 г. вышел подготовленный им сборник «Яренские песни». В 1959 г. по рекомендации Е.В.Гиппиуса в Котласский, Ленский и Вилегодский районы Архангельской области были направлены молодые московские музыковеды А.В.Медведев и В.М.Щуров. Впоследствии материалы этой экспедиции были переданы в Фольклорную комиссию и положили начало вычегодской коллекции [8] . Она занимает особое место среди других северных собраний Фольклорной комиссии благодаря своей уникальности: только в ней зафиксировано ансамблевое звучание песен нижней Вычегды и Виледи. Хотя позднее, в 1980-е–1990-е гг., в этом регионе работали экспедиции Московского и Сыктывкарского университетов, им удалось записать местный песенный репертуар лишь в сольном исполнении.

Все экспедиционные звукозаписи тщательно прослушивались Е.В.Гиппиусом и сотрудниками Комиссии. Лучшие сельские ансамбли приглашались в Москву для участия в музыкально–этнографических концертах. Среди них коллективы сел Лебское (1976 г.), Кеба (1986 г.), Ценогора (1988 г.) Лешуконского района; Кеврола (1977, 2000 гг.), Ваймуша (1961 г.) Пинежского района Архангельской области; деревни Лопотово Лузского района Кировской области (1979 г.); деревни Каршево Пудожского района Карелии (1978 г.) и многие другие [9] .

Как правило, концерты были тематическими. Каждая программа была призвана иллюстрировать определенные научные положения или гипотезы, выдвинутые Е.В.Гиппиусом и его учениками. Так, 4 декабря 1976 г. состоялся концерт «Местные формы русского вокального многоголосия». Русский Север в этой программе был представлен ансамблем деревни Раменье Тарногского района Вологодской области, вокальная фактура которого может служить ярким примером северной вариантной гетерофонии. Концерты 1977 и 1978 гг. были посвящены взаимосвязям традиционных культур народов России. Как известно, Е.В.Гиппиус одним из первых высказал мысль о том, что многие особенности севернорусских традиций обусловлены наличием мощного финно–угорского субстрата, и видел подтверждение своей гипотезы в особенностях пения пинежских и пудожских ансамблей. Помимо основной идеи концерта, каждый приглашенный коллектив должен был продемонстрировать образцы основных песенных жанров каждой локальной традиции. Для севернорусских ансамблей это были в первую очередь сольные и групповые формы причитаний и протяжные песни.

Во время пребывания народных исполнителей в Москве осуществлялись их студийные записи на радио и Всесоюзной студии грамзаписи, а также стационарные многоканальные звукозаписи в Фольклорной комиссии; записывались и сами концерты. Все эти фонограммы также хранятся в архиве Комиссии. Их ценность состоит не только в более высоком техническом качестве, но и в том, что они доносят до наших дней эталонное звучание произведений музыкального фольклора, близкое к звукоидеалу локальных традиций. Именно поэтому эти звукозаписи оказались особенно востребованными городскими профессиональными и любительскими фольклорными коллективами и составили основу их репертуара. Кроме того, многоканальные записи являются единственным достоверным материалом для исследования локальных форм вокального многоголосия. Партитурные нотации севернорусских песен, выполненные на основе многоканальных фонограмм из архива Фольклорной комиссии, вошли в нотные издания, подготовленные сотрудниками Комиссии [10] , и послужили материалом для научных докладов московских этномузыкологов на всероссийских и международных конференциях, посвященных проблемам народного многоголосия [11] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Партитурные нотации многоканальных звукозаписей хранятся в рукописном архиве Фольклорной комиссии, содержащем более 6000 нотных транскрипций песен и инструментальных наигрышей различных локальных традиций Русского Севера. Они выполнены ведущими отечественными исследователями: Е.В.Гиппиусом, Б.Б.Ефименковой, Н.Л.Котиковой, В.В.Коргузаловым, М.А.Енговатовой, В.А.Лапиным, В.М.Щуровым, С.Л.Браз, Ю.Е.Красовской и другими.

Помимо нотных транскрипций, в рукописном архиве Комиссии содержатся стенограммы научных конференций и еженедельных научных заседаний, на которых заслушивались экспедиционные отчеты и научные доклады этномузыкологов из Москвы, Ленинграда и других российских городов.

Таким образом, важной характеристикой фольклорного собрания Фольклорной комиссии Союза композиторов является его комплексность, отражающая все этапы работы российских собирателей и исследователей музыкального фольклора в течение трех десятилетий: от экспедиционной записи и ее первичной обработки к нотным транскрипциям и сделанным на их основе теоретическим обобщениям. Изучение этих материалов и их публикация, несомненно, явятся весомым вкладом в историю отечественной науки о традиционной музыкальной культуре.

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф