Метки текста:

Заговоры Обонежье Рукописи Фольклор Экспедиции

Топорков А.Л. (г.Москва)
История и современное состояние заговоров Прионежья (Обзор источников) VkontakteFacebook

* Под Прионежьем мы в данном случае подразумеваем территорию вокруг Онежского озера.

Текст написан при поддержке программы фундаментальных исследований Отделения историко–филологических наук РАН «Русская культура в мировой истории», проект «Русский фольклор в ближайшем этническом окружении».

В 2000 г. Т.С.Курец был опубликован сборник «Русские заговоры Карелии», включающий 452 заговорных текста. В основу сборника положены материалы Научного архива Карельского научного центра (КарНЦ) РАН, записанные главным образом в 1920–1930-е и 1970–1980-е гг.

Сборник Т.С.Курец впервые представил в таком объеме заговоры, записанные на побережье Онежского озера. Это касается и количества зафиксированных здесь заговоров, и их функционально–тематического состава, и форм их бытования. Всего, по данным Т.С.Курец, в архиве были выявлены 592 заговора, в том числе из Прионежского района – 141, из Пудожского – 69, из Медвежьегорского – 48, из Кондопожского – 42.

В то же время, поскольку при составлении сборника учитывалась в основном коллекция Научного архива КНЦ РАН, довольно много материалов осталось за рамками издания. О некоторых из них Т.С.Курец рассказывает в статье «О собирании русских заговоров Карелии». [1] Другие по тем или иным причинам не упомянуты автором или появились в свет, когда книга уже была подготовлена.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Можно наметить четыре группы источников, которые расширяют наши представления о заговорах Прионежья.

Во-первых, это различные публикации XIX–XX вв. Среди них есть и хорошо известные (например, собрание П.Н.Рыбникова), и мало известные (например, публикации в «Олонецких губернских ведомостях» (ОГВ) и других местных изданиях), и совсем забытые. Среди публикаций в ОГВ следует особо выделить обширную работу Н. Кофырина «Суеверия крестьян села Песчанного, Пудожского уезда» (1900), включающую более 50 заговоров. К забытым, но очень ценным источникам надо отнести коллекцию пудожских заговоров, собранных В. Мансиккой в 1914 г. Эта обширная коллекция, включающая 243 текста, была опубликована в Праге в 1926 г.; к сожалению, она практически выпала из научного оборота.

Во-вторых, можно назвать ряд источников, которые увидели свет в самое последнее время. В частности, в сборнике «Отреченное чтение в России XVII–XVIII вв.» (М., 2002) помещены молитвы–заговоры из собрания крестьян Корниловых и «суеверная книжица» из собрания Казанского университета. «Книжица» была составлена около 1730 г., вероятно, жителем Олонецкого края: об этом свидетельствует то, что для укрепления переплета были использованы сложенные в несколько раз документы 1729 г. о взятии крестьян погоста Кижи на Петровские заводы. [2] «Книжица» включает в себя 28 памятников «отреченной книжности», 17 из них – заговоры.

В-третьих, это рукописные материалы. Среди них наибольшего внимания заслуживает так называемый Олонецкий сборник 2-й четверти XVII в., найденный Л.Л.Малиновским и частично опубликованный им в 1875–1876 г., а позднее, в 1913 г., вторично и в еще большем объеме опубликованный В.И.Срезневским. Ныне он хранится в Санкт–Петербурге в Отделе рукописей Библиотеки РАН (БАН, Сев.636); полностью он до сих пор не напечатан. В Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН имеется несколько коллекций заговоров из Прионежья, в частности, машинопись «Заговоры, записанные в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии»; материалы собраны экспедицией 1926 г. в составе А.М.Астаховой, Н.П.Колпаковой, И.В.Карнауховой и З.В.Эвальда (всего 63 текста).

В-четвертых, материалы продолжают собираться в наше время различными фольклорными и этнографическими экспедициями. Так, например, летом 2006 г. участникам этнологической экспедиции Российско–французского центра исторической антропологии им. М.Блока (Российский государственный гуманитарный университет) удалось записать несколько заговоров от знахарки из Андомского погоста Вытегорского района Вологодской области.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Данные о заговорах, записанных вокруг Онежского озера, могут быть обобщены в следующей таблице (список сокращений названий источников приведен в конце статьи):

ИсточникМесто записиДата записиКоличество текстов
Олонецкий сборник (БАН, Сев.636)Олонецкая губ.(?) [3] 2-я четв. XVII в.119
Молитвы-заговоры КорниловыхДер. Кургеницы Кижского погостаконец XVII – нач. XVIII в.4
«Суеверная книжица»Олонецкая губ.(?)Около 1730 г.17
Пастушеский отпуск из собр. Н.Н.ХарузинаПолучено в Ильинском погосте на Водлозере1780-е гг.1
Песни, собранные П.Н.Рыбниковым, 1867, т.4Олонецкая губ.(?)XVIII-XIX вв.(?)28
ОГВ, 1869, №92-94 (Народные суеверия 1869).Олонецкая губ.(?)1869 г.13
ОГВ, 1873, №36-37 (Покровский 1873)Олонецкая губ.(?)1873 г.2
ОГВ, 1884, №34 (Петропавловский приход 1884).Кондушская вол. Вытегорского у.1884 г.15
ОГВ 1884, № 90-91, 93-97 (Вытегорский погост 1884)Вытегорский погост1884 г.17
ОГВ 1885. №75-78 (Суеверия 1885)Петрозаводский у.1885 г.25
ОГВ. 1892. №39. С.411-412 (Ф…ов 1892)Вытегорский у.1892 г.4
ОГВ 1900, №100-127 (Кофырин 1900.)с.Песчаное Пудожского у.1900 г.52
Собрание В.МансиккиПудожский у.1914 г.243
Астахова и др., 1926Петрозаводский у.1926 г.63
«Русские заговоры Карелии»; Научный архив КНЦ РАНМедвежьегорский, Кондопожский, Пудожский, Прионежский районы1924–1994 гг.310
РЗЗ 1998Пудожский р-н1957-1960 гг.25

Хотя данные, включенные в таблицу, имеют неполный характер, общее число заговоров очень велико – 938.

Привлечение дополнительных по сравнению со сборником «Русские заговоры Карелии» материалов не просто расширяет количественно корпус заговоров Прионежья, но открывает принципиально новые возможности их изучения.

Уникальность ситуации обусловлена тем, что мы имеем возможность наблюдать заговорную традицию Прионежья в течение примерно 360 лет: со 2-й четверти XVII в. до начала XXI в. Напрашивается сравнение с такими классическими жанрами северорусского фольклора, как былины и причитания. К сожалению, былины давно уже вышли из живого бытования, а причитания ныне фиксируются весьма редко и почти всегда в виде отрывочных воспоминаний. Между тем заговоры до настоящего времени бытуют довольно активно, а в настоящее время даже переживают своеобразный Ренессанс.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

До сих пор мы можем работать с живой магической традицией, фиксировать заговоры и ритуалы их исполнения в естественной обстановке, общаться с магическими специалистами на одном языке, наблюдать за ними год за годом, расспрашивать об их жизни и т.д.

Если обратиться к истокам традиции, то и здесь отличия весьма наглядны. И былины, и причитания начали активно фиксироваться в Прионежье только в середине XIX в.; до этого мы имеем отдельные, немногочисленные и случайные записи. Между тем традиция заговоров фиксируется уже во 2-й четверти XVII в., то есть примерно на 200 лет раньше, чем былины и причитания!

Нам уже доводилось писать о том, насколько интересен Олонецкий сборник как памятник народной словесности XVII в. Сегодня хотелось бы отметить те характеристики Олонецкого сборника, которые придают ему значение как исходному пункту всей прионежской традиции.

В нем сочетаются тексты устного, фольклорного происхождения и тексты, восходящие к рукописной традиции – к так называемым апокрифическим молитвам. Взаимодействие устных и рукописных традиций проявлялось в двух встречных процессах: с одной стороны, книжные тексты переходили в устное бытование и «врастали в плоть» фольклорной традиции; а с другой – фольклорные тексты фиксировались на письме и получали обработку в духе книжной традиции.

Наряду с текстами на русском языке Олонецкий сборник включает около 10-ти заговоров на карело–вепских диалектах, причем русские и карело–вепские тексты имеют множество перекличек друг с другом; таким образом, традиция магического слова в Прионежье изначально развивалась параллельно в славянской и карело–вепсской среде.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сокращения:

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф