Метки текста:

Книги Русский Север Старопечатные издания Церковь

Красиков А.Н. (г.Вологда)
Библиотеки приходских церквей Тотемского уезда в первой трети XVII в. VkontakteFacebook

Одним из важнейших центров традиционной народной культуры русского крестьянства являлся приходской храм. Он сосредоточивал в себе целый ряд жизненно важных функций: здесь крестили детей, венчали молодоженов, отпевали усопших, собирались для совершения богослужений. Непосредственно связанной с приходским храмом была и общественная жизнь волости: здесь зачитывались царские указы и распоряжения местных властей, возле церкви проводились волостные сходы. Через храм крестьянин соприкасался с различными областями культуры и искусства: иконописью, декоративно–прикладным искусством, литературой, церковным пением.

Подробное изучение сельских приходских храмов позволяет нам приблизиться к пониманию культурных предпочтений крестьянства. Все сельские храмы строились на деньги общины, а, следовательно, их внутреннее убранство должно было удовлетворять те или иные требования общинников.

В настоящей статье нами предпринята попытка анализа библиотек сельских приходских церквей Тотемского уезда по писцовой книге 1623 – 1625 гг. Выбор данной темы обусловлен рядом причин. Во–первых, книжная культура сельских приходских церквей Русского Севера XVII в. изучена крайне слабо. Большинство работ, посвященных библиотекам и книжности данного региона, опирается на материал монастырских библиотек и, крайне редко, на книжные собрания городских храмов. Вопросы истории библиотек сельских храмов затрагиваются в ряде общих работ по истории книги, [1] лишь в последние годы начали появляться специальные исследования по данной проблематике. [2] Во–вторых, в нашем распоряжении имеется уникальный неопубликованный источник – Писцовая книга Тотемского уезда 1623–1625 гг. из фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА). [3] Ценность данной книги заключается в том, что она содержит развернутые описания всех приходских церквей.

Приходские церкви всегда входили в число описываемых объектов. В писцовых книгах встречаются два варианта описания храмов: краткое и развернутое. Краткое описание ограничивается стандартной формулой типа «церковь… древяна – клетцки, а в церкве божие милосердие образы, и книги, и ризы, и на колокольне колокола и всякое церковное строение мирское». Развернутое описание храма выполнялось по принципам, сформировавшимся при составлении монастырских описей строения и имущества, то есть включает полное перечисление и характеристику образов, церковной утвари, облачения, книг. Как и в монастырских описях, здесь присутствует топографический принцип описания, каждых предмет фиксируется на месте своего фактического нахождения. Так, например, напрестольные Евангелия описываются вместе с алтарем, отдельно от основной массы книг. Необходимо отметить, что в некоторых случаях этот принцип нарушался. Формуляр описания книги идентичен тому, который используется в монастырских описях, обычно указывается наименование книги, ее формат, тип (печатная или письменная).

К сожалению, имеющаяся в нашем распоряжении копия текста не полная, в ней отсутствуют описания 6 волостей из 19 волостей и 4 слобод, имевшихся в уезде. Тем не менее, данный источник позволяет нам сформировать достаточно полное представление о библиотеках сельских приходских церквей Тотемского уезда 20–х гг. XVII в.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В таблице приведены данные о количестве книг в сельских приходских церквях Тотемского уезда по писцовой книге 1623–1625 гг. В случаях, когда в одном населенном пункте находилось 2 храма, их библиотеки описывались совместно. В таблице эти храмы указаны через запятую.

Библиотеки приходских церквей Тотемского уезда по писцовой книге 1623–1626 гг.

Табл.1. Условные обозначения: «Р» — рукописные, «П» — печатные. Источник: РГАДА, ф. 1209, оп.1, кн.480, л.336-336об., 339об.-340, 352-353, 367об.-369, 395-396, 410-411, 440-441об., 448-448 об., 458-459, 470-471, 482-484; кн.486, л.554-555об., 588-589, 724-725, 735об.-737, 985-986, 1008-1009, 1018-1019.Табл.1. Условные обозначения: «Р» — рукописные, «П» — печатные. Источник: РГАДА, ф. 1209, оп.1, кн.480, л.336-336об., 339об.-340, 352-353, 367об.-369, 395-396, 410-411, 440-441об., 448-448 об., 458-459, 470-471, 482-484; кн.486, л.554-555об., 588-589, 724-725, 735об.-737, 985-986, 1008-1009, 1018-1019.

Из таблицы видно, что все сельские приходы располагали небольшими книжными собраниями с общим объемом до 15 книг. Это несколько меньше, чем объемы книжных фондов основной массы приходских церквей крупных городов региона, таких как Вологда, Белоозеро, Великий Устюг. [4] Абсолютное большинство книг во всех церковных библиотеках составляла богослужебная литература. Это вполне закономерно для крестьянской среды: в представлениях общины первейшей задачей при формировании приходской библиотеки было обеспечение богослужебной деятельности храма. Приведем для примера описание библиотеки церкви Страстотерпца Христова Георгия в слободе Раменье: «… Ивангилье напрестолное писменое… Да книг: псалтыр, часовник апостол, печат литовская, шестодневец, святцы минея общая, трефолой, служебник, все писменые». [5] Достаточно скромная на первый взгляд библиотека была вполне достаточной для полноценного обеспечения литургической деятельности в храме.

Наряду с богослужебной литературой в ряде церковных библиотек встречаются и книги, предназначенные для чтения. Четьи книги упомянуты в описании 8 церковных библиотек из 18. Их количество весьма невелико: как правило, церковные библиотеки располагали 1–2 четьими книгами. Самым распространенным литературным памятником в этой группе является Толковое Евангелие, кроме него упоминаются Житие Николая Чудотворца, Златоуст, Измарагд, сборники без раскрытия внутреннего содержания. Наличие этих книг в репертуаре библиотек приходских церквей демонстрирует стремление крестьянства к расширению круга доступного чтения. Приобретение ими книг, содержащих тексты религиозно–назидательного и агиографического содержания, направлено на удовлетворение потребности в более глубоком познании религии, чем это было возможно в рамках обычного богослужения в приходском храме.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В первой трети XVII в. достаточно активно идет процесс проникновения старопечатных книг в церковные и монастырские библиотеки. Не является исключением и Тотемский уезд. Писцовая книга зафиксировала наличие печатных книг в 15 из 18 церковных библиотек. Рукописные книги в абсолютном большинстве церковных библиотек преобладают над печатными. Только в библиотеке церкви Николая Чудотворца в слободе Холица печатная литература составляет более 50% от общего книжного фонда. Крестьянские общины достаточно активно приобретали печатные богослужебные книги, вышедшие в Москве; несколько меньшее распространение в уезде имели книги литовских типографий. Из небогослужебных книг печатными были только Толковые Евангелия, изданные в Москве.

Подводя итог проведенному анализу, следует отметить, что библиотеки приходских церквей Тотемского уезда ярко отражают некоторые основные потребности крестьян, связанные с религией. На первом месте в понимании крестьянства стояла необходимость обеспечения храма всем необходимым для богослужения набором литературы, но одновременно с этим община по мере возможностей старалась приобретать книги, предназначенные для чтения, содержащие тексты религиозно–назидательного и агиографического характера. Это в полной мере доказывает наличие у грамотной части крестьянской общины стремления к более глубокому познанию христианского учения. Активный процесс проникновения печатной литературы в церковные библиотеки свидетельствует о стремлении крестьянства к пополнению и обновлению книжных собраний.

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф