Метки текста:

Кижи Книги Музейные коллекции Старопечатные издания Текстология Церковь

Смотри также:

Харебова Л.С., Шилов Н.И. Книги кириллической печати в фондах музея-заповедника «Кижи»: Каталог

Харебова Л.С. (г.Петрозаводск)
О библиотеке Кижского прихода Vkontakte@kizhi

В 1997 г. вышел из печати каталог книг кириллического шрифта из фондов Карельского государственного краеведческого музея [1] (КГКМ), составитель которого Н.М.Панова, хранитель коллекции КГКМ, одной из первых в нашей республике предприняла попытку научного описания книжных памятников. Собранная в каталоге информация об одном из самых значительных республиканских фондов кириллических изданий позволяет реконструировать, хотя бы частично, библиотеки православных приходов на территории Карелии и, в частности, Кижского.

К сожалению, в коллекции музея–заповедника «Кижи» хранится только одна книга с записью о принадлежности кижским храмам – Минея дополнительная, изданная в 1909 г. в Санкт–Петербургской синодальной типографии («Кижи» КП–4857). Она поступила в фонды музея десять лет назад от Жаренкова Геннадия Васильевича, московского художника–реставратора, который обнаружил ее в подклете Преображенской церкви в 1951 г. Основная часть библиотеки Кижского прихода хранится в Карельском государственном краеведческом музее, вычленить ее из коллекции КГКМ помогли владельческие записи, оставленные на листах книг представителями причта и дарителями. Возможно, в фондах КГКМ имеется больше книг, принадлежавших кижским церквам, чем выявлено в данной работе и представлено в приложении к ней [2] , поскольку не все записи сохранились из-за отсутствия в некоторых экземплярах первых и последних листов, а именно на них и могли находиться так называемые «скрепы» – полистные записи, закрепляющие владение книгой тем или иным храмом.

Для реконструкции библиотеки Кижского прихода также были использованы документы, хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия – описи имущества кижских церквей, реестры книг, составленные причтом в 1830 и 1857 гг. [3] .

Бoльшую часть любой церковной библиотеки составляли книги литургического назначения. Согласно Типикону (церковному Уставу), при православном богослужении были необходимы: Служебник (сборник «последований» всех важнейших частей литургии), Евангелие, Псалтырь следованная или Часовник, Минея (общая, месячная, праздничная), Часослов (сборник ежедневных «последований» – текстов псалмов и молитв, исполняемых в разные часы дня), Апостол (деяния и послания апостолов). Для службы в дни Великого поста (от недели Мытаря и Фарисея до Пасхи), кроме указанных книг, требуются Триодь Постная, а для служб от Пасхи до Троицы – Триодь Цветная (Триоди – сборники текстов богослужений не по календарному, а пасхальному циклу). Наряду с Минеями и Триодями использовался Октоих – сборник богослужебных текстов на каждый день недели в восьми циклах – «гласах». Для совершения служб желательны, но не обязательны: Стихирарь (сборник стихир – песнопений, исполняющихся при богослужении певчими или чтецами, который часто снабжался знаками музыкальной нотации) и Ирмологий (сборник церковных песнопений – ирмосов). Требник был также необходимой книгой для приходского священника. Он содержит молитвы практического содержания, а именно: охранительные молитвы от сильного дождя, града, от засухи, на освящение нового дома, на спуск корабля, на рождение младенца и др. Требник был нужен для совершения различных таинств: крещения, брака и других религиозных треб. Перечисленные книги составляли обязательную часть (ядро) церковных библиотек.

Среди хранящихся в фондах Карельского краеведческого музея книжных памятников можно выделить такой необходимый набор книг, использующихся при богослужении в кижских церквах. Это одно напрестольное Евангелие, два комплекта месячных Миней 1692 г. и 1884–1885 гг. издания, Триодь цветная и два экземпляра Триоди постной, две Псалтыри с восследованием, Канонник, два Требника – рукописный XVIII в. и печатный. Певческие книги представлены двумя экземплярами Ирмология 1772 и 1857 гг. издания и Октоихом знаменного распева. В библиотеке Кижского прихода в разное время имелись также: Евангелие учительное воскресное (1762 г.), Новый Завет (1715 г.), два тома Библии, Соборник (1804 г.), сборники текстов различных служб. Также в числе обязательных для приходской библиотеки книг – Кормчая (свод церковных законов и правил) и Книга о вере.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Список изданий, хранившихся в кижских церквах в 1830 г., включает 108 экземпляров книг, из них более двадцати сохранились до наших дней и находятся в фондах Карельского краеведческого музея [4] . Особо выделены в описи пять Евангелий разного формата: два «в целой лист», одно «в поллист на Александрийской бумаге», два – «в осмую часть листа» (все – с золотыми обрезами, «обложены» бархатом, с накладными «сребренными» и «позлащенными» изображениями) [5] . По описи 1867 г. в ризнице Преображенской церкви хранились уже шесть Евангелий. Шестое, в серебряном окладе, «ценою в 120 рублей серебром», было пожертвовано церкви крестьянином Иваном Гавриловым Чиворовым [6] . В описи имеются примечания о том, что одно Евангелие в 1865 г. отдано в Сибовскую церковь «на время», а еще одно, малое, отдано в Великогубскую церковь «за цену» [7] .

В коллекции КГКМ имеются также два издания Пролога 1662 и 1696 гг., своеобразной православной энциклопедии, содержащей жития святых, «слова» и поучения, расположенные по календарному принципу. Жития святых оказывали на прихожан не только религиозно–нравственное воздействие, но и давали им также историческую информацию, поскольку их героями были и реальные лица русской истории – политические и церковные деятели, ревнители благочестия. Пролог использовался и во время богослужения, и для каждодневного чтения. Евангелие, Апостол, Псалтырь относятся также как к категории богослужебных, так и четьих книг, их часто применяли для чтения вне церкви, при обучении грамоте. Патристика (сочинения отцов церкви) помогала читателю лучше понять библейские книги. Особенной известностью пользовались проповеди и поучения Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, произведения отечественных духовных писателей.

Библиотека Кижского прихода комплектовалась и книгами для «душеполезного» чтения, среди них три издания сочинений Иоанна Златоуста («Беседы» и «Маргарит»), «Лествица» Иоанна Синайского, популярные труды Димитрия Ростовского («Розыск о брынской вере», «Книга житий святых», «Летописи» и «Синопсис»). Все перечисленные книги имелись в библиотеке и в 1830 г., что явствует из описи имущества.

Во второй половине XIX века приходская библиотека регулярно пополняется книгами гражданской печати и периодическими изданиями, что нашло отражение в отчете церковного причта за 1867 г. [8] К этому году число книг в библиотеке составляет 162 экземпляра, только за десять лет (с 1855 по 1866 г.) для прихода были приобретены 64 книги. [9] В основном это издания, содержащие «слова» и поучения отечественных церковных деятелей. Среди авторов – архиепископ Игнатий, возглавлявший Олонецкую кафедру с 1828 по 1842 г., приславший семь своих книг.

Наличие в церковной библиотеке Кижского прихода книги «История раскола, известного под именем старообрядчества» Макария, архиепископа Винницкого (СПб., 1855), объясняется стремлением государства обеспечить приходских священников «правильной», с точки зрения официальной православной церкви, литературой для использования ее при «душеспасительных» беседах с раскольниками. Черновик отчета кижского священника Иоанна Павинского о таком собеседовании с придерживающимися раскола в Сенногубском приходе был вложен в одну из книг фондового собрания КГКМ [10] . В описи церковного имущества за 1830 г. также упомянуты два издания подобной тематики, бывшие в кижской приходской библиотеке: «Книжица в бумажном переплете для увещания раскольников, печатана в 1795 г.» и «Книга для искоренения раскола сочинена в Рязанской семинарии» [11] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

С 1858 г. причт Кижского прихода выписывал периодические издания. Для этих целей использовались как денежные пожертвования прихожан (так называемые церковные «кошельковые» суммы), так и собственные средства священников. В фондах КГКМ имеется два наименования журналов с записями о принадлежности библиотеке Кижского прихода: выпуски «Воскресного чтения» за 1869 и 1872 гг. (издание Киевской Духовной академии) и 28 экземпляров журнала «Странник» за 1860–1868 гг., издаваемого в Санкт–Петербурге.

Благодаря различным записям на листах книг (владельческим, вкладным, читательским) удалось не только выявить книги, принадлежавшие библиотеке Кижского прихода, но и проследить пути ее комплектования. Необходимые при богослужении литургические книги поступали прежде всего из государственных типографий. Именно таким образом были приобретены в Московской синодальной типографии десять служебных Миней 1884 и 1885 гг. издания (отсутствуют январский и майский тома). Хотя записи о принадлежности книг кижским церквам обнаружены только в мартовской и июньской Минеях, на всех книгах имеется личная печать поставщика этой типографии Григория Евлампиева, подтверждающая источник поступления. Экземпляр «Розыска о брынской вере» Димитрия Ростовского был куплен для церкви Преображения «у санкт–петербургского купца Констентина Антонова 1802 г. 22 дня а цены плочено три рубли». За такую же цену была приобретена и Триодь цветная, о чем поведала запись на верхнем форзаце книги. На трех экземплярах книг имеются лаконичные записи типа «куплена в таком-то году».

Две книги – постная Триодь и Новый Завет – были переданы в церковь Преображения Господня Кижского погоста «на помин души» выходцем из Космозера Феопентом Васильевым Поповым. Первую из них даритель «дал вкладом» для поминовения родителей в 1758 г., другую же он передал в 1761 г. той же церкви «на поминовение» брата Герасима, уже проживая в Санкт–Петербурге и именуя себя олонецким купцом [12] .

В разное время оставляли на книгах владельческие записи представители причта Кижского прихода: священники Стефан Иванов и Симеон Стефанов, Андрей Иоаннов Русанов, дьячки Димитрий Ржановский и Петр Иванов, пономари Яков Николаевский и Аггей (Темпомеров – Л.Х.), псаломщик Александр Ржановский. Замечание о нанесении урона приходской библиотеке одним из служителей церкви читаем в описи 1830 г.: «В 1827 г. 1-й том (Библии – Л.Х.) был взят для чтения у дьячка нашего прихода Якова Николаевскаго и по случаю случившегося пожара сгорел» [13] .

На двух экземплярах Пролога сохранились довольно пространные записи, первая: о взимании дани с крестьян – сделана «по опщему прошению» Иваном и Аверьяном Агапитовыми [14] ; вторая зафиксировала договор о поставке камня, заключенный 2 марта 1789 г. государственными крестьянами Кондратием Прохоровым и Мелентием Анхимовым [15] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В коллекции книжных памятников Карельского государственного краеведческого музея нами выявлено 75 экземпляров книг, принадлежавших церквам Кижского прихода. Из них одна книга рукописная – Требник (XVIII в.), 64 экземпляра книг кириллической печати представляют 42 издания XVII–XIX веков, в основном напечатанные в Москве (исключение составляет «Книга о вере», изданная в 1832 г. в псковской Славянской типографии при Свято–Троицко–Никольской церкви). Из книг гражданской печати сохранились десять экземпляров изданий 1847–1865 гг.

В последнее время были обнаружены еще несколько книг из библиотеки Кижского прихода. Одна из них – Апостол (М., 1653 г.) – хранится в Национальном архиве Республики Карелия [16] . Это удалось установить благодаря Сводному электронному каталогу старопечатных книг Карелии, созданному Национальной библиотекой РК. Имеются также сведения о том, что в фондах краеведческого музея г. Лодейное Поле Ленинградской области находятся несколько книг с записями о их принадлежности кижским церквам [17] .

Кижскую приходскую библиотеку в 1871 г. наряду с Толвуйской выделяли среди церковных библиотек Олонецкой епархии как «более замечательную» [18] . Церковная библиотека являлась по сути прообразом общественной библиотеки и ее значение для развития грамотности прихожан и нравственного воздействия на них было велико. Известен высокий уровень грамотности жителей Заонежья во второй половине XIX – начале XX вв., это подтверждает и наличие библиотек в крестьянских домах (одна из них, принадлежавшая семье Корниловых из д. Кургеницы, хранится в фондах музея–заповедника «Кижи») [19] . В ХХ веке библиотеку Кижского прихода постигла участь большинства книжных собраний, принадлежавших православным храмам: часть их была уничтожена после закрытия церквей, некоторые из них были вывезены за пределы республики, многие бесследно исчезли после разрушения книжных хранилищ в годы Великой Отечественной войны.

Отрадно, что в последние годы в нашей республике активизировалась деятельность учреждений культуры, связанная с сохранением, использованием и научным описанием книжных памятников. Подготовлен к печати Сводный каталог рукописей в государственных хранилищах Карелии, работу над которым инициировал Петрозаводский университет (руководитель проекта – А.В.Пигин). Уже можно воспользоваться электронным Сводным каталогом старопечатных изданий в Национальной библиотеке Республики Карелия. Вкладом музея–заповедника «Кижи» в дело изучения книжных богатств республики стало издание в 2005 г. каталога книг кириллической печати из фондов музея (составители – Л.С.Харебова, Н.И.Шилов, научный редактор – доктор исторических наук И.В.Поздеева, г.Москва).

Приложение: ПЕРЕЧЕНЬ КНИГ ИЗ БИБЛИОТЕКИ КИЖСКОГО ПРИХОДА в фондах КГКМ

№ п/пУчетное обозначение КГКМНазвание, датировка.
РУКОПИСНЫЕ КНИГИ
1.2–829Требник. XVIII в.
КНИГИ КИРИЛЛИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ.
2–3.15857; 15826Пролог (март–август; март–май). М., 17. III. 1662 г.
4.16420Триодь цветная. М., III. 1670 г.
5–14.12426;1324/2; 13739; 15825; 15837; 15842; 15855; 15858; 16413; 17079Минея служебная, сентябрь–октябрь, декабрь–июль. М., VIII. 1692 г.
15.15843Пролог (сентябрь-февраль; сентябрь-ноябрь). М., XI. 1696 г.
16.15833Новый Завет. М., X. 1715 г.
17.15891Требник. М., 1747 г.
18.15851Евангелие. М., 1754 г.
19.15833Димитрий Ростовский. Розыск о брынской вере. М., 1755 г.
20.15892Триодь постная (Триодион). М., 1757 г.
21.16433Евангелие учительное воскресное. М., VIII. 1762 г.
22.15886Служба на день Иоанна Богослова. М., 1765 г.
23.15885Служба на день Нового года. М., 1765 г.
24.15880Служба празднику Покрова Богородицы. М., 1765 г.
25.15839Ирмологий нотного пения. Т.1. 4 гласа. М., VI. 1772 г.
26.15864Гавриил (Петров) и Платон (Левшин) – собиратели и редакторы. Собрание разных поучений на все воскресные и праздничные дни. М., 1776 г.
27.15820Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея евангелиста. М., XI. 1781 г.
28.16410Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1785 г.
29.15821Кормчая. Ч.1. М., 1787 г.
30.15862Краткие поучения главнейших спасительных догматов веры. М., 1787 г.
31.17082Псалтырь с восследованием. М., 1788 г.
32.17107Канонник. М., VI. 1794 г.
33.15873Октоих нотный знаменнаго роспева. М., 1795 г.
34–36.15866; 15835; 17088Димитрий Ростовский. Книга житий святых. Ч.2–4. М., 1796 г.
37.12431Иоанн Златоуст. Маргарит. М., VIII. 1803 г.
38.16418Соборник. М., 1804 г.
39.15893Толкование на 12 пророков. Ч.1. Толкование на пророка Осию. М., 1804 г.
40.15860Иоанн Златоуст. Беседы. М., 1806 г.
41.16412Димитрий Ростовский. Летописи. Ч.1,2. Синопсис. М., 1807vг.
42.15871Службы на каждый день первой Седмицы поста. М., 1811 г.
43.16421Шестодневец на 4 гласа. 1811-1825 гг.
44-4512429-12430Димитрий Ростовский. Сочинения. Ч.2-3. М., 1818 г.
46.16423Георгий Кедрин. История Нового Завета. Ч.1–3. М., 1820 г.
47.17089Псалтырь с восследованием. М., 1832 г.
48.15887Триодион. М., 1841 г.
49.20835Ирмологий. М., 1857 г.
50.16416Книга о вере. Псков, 1877 г.
51–52.16432; 15897Минея служебная (февраль, июнь). М., 1884 г.
53-6015867–15869; 15893; 15896; 15899–15901Минея служебная (сентябрь – декабрь, март, апрель, июль, август). М., 1885 г.
61.15889Октоих. Гласы 1–4. М., 1888 г.
62–6317099; 17103Библия. Т.3–4. XIX в.
64.15882Служба первой седмицы. Среда. Чертверг. XIX в.
65.15875Служба в страстную седмицу. Пятница. Суббота. XIX в.
КНИГИ ГРАЖДАНСКОЙ ПЕЧАТИ.
66.17016Слова о вере и благочестии Игнатия, архиепископа Воронежского и Задонского. СПб., 1847 г.
67.17020Поучения при святых мощах святителя и чудотворца Митрофана Воронежского. СПб., 1848 г.
68.17009Игнатий, архиепископ Воронежский и Задонский. О таинствах единой, святой, соборной и апостольской церкви. Опыт археологический. СПб., 1849 г.
69.17011Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. Новая скрижаль, или объяснение о церкви, о литургии и о всех службах и утварях церковных. В 4 ч. СПб., 1855 г.
70.17013Евсевий, епископ Самарский. Беседы на воскресные и праздничные евангелия. В 2 ч. М., 1855 г.
71.17014Макарий, архиепископ Винницкий. История раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., 1855 г.
72–73.17022; 17015Избранные слова и речи Никанора, митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского. Т. 2, 3. СПб., 1857 г.
74.17017Евсевий, архиепископ Могилевский. О православной вере. Поучения, предложенные по порядку пространного Катехизиса православной церкви. Кн.2. СПб., 1863 г.
75.17019Родион Путятин, протоирей Рыбинского собора. Полное собрание поучений. Изд. 14-е. М., 1865 г.

// Рябининские чтения – 2007
Отв. ред Т.Г.Иванова
Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2007. 497 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф