Дианова Е.В. (г.Петрозаводск)
Кино-техминимум для крестьянства 1920-х годов Vkontakte@kizhi

Аннотация: В статье анализируются предназначенные для деревни культурфильмы и научно-просвети тельные кинокартины, в которых показаны технические изобретения, производство, использование машин, тракторов, авиации, строительство электростанций. Демонстрация картин о достижениях науки и техники зна комила сельских жителей с научными открытиями и изобретениями, способствовала расширению их кругозора, сближению города и деревни, укреплению союза рабочих и крестьян.

Ключевые слова: научно-просветительный кинематограф; наука; техника; культурфильмы; техминимум;

Summary: The article analyzes cultural films and scientific educational films intended for the village, which show technical inventions, the production, the use of machines, tractors, aviation, and the construction of power plants. Demonstration of paintings about the achievements of science and technology introduced rural residents to scientific discoveries and inventions, contributed to the expansion of their horizons, the rapprochement of the city and the countryside, and the strengthening of the union of workers and peasants.

Keywords: scientific and educational cinematography; science; technology; cultural films;

В СССР в условиях развертывания культурной революции в политико-просветительной работе и рас пространении научных знаний среди населения важное место занял кинематограф. Кино передавало «зна ния в более живой, гибкой форме и притом такие факты и случаи, которые в обычных условиях не могут демонстрироваться» [1] . В это время любую просветительную кинокартину называли культурфильмом (культур фильмой), к какому бы тематическому и жанровому подразделению она не относилась. Культурфильма (научно популярная, этнографическая, школьная, учебная) считалась «одним из мощных средств распространения и по пуляризации общих и технических знаний». Требовалось поставить их производство и обеспечить доступность «культурной фильмы для широкого зрителя по ее содержанию» [2] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Выпуском просветительных картин и культурфильмов занимались киностудии «Межрабпом-Русь», «Пролеткино», «Севзапкино» и другие киноорганизации. В 1923 г. при «Севзапкино» создан научно-аги тационный отдел – «орган пропаганды (живым словом и экраном) советской политики и строительства в политической, хозяйственно-экономической, культурно-просветительной областях». Основная цель от дела состояла в том, чтобы «дать широким народным массам овладеть искусством, наукой и техникой через экран и живое слово, превратить рабочие кинематографы из центра пропаганды мещанской морали и пошлости – в очаг социалистической культуры», создать «кинематограф, отвечающий запросам крес тьянского быта». Вместе с тем «отсутствие кадров сведущих лекторов в глухих углах – деревнях побудило лекторскую секцию научно-агитационного отдела «Севзапкино» приступить к разработке надписей для картин, отправляемых в деревню, для того чтобы немую фильму путем четких пояснительных надписей сделать говорящей» [3] .

В 1924 г. в «Госкино» создан отдел по производству научно-популярных и научных фильмов – «Культкино». Основной метод работы «Культкино» состоял в том, чтобы «по возможности облекать на учный материал в форму фабульного сюжета». Практика показала, что «такие фильмы воспринимаются зрителем с большим интересом». На первом месте в производстве «Культкино» находились производ ственные, на втором – санитарно-просветительные, на третьем – фильмы по специальным вопросам науки и техники. Из-за того, что «аудитория была еще недостаточно подготовлена для целевых картин научного и производственного характера», «крайне кропотливая» работа по созданию культурфильмов требовала «особой сноровки и особых методов» [4] .

Большую роль кинематограф играл в культурно-просветительной работе среди сельского населения. В первую очередь крестьянам показывали фильмы о сельском хозяйстве. Считалось, что «кино должно превратиться в учителя крестьян, преподающего наглядными методами новые способы землепользования, отображающие последние достижения в области животноводства, способы выращивания и кормления скота, разведения птицы, улучшения свиноводства и проч.». Экран мог «наглядно показать крестьянину, как про изводится пахота, как утепляются коровники, как производится уход за коровами» в других странах. Кино вагоны «Пролеткино» с успехом показывали ленту «Сельское хозяйство в Америке». «Культкино» давало в прокат киноленты: «Сельская промышленность в Канаде», «Сеялки Эльворти», «Веялки и сортировки», «Ягодные кустарники», «Как выводить урожайные сорта хлебов», «Пары и озимые», «Устройство огорода», «Парники», «Разведение сада», «Вредители сада», «Уход за садом», «Пчеловодство» [5] . В 1920-е гг. к содержанию кинокартин для деревни предъявлялись определенные требования. Они должны были способствовать ознакомлению крестьян с жизнью рабочих в СССР и за границей, а также показывать увязку города с деревней. Кинематографисты и работники политпросветов постепенно стали изу чать зрительские интересы и запросы деревенской публики. Из писем с мест они узнавали, «что хотели бы видеть крестьяне». Деревенские зрители, прежде всего, желали бы смотреть такие фильмы, «чтобы было смешно»; чтобы были «пароходы, корабли, автомобили, поезда, трамваи, аэропланы», а главное – «чтобы было понятно» [6] .

В 1926 г. в прокате Московского отделения «Совкино» находились фильмы из серии «Техника и про мышленность», в том числе о металлургии и других отраслях индустрии: «Достижения металлургии в про изводстве цинка и свинца», «Вид алюминиевого завода», «Надеждинский завод», «От стали до рельсов» (о Надеждинском заводе), «Текстильное производство», «Аэропланный завод». Другие производственные фильмы можно разделить на группы: транспорт, техника и машины: «Механизированное депо», «Тепловоз системы Гаккеля», «Трактор Форда», «Парообразование», «Паровые котлы», «Динамо-машины, их прин цип и устройство», «Изготовление якоря из динамо»; лесная и деревообрабатывающая промышленность, печатное дело: «Современный лесопильный завод», «Сплав лесов в Швеции»; производство бумаги и пе чатная продукция: «Старый способ производства бумаги», «От дерева к бумаге», «Как печатается книга», «Типография»; пищевая промышленность: «Достижение техники в производстве хлеба», «Производство шампанского», «Изготовление какао», «Сладкий дядюшка (производство конфет)»; кустарные промыслы: «Бондарное производство», «Производство бочек», «Производство сапог», «Изготовление вечных перьев», «Как плетут соломенные шляпы», «Как делают мыло», «Обработка кож», «Обработка льна», «Производство топоров», «Производство обоев», «Плетение корзин» [7] .

«Пролеткино» рекламировало научно-популярные фильмы: «Жизнь на корабле», «Котельная мастерская», «Металлургический завод Донбасса», «Писчебумажное производство», «Швейники», «Иваново-Вознесенск» и др. В 1920-е гг. в стране происходил переход на метрическую систему. По заказу Палаты мер и весов снят пропагандистский фильм о метрической системе «На все времена и для всех народов». [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Производственные фильмы из серии «Техника и промышленность» включались в рекомендательные спис ки картин для сельских кинопередвижек 1920-х гг. Агентства «Совкино», выпуская в прокат картины «Радио на службе времени», «Современная электрическая связь», «Радио», знакомили зрителей как с горнодобываю щей промышленностью и фабрично-заводским производством, так и с научно-техническими изобретениями – радио, телеграф, электричество. В городах гостям из сельской местности устраивали просмотры фильмов. Так, постояльцам Центрального Дома крестьянина в Москве показывали фильм «Работа трактора», проводились кино-лекции о снабжении машинами и орудиями через сельскохозяйственную кооперацию, во время которых показывали и объясняли картину [8] .

Следуя завету В. И. Ленина «Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны» [9] , кинематографисты создавали научные и производственные фильмы о развитии гидро- и теплоэнергетики. Оператор Ю. А. Желябужский снял документальный фильм «Гидроторф» (1920) о торфодобыче с помощью нового гидравлического торфососа инженера Р. Э. Классона на Чернораменских болотах в Балахнинском уезде Нижегородской губернии. Известно, что 27 октября 1920 г. Ленин беседовал с Л. С. Сосновским об изобретении инженером Р. Э. Классоном гидравлического способа добычи торфа, участвовал в просмотре кинофильма «Гидроторф» [10] . В 1924 г. был открыт первый сезон торфодобычи. Чернораменское предприятие «Гидроторф» заслужило славу «Нижегородской кочегарки», «Нижегородского Донбасса». Торф, добытый Чернораменским предприятием «Гидроторф», предназначался для Нижегородской (Балахнинской) ГРЭС, построенной по пла ну ГОЭЛРО [11] . Фильм «Торфяные разработки в Шатурке» знакомил с торфодобычей для Шатурской ГРЭС в Московской губернии. Строительство ее началось в 1919 г., а в 1920 г. произошло торжественное откры тие Шатурской электростанции, работавшей на эксплуатации шатурского торфяного массива. В 1920-е гг. Шатурская ГРЭС была одной из самых крупных электростанций СССР.

Научно-популярные фильмы знакомили с применением энергии воды «для различных нужд, в особен ности для устройства электростанции». Культурфильмы «Электрификация СССР», «Использование воды», «Вода и ее энергия» рассказывают, какое исключительное значение придавалось развитию гидроэнергети ки. Строительству Волховской гидроэлектростанции по плану ГОЭЛРО посвящены кинокартины разного метража «Волховстрой» (Совкино, 1925–1926). Картина «Загэс» (Госкинпром Грузии) рассказывала о Земо Авчальской гидроэлектростанции (Загэс), строившейся в 1923–1928 гг. по плану ГОЭЛРО на реке Кура вблизи города Мцхета в Грузии.

Сельские жители, особенно молодые люди, получая некоторые сведения о машинах, своего рода мини мум технический знаний (техминимум), задумывались о дальнейшей учебе. Кино-техминимум сыграл нема лую роль по поднятию общего культурно-технического уровня допризывной молодежи. В деревнях зрителям предлагались фильмы «Танки», «Морские силы СССР». Многие деревенские парни, будущие летчики, герои Великой Отечественной войны, возможно, пошли в авиацию после того, как посмотрели фильмы «Эскадрилья Ленина», «Безмоторный аэроплан», «Люди в кожаных шлемах».

В кинематографе 1920-х гг. отмечена деятельность обществ «Добролёт» (Общество друзей воздушного флота) и «Доброхим» (Добровольное общество друзей химической обороны и промышленности), объединен ные в 1925 г. в общество «Авиахим», в 1927 г. – в Общество содействия обороне и авиационно-химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). В 1924 г. режиссер Яков Посельский сделал экранизацию агитационных поэм В. Алова, выпустив на экран серию киноагиток о деревенском мужике Пахоме. Короткометражки «Как мужик Пахом в столице в небеса летал на птице» и «Как Пахом в селе Несмелом занимался летным де лом» вели агитацию за создание ячеек «Добролёта» в деревне, излагали историю знакомства мужика Пахома с авиацией. Фильм «Как Пахом, понюхав дым, записался в Доброхим», снятый при участии Кинобюро Политического управления Рабоче-крестьянской Красной армии, давал представление о работе общества «Доброхим» по укреплению обороны страны и в сельском хозяйстве. Строгие критики сразу же нашли «науч ные изъяны» в агитке «Как Пахом, понюхав дым, записался в Доброхим». В картине «отравленный газом Пахом через минуту встает целым и невредимым». Кроме того, видна еще одна «явная несуразица»: «В амбаре травят газом крыс, а химик так и не догадался закрыть щели и дыры (как все-таки крысы успели отравиться – одному Доброхиму известно)». Всем ясно, что «крестьянин мимо таких фактических изъянов не пройдет. Он ведь на войне побывал и самолично дым нюхал. Но эти изъяны надо выявить без смущения, и их надо знать, чтобы в следующий раз постараться избежать» [12] . [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На химию возлагали большие надежды как в вооруженных силах, так и в других сферах, о чем сообщали картины «Журнал Авиахима», «Химическое оружие», «Применение химии в военном деле», «Применение химии в военном деле и сельском хозяйстве». Киностудия «Межрабпом-Русь» выпустила ленту «Авиация в борь бе с саранчой», где рассказывалось «о кубанской саранче и самоотверженной работе советской авиации и хи мии по истреблению ее». Сначала зрители ужасались, видя «на экране тучи саранчи, затмевающие в знойный летний день солнце, пожирающие на своем пути все растительное». Далее «советский аэроплан, нагруженный небольшим количеством ядовитой пыли, в течение нескольких минут опыляет огромное пространство, обезв реживая поля от саранчи. И вот – один день работы нашего аэроплана дает теперь возможность обезвреживать до 1000 десятин, в то время как еще недавно для осуществления операции требовалась работа 24 тыс. человек и 360 подвод в течение 45 дней». Фильм «Авиация и химия в борьбе с саранчой» наглядно демонстрировал достижения науки и техники в борьбе с вредителями сельского хозяйства. Между тем, «как много любопытно го в этой, казалось бы, холодно-академической картине! Революционный народ, еще так недавно технически бессильный, овладевая передовой техникой сегодняшнего дня, так уверенно, так умно, упорно и напористо прокладывает путь к своему светлому будущему» [13] .

Приобщение крестьян с помощью кино к культуре индустриального общества, основанного на ма шинном труде, обеспечивало решение важной политической задачи по укреплению союза рабочих и крес тьян. Ибо «не может быть осуществлен лозунг смычки города с деревней до тех пор, пока мы не покажем крестьянину в ряде фильмов, как живет и работает рабочий, что и для чего он работает» [14] . Кино, находясь на службе деревенского просвещения, становилось популяризатором технических знаний. Демонстрация фильмов о достижениях науки и техники знакомила сельских жителей с научными открытиями и изоб ретениями, способствовала расширению их кругозора, сближению города и деревни, укреплению союза рабочих и крестьян.

Литература

  1. Жизнь искусства. 1923. № 24.
  2. Кино: Еженедельная газета. 1925. 14 апр.
  3. Кино: Еженедельная газета. 1925. 28 июля.
  4. Кино: Еженедельная газета. 1925. 6 окт.
  5. Кино: Еженедельная газета. 1926. 17 авг.
  6. Лебедев Н. А. Очерк истории кино СССР: немое кино (1918–1934). 2-е изд. М.: Искусство, 1965.
  7. Ленин В. И. Наше внешнее и внутренне положение и задачи партии (речь 21 ноября 1920 г.) // Ленин В. И. Полн. собр. соч. М.: Политиздат, 1970. Т. 42.
  8. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 682.
  9. Советское искусство. 1925. № 8.
  10. Советское кино. 1926. № 3.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф