Кожевникова Ю.Н.
Уровень образования священников в приходах 2-го Кольского благочиния Архангельской епархии во второй половине 1880-х годов Vkontakte@kizhi

Аннотация: На основании клировых ведомостей из Национального архива Республики Карелия впервые рассматривается вопрос об уровне образования священников 2-го Кольского благочиния, включавшего сельские приходы в Кемском и Кольском уездах Архангельской губернии. Выяснилось, что за исключением настоятеля Ковдского прихода все священники округа получили среднее духовное образование. Из них только два человека прошли полный курс обучения, окончив Архангельскую духовную семинарию с аттестатом 1-го разряда.

Ключевые слова: благочиние; приходское духовенство; духовная семинария; Кольский уезд; Кемский уезд;

Summary: Based on the clerical records from the National Archive of the Republic of Karelia, the issue of the level of education of priests of the 2nd Kola deanery, which included rural parishes in the Kemsky and Kola counties of the Arkhangelsk province, is being considered for the first time. It turned out that with the exception of the rector of the Kovda parish, all the priests of the district received secondary spiritual education. Of these, only two people have completed a full course of study, graduated from the Arkhangelsk Theological Seminary with a certificate of the 1st category.

Keywords: parish cleargy; theological seminary; Kemsky county; Kola county;

Статья подготовлена при поддержке федерального бюджета по теме государственного задания Центра гуманитарных проблем Баренцрегиона Кольского научного центра РАН № FMEZ-2022-0028.

Вопрос об уровне образования приходского духовенства, на которое в Российской империи во второй по ловине XIX в. возлагалась ответственная задача народного просвещения, представляется важным для изучения. Попытки ввести образовательный ценз для лиц, желавших принять сан пресвитера, предпринимались властя ми на протяжении XVIII–XIX вв. Согласно определению Святейшего Синода, утвержденному Александром III 16 февраля 1885 г., ставленники во священники должны были обладать необходимыми для будущего пастыр ского служения познаниями, полученными в духовных учебных заведениях низшего и среднего уровня (уезд ных училищах и семинариях). На практике, однако, епархиальное руководство нередко сталкивалось на местах с проблемой дефицита клириков, имевших свидетельства о профессиональной подготовке. По этой причине в синодальном определении оговаривалось, что ставленники могли не проходить полный курс семинарского обучения: «В случае неимения в епархии кандидатов для замещения свободных священнических мест из окон чивших в Семинарии полный курс богословских наук, предоставить Преосвященным рукополагать во священ ники лиц, кои по научному образованию, безукоризненной нравственности и знанию чина богослужения, вполне соответствуют требованиям сего сана» [1] .

В статье в научный оборот вводятся новые сведения о клириках 2-го Кольского благочиния во второй поло вине 1880-х гг. и анализируется уровень их профессионального образования. Источником данных служат кли ровые ведомости за 1884 и 1887 гг., которые в настоящее время хранятся в Национальном архиве Республики Карелия (далее НА РК) [2] .

В состав 2-го Кольского благочиния во второй половине 1880-х гг. входили девять приходов на территории Кольского и Кемского уездов Архангельской губернии, с центрами в селах Кандалакша, Ковда, Кереть, Умба, Кузомень, Варзуга, Тетрино и Поной [3] . Местные причты включали по одному священнику.

Все священнические места во 2-м благочинии в 1884 г. были заняты, и клир округа включал девять штат ных пресвитеров в возрасте от 24 до 65 лет. К 1887 г. трое из них покинули свои места, которые сразу же были заняты желающими претендентами: Николай Шкорбатов в 1886 г. уехал из Варзуги, и в Успенской церкви стал служить иерей Михаил Истомин; Феодор Ковтунов и Сильвестр Заринский умерли в 1886 г., и их сменили священники Иннокентий Подосенов и Евлогий Шангин [4] .

Источник: НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5. Источник: НА РК. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1/5.

В документах указывается социальное происхождение клириков «из духовного звания» (шестеро назва ли себя сыновьями священников, один – соборного диакона, остальные – причетников). При этом единствен ным представителем известной местной династии духовенства был Савватий Васильевич Гурьев, служивший в Умбинском приходе. Трое священников (Феодор Ковтунов из Ковды, Александр Зимин из Керети и Николай Шкорбатов из Варзуги) приехали из других российских губерний (Черниговской, Вологодской и Курской соот ветственно). По всей видимости, они переводились на Крайний Север для того, чтобы в ближайшем времени получить желаемый священный сан [5] . Так, Феодор Ковтунов на родине почти десять лет прослужил псаломщи ком в разных небольших приходах Черниговской епархии. В 1883 г. он по желанию перевелся в Архангельскую епархию, где епископ Серапион (Маевский) в том же году рукоположил его во священника к старинной Никольской церкви в Ковде.

Сведения из клировых ведомостей за 1884 и 1887 гг. позволяют судить об уровне образования, полученно го священниками в учебных заведениях духовного ведомства. Ни один из перечисленных настоятелей приходов 2-го Кольского благочиния не обучался в духовных академиях. За исключением Феодора Ковтунова, выпуск ника Стародубского уездного духовного училища, все местные иереи учились в семинариях (Архангельской, Вологодской, Курской и Вятской). Из них полный курс обучения прошли только Николай Иванович Шмаков, сын настоятеля Козмогорского прихода Мезенского уезда, и настоятель варзужской Успенской церкви Михаил Николаевич Истомин, успешно окончившие Архангельскую духовную семинарию с аттестатами 1-го разря да. Перед ним открывалась возможность по желанию поступить на государственную службу или продолжить учебу уже в духовной академии, однако, он предпочел принять священный сан и уехать в небольшой Ковдский приход Кольского уезда. Здесь молодой человек оставался до 1875 г., а затем перевелся в Тетринский приход на Терском берегу Белого моря. В 1882 г. стал настоятелем Петропавловской церкви в селе Поной. Пастырскую службу он совмещал с исполнением должности благочинного (1865–1875, 1877–1879 гг.).

Остальные иереи по разным обстоятельствам не завершили обучение в семинариях и были уволены из низшего отделения (Александр Зимин, Иннокентий Подосенов), среднего (Стефан Попов из Кандалакши, Савватий Гурьев из Варзуги, Алексий Синцов из Кузомени, Сильвестр Заринский из Варзуги, Василий Сырнев из Тетрино) и высшего (Николай Шкорбатов). Другими словами, в течение двух-четырех лет они изучали такие предметы, как изъяснение Священного Писания, русская словесность, всеобщая и русская история, математика, греческий и латинский языки. В документах иногда указываются конкретные причины, по которым завер шалось семинарское обучение. Так, Стефан Попов был отчислен из семинаристов «по неудовлетворительно выдержанному экзамену» в июле 1873 г., а Савватий Гурьев – «по окончании курса философских наук был по прошению уволен по слабости здоровья и по нежеланию продолжать учение» [6] . Родители семинаристов сталкивались с финансовыми трудностями: они не всегда имели возможность годами оплачивать проживание в губернских городах своих сыновей, не получивших казенного содержания (полный курс обучения в семина рии включал три отделения – риторическое, философское и богословское – по два года в каждом).

Керетский священник Александр Зимин, получивший образование в низшем отделении Вологодской духовной семинарии, благодаря положительным личным качествам играл заметную роль в приходской жиз ни: в 1884 г. он был утвержден в должности следователя благочиния, а в 1886 г. – назначен благочинным [7] . Его предшественник священник из церкви великомученика Димитрия Солунского в Кузомени Алексий Синцов (родился в семье дьячка Топецкого прихода Шенкурского уезда) не завершил образование в среднем отделе нии Архангельской духовной семинарии и по собственному прошению уволился из нее. С 1877 г. он занимал должность благочинного округа [8] . Отсутствие богословского образования не мешало ему сочинять проповеди и выступать с ними перед своей паствой. «Весьма часто говорит поучения», – сообщает о нем клировая ведомость 1884 г. [9]

Таким образом, штатные священники 2-го Кольского благочиния во второй половине 1880-х гг., за исклю чением настоятеля Ковдского прихода, в юности были воспитанниками средних духовных учебных заведений. Только двое прошли весь курс обучения в Архангельской семинарии, включая богословское отделение, где приобрели дополнительные знания по литургике, гомилетике и догматическому богословию. Остальные полу чили неполное семинарское образование. В условиях нехватки пресвитеров в Архангельской епархии критерий образованности не играл решающей роли: для возведения в священный сан и продвижения по служебной лестнице было достаточно окончить низшее или среднее отделение духовных семинарий.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Литература

  1. Известия // Архангельские епархиальные известия. 1886. № 16. С. 16.
  2. Кожевникова Ю. Н. Второе Кольское благочиние Архангельской епархии в 1887 году: приходы, храмы, причт // Варзуга – первое русское поселение на Кольском Севере. Материалы региональной научно-богословской историко краеведческой конференции. СПб.: Ладан, 2009. С. 181–194.
  3. Кожевникова Ю. Н. Петуховы – династия сельских священников Карелии (XIX–XX века). Петрозаводск: Verso, 2020. 395 с.
  4. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода 1867–1900 гг. / собр. А. Завьялов. СПб.: И. Л. Тузов, 1901. 444 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф