Кондратьев В.Г. (г.Петрозаводск)
Попытка введения всеобщего начального образования в Олонецкой губернии в конце XIX - начале ХХ века Vkontakte@kizhi

Аннотация: Изменения в начальном образовании в конце XIX - начале ХХ в. Рост потребности в образо­вании. Рост количества школ и числа обучающихся в них, изменения в программах, улучшение качества под­готовки учителей как предпосылки к переходу ко всеобщему начальному образованию в Олонецкой губернии.

Ключевые слова: всеобщее начальное образование; рост потребности в образовании; нерешенность проблемы; недостаток средств;

Summary: Changes in primary education in the late XIX - early XX centuries. The growing need for education. The growth of the number of schools and the number of students in them, changes in programs, improvement of the quality of teacher training as prerequisites for the transition to universal primary education in the Olonets province.

Keywords: universal primary education; growing need for education; unresolved problems; lack of funds;

Прежде всего в связи с темой нашего исследования следует обратить внимание на исторический контекст. Историк образования Г. В. Филоненко указывает на возросшее стремление получить образование: «... спрос на образование, хотя бы и в самом элементарном виде в 80-90-е гг. XIX в. стал сильно превышать предложение. Школьная сеть была все еще слишком редкой, разрозненной, поэтому не все желающие имели реальную возможность ее посещать». [1] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

А. Л. Андреев отмечает: «В 1890-е гг. задача ликвидации неграмотности посредством введения всеоб­щего образования была осознана как общенациональная, тесно связанная с развитием производительных сил страны. Ее решение стало выдвигаться как непосредственная практическая цель, правда пока еще в ограни­ченном, локальном масштабе - на уровне отдельных уездов и губерний» [2] . Именно в 1890-е гг. в Олонецкой губернии возникают планы о введении всеобщего начального образования, а Олонецкое земство, дирекция народных училищ и руководство Олонецкой епархии совместно приступают к разрешению проблемы всеобщего начального образования.

Эти планы встретили поддержку общественности. Совершенно справедливо В. И. Гараджа отмечает, что «в этот период происходит формирование запроса на образование и образованность» [3] .

В конце XIX в. в Олонецкой губернии была предпринята первая попытка введения всеобщего началь­ного обучения. Это начинание связано прежде всего с именами руководителя губернского земства Василия Владимировича Савельева, директора народных училищ Дмитрия Петровича Мартынова и епархиального наблюдателя Николая Кирилловича Чукова.

Для реализации плана необходимо было выполнить определенные условия в связи с особенностями губернии, к которым относились редкое население и бездорожье. Каждая школа должна была обслуживать громадный по площади район: «План предусматривал открытие в губернии такого числа начальных школ и приютов общежитий при них, которое бы было достаточно для обучения всех местных детей школьного возраста» [4] .

В 1901 г. в Петрозаводске была отпечатана небольшая книга «Записка о деятельности Олонецкого гу­бернского земства за время службы Действительного Статского Советника Василия Владимировича Савельева в должности председателя губернской управы (1880-1900 гг.)». Рассказывая о разносторонней деятельности губернского земства, автор книжки отмечает: «Только благодаря прочно поставленному губернскому земскому хозяйству, обоснованному на твердых устоях полного равновесия между земскими доходами и расходами, вмес­те с тем, благодаря широким взглядам г. Савельева на государственную важность просвещения народных масс, возможно было впереди всех губерний, задумать и осуществить в Олонецкой губернии земский план всеобщего обучения» [5] . Современный историк В. Ф. Абрамов отмечал: «90-е годы, ставшие эпохой в социально-экономи­ческой и общественной жизни, обозначили грань и в истории земской школы. Всеобщее обучение стало веду­щим лозунгом всех общественных начинаний, основной просветительской задачей тех лет» [6] . Конечно, в 1900 г. до всеобщего обучения было еще далеко, но о том, что губерния серьезно продвинулась в деле народного обра­зования, говорят цифры. В течение 1895 г. губернское земство собирало сведения от учителей начальных школ о количестве детей школьного возраста. Это был сложный и трудоемкий процесс, учитывая значительные рас­стояния между деревнями и их разбросанность по территории губернии. 23 января 1896 г. Очередным губерн­ским земским собранием был принят «План введения всеобщего обучения в Олонецкой губернии». На 1 января[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

1896 г. в губернии насчитывалось 365 школ, в том числе подведомственных дирекции народных училищ 193, церковно-приходских - 117 и школ грамоты 55. Обстоятельства же сложились столь благоприятно, что удалось значительно превысить плановые цифры. В течение 1896-1897 гг. на объединенные средства уездных и губерн­ского земств были открыты (при пособии от казны в размере 13 800 р.) 90 новых земских училищ, добавилось одно министерское училище. Епархиальное начальство на собственные средства и при финансовой поддержке от земства смогло открыть 27 церковно-приходских и 68 школ грамоты. Таким образом, к 1898 г. количество начальных школ в губернии достигло цифры 551, что позволяло обучать в них 32,18 % всех детей школьного возраста [7] . Безусловно, о всеобщем образовании говорить было еще рано, но важна сама тенденция увеличения учебных заведений и учащихся. Вместе с тем и на 1898 г. средний процент безграмотных детей в возрасте 7-14 лет составлял 50,05 % (мальчиков - 35,4; девочек - 64,41 %) [8] .

Первый план за недостатком средств к его реализации пришлось скорректировать прежде всего в связи с отдаленностью и разбросанностью деревень, и в 1898-1899 гг. принимается новый, более реалистичный план. К началу 1900 г. начальных школ по губернии насчитывалось уже 584 (240 земских, 46 образцовых министерс­ких, 281 церковно-приходских и 17 городских) [9] . Для того чтобы предоставить возможность для обучения в на­чальных школах детям из отдаленных деревень, к 1899 г. при школах было открыто 60 ночлежных приютов [10] , хотя следует отметить, что далеко не во всех приютах были созданы хорошие условия для пребывания детей, что, впрочем, объяснялось, прежде всего, недостатком средств у уездных земств [11] .

На содержание земских училищ, открытых в 1896 г. - земством было ассигновано: в 1896 - 2283 р., в 1897 - 11 377 р., в 1898 - 22 800 р., 1899 - 25 538 р., 1900 - 27 738 р.11 С самого начала своей деятельно­сти В. В. Савельев постоянно увеличивал и помощь от земства церковно-приходским школам: в 1885 г. им было выделено 423 р. 67 коп., в 1887 г. - 2487 р. 92 коп., в 1894 г. - 12 963 р. 82 коп., в 1898 г. - 22 771 р., в 1899 г. - 24 783 р. [12]

Определенные успехи в деле народного образования объяснялись и еще одним немаловажным факто­ром - сотрудничеством между руководителем земства В. В. Савельевым, директором народных училищ Д. П. Мартыновым (после его смерти с Г. Поповым) и деятельным и энергичным молодым епархиальным наблюдателем Н. К. Чуковым. В «Олонецких губернских ведомостях» в 1898 г. отмечался «факт сочувствен­ного отношения наших земств к церковно-приходской школе». И далее: «... это показывает, что у нас, сла­ва Богу, нет вредного для дела антогонизма между двумя ведомствами, призванными заботиться о народном просвещении». Епархиальное начальство в лице епископа Олонецкого Макария ходатайствовало о награжде­нии В. В. Савельева. 13 января 1900 г. из Священного Синода был получен ответ: «По ходатайству Вашего Преосвященства, изложенному в отношении от 12 июня 1899 г. за № 786, касательно соизволения на награж­дение членов Олонецкого епархиального училищного совета: председателя земской управы Действительного Статского Советника Василия Савельева и председателя Петрозаводского уездного съезда земских начальни­ков, Статского Советника Владимира Эриха за плодотворную деятельность на пользу народного образования в церковно-приходских школах: первого из них орденом Святого Станислава I степени, а последнего чином Действительного Статского Советника по первому получено Высочайшее соизволение.». Относительно же сподвижника В. Савельева в деле образования В. Эриха было указано о невозможности представления к чину «за невыслугою лет» [13] .

В «Записке о деятельности Олонецкого земства» упоминается и следующий факт: «... в группе губер­ний, выделяющихся по состоянию народного образования, стоят шесть губерний Московского учебного округа и три губернии Санкт-Петербургского учебного округа: Олонецкая, Архангельская и Новгородская» [14] . Однако и в 1911 г. в газете «Олонецкая неделя» от 16 мая учитель Иван Забавкин писал: «. открытие новых школ еще во множестве пунктов Олонецкой губернии необходимо, иначе всеобщее обучение будет делом далеко не близ­кого будущего». Проблема состояла в том, что средства земства были невелики, а губерния очень редко населе­на, деревни находились на большом расстоянии друг от друга, что затрудняло работу по проведению в жизнь плана всеобщего обучения, правительство же, в свою очередь, выделяло недостаточно средств для реализации грандиозного плана. Однако руководство Олонецкого земства делало все от него зависящее, чтобы изыскать внутренние резервы для реализации плана всеобщего обучения. В Докладе Олонецкой губернской земской управы по вопросу всеобщего обучения от 4 января 1897 г. есть строки, которые хотелось бы привести полно­стью: «Хотя расход этот может показаться и значительным, но если правительство не будет иметь возможности прийти в этом важном деле на помощь земству, то все-таки, по крайнему убеждению управы не следовало бы оставлять раз начатого дела на пол-дороге. Этот расход земства не будет принадлежать к числу безвозвратных: он окупится со временем, когда крестьянское население, воспользовавшись благами грамотности, поднимется в культурном отношении, а с тем вместе возрастет и его материальное благосостояние, чем и достигнется одна из важнейших целей, ради которой работает каждое земство» [15] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Следует также обратить внимание на улучшение подготовки учителей. В Олонецкой духовной семинарии (основана в 1829 г.) с середины 1870-х гг. начали преподавать педагогику, а в 1886 г. открылась образцовая начальная школа, где студенты семинарии проходили педагогическую практику. Учительниц для сельских цер­ковно-приходских школ готовило Епархиальное женское училище, основанное в 1858 г. в Каргополе и пере­веденное в 1874 г. в Петрозаводск. В 1897 и 1898 гг. были открыты три второклассных приходских училища для подготовки учителей. В 1879-1894 гг. работала учительская семинария в Вытегре; в 1897-1903 гг. рабо­тали одногодичные курсы при Петрозаводском городском училище. Если законоучители были выпускниками Олонецкой духовной семинарии, то большинство учителей получили специальное педагогическое образование.

Более широкое распространение образования связано, прежде всего, с экономическим развитием стра­ны, но также и с изменением отношения основной массы населения - крестьянства - к грамотно сти, повы­шением социального статуса грамотного человека. Новый этап развития общества требовал повышения образовательного уровня населения.

В своей монографии О. П. Илюха отмечает: «В конце XIX - начале ХХ в. школа России вошла в поло­су качественных преобразований. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический про­гресс, увеличивала потребность в образованных людях. Явственно обнаружилась необходимость приведения начальной школы, являющейся наиболее слабым звеном в системе образования России, в соответствие с эко­номическими потребностями страны» [16] . Б. С. Гершунский отмечает: «Грамотность обеспечивает человеку определённые стартовые возможности» [17] . Человек неграмотный имеет меньше шансов на улучшение своего материального положения.

Одной из причин того, что работа по реализации проведения в жизнь плана по переходу в конце XIX в. к всеобщему начальному образованию в Олонецкой губернии не всегда вела к необходимым результатам, было недостаточное количество ночлежных приютов при начальных школах. Так, по подсчетам Е. А. Калининой, к моменту реализации плана, например, в Сямозерской волости при начальных школах не было ни одного приюта, а первый появился только в 1898 г.; при 39 школах не было ни одного приюта [18] .

Есть и еще одна важная особенность развития образования в конце XIX - начале ХХ в., отмеченная О. П. Илюхой: «Темпы роста учебных заведений заметно превышали прирост количества школьников. За 1895-1913 гг. число школ в Олонецкой губернии выросло в 2,25 раза, а количество школьников лишь в 1,4 раза» [19] . Об этом писал и Н. Г. Кучепатов: «Несмотря на увеличение количества земских и церковно-при­ходских школ и школ грамоты в конце XIX века, во всех этих школах училась лишь небольшая часть детей школьного возраста» [20] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

К сожалению, задача по введению всеобщего начального образования в конце XIX - начале ХХ в. не была решена, и только в советский период в конце 1920-х - начале 1930-х гг. можно говорить о введении всеобщего начального образования. В 1932 г. в начальных школах обучалось 99,4 % детей школьного возраста.

Литература

  1. Абрамов В. Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8. С. 44-60.
  2. Андреев А. Л. Преемственность развития образования в дореволюционной и советской России // Педагогика. 2008. № 8. С. 74-83.
  3. Гараджа В. И. Книга о российском образовании // Педагогика. 2008. № 8. С. 116-118.
  4. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998. 608 с.
  5. Записка о деятельности Олонецкого губернского земства за время службы Действительного Статского Советника Василия Владимировича Савельева в должности председателя губернской управы (1880-1900 гг.). Петрозаводск, 1901. 75 с.
  6. Илюха О. П. Школа и детство в карельской деревне в конце XIX - начале ХХ в. СПб., 2007. 304 с.
  7. Илюха О. П. Повседневная жизнь сельских учителей и школьников Карелии в конце XIX - начале ХХ века. Очерки. Документы. Материалы. Петрозаводск, 2010. 145 с.
  8. История Карелии с древнейших времен до наших дней. Петрозаводск, 2001. 944 с.
  9. Калинина Е. А. Народные школы Олонецкого края XIX - начале ХХ века. СПб., 2009. 264 с.
  10. Кучепатов Н. Г. Школа в дореволюционной Карелии. Петрозаводск, 1958. 98 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф