Онучина И.В. (г.Каргополь)
О каргопольской игумении Варваре и вверенной ей обители (первая треть XX века) Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Икона. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские с Успенским собором. Киев. Середина - вторая половина XIX в. Дерево, резьба, бумага. 13,8 х 8,1 х 1,6 см. Поступление из Успенского монастыря, Каргополь. КГИАХМ КП 898/3. Инв. Д-180Рис. 2. Икона. Святой архангел Михаил и святая великомученица Варвара. Киев. Середина - вторая половина XIX в. Дерево, резьба, бумага. 14 х 8,2 х 1,4 см. Поступление из Успенского монастыря, Каргополь. КГИАХМ КП 898/2. Инв. Д-179Рис. 3. Фрагмент колокола. Конец XIX - начало XX в. Бронза, литье. 33,5 х 24 х 5 см. Найден на территории бывшего Успенского монастыря, Каргополь. КГИАХМ КП 19381. Инв. М-2875

Аннотация: Статья обращается к биографии игумении Каргопольского Успенского монастыря Варвары, истории ее семьи, рассказывает об ученых в ее роду. Сообщает о жизни монастыря в XX в., его разорении. Источниками послужили музейные предметы, материалы переданного музею архива милиции, документы муниципального и государственных архивов, газетные публикации первой трети XX в.

Ключевые слова: Петербург; игумения Варвара; монастырь; школа; трудовая артель; совхоз;

Summary: The article refers to the biography of the hegumeness Varvara from the Kargopol convent of the Dormition, her family history, scientists in her family. It also tells about the life in the convent in the 20th century and its ruin. The sources are museum items, materials from a militia archive, that were transferred to the museum, materials of municipal and state archives, newspaper publications of the first third of the 20th century.

Keywords: St. Petersburg; hegumeness Varvara; abbess; convent; school; working co-operative; Soviet farm; sovkhoz;

В конце XIX в. в Каргопольском уезде действовали четыре монастыря. Как и другие, они были ра­зорены в первое десятилетие советской власти. Монашествующие стали скитальцами и страдальцами. Публикации Г. Н. Мелеховой и Л. И. Фарковой раскрывают судьбы некоторых из них1. В 1950-е гг. с мо­нахинями Каргопольского Успенского монастыря встречался краевед Ю. И. Кимаев, красочно описавший насильственную смерть игумении Варвары [1] , что, как выяснилось позже, оказалось неверным [2] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

17 июля 1900 г. скончалась ее предшественница игумения Сосипатра (Анастасия Михайловна Рогозина), уп­равлявшая Каргопольским монастырем с 1888 г. [3] Назначение на должность настоятельницы получила монахиня Пятогорского Богородицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии Варвара [4] , постриженная в монашество 14 декабря 1900 г. и возведенная в сан игумении 21 января 1901 г. [5]

Каргопольский монастырь, куда прибыла новая начальница, был основан в конце XVI в. как пустынь Иоанна Власатого. В середине XVII в. по прошению купечества мужской монастырь преобразован в женский. В начале XX в. в нем проживало до 200 человек. При этом монахинь 20, рясофорных послушниц 33, белиц и богорадниц 106 [6] . Монастырские строения, являвшиеся южной границей Каргополя, выходили к реке Онеге. Вокруг каменного двухэтажного собора XVIII в. располагалось несколько деревянных и кирпичных домов. Их окружала каменная ограда с небольшим храмом и колокольней над святыми вратами. Во владении монастыря находились пахотная земля, сенокосные и лесные угодья, рыбные ловли, мельница [7] .

В 1903 г. настоятельница обратилась в училищный совет с предложением об открытии школы для дево­чек. В 1858-1874 гг. при монастыре уже существовало епархиальное женское училище [8] , и игумения пожелала вернуть образовательную деятельность. Выделили средства, отремонтировали монастырский флигель. Матушка пожертвовала портреты царя и царицы, иконы и лампадки, книжный шкаф. В праздник Богоотца Иоакима и Анны 9 сентября 1904 г. одноклассная церковно-приходская школа была торжественно открыта: 26 девочек из бедных семей стали учиться Закону Божию, церковному пению, письму, арифметике, чтению [9] . Обучение длилось два года, и в 1906 г. состоялся первый выпуск [10] .

В 1907 г. в Успенском монастыре побывал епископ Олонецкий и Петрозаводский Мисаил (Крылов). Было отмечено, что руководительница - «благоразумная и благовоспитанная, умело, с тактом управляет монастырем, влияя на сестер по большей части нравственно, во всех отношениях видится порядок в жизни обители» [11] . Год спустя (1908) монастырь принимал 1-е женские миссионерские курсы [12] . Стремление настоятельницы поднять авторитет обители отмечал благочинный протоиерей Владимир Петров [13] .

Удалось установить мирское имя игумении: Вера Александровна Тихомандрицкая. В 1902 г. ей было 52 года. В Пятогорский Богородицкий монастырь она поступила 2 июля 1896 г., имея домашнее образование. Получив свидетельство на звание учительницы церковно-приходской школы (1900), она стала надзиратель­ницей и учительницей школы при Пятогорском монастыре [14] . Святейшим Синодом ей был вручен наград­ной наперсный крест (1904), а ко дню памяти святых Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, - Библия (1908) [15] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ее семья происходила из духовного сословия, фамилия Тихомандрицкие восходит к названию села Тверской губернии - Тихомандрица. Прадед игумении Емельян был на приходе дьячком, его сын Никита Емельянович Тихомандрицкий служил в сане протоиерея в Христорождественском монастыре Твери [16] .

Ближайшие родственники игумении являлись учеными. Дядя, родной брат отца, Алексей Никитич Тихомандрицкий (1814-1853) - ординарный профессор университета св. Владимира в Киеве, занимал­ся химией и минералогией [17] . Брат Матвей Александрович Тихомандрицкий (1844-1921) - доктор математических наук, специалист по теории высших трансцендентных функций, ординарный профессор Харьковского университета. Он известен как один из организаторов Тавриче ско го университета в Крыму, открытого в 1918 г. [18] В фондах Каргопольского музея хранится письмо на его имя (КП 13646), отправлен­ное 26 августа 1916 г. из Иваново-Вознесенска в Ялту. Матвей Александрович мог в то время находиться в Каргополе, поскольку 15 июля того же года в монастыре скончалась его жена Екатерина Гавриловна, которую похоронили на монастырском кладбище [19] .

Отец игумении Александр Никитич Тихомандрицкий (1800-1888) - доктор математических наук, действительный статский советник. В 1836 г. он закончил Главный педагогический институт в Санкт- Петербурге. После обучения за границей был назначен профессором в Киевский университет св. Владимира (1838). Затем в качестве инспектора возвратился в родную альма-матер (1848). С 1863 г. и до своей кончины служил чиновником по особым поручениям Министра народного просвещения [20] .

Эти и другие данные формулярного списка ученого сообщала его дочь в уездные органы власти в марте 1919 г. Она просила помочь в восстановлении пенсии по смерти отца, которую перестали платить [21] . Игумения также упомянула: «После смерти моего отца никаких не осталось средств - ни имущества, ни капитала, я поэ­тому, пока могла трудиться, шитьем добавляла средств на содержание» [22] .

В том же 1919 г. женский монастырь ходатайствовал об отмене призыва на фронт их дьякона. Обращение в Каргопольский военный комиссариат подписали игумения и насельницы [23] . Себя для убедительности они на­зывают «гражданками Российской Федеративной Социалистической Республики» и выражают желание «поль­зоваться возвращенной свободой, и в том числе свободою совести» [24] . Просьбу удовлетворили. Однако вскоре о любом проявлении свободы совести пришлось забыть.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Женскую обитель в 1924 г. обратили в Успенскую трудовую артель. Богослужения и молитвы не преры­вались, что не могло не раздражать новую власть. «Есть в Каргопольском уезде бывший Успенский монастырь. Теперь, как будто, там совхоз - женская артель. Но все на самом деле по-старому. Службы, [...] монахини, игуме­нья и... землица, совсем как будто монастырь», - писала газета [25] . Другой корреспондент смело заявлял: «Вместо веры в Бога [26] все более и более крепнет у женщин вера в коллективный труд [...] Так возрастают светлые очаги сельскохозяйственной культуры на прежних «очагах» мрака и суеверий» [27] .

В июле 1924 г. матушка Варвара обратилась в милицию по проезду в Ленинград: «Имея от роду 74 года, проживала в г. Каргополе на должности настоятельницы 24 года». Было предписано выдать удостоверение на один месяц [28] . Его подписала председатель правления артели Агапия Спасова [29] .

Та же монахиня присутствовала от Успенской обители на Каргопольском съезде «староцерковников» 12-14 декабря 1925 г. [30] По-видимому, игумения Варвара ушла на покой. Из документов Каргопольского рай­исполкома выяснилось, что в 1926 г. Агнии Кукушкиной «был присвоен сан игуменьи, после чего она и была игуменьей в Успенском монастыре до его закрытия» [31] .

В июне-июле 1928 г. власти нанесли заключительный удар по бывшему монастырю. На месте сельхоз­артели решили организовать совхоз «Красная горка», закрыв действующую церковь. Всех проживавших лиц выселяли. Имущество передавалось Госсельтресту [32] . Постановление подлежало утверждению Губисполкомом.

Год спустя 20 августа 1929 г. специальная комиссия со ставила акт, раскрывающий судьбу церковного имущества Успенского монастыря: 7 антиминсов, 8 хоругвей сожжены, 311 икон уничтожены, 2 посоха игуменских переданы в клуб, плащаница - в музей, книги (91 весом 595 кг) сданы го сударству как маку­латура и т. д. [33] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В Каргопольском музее есть еще некоторые напоминания об игумении Варваре: среди переданных из этого монастыря предметов - миниатюрные резные иконы из кипариса (КП 898/1-4). Подобную резьбу от­носят к работе киевских мастеров [34] . Два сюжета посвящены святыням Киева. Среди них - основатели и свя­тые покровители Киево-Печерской лавры, прпп. Антоний и Феодосий, парящие над Успенским собором (рис. 1). Другая икона изображает вмч. Варвару с архангелом Михаилом. Между фигурами архистратига и святой высится силуэт храма, у подножия - гроб (рис. 2). Как известно, часть мощей святой Варвары с давнего времени находилась в Златоверхом монастыре Киева в соборе Архангела Михаила. Тематика малых икон созвучна посвящениям престолов Каргопольского женского монастыря: соборный храм - Успения Пресвятой Богородицы, центральный престол нижнего храма назван в честь Архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных, надвратная церковь по священа прпп. Антонию и Феодо сию Киево-Печерским. Привезены иконки, должно быть, из паломничества в Киев. А святая Варвара - небесная покровительница владелицы.

Среди инокинь и монахинь конца XIX - начала XX в. нам не встретилась другая Варвара [35] , и, с большой долей вероятности, образа могли принадлежать настоятельнице.

Матушка Варвара скончалась 30 ноября 1931 г. в возрасте 80 лет в Каргополе в доме Загайновой по ул. Пролетарской [36] . Предполагаем, что она была вынуждена отказаться от управления монастырем в силу возраста или из-за нестроений в обители.

Литература

  1. Братолюбов Е. Окончание учебного года в церковно-приходской школе, что при Успенском женском монастыре г. Каргополя // Олонецкие епархиальные ведомости. 1906. № 13. С. 516-517.
  2. Венустов И. Открытие женской церковно-приходской школы при Каргопольском Успенском женском монастыре // Олонецкие епархиальные ведомости. 1904. № 19. С. 590-597.
  3. Женский колхоз // Красный Север. 1927. № 82. С. 6.
  4. Игумения Сосипатра: некролог // Олонецкие епархиальные ведомости. 1900. № 18. С. 652-653.
  5. Город Каргополь (Успенский монастырь) // Олонецкие губ. вед. 1904. № 118. С. 2-3.
  6. Кимаев Ю. И. Понятие греховности и праведности в бытийности Каргопольского Успенского девичьего монастыря // Святые и святыни северорусских земель (по материалам VII науч. региональной конф.) / сост. и науч. ред. Н. И. Решетников. Каргополь, 2002. С. 195-204.
  7. Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во второй половине XVIII - начале XX в. / Ю. Н. Ко­жевникова. Петрозаводск: Издательство Спасо-Кижского Патриаршего подворья, 2009. С. 178, 196-198.
  8. Матисон А. В. Городское и сельское духовенство Тверской епархии в середине XIX века: Справочник. М., 2015. С. 11;
  9. Мелехова Г. Н. «Алипий означает беспечальный»: об архимандрите Алипии (Ивлеве) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии / Информационно-издательский отдел ЕДС. Екатеринбург, 2019. Вып. 1 (25). С. 33-55.
  10. Мелехова Г. Н. «Мои убеждения - [вера] в Бога». Судьба каргопольского монаха-белоруса // Аспект. Журнал социальных и гуманитарных наук. Международное научное электронное издание. 2018. № 1 (5). Память в назидание (1917-2017) / ПамЪеае за опомена. Материалы международной научной конференции, посвященной столетию начала подвига новомучеников Русской Православной Церкви. (Online). С. 38-52.
  11. Мелехова Г. Н., Фаркова Л. И. Соловецко-каргопольские подвижники XX века: прославленные и непрославленные // Историко-культурное и духовное наследие Соловков: сборник докл. науч. конф. Соловки, 2018. С. 222-227.
  12. Мелехова Г. Н., Фаркова Л. И. «И был Господь убежищем гонимому...» 2-е изд., испр. М.: ООО Пенаты и Книга, 2020. 120 с.
  13. Монастырь или совхоз // Красный Север. 1924. № 129. С. 5.
  14. Первые женские миссионерские курсы в Олонецкой губ. в Каргопольском Успенском женском монастыре // Олонецкие епархиальные ведомости. 1908. № 12. С. 268-273.
  15. Перемены по службе // Олонецкие епархиальные ведомости. 1901. № 6. С. 202.
  16. Путевые заметки. Женский Успенский 3 кл. общежительный монастырь в г. Каргополе // Олонецкие епархиальные ведомости. 1908. № 1. С. 5-7.
  17. Тихомандрицкий Алексей Никитич // Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1901. Т. 65. С. 289.
  18. Тихомандрицкий Матвей Александрович // Энциклопедический словарь русского библиографического института Гранат / 7-е изд. М., 1910-1948. Т. 41. Ч. 8. С. 182.
  19. Тихомандрицкий Матвей Александрович // Энциклопедический словарь. СПб.: Изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1901. Т. 65. С. 289.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф