Смирнова М.Ф. (г.Петрозаводск)
Сохранение и реставрация икон Успенского собора города Кеми сотрудниками Музея изобразительных искусств Республики Карелия Vkontakte@kizhi

Аннотация: На основе ранее не опубликованных документов, хранящихся в архиве Музея изобразительных искусств Республики Карелия, а также по воспоминаниям непосредственных участников, освещается деятельность научных сотрудников и реставраторов музея с 1975 по 2022 гг., направленная на сохранение и реставрацию уникального собрания древнерусской иконописи XV-XIX вв. из Успенского собора города Кеми, которое представляет особую историческую и художественную значимость для культурного наследия Российской Федерации.

Ключевые слова: Успенский собор; Кемь; реставрация; иконостасы; иконы;

Summary: Based on previously published documents kept in the archive of Art Museum of Republic Karelia as well as on reminiscences of immediate participants, the activity of museum workers and restorers from 1975 to 2022 is presented here, focused on preservation and restorations of the unique collection of the Old Russian iconography XV-XIX century of Uspenskiy Cathedral, city Kem’, which represents specific historical and artistic value for cultural heritage of the Russian Federation.

Keywords: Assumption Cathedral; Kem; restoration; iconostases; icons;

Работа выполнена на основе ранее не опубликованных документов (актов, отчетов, докладных и пр.), хранящихся в архиве сектора реставрации Музея изобразительных искусств Республики Карелия, а также по воспоминаниям непосредственных участников.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В Успенском соборе Кеми находятся три иконостаса с уникальными иконами XV-XVIII вв., представляющими исключительную художественно-историческую ценность не только для Республики Карелия, но и для всей Российской Федерации. Главный иконостас, являющийся цельным памятником конца XVII в., относится к кругу считанных единиц художественных комплексов, дошедших до нас во всей России.

В 1975 г. Карельская специальная научно-реставрационная мастерская начала реставрацию Успенского собора Кеми. Выполнялась консервация древесины, заменялись утратившие конструктивную прочность элементы. В связи с началом работ было выполнено обследование на наличие в соборе произведений древнерусской живописи. В этой работе участвовали старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств КАССР Владимир Георгиевич Платонов и сотрудники Кемского райсовета. Была выполнена подробная опись всех иконостасов, произведений в трапезной, кладовой при сенях и на чердаке, с указанием названий, размеров и краткого описания сохранности.

По заданию Министерства культуры КАССР после обсуждения проектов реставрации Успенского собора было поручено старшему научному сотруднику Музея изобразительных искусств Лидии Николаевне Белоголовой принять участие в организации работ по вывозу иконостасов из храма. Совместно с главным архитектором Кеми из нескольких вариантов было выбрано здание для временного перемещения произведений. Это была бывшая каменная Благовещенская церковь. Составлен акт технического состояния помещения, спланированы ремонтные работы, необходимые для обустройства хранилища древнерусской живописи в западной части здания. Ремонтные работы проводились отделом культуры Кемского райсовета в течение июля 1975 г. Помещение хранилища было изолировано кирпичной стеной, обшитой тесом, сделаны стеллажи, на полу выполнены щиты.

4 июля 1975 г. сотрудниками Карельской специальной научно-реставрационной мастерской и Карельского Музея изобразительных искусств составлен акт технического состояния помещения. В акте отмечалось: 1) помещение сильно захламлено строительным мусором, кирпичом и досками; 2) оконные проемы выбиты, рамы отсутствуют; 3) стена, отделявшая помещение от остальной части церкви, имеет сквозные отверстия; 4) в полу имеются два пробитых отверстия, соединяющие помещение с подвалом; 5) имеется большой потолочный проем в колокольне; 6) наружные и внутренние двери разбиты, имеют щели, выбоины, отсутствуют затворы; 7) наружное крыльцо захламлено большим количеством мусора, в результате чего отсутствует подъезд к помещению. Были прописаны срочные мероприятия, которые необходимо было сделать до 11 июля 1975 г.

В то же время были документально составлены требования для обеспечения сохранности произведений, перевезенных в каменный храм: 1) установить сигнализацию; 2) оборудовать противопожарные ящики с песком; 3) повесить решетки на все окна; 4) подвести электропроводку с автономной системой предохранения; 5) убрать территорию вокруг наружной двери и крыльца; 6) весной тщательно проветривать помещение; 7) категорически запрещалось посещение помещения без письменного разрешения Кемского исполнительного комитета депутатов; 8) завести журнал посещений.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

До начала работ по разборке иконостасов были осмотрены интерьеры церкви и приделов Лидией Николаевной Белоголовой совместно с художником-реставратором Карельской специальной научно-реставрационной мастерской Александром Ивановичем Байером и заведующей отделом культуры Кемского райсовета О. И. Смольковой. Составлена опись всех произведений, указано состояние сохранности, выполнены схемы расположения икон в иконостасах, схемы маркировки тябл и резьбы. На 55 произведений древнерусской живописи, находившихся в аварийном состоянии, составлены дефектные ведомости.

Иконы находились в храме в очень плохом состоянии. На большинстве икон наблюдались: сильное поверхностное загрязнение, отставание паволоки, мучнистость и отставание левкаса, обесклеивание левкаса, различные виды кракелюра красочного слоя, жесткий развитый кракелюр, шелушение позолоты и красочного слоя, потемнение олифной пленки, участками сгрибленная олифа. На каждом произведении имелись утраты левкаса, красочного слоя и позолоты, на некоторых очень значительные, доходящие до 50-70 % площади. Живопись пророческого ряда утрачена на 20 %. Живопись праотеческого ряда утрачена на 70 %. Общее состояние сохранности резного декора иконостасов Никольского и Зосимо-Савватиевского приделов - удовлетворительное, главного иконостаса - плохое. Расписные тябловые доски первоначального иконостаса сохранились на 50 % и почти полностью закрашены масляной краской. Общее состояние сохранности намогильных крестов, находившихся в трапезной, - удовлетворительное. Состояние сохранности поздней живописи, находившейся в кладовой и на чердаке, - плохое.

В 1975 г. при обследовании чердачного помещения над трапезной были выявлены 28 иконных досок с полной утратой грунта и красочного слоя, а также сильными повреждениями основы, зараженными жуком- точильщиком. Был составлен акт о списании и уничтожении данных досок.

Работы по профилактической консервации начались еще до демонтажа иконостасов. В период с июня по сентябрь 1975 г. А. И. Байером было укреплено большое количество икон, общая площадь профилактических укреплений составила около 70 м2. В Министерство культуры Карельской АССР были направлены предложения по составлению проекта и сметы на реконструкцию иконостаса. Демонтаж иконостасов был выполнен профессионально по четко разработанному плану, с нумерацией каждого предмета: икон, рам, киотов, резьбы, тябл, крестов. Были выполнены схемы каждого иконостаса.

Наиболее трудоемкими явились работы по разборке резьбы и тябл иконостасов. Тябловые доски были прибиты коваными гвоздями длиной около 30 см к срубу храма. После демонтажа деталей иконостасов были сняты иконы. Произведения были упакованы и перевезены в здание бывшей каменной церкви небольшими партиями. Работы по разборке, упаковке, погрузке, выгрузке и расстановке икон проводились силами ССО - студенческого строительного отряда Химико-технического института под руководством Стаханова. 15 августа 1975 г. все произведения из собора были перевезены.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

сентября 1975 г. был обнаружен факт проникновения в помещение временного хранилища, в связи с чем, по просьбе Петрозаводского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, с 3 по 6 сентября 1975 г., были направлены в командировку в Кемь художник-реставратор Карельской специальной научно-реставрационной мастерской А. И. Байер и старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств Л. Н. Белоголова. Цель командировки - проверка состояния сохранности произведений, находящихся в каменной церкви. В отчете специалистов отмечалось, что в помещении бывшей колокольни разобран щит, закрывающий проем в потолке, снято несколько досок в щите, закрывающем оконный проем. Была проведена сверка наличия произведений. Обнаружено, что 11 икон XIX-XX вв. отсутствуют (среди них: Богоматерь; Предтеча; Зосима и Савватий в рост; Богоматерь Тихвинская; Спас поясной XIX в.). Были приглашены представители Кемского отделения МВД, которыми составлен протокол в присутствии понятых. Составлено подробное описание отсутствующих икон и список наиболее ценных произведений с предложением вывезти их в Петрозаводск на временное хранение. В отчете отмечалось безответственное отношение Кемского райсовета к вопросам охраны памятников древнерусского искусства. Повторно перечислены требования по обеспечению охраны памятников.

За период с 4 сентября 1975 г. по 1 июля 1976 г. отдел культуры Кемского райсовета не следил за помещением хранилища, не были приняты неотложные меры по охране, проемы и повреждения не заделаны.

1 июля 1976 г. заведующей отделом культуры Кемского райсовета О. И. Смольковой и архитектором Карельской специальной научно-реставрационной мастерской Евгением Всеволодовичем Вахрамеевым в хранилище обнаружены груды мусора, штукатурки, разбитые резные детали и пр. Был поврежден один из ценнейших памятников - резные створки Царских врат XVIII в. На одной створке навершия Царских врат вырезан фрагмент с изображением архангела Гавриила композиции Благовещения. Вторая створка полностью разбита, сохранились только фрагменты.

14 июля 1976 г. сотрудниками отдела культуры была проведена инвентаризация, составлен акт о пропаже еще девяти икон (выносная Знамение XIX в.; выносная Одигитрия; Преображение XVIII-XIX вв.; Сошествие во ад XVIII в.; Святой Матфей из придела Зосимы и Савватия; Преображение; выносная Знамение на обороте Петр и Павел; выносная Богоматерь; Тайная вечеря из трапезной) и трех крестов. В ходе следствия выяснилось, что подростки Кеми беспрепятственно проникали в хранилище и подолгу там находились.

При расследовании найдены две иконы: выносная Знамение XIX в. и Преображение. Также две иконы Богоматерь Тихвинская XIX в. и Богоматерь из деисуса XIX в. были найдены у одного жителя Кеми, не значившиеся в списках украденных, но ранее находившиеся в хранилище.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

20 сентября 1976 г. при проверке состояния сохранности произведений обнаружено, что поврежден серебряный оклад. Вырезаны значительные по размерам части в трех местах.

По настоятельной просьбе Л. Н. Белоголовой створки Царских врат и серебряный оклад были перенесены на временное хранение в кабинет заведующей отделом культуры в здание Кемского райсовета. Вызваны плотники, которые заделали отверстия в здании каменной церкви. Лидия Николаевна старалась всеми силами добиться от Кемского райсовета всех пунктов требований по обеспечению сохранности произведений. Представлялся единственно целесообразным скорейший вывоз произведений для сохранения и реставрации в Музей изобразительных искусств, в Петрозаводск.

Известен факт утерянных в 1976 г. двух икон Зосимо-Савватиевского придела «Апостол Павел» и «Архангел Гавриил», найденных жителями Кеми в 1981 г. В 1982 г. в Министерстве культуры КАССР стало известно о нахождении данных икон в Краеведческом музее города Кеми. Ввиду исключительной ценности произведений и необходимости их реставрации Министерство запросило передать их на временное хранение в Музей изобразительных искусств КАССР. Транспортировка была поручена художнику-реставратору А. И. Байеру.

В 1976 г. большинство икон были перемещены в Петрозаводск, в фондохранилище Музея изобразительных искусств. С 1977 г. Александр Иванович приступил к консервационно-реставрационным работам. В 1977 г. были укреплены 32 иконы Зосимо-Савватиевского придела, размер каждой иконы от 88 х 65 см до 108 х 80 см. В этот же период были полностью отреставрированы три иконы второго ряда: «Георгий Мученик», «Иоанн Златоуст» и «Иоанн Богослов».

В связи с выявленными особенностями живописи иконостасов Зосимо-Савватиевского и Никольского приделов было высказано мнение о нецелесообразности их возвращения в собор после полной его реставрации, поэтому все последующие работы полностью сосредоточились на иконах главного иконостаса, состоящего из 108 икон.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Реставрацию Деисусного ряда по ряду технических причин крайне тяжело и дорогостояще было выполнять в Кеми, а также обеспечить необходимую сохранность не представлялось возможным. Запрашивалась в Министерство культуры Республики Карелия возможность выделения помещения в Петрозаводске для хранения икон данного ряда, имеющего довольно большие размеры 260 х 93 см, в количестве 21 иконы, что выполнено не было.

Отсутствие возможностей хранения в Петрозаводске всех икон главного Успенского иконостаса вынудило сотрудников музея вывезти только наиболее сложные с точки зрения консервации произведения. Это были 52 иконы четвертого и пятого ярусов (размер каждой 134 х 55 см) и две иконы третьего яруса (размер 108 х 88 см). Работа над остальными произведениями первого, второго ряда (размер 260 х 93 см и 260 х 175 см), третьего, четвертого и пятого рядов, а также расписные тябла древнего иконостаса осуществлялись непосредственно в Кеми.

Живопись главного иконостаса выполнена по гипсовому левкасу, красочный слой тонкий, покрывной слой покрыт сильно потемневшей сгрибившейся олифой. Многочисленные утраты живописи закрашены масляной краской.

В 1977 г. был составлен новый акт обследования икон в хранилище; в 1980 г. наличие икон соответствовало акту 1977 г., за исключением выявленной органами МВД ранее отсутствующей иконы Зосимо-Савватиевского придела «Апостол Симон».

С 1978 г. институтом «Спецпроектреставрация» осуществлялась широкая программа рентгенографических исследований на предмет выявления наличия оригинальной живописи под слоями записи и ее сохранности. Наиболее тщательно были исследованы уникальные иконы Зосимо-Савватиевского придела и икона «Никола в житии» Никольского придела. Ряд произведений имели очень сильную деформацию основы. С институтом был заключен договор на разработку методики устранения деформаций.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Неоценимую помощь в разработке методик реставрации оказали рентгенографические исследования и консультации специалистов, и в первую очередь главного художника-реставратора института «Спецпроектреставрация» Виктора Васильевича Филатова, осуществлявшего курирование работ до 1982 г.

8 октября 1981 г. А. И. Байером была написана докладная на имя заместителя министра культуры КАССР Б. С. Маркова, которую приводим полностью: «Древнерусская живопись из Успенского собора г. Кеми хранится в помещении бывшей каменной церкви. Крыша над помещением хранилища повреждена, что приводит к попаданию значительного количества влаги, вызывающее крайне неблагоприятное воздействие на произведения. Ряд из них, не требовавших ранее предварительных консервационных работ, в настоящее время находятся в очень тяжелом состоянии. Повсеместно образовались очаги устойчивого заражения плесенью. На всех без исключения произведениях наблюдается ухудшение состояния красочного слоя и грунта, что приводит к невосполнимым утратам. Несмотря на неоднократные указания Кемскому райисполкому, ремонт крыши до сих пор не выполнен. Людьми, ответственными за это, занята позиция равнодушных наблюдателей. Прошу Вашего содействия в незамедлительном решении данного вопроса».

К декабрю 1983 г. были выполнены работы по консервации 43 произведений Успенского иконостаса: 21 икона деисусного ряда (размеры 252 х 93 см); 15 икон праздничного яруса (размеры 113 * 88 см); шесть икон пророческого яруса (134 х 54 см); одна икона праотеческого яруса (134 х 54 см).

К концу 1984 г. было выполнено укрепление всех икон главного Успенского иконостаса за исключением трех икон местного ряда и трех тябловых досок.

Консервационно-реставрационные работы продолжались А. И. Байером до 1994 г. и приостановились в связи с закрытием Карельской специальной научно-реставрационной мастерской и полным завершением финансирования работ.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 2017 г., в период перемещения произведений в новое здание фондохранилища Музея изобразительных искусств Республики Карелия, прошли сложную консервацию девять произведений. Выполнял работы А. И. Байер. Благодаря договоренности музея с Академией живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (г. Москва) 17 икон укреплялись группой студентов, под руководством художника-реставратора Зои Александровны Захаровой. Художником-реставратором Музея изобразительных искусств РК Марией Федоровной Смирновой на всех перемещенных произведениях, на участках отставаний выполнены профилактические заклейки, удалены поверхностные загрязнения. Большую научную работу выполнила группа специалистов Государственного Русского музея, сделав ряд исследований икон Успенского собора, находящихся на временном хранении музея. При исследовании современными методами (рентгенофлуоресцентный анализ, съемка в инфракрасном излучении, использовался метод микрохимической аналитики) сотрудники ГРМ отметили стабильное состояние сохранности икон.

В фондохранилище музея отведено отдельное помещение для хранения кемских икон. Произведения сохраняются в необходимых условиях температуры и влажности, проводятся регулярные профилактические осмотры. Музей обладает системой охраны по правилам хранения произведений искусства и современной автоматической системой пожаротушения.

Кемская Администрация и приход собора не располагают необходимыми возможностями для сохранения особо ценных древних произведений. В условиях храма сложно соблюсти постоянный температурно-влажностный режим, из-за чего грунт и красочный слой будут разрушаться, нет автоматической системы пожаротушения. Необходима также постоянная служба охраны и создание ставки реставратора для постоянного контроля за состоянием сохранности икон.

Передача музею на постоянное хранение коллекции икон Успенского собора позволит сохранить произведения древнерусского искусства, а также предоставит возможность для научного изучения, будут привлечены специалисты для реставрации произведений и экспонирования на выставках.

Самым лучшим решением сохранения произведений все специалисты считают передачу памятников в музей, проведение их изучения и научной реставрации, написание копий, которые затем будут переданы в Кемский собор.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Особая озабоченность сохранения икон Кемского собора связана с утратой многих памятников в наше время: сильным пожаром в храме Успения в деревне Кунелицы близ Олонца в 2014 г., гибелью в пожаре храма Успения в городе Кондопоге в 2018 г., недавно сгоревшей церковью, сделанной для съемок фильма П. Лунгина «Остров» в поселке Рабочеостровск Кемского района в 2021 г., постоянными кражами икон из храмов Карелии.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф