Титова И.Н. (г.Петрозаводск)
Бытование берестяных рукомойников (умывальников) на северных территориях России в XIX - начале XX века Vkontakte@kizhi

Рис. 1. А: Карелы; период создания - начало XX в.; номер по КП (ГИК): РЭМ 2923-45. Русские; период создания - первая треть XX в.; номер по КП (ГИК): РЭМ 4730-10.  Период создания: конец XIX в.; место создания: Вологодская губерния, Усть-Сысольский уезд, Межадорская волость.Б: Зыряне (коми); период создания - конец XIX в.; номер по КП (ГИК): РЭМ 1020-94; территория по музейной документации: Вологодская губерния, Помоздинская волость, Усть-Сысольский уезд; коллекция «Культура народов Поволжья и Приуралья»...Б: Коллекция Вельского краеведческого музея имени В. Ф. Кулакова. Период создания - XIX - нач. XX в.В: Коллекция Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника...Умывальник выплетен в виде кошеля и снаружи полностью окрашен коричневой краской (скорее всего для усиления прочности и герметичности)...

Аннотация: В данном сообщении рассматривается бытование берестяных рукомойников на северных территориях России в XIX - начале XX в., их виды по способу изготовления, а также наличие в коллекциях некоторых музеев.

Ключевые слова: берестяной рукомойник; Олонецкая губерния; Архангельская губерния; Вологодская губерния; коми; коллекция музея;

Summary: This paper examines the use of birchbark handwashing vessels in the northern parts of Russia in the nineteenth and the early twentieth centuries, classifies them according to their types and traces their presence in the collections of some museums.

Keywords: birchbark handwashing vessel; Olonets Governorate; Arkhangelsk Governorate; Vologda Governorate; Komi; museum collection;

Лесные богатства северных территорий России создавали условия для разнообразного употребления дерева и древесной коры в крестьянском хозяйстве. Так, доступность бересты и ее свойства (эластичность, водонепроницаемость, термичность, устойчивость к гниению, красота и легкость) нашли свое применение в умелых руках мастеров, создававших бытовую утварь.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В берестяных кужонках [1] хранили муку, крупу, яйца. В масленке в виде небольшого туесочка держали топленое масло. На берестяной подкотельник [2] ставили котел (чугунок), чтобы не испачкать стол. В дорогу, в лес по грибы да ягоды, на рыбалку летом надевали за спину кошель [3] . В закрытом кошеле продукты не нагревались даже в жаркий день, а антисептические свойства бересты позволяли им дольше сохранять свежесть. В берестяной солонке соль оставалась сухой в любых погодных условиях, как и порох в пороховице [4] : влага не попадала внутрь благодаря гидроизоляционным свойствам бересты. Это же свойство материала крестьяне использовали при строительстве, подкладывая скалины [5] под нижний венец сруба, подоконную доску и т.п. места, подверженные воздействию воды.

Помогала береста и во время рыбалки: к верхней тетиве ставной сети привязывали в виде поплавков трубочки из бересты длиною в 2-3 вершка - «кибрюшки» (кебрюшки) [6] , а к нижней тетиве - грузило, представлявшее собой небольшой, от 9 до 18 см в поперечнике, камень, обертываемый берестой разными способами, называемый «кибас» [7] .

Делали из бересты и лапти. «Их разновидности отличались и внешним видом, и способом плетения. Одни имели высокие края и задник. Подобного рода обувь изготовлялась техникой косого плетения. Другой, преобладающий на севере Карелии тип плетеной обуви, отмеченный краеведами XIX в.,- лапти с низкими краями и оборами по бокам, исполненные техникой прямого плетения... обычно употреблялась во время полевых (на пожогах) и покосных работ» [8] .

Для ношения молока и других съестных жидкостей употребляли туес (туяс) - сосуд из бересты, наподобие ведерышка, цилиндрической формы, со съемной деревянной крышкой. Также в нем хранили яйца, соль и грибы [9] . Туес можно назвать старинным термосом, поскольку продукт в нем длительное время не нагревался и не портился. Такой туес обязательно делался на основе сколотня (береста, заготовленная в виде цилиндра).

Для сбора ягод прямо в лесу делали набираху [10] ; рубушу [11] . Для этого снимали кусок бересты, сгибали в углах, формируя прямоугольную или квадратную коробку и скрепляли, прошивая в местах загибов гибким прутком. Обыкновенно такая емкость была невелика и не позволяла вытекать соку, что было крайне удобно, например, при сборе морошки на болоте. У народа коми «в небольшие коробки с ручкой из березы, ивы или черемухи, называемые набирухами, дети собирали ягоды и грибы. Охотники носили в набирухах воду [.. .] из бересты изготовлялись умывальники типа корзиночки с ручкой» [12] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Похожие по форме и технологии изготовления рукомойники (умывальники) встречаются в двух музеях: Российский этнографический музей (Санкт-Петербург) и Национальный музей Республики Коми (Сыктывкар). В отличие от набирух, они имеют веревочные подвязи с двух сторон из льняных (конопляных?) нитей, за которые могут быть подвешены. Подобный тип рукомойника бытовал среди крестьян северных территорий (рис. 1).

В фондовых коллекциях музеев также хранятся рукомойники, выплетенные из берестяных лент. Их делали в форме уток разного силуэта с двумя отверстиями (в голове и в хвосте), в которые возможно заливать и выливать воду. Возможна деревянная перемычка - ручка между головой и задней частью тулова утки, вставленная в межклеточные переплетения и обмотанная берестяной лентой. За такую ручку рукомойник удобно держать рукой при поливе или подвешивать (рис. 2).

Электронный ресурс «Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации» помог выявить 8 рукомойников: 4 из них выплетены из лент и 4 выполнены из пластов бересты. Рассмотренные предметы дают возможность расширить знания о бытовой крестьянской утвари из бересты Шенкурского и Вельского уездов Архангельской губернии, Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, коми-зырян. К сожалению, атрибуция, сопровождающая предметы, и их малое количество не позволяют определить ареал бытования рукомойников на территории Олонецкой губернии. В фондовых коллекциях музеев Карелии на сегодняшний день рукомойники не обнаружены. Тем не менее косвенные свидетельства бытования здесь этого предмета можно встретить в заметках путешественников и фольклоре.

Одно из подобных упоминаний можно встретить в путевых заметках о пятом путешествии по северу Олонецкой губернии финского собирателя карельских рун Элиаса Леннрота во второй половине апреля 1834 г. Во время посещения дома бедного крестьянина Архиппы в деревне Латваярви он отметил: «...как и во всех здешних домах, тут строго соблюдают правило мытья рук перед едой и после еды. Для этого в каждом доме имеется рукомой, подвешенный к грядке недалеко от входной двери, тут же висит полотенце. Под умывальником находится довольно большая лохань. Рукомой обычно делают из какого-нибудь металла, дерева, бересты и т.п., в зависимости от состоятельности хозяина».

В карельских народных загадках, собранных сотрудниками Института языка, литературы и истории Карельского научного центра в фольклорных экспедициях в 1970-х гг. среди карел северных, центральных и южных регионов Карелии, встречаются такие:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Чиу-чау целовальник, берестяной кабак [13] ;

Мокрая ворона в избе [14] ;

Мокрая тетерка в избе, не высохнет, не вымокнет;

Что за черная птица, через ручеек руку подает;

Курица с хохлом, каждому поклон [15] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В комментариях к загадкам есть упоминание и о берестяных рукомойниках: «В Карелии долгое время пользовались берестяными рукомойниками, с заменой их на медные изменились и загадки» [16] .

В загадках данный предмет описывается как ворона, тетерка или курица, это позволяет предположить, что изготавливали рукомойники в форме птицы, а поскольку технологией изготовления коробочек из пластов бересты крестьяне Олонецкой губернии тоже владели, скорее всего вторая форма рукомойников бытовала и на этой территории.

Литература

  1. Герд А. С. Словарь русских говоров Карелии и сопредельных областей. Вып. 5: Подузорье - свильнуть. СПб.: СПбГУ, 2002. 664 с.
  2. Дуров И. М. Словарь живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2011. 455 с.
  3. Карельские народные загадки / Ин-т яз., лит. и истории Карельского научного центра РАН. Петрозаводск: Периодика, 2017. 256 с.
  4. Куликовский Г. И. Словарь областного олонецкого наречия в его бытовом и этнографическом применении. СПб.: издание Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук, 1898. 150 с.
  5. Никольская Р. Ф, Косменко А. П. Материальная культура и декоративно-прикладное искусство сегозерских карел конца XIX - начала XX вв. Л.: Наука, 1981. 263 с.
  6. Путешествия Элиаса Леннрота: путевые заметки, дневники, письма 1828-1842 гг. / Пер. с фин. В. И. Кийранен и Р. П. Ремшуевой; стихи в пер. О. Мишина; науч. ред., вступ. ст. и примеч. У С. Конкка. Петрозаводск: Карелия, 1985. 320 с.
  7. Романова Г. Н. Берестяные изделия Коми // Этнография и фольклор Коми. Сыктывкар, 1976. С. 96-106 (Труды Ин-та яз., лит. и истории Коми филиала АН СССР; Вып. 17).
  8. Трифонова Л. В. Традиционная крестьянская одежда Пудожья середины XIX - первой трети XX столетия // Кижский вестник. Петрозаводск, 2013. Вып. 14. С. 232-256.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф