Гаджиева А.А. (г.Санкт-Петербург)
Музыкальные инструменты Русского Севера и сопредельных территорий в собрании Российского этнографического музея: Проблемы атрибуции Vkontakte@kizhi

Аннотация: Российский этнографический музей хранит одну из старейших в России коллекцию музыкальных инструментов Русского Севера, дополненную иллюстративными и фотоматериалами. Сложная история комплектования собрания приводила порой к депаспортизации отдельных предметов, что существенно снижало их научную ценность. В докладе представлен 20-летний опыт атрибуции музейных памятников, вводятся в обиход ранее не изученные образцы.

Ключевые слова: музыкальные инструменты; атрибуция музейных предметов; комплектование коллекций;

Summary: The Russian Ethnographic Museum keeps one of the oldest collections of musical instruments of the Russian North in Russia, supplemented with illustrative and photographic materials. The complex history of completing the collection sometimes led to the depasportization of individual items, which significantly reduced their scientific value. The report presents 20 years of experience in attribution of museum monuments, previously unexplored samples are introduced into use.

Keywords: musical instruments; attribution of museum objects; acquisition of collections;

Коллекция традиционных музыкальных инструментов / звуковых орудий составляет небольшую, но значимую часть собрания Российского этнографического музея (РЭМ). Коллекция формировалась на протяжении полутора столетий разными путями: основу ее составляют экспедиционные сборы сотрудников и корреспондентов музея, дополняют поступления от частных лиц и передачи из других учреждений.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Предыстория собрания связана с деятельностью основанного при Московском университете Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ) и серией устроенных Обществом всероссийских выставок - Этнографической (1867 г.), Политехнической (1872 г.) и Антропологической (1879 г.). Указатели Этнографической и Антропологической выставок, помимо общих сведений, содержат списки доставленных предметов и имена дарителей. Масштабность Политехнической выставки не позволила устроителям составить подробный каталог, что затрудняет идентификацию памятников. По закрытии выставок экспонаты поступали в один из курируемых ОЛЕАЭ московских музеев - Дашковский этнографический (1867-1924 г., далее ДЭМ), Политехнический (МПМ) [1] или Антропологический при Московском университете (МАМ) [2] . Вследствие ограниченного финансирования пополнение коллекций названных музеев осуществлялось, главным образом, за счет пожертвований, штат сотрудников был недостаточным, система учета - несовершенной. В 1903 г. «свободный художник» А. Л. Маслов, по запросу хранителя музея Н. А. Янчука составил органологические описания музыкальных инструментов ДЭМ [3] , допустив ряд неточностей, касающихся источников поступления и географической привязки памятников (исследователю не были доступны архивные документы). Регистрация экспонатов, с присвоением номера каждому предмету и соответствующей маркировкой, началась в ДЭМ только в 1904 г. В 1905 (?) г. были зарегистрированы два кантеле, находившиеся при манекенах в «отделе групп, изображающих племена, населяющие Россию и соседние с нею Славянские земли» - ижорское и финское (№ 10 и 12 по каталогу Маслова), на основании надписей на самих инструментах (на финском образце надпись впоследствии была утрачена, но опись сохранила ее содержание) [4] и на бумажных ярлычках (на финском инструменте ярлычок утрачен) [5] , дарителем указана А. М. Раевская. Не ранее 1915 г. финское кантеле было зарегистрировано повторно, уже в «Общем этнографическом отделе», кроме того в инвентарь включены два ранее не регистрированных образца. Вместо морфологического описания в инвентарную опись внесены ссылки на номера каталога Маслова (5, 6, 12), данные об источниках поступления отсутствуют. Регистрация инструментов, поступивших из северных губерний, продолжилась в ЦМН, но так и не была доведена до конца ни в ЦМН, ни в созданном на его основе в 1934 г. Музее народов СССР (МН СССР) [6] . Погрешности в учетно-хранительской работе, допущенные разными поколениями музейщиков, структурные реорганизации музеев, проходившие в первой половине XX в., и цепочки передач коллекций (1886-1948 гг.), привели к депаспортизации многих экспонатов. В 1948 г. из расформированного МН СССР в Государственный музей этнографии (ныне РЭМ) были переданы десять инструментов из собраний ОЛЕАЭ (семь кантеле [7] и три мундштучно-амбушюрных аэрофона [8] ), восемь из которых были зарегистрированы формально, либо с ошибками [9] . Анализ доступных архивных документов и публикаций позволил приблизиться к решению задачи идентификации памятников, но ряд вопросов по-прежнему остается открытым.

В Санкт-Петербурге комплектование фондов проходило на иных основаниях. В 1902 г. создан Этнографический отдел Русского музея императора Александра III (ЭО). В январе студент Д. Т Янович передал в дар коллекцию, собранную в 1901 г. в Повенецком уезде у карелов-лаппи, включившую восемь пастушьих аэрофонов (РЭМ 89-1-8), и сам составил их описание [10] . Весной-летом был открыт первый полевой сезон Этнографического отдела. Хранитель Е. А. Ляцкий, курировавший обширный регион, охватывающий Русский Север, Финляндию, Прибалтийский край, Польшу и Белоруссию, совершил рекогносцировочную поездку по Новгородской, Псковской, Витебской и Могилевской губерниям. Главной задачей ставилось налаживание связей на местах, выявление круга лиц, которые могли бы по специально разработанной программе комплектовать коллекции для ЭО. Поездка была успешной и заложила основу корреспондентской сети музея в СевероЗападном регионе [11] . В Новгородской губернии были собраны детские звуковые игрушки (РЭМ 349-46-50), выполнены негативы, в числе которых «Мальчик-пастух, играющий на берестяной дудке» из деревни Пёлдуши (РЭМ 322-12) [12] . В Витебской губернии приобретена коллекция музыкальных инструментов, включившая старинные гусли Себежского уезда (РЭМ 208-2) - самую южную из дошедших до нас цитр с открылком. В 1903 г. в Тихвинском уезде Новгородской губернии у сельской учительницы А. В. Лесковой приобретены вепсские глиняные свистульки (РЭМ 226 1-9).

В 1904 г. планировалось направить Д. Т Яновича в Олонецкую губернию для продолжения собирательской работы, однако, исследователь серьезно заболел и уехал на лечение в Тверскую губернию, где собрал четыре идиофона и 27 аэрофонов (РЭМ 500-172, 1395-1-29). Маршрут Е. А. Ляцкого проходил по Вологодской, Олонецкой и Архангельской губерниям. В Кадниковском уезде Вологодской губернии у сельского учителя А. Д. Неуступова были приобретены коллекции, включившие пастушьи инструменты - барабанку (РЭМ 448-11) и три аэрофона - «свисток деревянный» и рожки кларнетного типа (РЭМ 443-47, 46; 448-9). Коллекция из Шенкурского уезда Архангельской губернии, собранная при участии бывшего хранителя Архангельского публичного музея А. П. Черного, включила два мундштучно-амбушюрных аэрофона - натуральную трубу в форме горна и рожок с грифными отверстиями (РЭМ 510-14, 13); в коллекцию из села Усть-Цильма Печорского уезда вошли два деревянных «шаркуна» кубической формы и берестяной «шаркунок» на ручке, сплетенный в виде креста (РЭМ 553-26-28). В описях коллекций, поступивших в 1902-1904 гг., не всегда указаны имена собирателей, у которых Е. А. Ляцкий покупал предметы. На основе архивных документов и публикаций эти данные удалось в большинстве случаев восстановить, что, в свою очередь, позволило расширить круг источников сведений о памятниках. В 1907 г. Е. А. Ляцкий вышел в отставку, но созданная им корреспондентская сеть продолжала функционировать, хотя и не так активно, как раньше.

В 1911 г. в ЭО поступают коллекции, собранные профессором кафедры финно-угорской этнографии университета г. Хельсинки У. Т. Сирелиусом, включившие кантеле Выборгской губернии (РЭМ 3058-15) и три разнотипных аэрофона из Тавастгусской губернии (РЭМ 3055-47-49). В том же году фонды музея пополнились коллекцией известного исследователя и собирателя музыкальных инструментов Н. И. Привалова, сформированной преимущественно в Санкт-Петербурге и его окрестностях, куда в межсезонье приходили на заработки крестьяне-отходники. Кроме того, инструменты доставлялись многочисленными знакомыми и коллегами исследователя, в частности, из Олонецкой и Вологодской губерний [13] . Коллекция не была своевременно зарегистрирована, в 1933 г. 70 предметов переданы в секцию музыкальной культуры и техники Эрмитажа, многие предметы были обезличены и считались утерянными. На рубеже XX-XXI вв. совместные разыскания сотрудников двух музеев позволили идентифицировать большую часть коллекции [14] .

В 1914 г. А. А. Иванов исследовал быт беломорских карелов (Кемский уезд Архангельской губернии), откуда привез редкий для этих мест «кантэлэх» (РЭМ 3627-4) и натуральный рог (РЭМ 3627-6). В документах упоминаются также фонографические записи, но судьба их неизвестна.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Первая мировая война, революционные потрясения и гражданская война приостановили собирательскую работу. Возобновляется комплектование фондов в 1920-е гг.; во второй половине 1920-х гг. под руководством заведующего русско-финским отделением ЭО Д. А. Золотарева организована комплексная СевероЗападная экспедиция. В 1926-1927 гг. Д. А. Золотарев вместе с фотографом А. А. Гречкиным изучали население Кингисеппского уезда, откуда привезены кантеле (РЭМ 4460-74), «Пайминен труба» - рожок с грифными отверстиями (РЭМ 4460-9) и глиняная свистулька «козак» (РЭМ 4460-89), а также фотоснимки, содержащие изображения музыкальных инструментов [15] . З. П. Малиновская обследовала Лодейнопольский уезд, полевые материалы включили кантеле (РЭМ 4452-248) и три аэрофона кларнетного типа «Торьвь» (РЭМ 4452-16, 17, 18). В 1929 г. фотоколлекции, содержащие изображения музыкальных инструментов, пополнились негативами «Игра церковных мелодий на кантеле», «Молодой парень с гармонией» (РЭМ 5412-9, 31), выполненными сотрудником ЭО Н. Ф. Прытковой у ингерманландских финнов эвримейсет.

В 1930 г. Д. А. Золотарев был арестован, и подотдел финской этнографии закрыт. В 1931 г. в музей передано собрание Ленинградского общества исследователей культуры финно-угорских народностей, включившее «канитель» из коллекции Н. И. Финдейзена (РЭМ 5276-56), а также карельский смычковый монохорд (РЭМ 5276-57/ав) [16] . В 1933 г. в музее создан новый отдел - «Ленинградская область и Карелия», которым целенаправленно собирались материалы для запланированной одноименной экспозиции, и фонды пополнились пятью кантеле (РЭМ 6943-1-5) и парой гуслей (РЭМ 6944-1, 4), источник поступления которых пока не удается установить.

В 1934 г. Этнографический отдел был реорганизован в Государственный музей этнографии (ГМЭ). В 1936 г. создано новое структурное подразделение ГМЭ - фольклорно-музыкальная секция под руководством Б. П. Сальмонта, в фонды которой из фондов региональных отделов были переданы музыкальные инструменты. Сотрудниками секции впервые составлены сводные списки собрания, присвоены временные индексы безномерным экспонатам, начато систематическое изучение памятников. В октябре 1937 г. Б. П. Сальмонт был арестован, и секция расформирована. В 1939 г. фондохранилище секции переименовано в «музыкальную кладовую». В 1955-1956 г. проводилась сверка фонда, и безномерные экспонаты, находившиеся в музыкальной кладовой, были формально зарегистрированы в состав сборных коллекций. Тогда же в музыкальную кладовую переданы инструменты из собрания бывшего МН СССР, включившего, как было отмечено выше, коллекции ныне не существующих музеев - ДЭМ и ЦМН. [17]

Собрание музыкальных инструментов РЭМ не однородно по своему составу. Комплектовалось оно собирателями разной степени подготовленности к коллекторской работе, нацеленности на поиск предметов данной группы. Названия памятников, собранных в XIX - первом десятилетии XX в., требуют проверки, например, у двух собирателей инструмент кларнетного типа из Новгородской губернии обозначен как «свирель», «свирель пастушья», при этом название в кавычки не заключено, возможно, оно использовано как общепринятое. В коллекции из Вологодской губернии, купленной у А. В. Худорожевой, два аэрофона - свистковая флейта (РЭМ 770-71/1) и инструмент кларнетного типа (РЭМ 770-71/2) - названы «свистульками». Регистраторы зачастую не имели достаточного опыта или не осознавали необходимости подробного описания музыкальных инструментов, поэтому, в случае утраты номера, идентифицировать предмет на основе коллекционной описи не всегда возможно. Многие корреспонденты ЭО одновременно собирали этнографические предметы/выполняли фотосъемку для разных музеев, соответственно, коллекции разных музеев могут быть взаимодополняющими; выявление таких коллекций, сравнительный анализ предметов, хранящихся в разных городах и весях, поможет исследователям в идентификации старых памятников. В текущем году РЭМ планирует опубликовать на сайте музея альбом, посвященный музыкальным инструментам народов Северо-Запада России и сопредельных территорий (в разделе «коллекции онлайн»), оценивая его как вклад в общее дело создания единой базы данных.

Литература

  1. Гаджиева А. Крыловидные гусли / кантелевидные инструменты в собрании РЭМ: новые факты // Третьи Шёгреновские чтения. Этноконфессиональная карта Ленинградской области и сопредельных территорий-2: сборник статей. М., 2009. С. 202-222.
  2. Гаджиева А. Из истории комплектования коллекции пастушеских аэрофонов Карелии, Русского Севера и сопредельных территорий в собрании Российского этнографического музея // Кижский вестник. Петрозаводск, 2013. Вып. 14. С. 257-269.
  3. Гаджиева А. А. Привалов Николай Иванович // Российский этнографический музей: [сайт]. URL: https: //ethnomuseum.ra/conections/projects/coUectors/privalov-nikolaj-ivanovich/ (дата обращения: 18.12.2022).
  4. Гаджиева А. А., Кошелев В. В. По следам коллекции Н. И. Привалова (опыт реконструкции уникального собрания). Очерк 1-й // Из истории коллекционирования музыкальных инструментов (к 150-летию со дня рождения барона К. К. Штакельберга). СПб., 1998. С. 25-29.
  5. Гаджиева А. А., Кошелев В. В. Очерк 2-й // Музыка Кунсткамеры. Материалы Первой инструментоведческой научнопрактической конференции. СПб., 2002. С. 115-118.
  6. Иллюстрированное описание музыкальных инструментов, хранящихся в Дашковском Этнографическом Музее, в Москве / сост. А. Л. Маслов. М., 1909. 64 с.
  7. Калинина О. В. Ляцкий Евгений Александрович // Российский этнографический музей: [сайт]. URL: https: //ethnomuseum.ra/coUections/projects/coUectors/lyackij-evgenii-aleksandrovich/ (дата обращения: 18.12.2022).
  8. Королькова Л. В. Вепсы: фотографии и рукописи из собрания Российского этнографического музея. СПб., 2015. 235 с.
  9. Королькова Л. В. Водь. Ижора. Фотографии и материалы из собрания Российского этнографического музея. СПб.: Издательский дом «Инкери», 2020. 224 с.
  10. Королькова Л. В. Итоги атрибуции музейных коллекций по этнографии финнов из поступлений в Российский этнографический музей 1930-х годов // Этнографический музей как феномен культуры. XX Санкт-Петербургские этнографические чтения. СПб., 2021. С. 41-48.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф