Гончарова Т.В. (г.Москва)
Археологические раскопки в музее - наглядный опыт реконструкции прошлого Vkontakte@kizhi

Рис. 1. Участники экскурсии «История, вооруженная лопатой» за работой. Фото Т. В. ГончаровойРис. 2. Процесс расчистки «погребения» в Музее археологии Москвы. Фото Т. В. ГончаровойРис. 3. Фото украшений из коллекции Музея Москвы

Аннотация: В докладе представлен опыт музея в проведении интерактивных программ, включающих в себя импровизированные раскопки. Подробно раскрывается методика проведения занятий и объясняется схема воспроизведения самих раскопок. Освещаются также процессы реставрации и реконструкции предметов быта, обрядов и процессов, которые становятся возможными благодаря откопанным в ходе программы находкам.

Ключевые слова: археология; раскопки; культурный слой; реконструкция; славяне; курганы; погребальный обряд;

Summary: The report presents the museum's experience in conducting interactive programs, including improvised archaeological excavations. The methodology of conducting process is described in details and the scheme of reproducing the excavations is explained. It also highlights the attempts of restoration and reconstruction of household items, rituals and other processes, that become possible thanks to the items founded during the excursion.

Keywords: archeology; excavations; cultural layer; reconstruction; Slavs; burial mounds; funeral rite;

Музей археологии Москвы расположен под Манежной площадью. С 1993 по 1997 г. здесь проводились масштабные археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены, в частности, фрагменты Воскресенского моста через реку Неглинную. Для сохранения этого памятника архитектуры и археологии и был построен подземный музей. Обстоятельства создания музея способствуют проведению тематических программ, значительная часть которых посвящена раскопкам.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста разработаны экскурсии, в ходе которых участники узнают о значимости археологической науки и серьезной помощи, которую она оказывает при изучении истории. «История, вооруженная лопатой» - именно так описал археологию А. В. Арциховский, и такое же название носит одна из музейных экскурсий. Углубляясь в историю раскопок в самом сердце столицы, ребята осознают, что археологи находят не только мелкие вещи, но и целые строения, а также понимают, что все эти предметы имеют разную степень сохранности. Обсуждая причины последнего, мы обращаем внимание на материал находки, ее возраст, а также объясняем, как по совокупности различных находок можно восстановить древнюю планировку местности: к примеру, какие вещи расскажут о местонахождении кузнечной мастерской, а какие - о торговых рядах. Так, благодаря стараниям археологов восстают из неведения облики городов, зданий, самих людей.

После ознакомления со столичными находками - современными музейными экспонатами - экскурсантам предлагается опробовать свои силы в профессии археолога. Дошкольники по программе «Играем в прошлое» собирают экспедиционный рюкзак с необходимыми инструментами, продуктами и просто нужными в быту вещами, пробуют залезть в спальный мешок, примеряют штормовки, а затем отправляются на раскопки. Ребята постарше знакомятся с ключевым понятием археологии - «культурный слой», узнают процесс его формирования, после чего самостоятельно исследуют персональный «участок» с «культурным слоем» и откапывают первую в жизни археологическую находку. В музейных условиях раскопки импровизированные (рис. 1) - самим раскопом является контейнер с песком, имитирующим грунт, в котором заранее спрятаны подлинные археологические предметы (массовый материал) и муляжи.

Подняв все находки (около 15-20 штук), вместе с ведущим участники раскопок определяют, о чем может поведать каждый предмет: кто в изучаемом месте проживал, чем питался, чем занимался, как одевался и т. п. К примеру, обнаруженные фрагменты глиняных сосудов подскажут нам о гончарном ремесле, кости животных - о скотоводстве и продуктах питания, украшения - о ювелирном деле и о костюме. Подробнее об этих важнейших темах рассказывается на программах для более старшего возраста.

Так, для детей 8-11 лет разработан цикл программ «Занимательная археология». Занятия посвящены истории археологического изучения московского региона. Поскольку на этой территории значительную часть памятников представляют курганы, то методике проведения раскопов в целом и раскопкам погребений в частности также отводится ряд программ. Но раскопать подобный археологический памятник - задача непростая, и процессу раскопок предшествует длинное и познавательное повествование.

Курган - надмогильная насыпь из земли или камня, обычно полусферической или конической формы [1] . Подобные насыпи изначально привлекали к себе внимание, выделяясь на фоне окружающей среды. Потому издревле были не только местом памяти, но и местом работы кладоискателей и грабителей. О неудачах последних ярко рассказывает археология: известный скифский курган Чертомлык подвергся разграблению, вероятно, вскоре после сооружения, однако часть награбленного осталась внутри - «во время ограбления кургана произошел обвал земли и один из злоумышленников был задавлен насмерть» [2] , задавлен вместе с награбленным.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Курганы притягивали взгляды и людей благородных, поэтов и писателей:

Где ж те, которых кровь дала нам жизнь и свет,Где ж те, которых кровь нам славу искупила?Мать нежная своих героев не забыла:Се высится гора на месте их побед [3] .

Описанная гора - это знаменитый Мячковский курган. Данный отрывок из стихотворения начала XIX в. - одно из первых литературных упоминаний подобных археологических памятников на территории Московского региона.

История археологического изучения подмосковных курганов уходит корнями в первую половину XIX столетия и связана с именем А. Д. Черткова, позднее - с именами С. Д. Нечаева, А. П. Богданова и других видных исследователей. Подмосковные могильные насыпи не идут в сравнение с теми же скифскими курганами ни по внешним параметрам, ни по внутреннему наполнению, но являются наиболее хорошо сохранившимися памятниками в данной местности. Следы городищ и поселений обнаружить гораздо сложнее, нежели возвышающиеся бывшие кладбища, пусть и небольшие и покрытые лесом.

Александр Дмитриевич Чертков первым исследовал Звенигородские курганы, зафиксировал их вид и параметры, детально описал находки: «человеческие остовы», фрагменты ткани и кожаного ремня, бусы, браслеты, горшки, и даже указал изделие, местоположение которого удивило самого археолога: «Ни в каком описании мне не случалось читать, чтобы Словене употребляли подобные украшения на ногах» [4] - перстень был найден на большом пальце правой ноги. Примечательно, что одно из древних украшений приглянулось хозяйке имения, где велись раскопки. В итоге браслет был «вызолочен» и впоследствии носился как обычное украшение [5] . Подобное сегодня недопустимо.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Степан Дмитриевич Нечаев не только раскопал и описал курганы, но и первым провел химический анализ металлических предметов из погребения. Как пишет А. А. Формозов, за последующие «семьдесят пять лет, [.. .] новых анализов вещей из курганов не делал никто» [6] .

Анатолий Петрович Богданов организовал первые масштабные раскопки курганов на территории региона. Результаты работ описаны в труде «Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии» [7] и получили широкое освещение в обществе: сотни находок были представлены на различных выставках, организованных при содействии самого А. П. Богданова: Всероссийская этнографическая выставка, проходившая в Манеже в 1867 г., Антропологическая выставка в Москве в 1879 г. Экспонаты с выставок вошли в коллекции появившихся Этнографического (Дашковского) и Антропологического музеев, соответственно.

Из-за огромного охвата земляных работ не было уделено необходимого внимания работам бумажным, не было составлено подробных описей и полевых дневников. Это привело к хаотичному накоплению материала без должной привязки каждой отдельно взятой находки. Методы археологии, как и любой другой науки, развиваются с учетом опыта прошлого.

После первых «следопытов земли Московской» еще многие исследователи на протяжении многих лет создавали методики изучения данных видов погребений. Современные раскопки курганов требуют и подробного описания, и анализа, и фиксации находок. Поэтому прежде чем отправляться даже на импровизированные раскопки в рамках музея, участники наших программ последовательно знакомятся с правилами проведения настоящих раскопок и узнают, что такое «Открытый лист», «археологический памятник», «заповеди археолога» [8] , как устроена экспедиция, какое оборудование необходимо, как работать с культурным слоем и разбивать раскоп.

После полученных знаний группа отправляется в интерактивную зону.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Задача юных исследователей - изучить «погребение», представляющее собой напольную прямоугольную конструкцию с песком и с заранее помещенным внутрь пластмассовым скелетом, в окружении украшений и предметов быта (рис. 2). Аккуратно расчищая погребение, ребята последовательно извлекают и описывают находки. Процесс сопровождается комментариями ведущего.

Положение тела, его ориентирование по сторонам света, сопровождающий инвентарь и сам культурный слой - все детали в совокупности позволяют исследователю определить, к какой археологической культуре следует отнести данное захоронение, а также помогают восстановить схему проведения самого погребального обряда, узнать о верованиях.

Характерные предметы, уложенные в могилу, позволят сделать предположение о роде деятельности усопшего: к примеру, в женских курганах встречаются железные серпы, в мужских - небольшие топорики или деревообрабатывающие инструменты. Редко может попасться курган большего размера и иной формы или с более богатыми вещами - скажем, семиверхий курган с найденной серебряной полужгутовой гривной, как было в Одинцово [9] . Подобные факты позволяют судить о социальном статусе покоящегося здесь человека. Среди предметов быта встречаются и фрагменты пищи - в горшках «находят остатки каши, яичную скорлупу», в самой насыпи скрываются кости животных, «съеденных на погребальном пиршестве» [10] . Данные сведения дают информацию о занятиях, питании, религиозных обрядах. По расположению украшений относительно фигуры погребенного и по фрагментам сохранившихся тканей происходит реконструкция костюма. Облик людей восстанавливается по черепам, наиболее известные «ожившие» лица из подмосковных курганов созданы по методу М. М. Герасимова (к примеру, данная антропологическая реконструкция женщины из племени славян-вятичей [11] ).

В ходе работ встречаются и поврежденные предметы. В таком случае у участников программы есть возможность примерить на себя роль реставратора - попробовать собрать горшок, слушая рассказ ведущего о поминальной тризне и традиции разбивать посуду на похоронах. Полюбоваться образцами - профессионально отреставрированными предметами из подмосковных курганов - возможно в залах музея (рис. 3).

Все обнаруженные в ходе программы предметы остаются на территории музея, как и подобает археологическим находкам. С посетителями отдельно обсуждаются вопрос охраны археологических памятников и проблема черной археологии, чтобы ситуаций, сходных со сложившейся на печально известном Щербинском городище [12] полтора года назад, возникало как можно меньше. Так через музейные программы возникает интерес к истории и археологии и воспитывается уважение к прошлому.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Литература

  1. Богданов А. П. Материалы для антропологии курганного периода в Московской губернии. М., 1867. 176 с. (Известия Общества любителей естествознания, состоящего при императорском Московском университете. Антропологические материалы. Ч. 1. Т. 4, вып. 1).
  2. Гуляев В. И. Скифы: расцвет и падение великого царства. М.: Алетейя, 2005. 400 с.
  3. Культура и история под варварскую застройку... снова. Разрушение Щербинского (Конопелкинского) городища // Новости Института археологии РАН. [Электронный ресурс] URL: https://www.archaeolog.ru/en/press/news/varvarskoe- razrushenie-scherbinskogo-gorodischa (дата обращения: 08.02.2023).
  4. Лазукин А. В. Одинцовские курганы. Особенности погребального обряда XI-XIII веков (по результатам исследований А. Г Векслера в 1958-1971 годах) // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. М.: Институт археологии РАН, 2019. Вып. 15. С. 43-47.
  5. Лазукин А. В. Одинцовские курганы. Особенности погребального обряда XI-XIII веков (по результатам исследований А. Г Векслера в 1958-1971 годах) // Археология Подмосковья: Материалы научного семинара. М.: Институт археологии РАН, 2019. Вып. 15. С. 43-47.
  6. Мерзляков А. Ф. Стихотворения. Л.: Сов. писатель, 1958. 327 с.
  7. Федоров Г. Б. Дневная поверхность. М.: Дет. лит., 1963. 238 с.
  8. Формозов А. А. Исследователи древностей Москвы и Подмосковья. М.: Рукописные памятники Древней Руси: Изд. А. Кошелев, 2007. 183 с.
  9. Чертков А. Д. О древних вещах, найденных в 1838 году в имении Н. А. Толстого. М., 1838. 9 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф