Чернышева Ю.С. (г.Пермь)
Проблемы репрезентации культурного наследия (на примере фестиваля русской крестьянской кухни «Ярушник») Vkontakte@kizhi

Аннотация: Рассматриваются бытование традиции приготовления хлеба у русских старообрядцев Верхокамья (зафиксированы как объект нематериального культурного наследия) во второй половине XX в. и современные практики. Анализируются формы сохранения и презентации данной традиции посредством проведения фестиваля русской крестьянской кухни «Ярушник» в селе Сепыч Верещагинского района Пермского края.

Ключевые слова: культурное наследие; русские; традиции и технологии; фестиваль;

Summary: The existence of the tradition of bread preparation among the Russian Old Believers of Verkhokamye (recorded as an object of intangible cultural heritage) in the second half of the XX century is considered and modern practices. The forms of preservation and presentation of this tradition are analyzed through the festival of Russian peasant cuisine «Yarushnik» in S. Sepych of the Vereshchaginsky district of Perm Krai.

Keywords: cultural heritage; Russian; traditions and technologies; festival;

Одной из форм сохранения и презентации культурного наследия народов России является деятельность в сфере нематериального культурного наследия. Объекты нематериального культурного наследия, с одной стороны, являются уникальным примером сохранения традиции в живом бытовании. С другой стороны, они могут отражать не столько реальные комплексы традиционной культуры, сколько современные представления о них. В этой связи крайне важно внимательно подходить к способу сохранения и презентации конкретного объекта. В этом контексте чрезвычайно актуальным представляется поиск наиболее оптимальных форм сохранения и презентации нематериального культурного наследия, которые бы решали две задачи: сохранения аутентичности и живой традиции и включения в современный культурный контекст и социокультурную деятельность. В настоящей статье на одном из примеров предпринята попытка проанализировать фестиваль как форму репрезентации культурного наследия и обозначить проблемы, которые возникают при этом.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Фестиваль является одним из инструментов сохранения культурного наследия. Он выступает способом коммуникации прошлого с настоящим: сохраняет и транслирует традиции посредством тематических концертных программ, мастер-классов, игровых программ и является чрезвычайно популярной формой социокультурной деятельности в настоящее время. В селе Сепыч Верещагинского района Пермского края на протяжении нескольких лет проходит фестиваль русской крестьянской кухни «Ярушник», целью которого является знакомство с традиционными блюдами русской кухни, являющейся составной частью быта крестьян - старообрядцев, проживающих на территории Сепычевского поселения, определившего их обычаи [1] .

Верхокамье - особый историко-культурный регион, который включает Верещагинский и Сивинский районы Пермского края. С XVII в. Верхокамье стали заселять старообрядцы поморского согласия [2] . Культура и традиции переселенцев развивались в непростой социально-экономической ситуации на протяжении нескольких веков. В настоящее время старообрядцы Верхокамья не только сумели сохранить, но и активно используют традиционные технологии приготовления хлеба. Хлеб - не только один из главных продуктов в культуре русских, но и центральный символ достатка, гостеприимства, дома [3] . В селе Сепыч Верещагинского района наиболее типичными являются два вида хлеба - ярушник и мушник. Ярушником называют хлеб, приготовленный из ржаной муки на закваске. К. В. Осипова отмечает, что ярушник и/или однокоренные ему лексемы фиксируются исключительно в северных говорах - пермских, тобольских, русских коми-пермяцких и новгородских [4] . Мушник - это хлеб из кислого теста, посаженный на пресный сочень. Мушник является в том числе и обрядовым блюдом, используется во время свадьбы для встречи молодых в доме жениха. Мушник также пекли и на большие праздники, стараясь красиво украсить: «Мушник - это у нас такой хлеб красивый, считался раньше он праздничным хлебом. Наверное, его старались украсить, оформить как-то, и ели в основном по праздникам» (село Сепыч).

Для изготовления ярушника чаще используется ржаная мука, хотя в ранних материалах фиксируется, что ярушником назывался хлеб из овсяной или ячменной муки: «Ярушник - хлеб из квашонки, из оржаной или ясной» [5] . Муку смешивают с закваской и вымешивают «квашоку». «А закваска у нас - это бражка. Хлеб мы пе- кём на квасу, на браге» (село Сепыч). «Квашонку» оставляют на некоторое время, чтобы она подошла. Готовую «квашонку» еще раз тщательно вымешивают и начинают катать хлеб, обваливая в большом количестве муки. На плоскую поверхность, покрытую плотной тканью и посыпанную небольшим количеством муки, кладется готовый ярушник. Затем его накрывают тканью, оставляя подниматься. После того, как хлеб поднимется, его садят на под русской печи и выпекают около часа. Готовый ярушник достают и накрывают полотенцем. «Раньше у нас всё делалось с молитвой. Чтобы хлеб, или всё, что есть, получалось вкусным и нормальным. Хлеба стала ложить, надо было сотворить молитву, Исусову молитву - «Господи Исусе Христе сыне Божий, помилуй нас» (село Сепыч).

Технология приготовления мушника в основном совпадает с технологией приготовления ярушника. «Мушник - это ярушник, который садится на пресный сочень» (село Сепыч). В ранних материалах фиксируется, что мушником (мучником, мусником) называли хлебное изделие, представляющее собой тонкую пресную лепешку, на которую накладывается квашеное тесто из ржаной или ячменной муки: «Мушник-то пекут из ячменной муки» [6] . Для сочня используется пресное тесто - из воды, соли, муки. Это тесто катают на сельнице до плотной консистенции и формируют сочень, обильно посыпая мукой. На раскатанный сочень выкладывается сверху ярушник. Края сочня подгибаются складками вокруг ярушника. «Господи, Благослови Бог! Садись, чтобы был красивый» (село Сепыч) - с такими словами мушник садят в печь.

Возвращаясь к фестивалю «Ярушник», отметим, что программа фестиваля довольно обширна: конкурсные и детские игровые программы, работа музея, выставок, ярмарок, мастер-классы, выступление фольклорных, песенных, танцевальных народных коллективов [7] . А одним из центральных его событий можно назвать мастер-класс по выпеканию домашнего хлеба [8] , отражающий традиции и технологии приготовления хлеба у русских старообрядцев Верхокамья [9] . С этой стороны в полной мере раскрывается репрезентативно-познавательная функция фестиваля как инструмента сохранения культурного наследия. Вторая функция - рекреационная - способствует укреплению межпоколенных связей, а также брендингу территории. Т. Н. Золотова на примере национально-культурных комплексов и музеев под открытым небом отмечает еще этнокоммуникативную функцию подобных мероприятий - когда деятельность национально-культурных подворий способствует решению вопросов межкультурного диалога и межнационального согласия [10] [текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В целом фестиваль «Ярушник» хорошо справляется с функцией репрезентации и сохранения объекта нематериального культурного наследия «Традиции и технологии приготовления хлеба у русских старообрядцев Верхокамья» [11] .. Кроме того, фестиваль стал визитной карточкой Верещагинского района и послужил формированию туристического потока в селе Сепыч не только на время проведения фестиваля. У региональных туристических операторов есть несколько предложений по посещению села [12] . Однако нужно уделить внимание нескольким проблемам. Объект нематериального культурного наследия является ценностью не только для народа-носителя, но и отражает этнокультурное и языковое многообразие всех народов и этнических общностей России [13] , а потому и в задачи фестиваля, направленного на популяризацию объекта, необходимо включать содействие межнациональному и межкультурному диалогу. Например, эта задача может быть решена включением в программу фестиваля тематических выставок, посвященных национальной кухне проживающих по соседству народов. Кроме этого, важно передавать традиции изготовления ярушника подрастающему поколению. Для решения этой задачи в программу фестиваля можно внести специализированный детско-юношеский мастер-класс по изготовлению хлеба. Возможно, включение традиций и технологий приготовления хлеба у русских старообрядцев Верхокамья в федеральный реестр станет новым толчком для развития фестиваля и совершенствования его программы в 2023 г.

В завершение хочется отметить, что сохранение нематериального культурного наследия требует комплексного подхода. Ни один фестиваль, как бы хорошо он ни был организован, не способен в полной мере решить данную проблему, а является одним из инструментов. Крайне важно поддерживать традицию (в нашем примере - технологию приготовления хлеба) не только в фестивальной форме, но и в живом бытовании - передавать рецепты и технологии от поколения к поколению. Кроме этого, фиксировать и транслировать традицию в фото- и видеоформате, сохранять в письменной форме и использовать эти материалы в деятельности культурнопросветительских и общественных организаций.

Литература

  1. Золотова Т. Н. Проблемы репрезентации культурного наследия в национально-культурных комплексах и музеях под открытым небом // Первые Ядринцевские чтения: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной 170-летию со дня рождения Николая Михайловича Ядринцева (1842-1894), Омск, 30-31 октября 2012 года / под ред. П. П. Вибе, Е. М. Бежан. Омск: Омский гос. ист.-краевед. музей, 2012. С. 132-136.
  2. Народы Пермского края: этническая история и современное этнокультурное развитие: Словарь-справочник / А. М. Белавин, Д. И. Вайман, Т Г. Голева [и др.]. Санкт-Петербург: Маматов, 2014. 416 с.
  3. Осипова К. В. Названия хлеба на Русском Севере: этнолингвистический аспект // Вестник Томского гос. ун-та. Филология. 2022. № 75. С. 148-167.
  4. Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Междунар. отношения, 2012. Т 5. 736 с.
  5. Словарь пермских говоров / ред. А. Н. Борисова, К. Н. Прокошева. Пермь: Книжный мир, 2000. Вып. 1 (А - Н). 536 с.
  6. Словарь пермских говоров / ред. А. Н. Борисова, К. Н. Прокошева. Пермь: Книжный мир, 2002. Вып. 2 (О - Я). 575 с.

// Рябининские чтения – 2023
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2023. 526 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф