Метки текста:

Земство История Рябининские чтения Этнография

Баданов В.Г. (г.Петрозаводск)
Земство и музейное дело в Олонецкой губернии Vkontakte@kizhi

стр. 10До настоящего времени деятельность земских учреждений Олонецкой губ. в сфере музейного дела является одним из малоизученных аспектов истории Карельского края. Особенностью Олонецкого земско-музейного дела стало то, что в отличие от многих других российских земств, здесь, в силу различных обстоятельств, не пошли по пути создания отдельного земского музея. Реализовать на практике идею собственного краеведческого музея в Олонецкой губ. земцы так и не смогли, хотя предложения по его открытию неоднократно звучали на земских собраниях.

Вместе с тем, заслуга земцев-олончан состояла в том, что они внесли свою важную лепту в создание и становление первого в крае естественно-промышленного и историко-этнографического музея. Роль земства состояла в первую очередь в финансировании музея и организации сбора экспонатов «земским активом» губернии. Важнейшим направлением земско-музейного дела в Олонецкой губ. стали школьные музеи. Практически в каждом уезде земцами были открыты школьные музеи наглядных пособий, музеи местной природы и быта, «уголки родного края», выставки поделок учащихся, выставки овощей, выращенных на пришкольном участке и т. д. Кроме того, в рамках работы по развитию музейного дела олонецкие земцы организовывали различные по тематике выставки, а также принимали участие во всероссийских и международных выставках.

В начале XX в. в земствах Олонецкой губ. получает широкое развитие еще одна форма просветительской работы, тесно связанная с земским музейным и выставочным делом – организация экскурсий и экспедиций [1] .

В 1871 г. по предложению губернатора Г.Г.Григорьева при Олонецком губернском статистическом комитете был основан Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей. Для его функционирования требовались средства. Эти средства были изысканы губернским земством, которое ежегодно с 1872 г. выделяло по 300 руб. «на устройство и на дальнейшее содержание музея» [2] . Стабильное финансирование музея из земского бюджета стало залогом устойчивого его положения. Средства из других источников поступали крайне нерегулярно. Например, общий бюджет музея в 1887 г. составлял 317 руб., т.е. только 17 руб. было получено из других источников. Объем денежных средств, выделенных земством на музей (с 1872 по 1907 г.), составил в общей сложности более 10 тыс. руб. В сессию 1907 г. губернское земство увеличило ассигнование музея до 500 руб. в год, в связи с его переездом в другое помещение. Земские финансы направлялись «на помещение, отопление, соблюдение чистоты, окарауливание и другие разные услуги по части рассылок», а также на «приобретение вещей для музея и вообще на удовлетворение потребностей по содержанию его» [3] .

Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей развивался весьма успешно. ОГВ сообщали в январе 1886 г.: «Музей состоит из четырнадцати самостоятельных отделов и вмещает в себе 3169 разнородных предметов. В I отделе находятся образцы горных пород, руд, минералов, ископаемых, а также образцы фабричной и заводской обработки; II отдел знакомит с местным лесоводством и лесными промыслами; III – с судостроением и судоходством; IV отдел относится к земледелию Олонецкой губернии; в V отделе находятся местные породы растений; в VI – местные породы насекомых; VII отдел относится к промыслам охоты на зверей и птиц; в VIII отделе находятся орудия рыболовного промысла; в IX отделе помещены произведения кустарной промышленности, рукоделий и ремесел Олонецкой губернии; в X – предметы бытовой жизни; в XI – раскольничьи рукописи, книги, иконы, картины, рукоделия; в XII – исторические памятники; в XIII – виды разных местностей и, наконец, XIV отдел содержит все сведения, как географические, так и статистические, относящиеся к Олонецкой губернии...» [4] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В формировании коллекций музея большое значение имели денежные пожертвования и дарения, по-ступавшие от работников земских управ, служащих земства, местной интеллигенции и других слоев общества, непосредственно связанных с земской деятельностью. Преобладающее большинство поступлений в музей было бесплатным, хотя отдельные предметы и приобретались за деньги. Собрание музея пополнялось также предметами древности, которые попадали к местным крестьянам во время полевых работ. Земские служащие нередко безвозмездно передавали музею интересные экспонаты. Так, учитель Ряговской земской школы В. Ильинский «доставил в естественно-промышленный и историко-этнографический музей модели Верши и Челнока» [5] . Председатель Олонецкой уездной управы В.И.Жданов передал в фонды музея «два фотографическихстр. 11 вида Александро-Свирского монастыря, сделанных во время перенесения мощей преподобного Александра Свирского из старого здания монастыря в новый» [6] .

Земские служащие (учителя, статистики, агрономы и т.д.) призывали местное население собирать предметы этнографии и быта, рукописи, старинные книги. Наиболее активно экспозиция музея пополнялась из северо-восточных уездов (Повенецкого, Пудожского, Каргопольского). Особый интерес добровольные собиратели древностей проявляли к вещам «диковинным», например, в 1878 г. из Пудожского уезда в музей была доставлена шапка из цельной шкуры гагары с крыльями. С 1872 по 1885 г. в музее числилось свыше 3000 памятников, а к 1912 г. их было 8930 [7] .

В 1887 г. ОГВ отмечали, что «в настоящее время музей может доставить всякому желающему ознакомиться с Олонецким краем немало полезных материалов»: «Составляя в себе хранилище предметов по разным специальностям, музей доставляет учащимся все удобства, чтобы основательно изучить местную географию, историю и этнографию <…> музей является главным источником для изучения Олонецкого края, занимающего в истории России не последнее место, и, в особенности в эпоху царствования Петра Великого» [8] .

В 1908 г. естественно-промышленный и историко-этнографический музей был переведен из губернаторского дома в более просторное помещение, находящееся в здании Николаевского детского приюта. Музей разместился в большом зале, площадью в 30 кв. саженей с хорошим естественным освещением. Помещение музея было отремонтировано на земские средства. «Предметы уже расставлены по местам, – сообщали ОГВ, – Остается только дополнить отделы интересующими и необходимыми для изучения нашего края предметами. Места для этого в помещении музея много» [9] . К началу Первой мировой войны музей стал для Петрозаводска и всей Олонецкой губ. полноценным и заметным культурным и образовательным центром.

В 1913 г. по инициативе вице-губернатора А.Ф.Шидловского и при поддержке земства была образована краеведческая организация Общество изучения Олонецкой губ. Активными членами Общества становятся известные земские деятели С.А.Левитский (секретарь Общества) [10] , Н.К.Чуков, И.Ф.Кучевский, И.Г.Лазук. Почетным членом Общества был избран «земский долгожитель» [11] В.В.Савельев, являвшийся с 1873 по1879 г. председателем губернского земского собрания, с 1879 по 1904 г. председателем губернской управы, а с 1906 по 1917 г. членом Государственного Совета [12] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В 1913 г. Олонецкое губернское земство и Общество изучения Олонецкой губ. выступили инициаторами создания нового краеведческого «Романовского» музея (посвященного 300-летию Царствующего Дома Романовых). Земство даже готовилось построить для него в Петрозаводске отдельное здание [13] . Однако строительство и работа по формированию фондов музея были прерваны начавшейся мировой войной.

С октября 1914 г. в ведение Общества переходит и уже существующий Олонецкий губернский естественно-промышленный и историко-этнографический музей. Фонды обоих музеев были объединены и размещены в доме губернатора [14] . Общество изучения Олонецкой губернии и губернское земство старались даже в условиях войны придать новый импульс развитию краеведческого музея. При музее был организован новый отдел, посвященный событиям Первой мировой войны [15] . Олонецкое губернское земство дополнительно ассигновало средства на приобретение предметов для музея, чтобы предотвратить продажу исторических ценностей за пределы губернии [16] .

Другим, более массовым видом земско-музейного дела в Олонецкой губ., стали школьные музеи. Они открывались не в качестве самостоятельных просветительных учреждений, а были составной частью земской деятельности в сфере образования и воспитания. В экспозицию таких музеев включались коллекции минералов, гербарии, приборы (компас, микроскоп, астролябия), анатомические макеты, картины по истории и этнографии [17] .

Инициаторами создания школьного музея выступали чаще всего сами земские учителя, которые стремились к новаторским решениям, применяли инновационные технологии в обучении детей. Школьный музей дореволюционной России в значительной степени был музеем детского творчества и детского труда, выполняя при этом задачу образования на основе предметного метода. Школьный музей служил также прекрасным побудителем к дальнейшему самообразованию и самого земского учителя.

Земства России в 1870–1880-е гг. создали принципиально новый тип школы – земскую народную школу. Земская идея образования состояла в том, что сельская начальная школа должна была иметь значительныйстр. 12 краеведческий компонент, опираться на местные культурные традиции, «вписываться» в окружающую природу. Земские собрания Олонецкого края поддерживали усилия учителей по созданию краеведческих авторских программ, по написанию учебных пособий, финансировали их издание. Так, в июле 1881 г. в Петрозаводске вышло в свет учебное пособие краеведа К.М.Петрова под названием: «Краткое описание Олонецкой губернии. (Родиноведение)», предназначенное для учителей начальных школ. Олонецкое губернское земство ассигновало на издание этого учебника 300 руб. Это позволило разослать в сельские школы губернии 500 экз. данного пособия бесплатно [18] . Так постепенно усилиями ученых, педагогов и земских деятелей готовилась почва для внедрения земской идеи в начальное образование, для создания школьных музеев, причем независимо от того, кто формально был организатором школы – министерство или земство.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Самым известным школьным музеем в Олонецкой губ. по праву стал музей К.И.Дмитриева, учителя Вохтозерской школы. Хотя К.И.Дмитриев работал в министерской школе, в его деятельности четко реализовались земские принципы обучения и воспитания. Для активизации познавательной деятельности учеников К. И. Дмитриев придумывал разные способы развития устной речи у детей, обогащающие их словарный запас. Дети оформляли гербарии, изготавливали своими руками макеты и муляжи, различные наглядные пособия. Для них Кузьма Иванович позднее изготовил специальный стеклянный шкаф [19] .

В августе 1895 г. музей Дмитриева принял участие в выставке учебно-воспитательного дела в народных училищах Олонецкой губ., которая проходила при активном участии земства в Петрозаводске. ОГВ сообщали, что подобная выставка «является новинкой не только для губернии, но и для всей России». На выставке были представлены сотни экспонатов, характеризовавших, в том числе и развитие школьно-музейного дела в крае [20] . В отдельной витрине на выставке демонстрировался «Музей Вохтозерского сельского училища», созданный учителем К.И.Дмитриевым, в котором было собрано 150 предметов и моделей, служивших наглядными пособиями [21] .

В начале XX в. активность земцев по созданию школьных музеев возрастает. Во многих уездах Олонецкой губ. при министерских и земских училищах открываются новые музеи наглядных пособий. «Они включали предметы „в натуральном виде“, а также в виде моделей, чучел и т.д. Многие учителя творчески подходили к делу, расширяя круг предметов быта, пополняли коллекции моделями ремесленных изделий, экипажей, посуды и т.д. Коллекции пополнялись также таблицами по ботанике, зоологии, анатомии» [22] . «В инспекторском отчете о состоянии народного образования в Повенецком уезде за 1914 г. отмечалось, что при некоторых училищах коллекции учебных пособий достигли «особенной полноты» и разнообразия и могут заменять районные музеи. К числу таких наиболее крупных школьных музеев относились коллекции министерских училищ: Святнаволоцкого и Паданского, земских: Повенецкого 2-классного, Кяппесельгского, Покровского и Ребольского» [23] .

Среди других подвижников школьного дела можно еще выделить тех педагогов, в работе которых также были заметны элементы земско-музейного дела. Например, А.П.Анкудинов – страстный любитель природы и садовод, создавший образцовый сад-огород при школе; Н.К.Белоусов, изготовлявший для ребят наглядные пособия и собравший интересные коллекции растений и минералов [24] ; Н.Г.Демидов – прекрасный методист и организатор внешкольной работы, проработавший более 25 лет в начальных школах Вытегорского и Олонецкого уездов [25] ; К.И.Королев собрал материалы по организации обучения на карельском языке и составил учебное пособие «Грамматика карельского языка» [26] ; Н.В.Кофырин, кроме преподавания в школе, внес вклад в развитие кооперации и краеведения [27] .

Земско-музейное дело в Олонецкой губ., несомненно, способствовало повышению образовательного и культурного уровня местных жителей. Земские финансы сыграли важную роль в развитии музейного дела, приобщении населения к истории, культуре и традициям северного края. Земские служащие активно участвовали в пополнении фондов губернского музея. Работа земств по формированию школьных музеев в целом была здесь весьма полезной и эффективной. Деятельность земских учреждений раскрыла новые возможности для обучения и воспитания подрастающего поколения, в том числе и через приобщение его к школьномузей-ному делу. В Олонецкой губ. земские учреждения внесли свой вклад в развитие музейного дела также и пропагандой идей сохранения исторического наследия для будущих поколений олончан.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф