Метки текста:

История Поморье Рябининские чтения

Елтышева Л.Ю. (г.Кунгур)
Крестьяне Поморья – источник заселения будущего Кунгурского уезда Vkontakte@kizhi

стр. 44История возникновения города Кунгура связана неразрывно с колонизацией Урала. Во второй половине XVI в. земли Перми Великой начинают интенсивно заселяться. Территория будущего Кунгурского уезда (Сылвенско-Иренского поречья) занимала выгодное географическое положение, имела сравнительно хорошие пути продвижения, плодородные почвы и различные неземледельческие угодья. Колонизационный фон был весьма значительным, что благоприятствовало продвижению сюда русского населения. Коренное население (ханты, манси) было немногочисленным. Оно занималось, прежде всего, неземледельческими промыслами (охотой, рыбной ловлей, бортничеством) и вело полукочевой образ жизни. Хлебопашество имело подсобный характер и было развито слабо. Торговля с русскими играла важную роль в экономике СылвенскоИрен-ского поречья. Торговые операции на Сылве и Ирени привлекали торговых людей из Поморья, Уфимского и Казанского уездов. Прикамье стало плацдармом для продвижения русского населения в Сибирь, сыграло важную роль в освоении Сибири.

По решению правительства Пермь Великая и Вятская земля вместе с другими уездами Поморья были обложены тяжелой повинностью по снабжению первых русских поселений в Сибири, получившей название «Сибирские отпуска». Она состояла из трех частей: сбор хлеба, перевозка его в Зауралье, поставка плотников для строительства судов. Основная тяжесть этих повинностей легла на черносошенное крестьянство и посадских Перми Великой [1] . Правительство призывало на новые земли только черносошенных крестьян «неписьменных и нетяглых». Крестьянские «миры» ранее освоенных уездов Поморья несли расходы на их «подмогу». Так, в 1590 г. переселенцы из Сольвычегодского уезда должны были иметь каждый для ведения хозяйства «по три мерина добрых, да по три коровы, да на год хлеба, да соха со всем для пашни, да телега. Да сани и на подмогу им велено дать по двадцати пяти рублёв человеку» [2] . В XVI в. крупные сельские поселения назывались погостами. Они были и центрами общинного самоуправления, и религиозными центрами. В них рано появляется беспашенное население, занимавшееся ремеслом и промыслами. Вокруг них сосредотачивались небольшие деревни и однодворные починки. Это обычный для северного Поморья складнический тип поселения, когда несколько крестьян объединяют свои доли, паи в одном хозяйстве.

В 1613 г. земли, на которых впоследствии был основан г.Кунгур, по писцовым книгам принадлежали иренским татарам и утверждались за ними в царствование Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича. До 1618 г. там не было ни одного русского селения. По переписи 1623–1624 гг. на реках Сылве и Ирени было зарегистрировано 86 человек мужского пола [3] .

Многие плодородные земли, незанятые местным населением, пустовали. Организованное заселение края началось в середине ХVII в. В этот период нарастание темпов переселения на Урал крестьян из северных уездов Поморья было связано с усилением социального расслоения крестьянства, с распространением в этих районах крепостничества. Так, в 1647 г. «из поморских городов… с посадов … сошли в Сибирь посадские люди с тяглых своих жеребьев: от хлебного нероду и от бедности, с женами и с детьми» [4] . В 1648 г. по царскому указу на р.Кунгурке возник острог – Кунгур, ставший одним из ключевых пунктов на пути из центра в Сибирь.

В 1648 г. из вотчин Строгановых, Пыскорского и Соликамского Вознесенского монастырей, Новоникольской слободы, Чердынского, Соликамского, Кайгородского уездов, а также из Сольвычегодского, Устюжского и Вятского уездов Поморья и владений соликамских посадских людей Елисеевых и Суровцевых на реку Сылву были выведены государственные крестьяне, которые стали называться «посадскими». Первыми жителями г. Кунгура стали переселенцы из разных мест. На это указывают первые слова писцовых книг: «… лета 1648 г. по государеву и Великого князя Алексея Михайловича Всея Руси и по грамотам за приписью дьяков Алмаза Иванова до Микифора Демидова воевода Прокофий Кузмич Елтуфьев велел соликамскому посадскому человеку Ивану Суровцеву да съезжей избы подъячему Антипу Вахутину государевых прихожан крестьян вятчан, кайгородцев, из Соли Вычеготцской, из Устюга Великого и из разных городов и из-за вотчин и монастырей вывесить на государя на Кунгур и на Степаново городище на житье… чтоб им за государем жить и никуда не избежать. В котором числе которого крестьянина вывезут и где поселят на государевых землях и с которого числа и по которые льготы дать, и повелено описать имянно, порозну и по статьям…» [5] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

стр. 45Русские крестьяне Пихтовниковы, Бабиковы, Якимовы, Колмаковы, Афанасьевы, Бурковы, Головины, Карповы, Шадрины, Ширяевы и другие выезжали с семействами на новые земли. Каждая семья получала надел в 7,5 десятин земли и освобождалась от уплаты тягла в течение трех лет. С земель, принадлежавших Соликамскому Вознесенскому монастырю, были вывезены «Кайгородского уезда с погоста от Николы прихожий крестьянин Якушко Якимов сын Понамарев.., Степанко Иванов с детьми, с Ярофейкой, с Петрушкой, с Корнилком, с Иванком… Вывезены из-за Спаса Пыскорского монастыря прихожие крестьяна Вятчана Котельнича города Куземка Игнатьев сын Черепанов с детьми со Стафейком, да с Ваською и поселены на Кунгуре; земли им дано под дворы и под огороды и под пашню три чети в поле, а въ дву потомужъ, да сенных по-косов вверх по Ирени от Кунгура на тридцать копень; льготы им дано по государевой грамоте на три года со 156 (1648) апреля с 16 числа да по 159 (1651) год апреля по 16 число; а как льготные года отойдут и Куземке с детьми государево тягло платить по 20 алтын на год; и подушная по ним запись в житье и в государеве тягле взята» [6] . Всего переселенцам было выделено земли под дворы, огороды и пашни 1047 четвертей в поле (четверть – половина десятины, а та равнялась 1 га и 1197,44 кв. м); сенных покосов вверх от Кунгура по р. Ирени по обе стороны – 10470 копен (1 копна равна 0,1 десятины), «а государевых податей со всякими доходами, после льготных лет, велено платить тягла по 132 р. по 9 алтын 2 деньги на год; и подушная по ним запись в житие и в государеве тягле взята» [7] .

По преданиям, собранным известным кунгурским летописцем дьяконом Е.Д.Золотовым, «в первый год русских поселенцев ожидало страшное испытание»: случился неурожай зерновых. В течение зимы весь старый запас издержался, а весною случился настоящий голод. На пашенных полях появились растения, так называемые „пестики“. Тогда бедные новопоселенцы нашли себе естественное пропитание в упомянутых „пестиках“. Они собирали их во множестве, сушили, толкли и с малою частью обыкновенной муки делали из них хлебы. Однако скоро и пестиков не стало, почему русские должны были прибегнуть к разным обыкновенным огородным растениям, каковы: щавель обыкновенный и татарский, дикий чеснок, молочко-трава, по-том появились пиканы. Они появлялись в Петров день и составляли впоследствии особый род торговли для кунгурских крестьян, которые собирали их на полях и привозили возами в Кунгур для продажи. Городские жители очень любили вареные пиканы. Поэтому, как можно полагать, и доныне сохранилось за кунгурцами название – „кунгурские пиканники“. Из огородных растений лук тоже способствовал их пропитанию. Между тем во время Петрова поста появилось будто бы такое множество клубники по всем окрестностям их селений, какого потом никогда не бывало…» [8] .

Прибавилось работы у Соликамского воеводы думного дворянина Прокопия Кузмича Елизарова. По его указу подьячие заполняли вывозные и новоселитебные книги, отправляли их в столицу. А для местных нужд оставляли копии, тщательно сверяя их с оригиналами: ошибки не должно быть – документы удостоверяли важные государственные дела. По переписи П.К.Елизарова, в Кунгурский уезд прибыло 386 семей (или 1222 человека). По переписи другого соликамского воеводы стольника Семена Тимофеевича Кондырева, было поселено еще 104 семьи (428 человек) [9] .

В течение XVII в. бегство крестьян из Поморья на Урал неуклонно возрастало. По переписным книгам П.К.Елизарова, уже в 1647 г. Вознесенский монастырь имел в своих вотчинах на Сылве 220 дворов с 754 крестьянами. В вотчинах Пыскорского монастыря на реках Каме, Сылве, Мечке, Шакве и Бабке насчитывалось 365 дворов с 1136 крестьянами [10] . Между тем до получения сылвенских земель монастырь имел всего 35 пашенных и непашенных крестьян [11] .

Можно сделать вывод, что в середине XVII в. немало русского населения было во владениях монастырей и вотчинников в Сылвенско-Иренском поречье. Большое количество беглых «тяглецов» Поморья и Перми Великой, сосредоточенных на землях монастырей и вотчинников Прикамья, могло представить значительный резерв для колонизации новых районов. Этим резервом правительство и воспользовалось в 1648–1651 гг., когда решило создать новый уезд черносошенного землевладения – Кунгурский [12] . Весть о том, что в Кунгурском уезде идет поселение на льготных условиях (временное освобождение от тягла), быстро распространилась в Поморье. В Кунгурский уезд усилился приток беглых крестьян. В марте 1651 г. воевода С.К.Кондырев продолжил сыск «новоселебных» крестьян. По этому сыску еще 174 семьи (428 чел.) были записаны и обложены тяглом. По данным С.К.Кондырева, в Кунгурском уезде очутилисьстр. 46 44 семьи (81 чел.) беглых крестьян, которые «за вотчинниками не живали», а пришли прямо из черносошенных уездов Поморья.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Населенные пункты Кунгурского уезда нередко были довольно крупными, и по размерам они существенно отличались от малодворных деревень Поморья. Топонимика Кунгурского уезда очень часто находит объяснение в фамилиях первопоселенцев. Поэтому деревни с одинаковым названием были и в Кунгурском, и Соликамском уездах (Веслянная, Тучнолобова, Жаравлева) [13] .

Кунгурский уезд быстро рос, что внушало опасения башкир за свои владения. В 1662 г. во время башкирского феодального восстания г. Кунгур и все деревни были сожжены. Оставшихся жен и детей взяли в плен, весь скот отогнали в свои жилища. Спаслись немногие в лесах и пещерах, окружающих берега рек Сылвы и Ирени. После башкирского «Сиетовского» бунта в 1662 г. в Кунгурский уезд вновь пополнился крестьянами и посадскими людьми из Поморья, о чем свидетельствуют челобитные тяглых «миров» ряда уездов.

В 1663 г. Великий Государь и Великий князь Алексей Михайлович предписал найти новое и более удобное место для второго основания Кунгура. Новое место выбрали в районе слияния рек Сылвы и Ирени, где раньше располагалось небольшое село Мысовское. Этот район выгоден для защиты от нападения, так как защищен с трех сторон реками. В 1663 г. здесь произошло вторичное основание города. К концу XVII в. по количеству беглых крестьян в Кунгурский уезд поморские уезды и Пермь Великая неизменно шли впереди других районов государства, в целом давая примерно 75% от общего итога. Среди лидеров по количеству новопоселенцев шли Устюжский, Вятский, Чердынской, Кайгородский, Яренский, Холмогорский, Устьянские волости, а также из Кеврола, Пинеги [14] . Одним из важнейших источников, указывающих на заселения Сылвенского края крестьянами из Поморья и с Русского Севера, т.е. с территорий современных Архангельской и Вологодской областей, являются фамилии. Многие из них возникли из географических прозвищ, указывающих на населенный пункт или бассейн реки, откуда прибыл человек: Белозерцев, Вологжанин, Вычегжанин, Двинянинов, Поморцев, Кивокурцев, Колмогоров (Холмогоров), Мезенцев, Пинягин, Сухонцев, Умпелев, Шистеров, Устюгов, Важенин, Косьвинцев, Обвинцев, Сысолетин, Собянин, Бородулин, Кокшаров, Кичигин, Шарин, Вакорин, Батуев, Чупин, Мисюрев, Шабунин [15] . Складывающиеся пермские говоры были тесно связаны с материнскими северорусскими говорами, что хорошо просматривается на материале прозвищ, давших фамилии. Анализ лексики, которая легла в основу прозвищ, обнаруживает множество слов, бытовавших в вологодских, архангельских, ярославских, тверских, нижегородских говорах [16] .

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф