Метки текста:

История Рябининские чтения Этнография

Алексеенко Н.А. (г.Москва), Калуцков В.Н. (г.Москва)
Об атласе «М.В.Ломоносов» Vkontakte@kizhi

стр. 66В 2011 г. исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Его жизни и творчеству посвящены исследования разных жанровых форм; среди них мемуары, связанные с деятельностью великого ученого, публицистические статьи, научные статьи и монографии, справочники, картографические произведения, изображающие места его рождения и деятельности. Атлас среди форм мемориальных произведений, посвященных Ломоносову, представляет собой новую форму. Известно, что Ломоносов как географ возглавлял Географический департамент, а форма атласа – органичная для географии форма представления материала.

Историко-биографические атласы – не новое слово в картографии. Примеров таких атласов можно привести немного: в фондах Российской государственной библиотеки их только три – посвященных В. И. Ленину, Хосе Марти, Д. Вашингтону. Атласы изданы в разных странах, но еще в то время, когда атласы создавались по классическим технологиям, с ограниченными возможностями полиграфии, с небольшим объемом дополнительного текстового и фотографического материала. Более современное издание историкобиографи-ческого направления, включающее уникальные произведения живописи, фотографии, карты и другие иллюстративные материалы из российских и зарубежных архивов, музеев и частных коллекций, посвящено имаму Шамилю, но оно не носит названия картографического произведения. Атлас, посвященный М. В. Ломоносову, видится именно таким – современным, хорошо иллюстрированным, включающим как исторические карты, так и современные, оформленным по последнему слову полиграфии.

Постановка задачи влечет за собой возникновение методологических проблем, связанных с вопросами, которые он должен освещать: изображение жизненного пути великого человека; его научное и художественное творчество; его влияние на современное культурное пространство страны и мира. Тем самым формальная новизна разработки атласа М. В. Ломоносова «превращается» и в содержательную новизну.

Методологические подходы и принципы разработки атласа. Сущность территориального подхода заключается в выявлении и картографировании основных территорий рассматриваемой личности – территории рождения и становления, территории образования, территории творчества. При этом территории творчества могут быть представлены через отдельные проекты, которые разрабатывал человек, особенно, если эти проекты обладают территориальным измерением, могут быть локализованы. Наряду с авторскими картами, изображающими территории рождения, жизни и творчества выдающегося лица, атлас должен содержать и уже созданные карты. Карты-современники жизни личности позволяют почувствовать «дух времени», лучше понять ушедшую историческую атмосферу.

Территориальный подход «роднит» данную разработку с традиционными географическими атласами. Однако территориального подхода при разработке географического атласа человека, личности не достаточно. Пространственный подход разработки атласа рассматриваемого типа проявляется в исследовании пространства мышления и творчества, пространства воображения человека.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Другой аспект реализации пространственного подхода заключается в исследовании изменения культурного пространства мира, страны и ее отдельных регионов под влиянием масштабной личности. Эти изменения проявляются в топонимии, в названиях природных и культурных объектов, организаций и учреждений, в создании памятников и бюстов, организации музеев, связанных с жизнью и деятельностью великого челове-ка. Широкое распространение и плотность памятных знаков в пространстве страны свидетельствуют о масштабе личности и ее вкладе в национальную культуру.

Подчеркнем также, что многие грани творчества гения могут быть открыты и поняты только с помощью пространственного анализа, при чтении и соотнесении карт атласа. Тем самым атлас представляет собой не только средство анализа жизненного пути, пространственного мышления и восприятия великим человеком окружающего мира, но и новый способ ви́дения научного и художественного ломоносовского наследия.

Принцип визуальной репрезентации данного типа атласа заключается в активном использовании визуальных изображений, как самой исторической личности, так и связанных с ней лиц – родственников, современников, последователей. В качестве исходного материала могут быть использованы портреты, скульптуры, гравюры. Важное место в визуальном ряду занимают изображения мест, связанных с рождением, творчеством и смертью гения. К ним относятся пейзажи на картинах, старых и современных фотографиях.

Система мест, связанных с жизнью и творчеством гения, образует культурный ландшафт, т. е. определенную природно-культурную среду, с которой «гений места» был связан и которая повлияла на формирование его личности. Применительно к нашему герою можно выделять Куростровский (и шире Холмогорский) ломоносовский ландшафт и Петербургский ломоносовский ландшафт.

стр. 67Принцип текстовой репрезентации занимает особое место в создании географических атласов великих личностей. Текст не сводится к комментированию карт, как это нередко случается при создании традиционных географических атласов; он играет важную и такую же самостоятельную роль в построении всего массива атласа, как картографические изображения и визуальные репрезентации. Систему карт и визуальных изображений следует рассматривать как значимый контекст тестовой системы.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Корпус текстов атласа состоит из четырех типов текстов: авторского текста, раскрывающего основные моменты конкретного раздела атласа; текста-комментария, связанного с картографическими и другими визуальными изображениями (портретами, картинами, фотографиями); текстов исследователей творчества гения; и текстов самого М. В. Ломоносова.

Данный атлас, как и любая разработка, приуроченная к памятной дате, неизбежно несет на себе мемориальную функцию, связанную с почитанием, преклонением, уважением к таланту М. В. Ломоносова, что накладывает на него дополнительные требования. В частности, специфический момент первого атласа М. В. Ломоносова заключается в детальном рассмотрении тематики, связанной с родиной великого помора.

Содержание атласа. Атлас состоит из шести разделов.

Первый раздел называется «Родина Ломоносова на географических картах и в описаниях исследователей». За 250 лет, прошедших после смерти Ломоносова, сложилась традиция посещения его родных мест, особенно в годы юбилейных дат; сформировался и широко бытует среди исследователей ломоносовского творчества термин «Родина Ломоносова».

Картографические изображения Родины Ломоносова, выполненные исследователямипредшественни-ками (И. И. Лепехиным, А. Г. Тышинским, П. Л. Маштаковым, А. Н. Грандилевским), составляют важную часть первого раздела атласа.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Важное место в разделе занимает карта современного ломоносовского наследия с. Ломоносово и его окрестностей. Наряду с материальными объектами наследия современное ломоносовское наследие включает и нематериальные объекты – топонимию края, живой фольклор (мифы, легенды, предания места), этнические традиции и т. д.

Во втором разделе «Личная география Ломоносова: маршруты и путешествия» представлены карты и описания достоверно известных и предполагаемых поездок великого помора. В формировании его географического мировоззрения огромную роль сыграли промысловые плавания отца Василия Дорофеевича и их совместные поездки в 1720-е гг. После ухода из дома путешествия Ломоносова по России и за рубежом носят целевой – образовательный – характер. Во-первых, путь из Холмогор в Москву в Московскую славяногреко-латинскую академию для получения первичного образования, во-вторых, маршрут из Москвы в Киев с целью углубления образования, в-третьих, поездка в Петербург и, наконец, венец формального ломоносовского образования – многолетняя командировка в Германию, где он слушает лекции, участвует в практикумах, встречается с крупными европейскими учеными.

По возвращении из Германии в Россию в 1741 г. и до самой смерти в 1765 г. личная география Михаила Васильевича связана только с Петербургом и его окрестностями. Наряду с картами поездок по России и Европе в атласе приводится карта мест Санкт-Петербурга, связанных с М. В. Ломоносовым.

В третьем разделе рассматриваются проекты пространственного развития России, инициированные М. В. Ломоносовым. Среди проектов, инициированных М. В. Ломоносовым, выделяется проект создания российского атласа. При реализации этого проекта Михаилу Васильевичу пришлось решать целый ряд организационных, собственно научных, технических и образовательных задач. В создаваемом атласе приводятся карты планов экспедиций, составленные М. В. Ломоносовым, а также экспедиций, реально осуществленных.

У инициированного М. В. Ломоносовым проекта Северного морского пути хорошо просматриваются поморские корни. Без опыта плавания по Белому и Баренцеву морям, без личных наблюдений за полярной природой – ветрами, течениями, льдами – он был бы невозможен. Таким образом, жизненный опыт в сочетании с глубокими научными знаниями привели М. В. Ломоносова к глубокому убеждению значимости Севера в развитии страны и уверенности, что, несмотря на огромные трудности, Север будет освоен:[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Колумбы Росские, презрев угрюмы рок,Меж льдами новый путь отворят на восток [1] .

Такое понимание роли Севера и привело его к идее Северного морского пути, идее, которой он придал глубокое геополитическое и естественнонаучное обоснование и многое сделал для ее практической реализации, подготовив две северных морских экспедиции.

В атласе приводятся карты ломоносовских экспедиций, других исторических плаваний по Северу, современного Северного морского пути и перспектив его развития.

стр. 68Четвертый раздел – «Образы России и мира в поэтическом творчестве М. В. Ломоносова». Прекрасное знание мировой и отечественной географии играло немаловажную роль в его литературном творчестве [2] .

Так, в Похвальном слове Петру I активно используются образы морей и рек, подчеркивая не только неукротимую энергию царя, но и его роль в создании русского флота и развитии торговли: «Что же Его (Петра I – В. К., Н. А.) путешествия или, лучше, быстропарящие летания? Едва услышало глас повеления Его Белое море, уже чувствует Балтийское море. Едва путь кораблей Его скрылся на водах Азовских, уже шумят уступающие ему Каспийские волны. И вы, великие реки, Южная Двина и Полночная, Днепр, Дон, Волга, Буг, Висла, Одра, Алба (Эльба – В. К., Н. А.), Дунай, Секвана (Сена – В. К., Н. А.), Тамиза, Рен и прочая, скажите, сколь много крат вы удостоились изображать вид Великого Петра в струях ваших?» [3] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В этом разделе атласа представлены анаморфированные карты: «Образ мира в поэзии Ломоносова», «Образ России в поэзии Ломоносова» и другие.

Пятый раздел «Ломоносов в культурном пространстве России и зарубежья» представляет географию материального и нематериального наследия великого помора в мире и России. В разделе представлены карта «Музеи, памятники и мемориальные знаки Ломоносова», включая фотографии наиболее значительных скульптурных изображений, карта «Природные объекты, носящие имя Ломоносова», карта «Города России, имеющие улицу Ломоносова» и другие.

Последний раздел посвящен Московскому университету и называется «Московский университет – главный образовательный проект М. В. Ломоносова: пространственное развитие университета с XVIII по XXI век». В разделе рассматриваются структурные изменения и территориальная динамика университета с момента его создания до нашего времени. Предполагаются карты, характеризующие следующие разные временные состояния Московского университета – от первых лет своего существования до XXI в. Тем самым последний раздел мемориального атласа демонстрирует жизненность и глубину идеи М. В. Ломоносова о создании первого российского университета в Москве, организационные и педагогические грани его многогранного таланта.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф