Метки текста:

История Карельское Поморье Местночтимые святые Рябининские чтения Этнография

Минеева И.Н. (г.Петрозаводск)
Почитание прп. Кассиана Муезерского в Карельском Поморье VkontakteFacebook

стр. 112На юго-западе Беломорского района, на озере Муезере, находится труднодоступный о. Троицы. Согласно историческим разысканиям, в конце XVI в. на о. прп. Кассиан Муезерский основал Муезерский мужской монастырь в честь Святой Живоначальной Троицы. В начале XVII в. на острове монахами был возведен еще один храм святителя Николая, затем часовня Спаса Нерукотворного, срубленная над двумя огромными по-клонными крестами высотой около четырех метров [1] . После успения прп. Кассиана Муезерского над его мощами была возведена часовня-гробница, сохранившаяся до сих пор благодаря стараниям наместников из Кемского мужского Благовещенского монастыря Новомучеников и исповедников Российских и православным паломникам, бережно относящимся к святыням.

Прп. Кассиан Муезерский выделяется из общего числа святых Русского Севера прежде всего своей неизвестностью и загадочностью. Как указывается на сайте Международного дайджест-проекта о Соловках «Соловки – энциклопедия», время и обстоятельства жизни подвижника неизвестны. Неизвестным остается также время и место его канонизации [2] . В разных молитвословниках представлены противоречивые данные, указывается XVI или XVII вв. Прп. Кассиан Муезерский внесен в собор Соловецких [3] и Новгородских святых [4] . Священномученик Никодим (Кононов), архиепископ Белгородский, в «Архангельском Патерике» писал: «Кассиан был иноком Соловецкого монастыря, подвизался и скончался на острове Шуе, в Кенском крае...» [5] . «Мощи преподобного Кассиана были перенесены в Антониево-Сийский монастырь пр. Феодосием Сийским в годы его игуменства» [6] . Сейчас мощи святого обретены верующими в ином месте, на о. Троицы [7] .

Несмотря на то, что исторических сведений о прп. Кассиане Муезерском сохранилось мало, все же есть основания говорить о том, что память о святом в народе жива и что его продолжают почитать на Русском Севере. Остров посещают местные жители и паломники из разных городов России. В то же время следует особо подчеркнуть тот факт, что о прп. Кассиане Муезерском знают немногие. Из всех опрошенных нами пятидесяти-шестидесяти человек в Беломорском районе в июле 2009 г. только три информанта смогли рассказать о святом. В зафиксированных нами нарративах о прп. Кассиане Муезерском, а также известных записках паломников, опубликовавших свои воспоминания в официальных православных источниках, наиболее распространенными являются следующие сюжетные коллизии: 1) прп. Кассиан приплыл на Муезеро с Соловков на большой гранитной плите [8] ; 2) святой посылает испытания паломникам, идущим к нему на поклон [9] ; 3) подвижник охраняет о. Троицы от людей, приносящих вред (курение, распитие спиртных напитков на острове или вблизи него, использование в речи ненормативной лексики, глумление над святынями), и сурово наказывает их за это. По словам местных жителей и паломников, они сходили с ума, умирали, на озере у них выходили из строя лодки, катамараны и т. д. [10] Таким образом, прп. Кассиан Муезерский известен в Поморье прежде всего как защитник о. Троицы, охранитель его духовной чистоты.

Между тем предпринятое нами обследование о. Троицы в июле 2009 г. выявило ранее неизвестные науке факты в истории почитания прп. Кассиана Муезерского [11] . Цель настоящего сообщения – на основе имеющихся артефактов, обнаруженных нами на о. Троицы или любезно предоставленных местными жителями, а также людьми, посетившими остров (предметы, фотографии), представить духовные практики по-читания святого.

стр. 113Индивидуальные духовные практики почитания св. прп. Кассиана Муезерского.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Сохранившиеся артефакты и их интерпретация:

1. Текст молитвы прп. Кассиану Муезерскому.

Во время осмотра часовни-гробницы в июле 2009 г. нам не удалось обнаружить текст молитвы прп. Кассиану Муезерскому, в то время как, по свидетельству Александра Савельева, московского фотографа, по-бывавшего здесь в 2007 г., эта молитва была, и любой, оказавшийся в часовне, имел возможность прочитать ее, так как лист с текстом молитвы висел при входе в часовню на видном месте, и каждый входящий мог ее увидеть. Лист был «вполне свежий, вряд ли он там висел больше года» [12] . Выполненная нами расшифровка любезно предоставленного Александром Савельевым фрагмента текста молитвы позволила сделать предположения о том, в каких случаях молились / молятся прп. Кассиану Муезерскому. Приведем текст молитвы, затем прокомментируем обозначенный круг проблем.

Текст молитвы: «…<нрз.> святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится.

Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и небеснаго царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: ему же подобает честь и поклонение со безначальным его отцем и с пресвятым и благим и животворящим его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Ублажаем, тя, преподобне отче Кассиане, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов».

Комментарий к тексту молитвы прп. Кассиану Муезерскому.

1) Фрагмент приведенного текста молитвы состоит из двух частей – собственно молитвы прп. Кассиану и его величания (последняя строка, следующая после завершающей формулы молитвы «Аминь»). Как удалось установить, само содержание собственно молитвы «традиционно» при обращении страдающих бесплодием женщин к святым за помощью. Так, фрагмент приведенной молитвы прп. Кассиану Муезескому идентичен тексту молитвы прп. Ипатию, целебнику Печерскому (XIV в.), который совершал чудеса, возвращая пропадавшее молоко кормящим матерям, и к молитвенному заступничеству которого прибегали женщины при бесплодии. Схожую молитву читали женщины прп. Роману Антиохийскому (V в.), врачу св. Агапиту Печерскому (XI в.) и др., прося их помочь им даровать детей. В величании прп. Кассиана автор использовал формулу «общего» величания данного чина святых – преподобных.

2) Неизвестный автор листка с текстом молитвы, обнаруженного в часовне-гробнице, несомненно, знал о традиции почитания прп. Кассиана Муезерского как покровителе женщин. Это был глубоко верующий, воцерковленный человек, умеющий составлять молитвенный текст, учитывающий при этом главные структурные элементы этого жанра (обращение к святому, его величание), правила чтения (расстановка словесных и логических ударений при чтении) и те трудности, с которыми сталкивается современный человек, не знающий церковнославянского языка, читая такого рода тексты (например, произнесение слов церковнославянского происхождения, согласно акцентологическим нормам).

В составленной по общим канонам молитве прп. Кассиану Муезерскому отразилось значимое символическое событие – рождение / возрождение (?) нового культа почитания святого в наши дни. Таким образом, появляется еще одна идентификационная характеристика прп. Кассиана Муезерского – молитвенника и по-кровителя бесплодных женщин. К сожалению, узнать что-либо о времени и условиях возникновения данной ипостаси культа прп. Кассиана в настоящее время практически невозможно из-за отсутствия сведений в письменных источниках и устных рассказах местных жителей. Между тем наличие анализируемого артефакта является одним из важнейших и вскрывает еще один круг проблем, связанных с почитанием прп. Кассиана Муезерского, фиксирует в целом динамику развития культа святого на рубеже XX–XXI вв.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

2. Рассказ информанта о чуде исцеления от бесплодия и рождении ребенка по молитве прп. Кассиану Муезерскому.

Единственный информант из г. Беломорска Наталья рассказала нам о помощи ей прп. Кассиана Муезерского. Как явствует из ее сообщения, долгое время она не могла иметь детей ни в первом, ни во втором браке. Об о. Троицы знала из рассказов других женщин, страдавших недугом бесплодия, но никогда там не была. Однажды со вторым супругом они поехали отдохнуть и порыбачить на озеро Муезеро. Во время рыбалки заехали на остров. В лесу они нашли часовню с ракой прп. Кассиана. В часовне Наталья помолилась святому о даровании им ребенка. Через некоторое время забеременела. Столь радостное событие Наталья связала именно с свершившимся чудом исцеления и помощью св. Кассиана. Родилась дочь. Когда девочка подросла, Наталья стала ездить со всеми домочадцами на остров почти каждый год, чтобы поклониться прп. Кассианустр. 114 Муезерскому, помолиться о благополучии и здоровье семьи, навести порядок в часовнях и церкви. Свою единственную дочь она считает ребенком вымоленным [13] .

Как видно, приведенный сюжет о чуде исцеления, деторождения и поклонении святому имеет то же значение и становится еще одним остовом, подтверждающим высказанную выше гипотезу об эволюционной линии почитания прп. Кассиана Муезерского.

Монеты и папиросы у основания гробницы св. прп. Кассиана Муезерского.

В момент осмотра часовни в июле 2009 г. у основания гробницы прп. Кассиана Муезерского лежали монеты и папиросы. Согласно сделанным нами наблюдениям, с традицией поминовения св. прп. Кассиана Муезерского связаны обычаи и обряды, имеющие разный генезис. На данный момент можно предположить, что народная память соединила каноны православного христианства (поклонение святому, молитва, просьба / положение завета, зажжение свечи – символы Воскресшего Господа, бессмертных, вечно живых предков) и языческого варианта почитания кровных умерших, особенно актуализировавшегося в советское время (оставление монет и папирос на могиле) [14] . Как известно, обряд класть в могилу во время похорон или оставлять на могиле почившего папиросы и монеты связан с почтением усопшего, созданием благоприятных условий его существования «на том свете», заботой о покойном с целью, чтобы он помогал живым, или снискать у него расположения.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Возможно, все эти архаические по своему происхождению обрядовые действия, которые совершали люди, побывавшие на о. Троицы, были выполнены ими лишь по инерции, и никакого магического смысла они им и не придавали. Описанные ритуальные «жесты» сохранились лишь на уровне их культурной генетической памяти. Между тем подобный сложный синтез разных традиций почитания св. Кассиана Муезерского свидетельствует о двойственном его восприятии паломниками: как святого и как почившего родного или близкого человека, нуждавшегося, по их мнению, в заботе о его пребывании в мире ином и способного оказать помощь живым.

3. «Тряпочки-ленточки» на многовековой ели.

На ветках одной из многовековых елей посетители острова стали завязывать «ленточки-тряпочки».

Нельзя с точностью определить, каково его значение: связано ли завязывание «тряпочек-ленточек» на ели с культом прп. Кассиана Муезерского, его поминовением? Или традицией поклонения могучей, наполненной силой ели? Завязыванием тряпочки на удачу, на счастье, исполнение желания? и т.д. Никто из опрошенных местных жителей не смог этого объяснить. Между тем данный артефакт важен в контексте реконструкции культа поморского святого. С нашей точки зрения, каждый посетитель острова, совершая ритуальное действие, вкладывал в него свой смыл и обретал веру, утешение, надежду на помощь и исцеление. Таким образом, ель приобретает ту же охранительную, защитную функцию, как и все на этом острове: мощи прп. Кассиана Муезерского, часовня Спаса Нерукотворного, церковь Николая Чудотворца.

Итак, на рубеже XX–XXI вв. в Карельском Поморье прп. Кассиан Муезерский почитается не только как охранитель о.Троицы от нечистоты духовной, но и как целитель женских болезней (бесплодие). В поминовении и поклонении святому прочно закрепились церковные формы (молитва, зажжение свечи), а также ряд архаических языческих черт (обычай оставлять монеты, папиросы, полотенце на гробнице). С другим сакральным объектом на острове – елью – люди связывают те же надежды на помощь и исцеление, как и по отношению к святому.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф