Метки текста:

История Крестьяне Рябининские чтения Этнография

Молчанов Л.А. (г.Москва)
Газеты северной области России 1917–1920 гг. как источник по истории крестьянства VkontakteFacebook

стр. 118Среди письменных памятников культуры, позволяющих реконструировать исторический процесс, объяснить закономерности происходящих исторических событий, выделяется газетная пресса, в которой сосредоточены буквально все виды информации – от сугубо сообщающей до аналитической, убеждающей и внушающей. Тщательно изучать историю отечественной газетной прессы заставляет большое значение современной российской газетной периодики в общественной жизни России. В октябре 1917–1920 гг. газетная периодическая печать была одним из центральных элементов в пропагандистских системах России. Без углубленного и всестороннего изучения периодической печати того периода, ее места и роли в идейнопо-литической борьбе невозможно понять особенностей той эпохи, историю российского крестьянства Европейского Севера.

Период революции и Гражданской войны в России с октября 1917 по 1920 гг. характеризовался большим количеством газетных изданий. По нашим подсчетам, за это время выходило около 3000 наименований газет. Главная причина появления такого количества газетной прессы объясняется тем, что в условиях жестко-кровавого обострения социальных противоречий в обществе каждому политическому режиму, каждому мало-мальски значительному общественному объединению для победы необходимо было разворачивать широкомасштабную агитационно-пропагандистскую работу в целях привлечения на свою сторону населения России. От того, каким политическим силам поверит большинство населения страны, зависел, в конечном итоге, успех в борьбе. Именно поэтому все политические и общественные силы стремились, как можно больше развивать газетную прессу, так как она являлась в то время самым массовым средством пропаганды.

В данной публикации будет сделана попытка анализа газетной печати, выходившей в 1918–1920 гг. на территории, подконтрольной существовавшему в Архангельске антибольшевистскому Временному правительству Северной области (ВПСО). Северная область России в целом была бедна газетными изданиями.

Практически единственным издательским центром области являлся Архангельск, где, по нашим подсчетам, выпускалось около десятка газет.

Положение газет в идейной борьбе того времени во многом определило типологическую структуру газетной прессы Северной области. Наиболее многочисленными группами газетной периодики являлись издания, которые представляли ведущие политические и социальные силы общества. Среди них главными были: официальные издания, военные газеты, газетные издания российских информационных учреждений, печатные органы политических партий и газеты для крестьян. Издателями газет являлись центральные и региональные органы власти и органы местного самоуправления, агитационно-пропагандистские учреждения, армейские политорганы и др. Одной из самых интересных групп газетных изданий в годы Гражданской войны были крестьянские газеты. Через них властные структуры политических режимов стремились оказывать воздействие на настроения самой многочисленной части населения России – крестьянства – и завоевывать его доверие.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

ВПСО в первую очередь материально поддерживало свое официальное издание – газету «Вестник Временного правительства Северной области». Политическая позиция ВПСО позволяла достаточно свободно выпускать на территории области газеты правой, либеральной и социал-реформистской ориентации. На территории Северной области России были закрыты лишь советские газеты и газеты РКП(б). Архангельскую газету «За Родину» издавал Объединенный комитет архангельских общественных организаций. Другие архангельские газеты, «Отечество» и «Русский Север», являлись органами правых, политическими центрами которых были «Союз национального возрождения» и офицеры, группировавшиеся вокруг славяно-британского легиона. Газета «Возрождение Севера» выступала сторонницей демократического центра и популяризировала идею объединения всех демократических сил, которую выдвинуло совещание кооперативных организаций Архангельской губ.

По характеру подачи материала все газеты Северной области можно разделить на две группы: руководящие и популярные издания. Последние создавались для более эффективного ведения пропагандистской работы среди основной массы населения Русского Севера – крестьянства, отличавшегося низким уровнем культуры и образованности. Газеты Северной области должны были стать оружием повсеместного и непрерывного воздействия на общество. Степень этого воздействия зависела в первую очередь от профессионализма сотрудников газетной периодики. В газетной журналистике Северной области принимали участие ее руководители, лидеры и идеологи политических партий и общественных движений. Им это было необходимо для пропаганды своих идеологических платформ и формирования в обществе выгодного для них мифологическогостр. 119 мироощущения. Особенность кадрового состава газет области заключалась в том, что, хотя они испытывали дефицит опытных работников, среди их сотрудников было много интеллигентных, профессионально подготовленных людей. В газетах региона принимали участие известные российские журналисты и литераторы, многие из которых бежали от преследований большевиков в регионы, контролируемые белыми армиями. Они обогащали газетную работу области культурными и профессиональными традициями, которые привозили с собой. В газетах Архангельска в годы Гражданской войны печатался московский поэт и фельетонист А.П.Андреев (псевдоним Шуба). Печатался в архангельских газетах и московский журналист Г.Я.Виллиам.

В газете «Возрождение» работал петроградский критик и публицист А.С.Долинин. Наравне с приезжими в газетах белой России активно участвовали местные журналисты и литераторы. Особенность кадрового состава газет Северной области заключалась в том, что во многих случаях в них сотрудничали люди самых разных политических убеждений.

Основную работу по информационному обеспечению газетных изданий Северной области выполняло правительственное Архангельское (Северное) бюро печати. Одним из важнейших источников информирования газет Северной области являлись сообщения Американского бюро печати (АБП). Данное бюро было отделением Комитета общественной информации – официального пропагандистского учреждения правительства США. Комитет был создан 14 апреля 1917 г. На территории Северной области активно действовали сотрудники комитета Г.Инмэн и Р.Левис при поддержке посла США Д.Френсиса. АБП функционировало до 15 марта 1919 г., когда его сотрудники были отозваны из России. Основным печатным изданием АБП была архангельская газета «Американский часовой». Сообщения информационных служб в Северной области являлись мифологемами, лежавшими в основе газетных мифов.

На характер манипулирования общественным мнением накладывала отпечаток цензура Северной области. Газеты области были поставлены под строгий цензурный правительственный контроль, который носил как военный, так и политический характер. Усилению политического контроля над российскими газетами способствовали действия цензуры союзных войск. Командование союзников стремилось установить свой контроль над российскими газетами в области. Причем по мере усиления Гражданской войны и обострения в связи с этим идеологической борьбы политические аспекты военной цензуры усиливались. Но цензурные запреты соблюдались далеко не всегда, и запрещенная информация достаточно часто попадала на страницы газетных изданий области.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Состав материалов газет Северной области включал в себя все жанры газетной публицистики: статьи и заметки, корреспонденции, обзоры, комментарии, газетную информацию, очерки, репортажи, фельетоны, а также произведения беллетристики, в основном рассказы и стихотворения. Представлены были в газетах сообщения собственных и специальных корреспондентов. Значительное преобладание в газетах имели информационные материалы. Через них газеты восполняли информационный голод общества и канализировали политическое поведение людей. Среди основных отделов и рубрик газет выделялись: официальный и неофициальный отделы, а также отдел объявлений.

Анализ содержания газет Северной области показывает, что оно носило мифопроизводящий характер.

Газетная пресса в той социальной обстановке служила стимулятором образования мифов, где соединились подлинные чаяния народных масс и эмоционально окрашенное нереальное представление о действительности. Газетные легенды соединяли действительность с вымыслом, что давало возможность более успешно формировать в общественном сознании идеологические установки. При яркой словесно-эмоциональной окраске оглашаемой легенды, при тесном сочетании правды и вымысла, подлинных интересов народа и ожидания политического чуда газетные мифы создавали мироощущение, имевшее стойкость предрассудка. Но, активно занимаясь мифотворчеством, российские газеты выполняли информационную и просветительскую функции, давая объективные знания и анализируя текущие события. Содержание газетной прессы Северной области России охватывало все стороны экономической и социальной жизни крестьянства Европейского Севера. Во всех газетах области помещались материалы о крестьянстве региона.

Газеты Северной области широко показывали решение крестьянского вопроса антисоветскими режимами и крестьянскую политику советской власти. Они подробно анализировали аграрное законодательство антисоветских государственных образований в других регионах бывшей Российской империи. В газетах Северной области зачастую преувеличивались революционные возможности крестьянства и их антисоветские настроения.

В целом газетная пресса Северной области не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Борьбу за идеологическое влияние на массы ВПСО проиграло советской власти. Во многом это было связано с тем, что вести агитационную работу в поддержку правительства Северной области было очень трудно, так как оно работало слабо и не выполняло стоявших перед ним задач. Члены северного правительства не смогли найти общего языка с военными и часто конфликтовали с ними. Правительство Северной области было оторвано от нужд общества, в том числе и сельского. Слабая работа ВПСО вела к тому, что оно не встречало поддержкистр. 120 в обществе. Агитационно-пропагандистская работа газетной периодики была малоэффективна еще и потому, что демократические, либеральные ценности, которые провозглашались правительством Северной области и поддерживались командованием союзников, во многом были чужды крестьянству Северной области. В начале ХХ в. на Русском Севере, как и по всей России, не было сформировано гражданское общество, не было выработано общественное сознание. В связи с этим объединиться и создать единый антибольшевистский фронт общественность Северной области не смогла. Доминирующим настроением в обществе Северной области была пассивность. В деревне и в среде офицерства преобладали монархические настроения. Переломить эти настроения газетная агитация Северной области не смогла.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Распространение газетной периодики Северной области встречало большие трудности. Практически вся газетная продукция оседала в городах или на железнодорожных станциях. До сел и деревень она доходила плохо. Большие перебои наблюдались с распространением газет на фронте. Это приводило к тому, что правительство Северной области не могло заниматься манипулированием общественного сознания по собственному сценарию. Большие недостатки в распространении газетной прессы среди населения Европейского Севера являлись одной из главных причин, по которой идеологические концепции ВПСО не могли стать основой для формирования общественного сознания населения области.

Несмотря на активную пропаганду, газетной прессе Северной области не удалось внедрить в сознание крестьянства Русского Севера идеологические концепции и взгляды господствующих региональных политических сил. Газетная пресса Европейского Севера не смогла стать основой для формирования общественного сознания и не являлась мифологемами, на основании которых в общественном сознании складывались политические мифы.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Музеи России - Museums in RussiaМузей-заповедник «Кижи» на сайте Культура.рф